Движущие силы развития — это… Определение, понятие, виды, классификация, этапы развития и цели

Обновлено 24 июля 2021 695 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).

В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Что значит «развитие»

Слово «развитие» обозначает довольно объемное понятие. Это:

  • движение от низшего к высшему;
  • переход от одного качественного состояния к более совершенному;
  • поступательное движение от старого к новому.

То есть развитие — это процесс закономерный, неизбежный, обозначает прогрессивные изменения чего-либо. Наука считает, что развитие происходит на почве возникающих противоречий между новыми и устаревающими формами, способами существования чего-либо.

Синонимом слова «развитие» является слово «прогресс». Оба эти слова обозначают успех в чем-либо, достигнутый по сравнению с прошлым.

Противоположное значение имеет слово «регресс» — это движение назад, возвращение от достигнутого высокого уровня к прежнему, более низкому, то есть это упадок в развитии.

Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?

В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.

Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.

Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.

Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.

Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.

К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.

Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.

Виды развития человека

После рождения человек проходит через такие виды развития:

  • физическое — увеличивается рост, вес, физическая сила, пропорции тела;
  • физиологическое — совершенствуются функции всех систем организма — пищеварительной, сердечно-сосудистой и др.;
  • психическое — совершенствуются органы чувств, растет опыт пользования ими с целью получения и анализа информации из внешнего мира, развиваются память, мышление, речь; изменяются ценности, самооценка, интересы, потребности, мотивы действий;
  • духовное — обогащается нравственная сторона личности: формируются потребности в осмыслении своего места в мире, значения своей деятельности для его совершенствования, растет ответственность за ее результаты;
  • социальное — расширяется круг отношений с обществом (экономические отношения, нравственные, политические, производственные и др.).

Источники, движущие силы развития человека зависят от таких факторов, как условия жизни, круг общения, а также от его внутренних установок и потребностей.

Понятие о личности

Слова «человек» и «личность» не являются синонимами. Сравним их значения.

Человек — это биологическое существо с врожденными физическими характеристиками. Условиями его развития являются благоприятные внешние факторы: тепло, пища, защита.

Личность — результат, феномен общественного развития, у которой сформированы сознание и самосознание. Она обладает определенными психологическими и физиологическими свойствами, приобретенными в результате развития и воспитания. Психологи считают, что личностные качества появляются только в результате социальных отношений.

Каждая личность уникальна, обладает только ей присущими позитивными и негативными качествами. У каждого человека свои жизненные цели и устремления, намерения, причины и мотивы действий. В выборе средств он руководствуется собственными обстоятельствами и взглядами на мораль. Антисоциальная личность, например, не знает или не признает общепринятых норм морали и руководствуется в своих поступках эгоистичными целями. Безответственность, конфликтность, склонность к обвинению других в собственных неудачах, неумение учиться на собственных ошибках — характерные черты такой личности.

Подробнее об ИТР и ИПР

Современный специалист должен обладать навыками, о которых не знали еще полвека назад: возьмем для примера хотя бы творческое мышление, а ведь оно — лишь верхушка айсберга. При этом государственные институты, в которых люди сейчас получают основную массу своих навыков — школа и университет, — зачастую используют старые программы и в этом плане безнадежно устарели. Стало быть, полагаться исключительно на высшее образование — идея рискованная и отчасти неоправданная, поскольку мир меняется куда быстрее, чем образовательные стандарты.

Здесь мы и обращаемся к индивидуальной траектории и плану развития, которые будут более правильным решением данного уравнения: они помогают не только помнить о своих главных целях и точках роста, но и перестать полагаться лишь на высшее образование. Значения обоих терминов не являются до конца оформленными, более того, об их финальном определении можно поспорить (особенно в случае с «траекторией»). Тем не менее в целом можно сказать, что разница между терминами заключается преимущественно во временных рамках: ИТР рассчитана на долгосрочную перспективу (от 3 лет и больше), а ИПР — на краткосрочную (максимум 1 год).

Грубо говоря, ИТР можно сравнить с планированием карьеры, а ИПР — конкретной работы здесь и сейчас. С учетом этих установок мы и будем рассматривать термины в рамках данной статьи, с фокусом на ИПР.

Внешние силы личностного развития

Движущая сила — это то, что толкает объект вперед, своего рода пружина, рычаг. Человек также нуждается в побуждениях к личностному совершенствованию. Такими стимулами являются как внешние движущие силы, факторы развития, так и внутренние.

К внешним относятся воздействия со стороны окружающих — родственников, знакомых, которые передают ему собственный жизненный опыт.

Они убеждают человека совершить (или не совершать) какие-то действия, что-то изменить в жизни, предлагают варианты и средства развития, помогают ему в этом.

Движущей силой развития индивида может стать государственная политика, например, в области образования, трудоустройства. Человек выбирает из имеющихся вариантов ту специальность или место работы, которые являются для него наиболее перспективными. В результате он овладевает новыми для него знаниями и трудовыми навыками и умениями — происходит его развитие как личности.

Если человек стремится к внутреннему, нравственному, интеллектуальному росту, он ищет ответы на волнующие его вопросы в литературе, кино, в произведениях искусства, в религии, науке, анализирует чужой опыт — все это тоже является источниками, движущими силами его развития.

Как изменить себя

  • Менять нужно свои мысли.

Читая книги и работая с психологом, можно долго пребывать в состоянии, что «все понятно». Но еще нужно и самому предпринимать и совершать действия в отношении этих изменений. Не думать нужно, а делать все физически.

  • Без позитива не обойтись

Все, что вы будете делать, нужно делать при позитивном настрое. Если каждый раз вы будете говорить, что «я не смогу», «это не под силу мне», «это тяжело», то так вы никогда и никуда не продвинетесь вперед. Необходим позитивный настрой и желание. Обязательно отслеживайте свои негативные мысли и переводите их в позитивный настрой.

Однако стоит понимать, что не все будет получаться так, как мы хотим. Что-то будет идти совсем не так как мы задумали. Но даже в этом случае не стоит отчаиваться и все бросать. Нужно идти дальше.

Что я хочу изменить, занимаясь саморазвитием и личностным ростом?

Стоит задать себе несколько вопросов:

  • Что хочу начать делать?

Например, научиться плавать или кататься на велосипеде. А может научиться ставить цели и заниматься планированием.

  • Что хочу перестать делать?

Например, работать на нелюбимой работе, а может курить, заниматься пустым времяпрепровождением и смотреть бесконечные сериалы.

  • Что хотелось бы приобрести?

Кому-то хочется приобрести новые навыки, кому-то найти новую работу и улучшить свои денежные поступления. А может что-то хочется материального. Стоит тщательно подумать над этим вопросом.

  • Что хочу поменять в жизни?

Например, место проживания, а может страну проживания. Образ жизни, обрести финансовую свободу или свое хобби монетизировать.

Внутренние стимулы развития личности

Непременное условие и движущие силы развития индивида — это рост его психических возможностей и потребностей, их противоречия со старыми. Недостаточность внутренних и внешних средств толкают человека на поиск новых, адекватных путей удовлетворения возросших запросов — происходит вынужденное или сознательное усвоение новых знаний, умений и навыков, развивается чувственное, эмоциональное восприятие мира.

Далее процесс повторяется: приобретенный опыт устаревает и возникает надобность в разрешении запросов нового, более высокого, уровня. В результате связи с окружающим становятся более осознанными и избирательными, разнообразными.

Нейронные связи и разговоры с собой

Новые нейронные связи не возникают сразу. Нужно потрудиться над ними. Поэтому должны быть и новые навыки, и новые знания, чтобы знать, как все изменить. Физиологически тело и голова должна привыкнуть к этим изменениям.

А чтобы понять, что они полезны для вас, вы должны быть спокойны и счастливы. И здесь тоже можно использовать прием «разговоров с самим собой». О том, что «сейчас пока вот так, но все идет к тому, что будет лучше, денежнее и веселее жить».

Любая привычка приживается у нас за три недели или месяц. Поэтому не саботируйте, а просто потихоньку эту привычку вводите в действие. Скоро она станет вашей надежной поддержкой на пути к изменениям. Например многократное повторение новой привычки закрепит ее в вашем мозге.

Разговор самим с собой

Цели развития личности

Как видим, движущими силами развития являются потребности общества в воспитании человека, отвечающего насущным социальным критериям, и потребность самого человека в саморазвитии.

Образ полноценного и самодостаточного члена общества должен выглядеть так. Общественные и личностные цели развития индивида совпадают. Он будет полезным обществу и выполнит собственную программу роста, если будут реализованы его способности, он будет духовно и физически здоровым, образованным, работоспособным, целеустремленным, творческим.

Кроме того, его интересы должны быть социально направленными и реализуемыми в общественной деятельности.

Вывод:

Иногда всем нам нужен толчок для саморазвития, получив его, не трудно достигнуть поистине высоких показателей. Даже те люди, кто уже достиг полной реализации в жизни, не должны останавливаться на месте. Всегда есть к чему стремиться, в каком направлении двигаться дальше, становиться ещё лучше!

А если вы запутались в себе, не знаете, как правильно расставить цели на пути успеха, то на тренингах личностного роста вам обязательно помогут распутать клубок своих возможностей и направить его в нужное русло. Порой именно хорошей мотивации и ценного стимула нам так не хватает на дороге к поставленным целям. Удачи!

Тематика: Личностный рост

Этапы развития

Движущие силы развития — это, как видим, целый комплекс воздействий на человека на всем протяжении его жизни. Но это воздействие должно быть дозированным, а цели, формы, средства, методы воспитания соответствующими возрастным этапам человека и уровню его индивидуального развития. В противном случае формирование личности замедляется, искажается или даже прекращается.

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

Учитывая эту периодизацию, следует знать, что движущие силы развития — это и специальные знания в области педагогики и психологии, и разумный подход к выбору средств воспитания на каждом возрастном этапе ребенка.

Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дарвина «Происхождение видов путем есте­ственного отбора» подтолкнула исследователей к изучению хода психического развития детей. Развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окру­жающей среде. Одна из первых попыток систематического наблюдения за психологическим и биологическим развитием ребенка с рождения до трех лет описана в книге В. Прейера «Душа ребенка», в которой автор описал развитие своей до­чери.

Развитие — процесс необратимых, направленных и зако­номерных изменений, приводящий к возникновению коли­чественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Почти все исследователи сходятся в том, что развитие можно определить как изменение во времени. Ю.Н. Карандашев выделил основные подходы к определению понятия «развитие»:

— Развитие как рост — процесс количественного измене­ния внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т. л. В современной на­уке такое определение не встречается, так как рост — всего лишь одна из сторон развития, его внешний по­казатель и количественная характеристика.

— Развитие как созревание — морфологические измене­ния, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата, В современной науке такое опре­деление не встречается, так как здесь преувеличивается значение биологической наследственности и преумень­шается значение других сторон развития.

— Развитие как совершенствование. Это определение час­то используется в педагогике и носит телеологический характер, т. е. в нем изначально предполагается наличие цели (телео), в качестве которой выступает некая «со­вершенная», идеальная форма развития, но при этом непонятно, является она внешне (Богом, воспитанием, внешней средой) или внутренне заданной (через на­следственный аппарат), и почему именно такая форма развития должна рассматриваться в качестве самой луч­шей, совершенной, а не какая-либо другая.

— Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений, т. е. одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, язы­ков, уровней развития, но при этом невозможно реаль­но установить, какие изменения отнести к общим, уни­версальным, а какие рассматривать как частные.

— Развитие как качественное, структурное изменение. Оп­ределение развития через качественные изменения свя­зано с пониманием объекта как системы. В данном слу­чае речь идет о совершенствовании только структуры объекта, исключается количественная мера совершенс­твования и сохраняется только качественная.

— Развитие как количественно-качественное изменение. Данное определение наиболее полно раскрывает суть понятия «развитие».

— Развитие как изменение, влекущее за собой новые измене­ния. Неудовлетворенность существующими определе­ниями развития стимулировала поиск и возникновение новых идей. Например, Г.-Д. Шмидт показывает нали­чие тесной, экзистенциальной связи между изменения­ми, следующими друг за другом, А. Фламмер отмечает, что развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина из­менений»). В этом определении проводится идея эво­люционной преемственности изменений.

Е.Е. Сапогова отмечает, что изменения, происходящие в развитии, могут быть:

— количественными (качественными);

— непрерывными (дискретными), скачкообразными;

— универсальными (индивидуальными);

— обратимыми (необратимыми);

— целенаправленными (ненаправленными);

— изолированными (интегрированными),

— прогрессивными (эволюционными) или регрессивными (инволюционными).

Развитие может рассматриваться на фило-, антропо-, онто- и микроуровнях:

— Филогенез — развитие вида, т. е. предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарож­дение видов, их изменение, дифференциацию и преем­ственность, т. е. всю биосоциальную эволюцию, начи­ная с простейших и завершая человеком.

— Антропогенез — развитие человечества во всех его ас­пектах, в том числе и культурный социогенез, т. е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Ноmо sарiепs и завершающаяся сегодняшним днем.

— Онтогенез — индивидуальное развитие, т. е. временная дистанция длиной в человеческую жизнь, которая на­чинается с момента зачатия и завершается концом жиз­ни.

— Микрогенез — наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные процессы восприятия, памя­ти, мышления, воображения, развернутые последова­тельности действий (например, поведение при решении задач) и т. п.

Основными свойствами развития являются:

— необратимость — способность к накапливанию измене­ний, «надстраиванию» новых изменений над предше­ствующими;

— направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

— закономерность — способность системы к воспроизве­дению однотипных изменений у разных людей.

В современной психологии проблема развития интенсив­но разрабатывается в рамках генетической психологии, срав­нительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.

Основные области психического развития:

1) психофизическая область развития, включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела чело­века;

2) психосоциальная область развития, предусматриваю­щая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и са­мосознания личности;

3) когнитивная область развития, включающая все аспек­ты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Индивид является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является лич­ность, а когнитивных — субъект деятельности.

В настоящее время психическое развитие человека рас­сматривают с точки зрения системного подхода, включающе­го четыре аспекта:

— динамический характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т. е. это возрастная динамики различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.);

— структурный — качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запомина­ния, выработка рациональных приемов мышления;

— каузальный — определение детерминант, движущих причин развития;

— онтологический — выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Таким образом, системный подход к развитию предпола­гает изучение того, что, как, в какую сторону, с какими изме­нениями, по каким причинам развивается в психике и лич­ности человека — биосоциального существа на протяжении всей жизни.

Выделяют следующие виды развития:

— преформированное развитие — тип развития, когда в самом начале заданы как стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат, который будет полу­чен;

— непреформированное развитие — тип развития, кото­рый не предопределен заранее;

— психическое развитие — развитие познавательных пси­хических процессов;

— личностное развитие — развитие качеств человека, нравственных суждений, мотивационно-потребностной сферы и «Я»-концепции.

Психическое и личностное развитие тесно взаимосвязаны, но не всегда однонаправлены или рядоположены. В различные возрастные периоды они могут не совпадать и по-разно­му влиять друг на друга.

Факторы психического развития — это ведущие детерми­нанты развития человека: наследственность, среда и актив­ность . Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности и действие фактора актив­ности — во взаимодействии двух предшествующих.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

1. Наследственность — свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуально­го развития в целом.

М.С. Егорова и Т.Н. Марютина, сопоставляя значение на­следственного и социального факторов развития, подчерки­вают, что генотип (генетическая конституция организма) со­держит в себе прошлое в свернутом виде: информацию об историческом прошлом человека и программу его индивиду­ального развития. Таким образом, генотипические фак­торы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы и вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков вы­явлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повто­рится.

2. Среда — окружающие человека общественные, матери­альные и духовные условия его существования. Фено­тип — совокупность всех признаков и свойств особи, развив­шихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. Следует подчеркнуть, что среда — понятие очень ши­рокое. Выделяют разные виды сред, каждая из которых по-своему влияет на развитие человека, поэтому при описании детерминант психического развития это понятие нуждается в конкретизации. В широком смысле к средовым детерминан­там психического развития относят обучение.

На психическое развитие оказывают влияние макро- (страна, этнос, общество, государство), мезо- (регион, СМИ, субкультуры, тип поселения) и микрофакторы (семья, сосед­ство, группы сверстников).

3. Активность — деятельное состояние организма как усло­вие его существования и поведения, которое проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности.

Согласно принципу активности жизнедеятельность организ­ма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлек­сах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Условия личностного роста

Здоровая наследственность, психофизиологическое здоровье и нормальная социальная среда, правильное воспитание, развитие природных задатков и способностей — непременные условия развития человека. Их отсутствие или наличие неблагоприятных факторов развития ведут к формированию ущербной личности.

Многочисленны примеры того, как негативные внешние влияния или внутренние мотивы тормозили или даже прекращали формирование полноценного члена социума. Например, нездоровый семейный климат, ошибочные жизненные принципы и установки создают у ребенка неправильные представления о своем месте в этом мире и путях его достижения. В результате — отрицание общественных и моральных ценностей, отсутствие стремления к саморазвитию, духовности, образованию, труду. Формируется иждивенческая психология, асоциальная мораль, следование низшим побуждениям.

Способность к развитию, заложенная самой природой, внутренние движущие силы развития личности полностью или частично отсутствуют у людей с наследственными или приобретенными пороками развития центральной нервной системы. Их существование сводится к удовлетворению физиологических потребностей.

Пять сфер развития ребенка

Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:

Когнитивное развитие

Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.

Речевое развитие

Сюда относятся все стадии развития понимания и использования языка. В младенчестве это гуление и лепет, в более старшем возрасте — это способность понимать обращенную речь и правильно использовать и произносить слова и предложения в собственной речи.

Развитие крупной и мелкой моторики

Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.

Развитие бытовых навыков

В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.

Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:

  • Знает основные цвета и может их называть,
  • Считает до 10,
  • Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),
  • Может запоминать и пересказывать простые истории,
  • Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),
  • Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).

Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).

Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.

В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]