Коммуникативные барьеры — классификация, способы и примеры преодоления


Понятие

Коммуникационные барьеры , причинные факторы, препятствующие успешному общению, при котором обе стороны усваивают и обмениваются информацией.

Общение достигает успеха в результате снижения или отсутствия барьеров, когда данные отправителя адекватно воспринимается получателем.

Общая классификация коммуникативных барьеров делит их на основе масштаба:

  1. Макробарьеры глобальны , они мешают общению в целом. К примеру, географический барьер , когда один из участников коммуникации, находясь в другом часовом поясе, не может продолжать разговор и отправляется спать.
  2. Микробарьеры точечные, и относятся к конкретной сфере интересов. Например, в повседневной жизни человек общителен, но с коллегами немногословен, поскольку не находит общение с ними интересным.
    В данном случае имеют место быть личностный и психологический барьеры.

Причины возникновения

Отсутствие взаимопонимания между собеседниками может появиться по многим причинам. К ним относятся:

  • уровень интеллекта;
  • неодинаковое знание темы или предмета разговора;
  • различия в лексиконе и тезаурусе (совокупности понятий, соответствующих какой-либо области знаний);
  • отсутствие понимания партнерами ситуации общения;
  • разное мировоззрение, основанное на различиях социального, культурного, политического, религиозного, профессионального, национального характера.

Преграды между собеседниками часто проявляются как индивидуальные особенности психологического свойства. Примеры коммуникативных барьеров такого рода:

  • излишняя откровенность одного человека и замкнутость другого;
  • обида, недоверие, подозрительность и другие негативные чувства, направленные на партнера;
  • интеллигентность в противовес напористости;
  • интуитивное неприятие чужой личности.

Эти фильтры могут подействовать таким образом, что правдивая информация будет восприниматься как ошибочная, а неверная станет приемлемой.

Проблемы с коммуникабельностью , что это значит?

Для определения проблем с коммуникабельностью, стоит отделить ее от простой общительностью. Эти понятия, схожие на первый взгляд, различны по сути.

Общительность , умение поддержать разговор, поболтать ни о чем, способность втянуться в уже развившуюся коммуникацию.

В то время как коммуникабельность чаще всего рассматривается в контексте делового общения.

К ней относят умение договариваться, поддерживать деловые связи, находить компромисс, вести конструктивный диалог с собеседником.

Поэтому не особо общительный человек может при этом быть коммуникабельным. Проблемы возникают по нескольким причинам:

  1. Нет готовности выслушать собеседника, принять его точку зрения, пойти на компромисс.
  2. Отсутствие мотивации для налаживания контакта.
  3. Предвзятое личное отношение к конкретной персоне.
  4. Объективные барьеры (будут рассмотрены ниже).
  5. Слабо развитая эмпатия.
  6. Недостаточный словарный запас, ломаная речь, использование слов-паразитов и т.д.

Исправление ситуации зависит от конкретных причин.

Уметь договариваться , обычный навык, который легко тренируется. Ровно, как и умение удалять из общения коммуникационные барьеры.

Особенности общения

Коммуникация при речевом взаимодействии адресована собеседнику, состоит в обмене мнениями и переживаниями, выражении желаний или призвана вызвать у партнера по диалогу изменения в представлениях о каком-либо предмете. Иначе говоря, общение всегда подразумевает процесс обмена информацией. При этом озвученные сведения не только передаются, но и формируются, уточняются, развиваются.

Коммуникации отличаются некоторыми особенностями:

  • Разнообразие. От обсуждения новой компьютерной игры школьниками до научной беседы между специалистами на симпозиуме.
  • Эффективность общения. Зависит от формы коммуникации (устная, письменная).
  • Значимость. Обмен сведениями происходит с определенными целями и служит удовлетворению потребности людей в получении нужной информации.
  • Влияние. Успешное коммуникационное влияние может изменить представление собеседника о предмете разговора.

Тем не менее в жизни нередки ситуации, когда общение затрудняется пониманием людьми друг друга. Коммуникативными барьерами в психологии называются преграды различного происхождения, которые могут возникать между партнерами по диалогу во время обмена адекватной информацией.

Они проявляют себя как психологическое противодействие со стороны того человека, который как бы защищается от активного преподнесения информации и препятствует этим обмену сведениями между собеседниками, вступившими в диалог. При получении информации из внешней среды могут появляться коммуникативные барьеры (КБ), связанные со множеством сведений, которы ежедневно получает каждый человек.

В процессе внешней коммуникации возможно возникновение информационной перегрузки, чувства дезориентации при выборе источника (пресса, телевидение, интернет), что приводит к обесцениванию полученных сведений. С другой стороны, умение правильно использовать информацию, например, эксклюзивную или известную ограниченному кругу лиц, позволяет оказывать воздействие на других людей и расширить свое влияние.

Коммуникативные барьеры: примеры из жизни

Рассмотрим несколько видов коммуникативных барьеров на реальных жизненных примерах:

  1. При общении в Сети, посредством Skype, друзья не смогли разобрать слов друг друга , оказалось, что у одного из них не работают наушники и другого варианта вывести звук , нет (организационный).
  2. Сотрудница пришла на совещание в раздраженном состоянии и не смогла сосредоточиться на выступлении начальника (личностный).
  3. Школьник не понял содержание урока математики, поскольку находился далеко от доски и из-за проблем со зрением не смог прочитать материал (индивидуальный).
  4. Художник-фрилансер не успел договориться о работе с заказчиком, поскольку тот уже лег спать , дело в разнице в часовых поясах (географический).
  5. У созванивающихся влюбленных произошел разрыв связи , у девушки закончились деньги на счету, поскольку звонить в другую страну , дорого.
    Молодой человек в командировке в Штатах, а девушка , на работе в России (экономический).
  6. Переписывающихся в социальной сети друзей разъединили , у одного пропал Wi-Fi (технический).
  7. Девушка объясняет знакомому парню его плохой проступок, но тот демонстративно не воспринимает ее слова, поскольку считает ее глупее себя (психологический).
  8. Начальник рассказывает дизайнеру-новичку о полномочиях, забывая пояснять незнакомый для молодого человека профессиональный жаргон (содержательный).

Способы преодоления

  1. Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
  2. Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
  3. Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
  4. Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
  5. Посещение социально-психологических тренингов.

Виды и типы

Каковы причины возникновения нарушения коммуникации? Коммуникационные барьеры являются препятствиями для передачи информации от коммуникатора (тот, кто говорит) к реципиенту (тот, кто слушает).

Психологи выделяют семь основных разновидностей барьеров:

  1. Организационные. Большой пласт препятствий, связанных с рабочими (деловыми моментами).
    Сюда входят недопонимания в области распределения полномочий (система отношений начальник-подчиненные), а также проблемы в непонимании требований, специализации, недостаточной квалификации.
  2. Межличностные. Связан с текущим настроением, эмоциональным состоянием человека. Также в расчет принимаются несостыковки в ценностях, взглядах на ситуацию и мировоззрении в целом, у общающихся людей.
  3. Индивидуальные. Широкий спектр особенностей как интеллектуальных и психологических, так и физических. Смысл исходит и названия , причины барьера различны в силу индивидуального устройства человека. Например, одному грамотно воспринимать информацию мешает плохой слух, другому , слабое зрение. Данные тип барьеров мешает отправлять и принимать информационные сообщения. Сюда же относятся особые психические заболевания (например, синдром Туретта).
  4. Экономические, географические и временные. Объективные препятствия, связанные с местоположением общающихся.
  5. Барьер каналов и средств передачи данных. Состоит в неполадках оборудования (обрыв интернета, телефонной связи, поломки компьютера или телефона), а также в слишком большой выборе среди предоставленных альтернатив.
    Например, когда человек разрывается между вариантами отправки сообщения в социальной сети, в мессенджере или через СМС.
  6. Психологический. Заключается в личном (предвзятом) отношении к собеседнику. Если человек привлекателен, к нему сложилось хорошее отношение , коммуникация будет успешной. Если же он кажется скучным, занудным, неинтересным или опасным , возникает данный барьер. Его вред состоит в том, что впечатление о человеке складывается из разных факторов, причем не всегда объективных. Важно воспринимать информацию без привязки личного мнения к ее источнику.
  7. Содержательные. Они же , лингвистические. Делятся на четыре подтипа: фонетические (невнятность речи, сбивки, слова-паразиты), семантические (жаргоны, профессиональный сленг, использование слов в необычной для собеседника значении), стилистические (разница стиля говорящего с передаваемыми данными), логические (нарушение правил привычной логики).

Список литературы

  1. Измайлова М.А. Деловое общение : Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая , 2009. – 252с.
  2. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
  4. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  5. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  6. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
  7. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  8. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 – С.13 – 15.
  9. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  10. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии : Учебное пособие / Г.Г.Камардина. – Ульяновск, 2000. – 52с.
  11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]