Классификация акцентуаций характера по карлу леонгарду

Акцентуация характера (или акцентуализация) активно используемое понятие в научной психологии. Что же это за загадочное словосочетание и как оно появилось в нашей жизни?

Понятие характера было введено Теофрастом (друг Аристотеля) – в переводе «черта», «признак», «отпечаток». Акцентуация, акцент – ударение (в переводе с лат.)

Для начала стоит разобрать понятие характер. На научных ресурсах встречается его определение как совокупность черт личности, являющихся устойчивыми и определяющими поведение человека, его отношения с окружающими, привычки и, как следствие, дальнейшую жизнь.

Акцентуация характера – чрезмерная усиленность некой черты личности, которая определяет специфику реагирования человеком на события своей жизни.

Акцентуация находится на грани нормы и патологии – если происходит чрезмерное давление или воздействие на акцентированную черту, она может приобретать «раздутые» формы. Однако в психологии акцентуации не относят к патологиям личности, отличие в том, что, несмотря на сложности построения взаимоотношений с окружающими, они способны к самоконтролю.

Акцентуации характера Личко

Каждый человек обладает устойчивыми особенностями личности, темпераментом, манерой поведения, стилем общения с окружающими и реакцией на различные обстоятельства. Все эти черты можно назвать одним словом – характер. Именно он наделяет индивида отличительными свойствами и делает его индивидуальностью.

Не все черты характера носят положительный характер. Некоторые доставляют немало трудностей в жизни своему обладателю. Эти особенности, как правило, врожденные, а в процессе социализации могут претерпевать изменения. Может, субъекту их и вовсе удастся подавить в обычной жизни. Но в критической ситуации отрицательные качества могут проявиться очень ярко.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных его свойств. Эта особенность личности влияет на поведение и поступки, отношение к себе и окружающим. Это крайний вариант нормы, который не считается психическим расстройством. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. Взрослея, человек сглаживает нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50-60%.

Чрезмерная выраженность тех или иных характеристик не всегда вредна. Например, люди с истероидным типом – талантливые актеры, а с гипертимным – позитивные, коммуникабельные и могут найти общий язык с любым человеком.

Демонстративный тип

Характерной особенностью данной акцентуации становится демонстративное поведение, эмоциональная живость, артистизм. Такие люди имеют тягу к фантазированию, лжи и притворству, обычно это происходит не из-за наличия злого умысла, они любят приукрасить собственную личность в глазах окружающих. Стремятся находиться в центре внимания, очень любят похвалу и внимание в свой адрес. Этому типу акцентуации свойственна быстрая адаптация к новым условиям и эмоциональная подвижность. Непостоянны в своих поступках, в один день будут подтверждать и соглашаться с вашей точкой зрения, а в другой совершенно искреннее говорить противоположное мнение.

Гипертимный и циклоидный

Гипертимный тип характерен для людей, которые являются плохими стратегами, но блестящими тактиками. Они предприимчивы, находчивы, активны, легко ориентируются в изменяющих обстоятельствах. За счет этого они могут значительно улучшить свое общественное и служебное положение, продвинуться по карьерной лестнице. Но в определенный момент им свойственно терять свое положение из-за неумения просчитывать наперед определенные действия, часто они ошибаются в людях.

Люди с гипертимным типом общительны, активны, предприимчивы, у них постоянно хорошее настроение, по крайней мере, на людях. Дети непоседливы, подвижны, часто балуются и шалят. Подростки учатся нестабильно, у них хромает дисциплина. Из-за этого возникают конфликты с представителями старшего поколения. У них всегда множество поверхностных увлечений, ни одно из которых их в действительности не интересует. В жизни они постоянно переоценивают свои возможности.

Циклоидная акцентуация присуща апатичным и раздражительным людям. В детском возрасте они постоянно хотят остаться одни, не любят играть со сверстниками. Любые неприятности переживают очень тяжело, в ответ на любые замечания сильно раздражаются, даже если они самые безобидные. У подростков с циклоидной акцентуацией резко меняется настроение.

Во взрослом возрасте самые острые углы сглаживаются, но некоторые могут застревать на своих комплексах, превращаясь в меланхоличных и угнетенных индивидов. Зачастую их настроение зависит от времени года.

Возбудимый тип

Характеризуются повышенной импульсивностью, низким контролем собственных желаний и влечений, у которых часто идут на поводу. Во время бурных эмоциональных реакций неуправляемы.

Характерна инстинктивность: не принимают во внимание голос разума и здравомыслия, подвержены сиюминутным желаниям и влечениям, не задумываясь о последствиях.

Зачастую проявляют раздражительность и нетерпимость к окружению, не переносят критики в свой адрес. Людям с данной акцентуацией учёба и работа кажутся не веселым и не привлекательным занятием. Обычно не ставят перед собой длительные и труднодоступные цели, живут в настоящем. Им трудно ужиться в коллективе из-за частых конфликтов. Во время них могут проявлять неадекватные эмоциональные реакции, бурно реагировать и длительно выяснять отношения.

Сенситивный, шизоидный и истероидный типы

Представители сенситивного типа характеризуются высокой чувствительностью к любым событиям, как пугающим, так и радостным. Подростки сторонятся подвижных и активных игр, не любят больших компаний и проказ. С посторонними они стыдливы и боязливы, производят впечатление замкнутых людей. При этом для действительно близких становятся верными и хорошими товарищами. Не любят общаться со сверстниками, предпочитая людей значительно старше или младше себя. К родителям относятся с любовью, боятся их расстроить, поэтому всегда послушны.

Все это приводит к вероятности развития комплекса неполноценности, им тяжело адаптироваться в новом коллективе. К себе и окружающим они предъявляют завышенные моральные требования. С пиететом относятся к сложным видам деятельности, очень ответственны.

Подростки шизоидного типа предпочитают одиночество общению со сверстниками, в крайнем случае — компанию старших людей. Общением с другими людьми не интересуются, оставаясь к нему демонстративно равнодушными. Своих переживаний и чувств они часто не понимают, к окружающим не проявляют искреннего сочувствия. Скрывают и собственные эмоции, как правило, у них отсутствует взаимопонимание со сверстниками, из-за чего те относятся к ним враждебно.

Представители истероидного типа любят, чтобы все внимание было обращено на них, они артистичны и демонстративны по своей натуре. Когда в их присутствии хвалят кого-то другого, стремятся занять исключительное положение, обратить на себя всеобщее внимание, как можно больше влиять на окружающих

Они часто становятся организаторами каких-то проектов и мероприятий. При этом у них крайне неразвиты организаторские способности, им сложно заработать авторитет у сверстников, стать их неформальными лидерами, хотя они этого постоянно хотят.

Драматургия характеров — характерологический опросник К.Леонгарда

  • Мои публикации

Типология акцентуаций характера К.Леонгарда. Описательная часть опросника Леонгарда — Шмишека. Характерологический опросник Леонгарда интерпретация
В статье представлены описания типов акцентуаций характера, описанных Карлом Леонгардом: демонстративный тип, застревающий тип, циклотимный тип, возбудимый тип, гипертимический тип, дистимический тип, тревожный тип, экзальтированный тип, эмотивный тип.

Каждый из нас задается вопросами: «Кто я, какой я, что я могу, для чего я пришел в этот мир, на что я способен?». С древнейших времен люди искали ответы на эти вопросы, создавая те или иные характерологии, типологии. Человек стремится понять себя, развить лучшие свои качества, так как это позволит полнее реализовать себя, построить модель жизни, отвечающие его запросам и идеалам.

Для психологической науки исследование индивидуальных особенностей людей является чуть ли не основной задачей. Стремясь к пониманию этого явления, многие ученые искали подходы к решению данной проблематики. Выделялись и описывались типы психологических обликов людей, объединяемых общими стойкими чертами психического склада и поведения, типами характера. Многие ученые, занимающиеся клинической практикой, разрабатывали типологии характеров и темпераментов с целью понимания и объяснения природы человеческих поступков.

Известно, что судьбу определяет характер. Слово «характер» греческого происхождения и переводится как «запечатление». Характер определяет жизненные сюжеты, которые проживает человек. Это то, что заложено в человеке природой и воспитанием, то, что называется, «не вырубишь топором». Но мы можем, зная особенности собственного характера, его слабые и сильные стороны, направлять его проявления в нужную нам сторону и нужным образом, тем самым меняя надоевший и нелюбимый жизненный сюжет.

Известный немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард, долго работая с людьми, разработал типологию акцентуированных личностей, представление которой и является целью данной статьи.

На основании разработанной Карлом Леонгардом типологии акцентуаций характера Г.Шмишек разработал опросник для выявления акцентуированности характера, который может стать для нас эффективным рабочим инструментом в науке самопознания.

Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно, личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

К.Леонгард дал психологически тонкий, глубокий и интересный анализ сложных и имеющих большое практическое значение случаев акцентуаций, описал случаи комбинированных акцентуаций. Согласно Леонгарду динамика акцентуаций личности ведет как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации. По мнению К.Леонгарда человек без акцентуаций – невыразительная личность.

В связи с этим следует отметить, что акцентуированность может приводить как к личностным нарушениям, так и являться яркой особенностью человека, его талантом. Сам Леонгард очень ценил присутствие акцентуированных черт в личности, но как психиатр понимал, что одно и то же проявление может вести как к ярким проявлениям личности, стать источником успехов и интенсивного развития, но также может и вести к искажениям в поведении, а в запущении к патологическим проявлениям. У каждого акцентуированного типа есть своя сильная сторона и теневая сторона.

Важно определить и знать свою акцентуированную черту, так как успеха мы можем достичь только следуя своей природе. Человек не может в одночасье стать другим, «хорошим», избавившись от своих слабостей, недостатков. Важно осознать, что нет однозначно плохих и хороших характеров, но каждому типу присущи свои особенности и проявления, и в конечном итоге, за каждой акцентуированностью скрывается мощь большого таланта, который следует помощь раскрыть человеку и выразить себя в максимально доступной степени.

Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных (смешанных). Первая группа – это типы, относящиеся к проявлениям темперамента, обусловленные природными образованиями. К ним относятся: гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); тревожный (боязливость, робость, покорность); аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).

Вторая группа — типы, обусловленные социальными образованиями: демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон); педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, ориентированность на инстинкты).

Леонгард относит черты, определяющие индивидуальность человека к различным психическим сферам: сфера направленности интересов и склонностей, сфера чувств и воли, сфера интеллекта. Акцентуированная черта будет пронизывать все эти сферы.

Итак, классическое описание типов акцентуаций характера К.Леонгарда.

Характерологический опросник К.Леонгарда — интерпретация. Типология акцентуаций характера К.Леонгарда

1. Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

У этих людей очень богатая фантазия, они с легкостью вживаются в роль, и начинают вести себя в соответствии со своими выдумками.

Сильные качества: уверенность в себе, артистичность, умение подать себя, высокая способность к адаптации, умение входить в контакт, настраиваться на собеседника, чувствительность к потребностям и действиям других, активная социальная направленность, стремление к успехам и достижениям.

Слабые качества: позерство, тщеславие, преувеличение собственных возможностей, высокомерие, нарциссизм, погоня за имиджем, стратегия «казаться», а не «быть», привлечение внимания к собственной исключительности, поверхностность.

2. Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Застревающий тип личности интересен тем, что он в равной мере таит в себе возможность как положительного, так и отрицательного развития характера. Как известно, человек лишь в том случае может добиться уважения и авторитета, если он в чем-то достигает положительных результатов, выделяясь на фоне других. Поэтому всякий честолюбивей стремится достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Чувствительность к порицаниям. Целеустремленность, большое упорство. Как видим, такой тип людей упорно идет к цели, добивается незаурядных успехов. Однако эти личности очень уязвимы и, наталкиваясь на препятствия, реагируют враждебно.

Сильные качества: целеустремленность, настойчивость, честолюбие, исполнительность, чувство долга и ответственность, идеализм, борцы за идею и справедливость.

Слабые качества: склонность к образованию сверхценных идей, излишняя требовательность, обидчивость, злопамятность, мстительность, жесткость, страх собственной несостоятельности, перфекционизм, уверенность в своей правоте, фанатизм, ожесточенное честолюбие, предубежденность, нетерпимость.

3. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

Педант ищет закономерности, выстраивает классификации, модели. Кропотливо и с невероятным терпением он будет следовать технологии процесса. Он стремится к порядку, следованию установленным ритуалом. Для него важно поддерживать традиции, то, что устоялось и проверено временем, отличается невероятной последовательностью. При этом ему не хватает решительности.

Сильные качества: аккуратность, осторожность, высокая надежность, последовательность, трудолюбие, умение планировать, комбинаторные способности, внимательность, наблюдательность, самоконтроль.

Слабые качества: подозрительность, страх, мнительность, постоянные беспокойства, боязнь ответственности, трудоголизм, пристрастие к стереотипам, подавление спонтанности и творческих импульсов, зажатость.

4. Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

В позитивном развитии своих качеств человек способен направлять свои настойчивость и упрямство в позитивное русло, используя свои бойцовские качества на благие дела. У него может быть очень мощная установка на получение результата, со страстью он может стремиться к власти, известности, успеху, он умеет и любит рисковать.

Сильные качества: смелость, отвага, демонстрация собственной силы, динамизм, энергия, решительность, целеустремленность и стойкость, натиск, упорство, способность к долгой напряженной деятельности, экспериментирование, дерзость, стремление к активному преодолению.

Слабые качества: крайняя раздражительность, агрессивность, бунтарство, жестокость и бесцеремонность, нетерпимость, деструктивность, неконтролируемые выбросы разрушительной энергии, деструктивная сексуальность, ненасытность, жажда наслаждений, любители острых ощущений.

5. Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Эти люди с готовностью откликаются на все новое, им все интересно, все их увлекает. В своем позитивном варианте гипертим – незаменимая личность в коллективе. Своим энтузиазмом и оптимистическим настроем он способен заражать своих товарищей, поддерживать в трудную минуту. С таким человеком всегда весело и интересно, так как он способен увлекать за собой других. В своих действиях решительны, способны к большой эффективности.

Сильные качества: энтузиазм, оптимизм, интерес к жизни, энергичность, спонтанность, активность действий, деловая хватка, изобретательность, общительность, умение вдохновлять и ободрять окружающих.

Слабые качества: излишняя импульсивность, поверхностность, распыление сил и интересов, неумение сосредоточиться на главном, неустойчивость внимания, разбросанность, прожектерство, самонадеянность, ненадежность.

6. Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Дистимы – это люди, имеющие тенденцию к постоянной внутренней работе над собой. Недовольство собой побуждает их к самосовершенствованию, развитию своей личности. Не встречая одобрения со стороны окружения, они, как правило, обращаются к самообразованию, развитию новых навыков и умений, развитию необычных способностей. Этот человек может стремиться к постижению трансцендентных сфер и потустороннего. Не обладая высокой контактностью и приспосабливаемостью к окружению, стремятся быть самодостаточными. Возможны побуждения к аскетизму, затворничеству. При позитивном развитии этот человек способен к глубокому постижению себя, природы человека, проявлению мудрости. Он может быть озабочен поиском смысла жизни, высшей справедливости.

Сильные качества: надежность, высокая ответственность, серьезность, добросовестность, потребность в самосовершенствовании, мудрость, стремление к знаниям, медитативность, интуиция.

Слабые качества: вялость, пассивность, уныние, низкая самооценка, замкнутость на себе, чувство ущемленности, низкий тон настроения, самокопание, самоедство, крайняя нерешительность, неспособность к волевым усилиям, страх перед публикой.

7. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

Тревожные личности могут быть очень ответственными работниками, так как их требования к себе достаточно высоки. При этом повышенный фон тревожности заставляет их более тщательно и усердно относиться к своим обязанностям, побуждая к непрерывному самоусовершенствованию и самостановлению.

Сильные качества: верность взятым на себя обязательствам, чувство долга, требовательность к себе, стремление избегать конфликтов.

Слабые качества: самообвинения, робость, застенчивость, пугливость, неуверенность в себе, слабая инициатива, зависимость от окружения, подверженность сомнениям и колебаниям.

8. Экзальтированный тип

Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также — улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражением. Такие личности склонны к глубокому реагированию на отдельные события, но также и к депрессивным или эйфорическим состояниям в широком общем плане. Они с такой же легкостью впадают в безутешное отчаяние, как и погружаются в восторженное блаженство. Его чувства и побуждения несут на себе отпечаток драматизма. Из ничего он способен сделать трагедию, драму жизни. Склонен бурно высказывать свое восхищение.

Сильные качества: вдохновленность, возвышенность, поэтичность, увлеченность, романтизм, чувствительность, восприимчивость, воображение, дар восприятия гармонии и красоты, умение выразить в формах сложные и глубокие чувства.

Слабые качества: паникерство, драматизация, тоска по тому, чего нет здесь и сейчас, театральность поведения, переходы идеализация/девальвация, патетичность.

9. Эмотивный тип

Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Главной особенностью эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»). Этот человек ориентирован на сферу, связанную с человеческими проблемами и переживаниями.

Сильные качества: сопереживание другим, чувство долга, способность к переживанию тонких эмоций, активность чувств, восприимчивость, дружелюбие, желание помочь другому, альтруизм, мягкость в общении.

Слабые качества: покорность, ведомость, инертность, подчинение окружению, безынициативность, рассеянность.

10. Циклотимный тип

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Циклотим отличается резкостью перепадов от бурной активной деятельности к унынию и пассивности. В силу этого он может ценить отсутствие жестких регламентов и расписаний. Для него благотворным является возможность жить и работать в спонтанной, творческой атмосфере, не подчиненной жестким графикам и установкам. Комфортная среда для него очень важна и может оказать позитивное воздействие. Потенциально это очень творческая личность. Любит неожиданности, избегает рутины.

Сильные качества: подвижность, эмоциональность, быстрота реагирования, мобильность.

Слабые качества: неустойчивость, неуравновешенность, зависимость от собственного настроения, склонность к апатии, раздражительность, резкие перепады в настроении, от бурной активности к полной разбитости.

Представленный опросник, разработанный Г.Шмишеком

, позволит Вам определить у себя наличие или отсутствие акцентуаций характера.
(5)

Гипертимный характер

Акцентуации характера по Леонгарду включают в себя также «гипертимный» тип. Гипертимик всегда воодушевлен. У него в голове каждые пять минут рождаются гениальные идеи, наполеоновские планы. Он любит рассказывать о них всем своим знакомым, и эти рассказы еще больше вдохновляют его, однако он редко выполняет обещанное по одной простой причине: во-первых, гипертимик, как Юлий Цезарь, обожает делать 10 дел одновременно, а во-вторых – ему быстро надоедают его занятия, и он снова ищет себе новую нишу для деятельности. Тем не менее с таким человеком интересно, ввиду своих широких жизненных интересов он способен поддержать разговор на любую тему и совершенно бесплатно дать стоящий совет или предложить интересный выход из кризисной ситуации.

Акцентуации характера и степени их выраженности

Психиатр отмечал две степени проявления акцентуированных характерных черт человека – явную и скрытую.

Явная степень – это состояние, когда акцентуированные черты характера человека обладают отличной выраженностью и могут проявляться в течение всей жизни. При этом подобные черты преимущественно хорошо компенсируются даже при отсутствии психической травмы. У подростков при этом иногда наблюдается дезадаптация.

А вот при скрытой степени чаще всего проявляются после той или иной психической травмы или при той или иной стрессовой ситуации. Акцентуированные черты преимущественно не нарушают адаптацию, однако иногда наблюдается краткосрочная дезадаптация.

Андрей Личко

В отечественной психологии большой популярностью пользуется типология характера по А. Е. Личко. Это отечественный психиатр, доктор медицинских наук. Он родился в Ленинградской области в 1926 году. Выпускник Ленинградского медицинского института имени Павлова. В сфере его научных интересов были лечение и диагностика психических расстройств в подростковом возрасте.

Собственную типологию личностей он создал, опираясь на работу Леонгарда и своего соотечественника Петра Борисовича Ганнушкина. Популярной была его монография «Психопатии и акцентуации характера у подростков», которая увидела свет в 1977 году. Фактически до сих пор она остается настольной книгой для отечественных психологов и психиатров.

Большое внимание уделял популяризации науки. Он был ответственным секретарем в редакционной коллегии «Журнала эволюционной физиологии и биохимии», редактировал «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им

В. М. Бехтерева».

Классификация немецкого психиатра

Виды характера в психологии Леонгард определял, оценивая стиль общения человека с окружающими его людьми. При этом он вырабатывал и представлял самостоятельные типы характеров.

  1. Гипертимный тип. Таких людей отличает словоохотливость, чрезвычайная контактность, выраженности мимики и жестов. Человек может регулярно в общении отклоняться от первоначальной темы разговора, у него постоянно могут возникать эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за того, что он слишком несерьезно относится к семейным и служебным обязанностям. Как правило, такие люди сами становятся инициаторами конфликтов. При этом в них немало положительных черт, которые привлекают партнеров для общения. Это жажда деятельности, энергичность, инициативность, оптимизм. Из отталкивающих черт можно отметить склонность к аморальным поступкам, легкомыслие, повышенную раздражительность.
  2. Дистимный тип. Человек немногословен, не контактен, пессимистично относится к окружающей действительности, ведет максимально замкнутый образ жизни. При этом высоко ценит друзей, готов им подчиниться.
  3. Циклоидный тип. Ему свойственны регулярные смены настроения, из-за чего меняется манера общения с окружающими людьми.
  4. Возбудимый тип. Такому человеку присуща низкая контактность в общении, замедленные невербальные и вербальные реакции. Такие люди склонны к брани и хамству, угрюмы и занудливы, постоянно провоцируют конфликты.
  5. Застревающий тип. Это умеренно общительные люди, склонные к нравоучениям, весьма неразговорчивые. В любом деле стремятся добиться максимальных показателей, предъявляют к себе повышенные требования. Уязвимы и обидчивы, чувствительны к социальной справедливости.
  6. Педантичный тип. Практически не вступают в конфликты, в целом ведут себя пассивно. На работе предъявляют много претензий и требований к окружающим, ведут себя как бюрократы.
  7. Тревожный тип. Людям из этой группы присуща робость и низкая контактность. У них преимущественно подавленное настроение, чувствуют себя неуверенно. С окружающими редко вступают в конфликты, играют в них крайне пассивную роль.
  8. Эмотивный тип. Такие люди предпочитают общаться исключительно в кругу избранных. Носят обиды глубоко в себе. Окружающих привлекают состраданием, добротой, имеют обостренное чувство долга. При этом очень слезливы и чувствительны.
  9. Демонстративный тип. Эти люди легко устанавливают контакты с совершенно незнакомыми людьми, любят, чтобы их хвалили, стремятся к лидерству и власти. Демонстрируя высокую приспособляемость, склонны к интригам. При этом окружающих вокруг себя раздражают собственной самоуверенностью, хвастовством, лицемерием. Привлекают исключительной артистичностью, обходительностью, неординарными поступками и мышлением, способны увлечь других какой-то идеей.
  10. Экзальтированный тип. Влюбчивые и словоохотливые люди. Постоянно спорят, но редко доводят дело до конфликта. Они внимательны к друзьям, альтруистичны, готовы сострадать и проявлять искренность. Отталкивают подверженностью сиюминутным настроениям, паникерством.
  11. Экстравертированный тип. Это контактные люди с массой друзей и знакомых. У них всегда много знакомых и близких приятелей, открыты для общения и любой информации. Привлекают окружающих исполнительностью, готовностью выслушать другого человека. Многим не нравятся из-за своего легкомыслия, страсти к развлечениям, необдуманным поступкам, регулярно участвуют в распространении слухов.
  12. Интровертированный тип. Это замкнутые люди, оторванные от реальности. Любят быть в одиночестве. У них твердые убеждения об окружающей жизни, жесткие принципы. При этом готовы упорно отстаивать свои идеалы, даже если они в корне неправы, упрямы.

Стоит подчеркнуть, что эта классификация относится преимущественно к взрослым людям.

Классификация по Леонгарду

Понятие «акцентуация характера» впервые было введено немецким ученым Карлом Леонгардом, им же впоследствии предложена первая классификация акцентуаций в середине прошлого столетия.

Типология Леонгарда насчитывает 10 акцентуаций, которые впоследствии были разделены на 3 группы, их отличие в том, что они относятся к разным проявлениям личности:

  • темперамент
  • характер
  • личностный уровень

Каждая из этих групп включает в себя несколько видов акцентуаций:

  1. Акцентуации темперамента:

Классификация акцентуаций темперамента по Леонгарду включает в себя 6 типов:

Таблица 1: Классификация по Леонгарду

Гипертимный Гипертимный тип общителен, любит быть среди людей, легко заводит новые контакты. У него выраженная жестикуляция, живая мимика, громкая речь. Лабильный, склонный к перепадам настроения, поэтому часто не выполняет свои обещания. Оптимистичен, активен, инициативен. Стремится к новому, нуждается в ярких переживаниях, разнообразной профессиональной деятельности.
Дистимический Неразговорчив, держится в стороне от шумных компаний. Излишне серьезен, малоулыбчив, недоверчив. К себе критичен, поэтому такие люди часто страдают заниженной самооценкой. Пессимистичен. Педантичный. Дистимическая личность надежна в близких отношениях, мораль – не пустое слово. Если дают обещания – стремятся выполнить.
Аффективно-лабильный (циклоидный) Люди настроения, которое у них меняется по несколько раз на дню. Периоды активной деятельности – сменяются полным бессилием. Аффектино-лабильный тип – человек «крайностей», для него существует только черное и белое. Манера взаимоотношений с окружающими зависит от настроения – часты трансформации поведения – вчера он был ласков и добр с вами, а сегодня вы вызываете его раздражение.
Аффективно-экзальтированный Эмоциональны, при этом испытуемые ими эмоции проявляются ярко, искренни. Впечатлительны, влюбчивы, быстро воодушевляется. Эти люди творческие, среди них много поэтов, художников, актеров. Могут быть тяжелы во взаимодействии, так как склонны преувеличивать, раздувать из мухи слона. В сложной ситуации подвержены панике.
Тревожный Тревожный тип акцентуации не уверен в себе, сложно идет на контакт, стеснителен. Пуглив, что ярко проявляется в детстве – малыши с подобной акцентуацией боятся темноты, одиночества, резких звуков, чужих людей. Мнителен, часто видит опасность там, где ее нет, долго переживает неудачи. Примеры положительных сторон тревожного типа – ответственность, исполнительность, доброжелательность.
Эмотивный Акцентуированная личность эмотивного типа схожа с экзальтированным типом по глубине переживаемых эмоций – они чувствительны и впечатлительны. Их основное отличие – эмотивному типу сложно выражать эмоции, он долго копит их в себе, что приводит к истерике и слезам. Отзывчивы, жалостливы, охотно помогают беспомощным людям и животным. Любая жестокость способна погрузить их надолго в пучину депрессии и горя.

  1. Описание акцентуаций характера:
Демонстративный Артистичны, подвижны, эмоциональны. Стремятся произвести впечатление на окружающих, при этом не гнушаются притворством и даже откровенной ложью. Демонстративный тип верит сам в то, что говорит. Если же и осознает свою ложь, причины испытывать угрызения совести нет, так как склонен вытеснять из памяти любые виды неприятных воспоминаний. Любят быть в центре внимания, подвержены влиянию лести, для них важен учет его заслуг. Непостоянны и редко держат слово.
Педантичный Акцентуированные личности педантичного типа медлительны, прежде чем принять решение – старательно его обдумывают. Стремятся к упорядоченной профессиональной деятельности, усидчивы и доводят дело до конца. Любые виды изменений воспринимают болезненно, трансформации под новые задачи трудновыполнимы. Не конфликтны, спокойно уступают лидирующие позиции в профессиональной среде.
Застревающий Застревающий тип надолго сохраняет в памяти эмоциональные переживания, что характеризует поведение и восприятие жизни, они как бы «застревают» в определенном состоянии. Чаще всего-это уязвленное самолюбие. Злопамятны, мнительны, не доверчивы. В личных отношениях ревнивы и требовательны. Амбициозны и упорны в достижении своих целей, поэтому акцентуированные личности застревающего типа бывают успешны в профессиональной жизни.
Возбудимый Возбудимый тип в моменты эмоционального возбуждения сложно контролируют желания, склонен к конфликтам, агрессивен. Разумность отступает, проанализировать последствия своего поведения не в состоянии. Акцентуированные личности возбудимого типа живут настоящим, не умеют строить долговременные отношения.

  1. Описание акцентуаций личностного уровня:

Классификация акцентуаций личностного уровня знакома каждому. Часто используемые в повседневной жизни понятия экстраверт и интроверт в ярко выраженных формах описаны в таблице ниже

Экстравертированный Открытый, контактный, любит находиться среди людей, плохо переносит одиночество. Неконфликтный. Планирование своей деятельности дается с трудом, легкомысленный, демонстративный.
Интровертированный Понятие «интровертированный человек» означает, что он молчалив, неохотно общается, предпочитает одиночество. Эмоции сдерживает, замкнут. Упрям, принципиален. Социализация затруднена.

Конформный, психастенический и паранойяльный типы

Несовершеннолетние конформного типа не имеют собственного мнения, они не критичны к себе, безынициативны. Их очень легко подчинить какому-то авторитету или группе людей. Жизненный настрой большинства из них в любой ситуации можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом они очень консервативны и склонны к морализаторству. Чтобы защитить свои интересы, они готовы даже на весьма неблаговидные поступки, которым находят объяснение и оправдание.

Подростки психастенического типа склонны к глубокому самоанализу, размышлениям, оценке поведения окружающих их людей. По своему интеллектуальному развитию они опережают сверстников, нерешительность у них сочетается с безапелляционными взглядами и суждениями, самоуверенностью. Когда им необходима внимательность и осмотрительность, они часто склонны к импульсивным поступкам. С возрастом у представителей психастенического типа мало что меняется. Часто это заканчивается употреблением наркотиков или алкоголя. В отношениях они мелочны и деспотичны, это мешает им нормальному общению с окружающими людьми.

Интересно, что паранойяльный тип не всегда включают в классификацию Личко. Дело в том, что его основные проявления появляются только после 30, а то и 40 лет. В подростковом и особенно детском возрасте его представителей, как правило, относят к шизоидной или эпилептоидной акцентуации. Во взрослом возрасте начинает выходить на первый план завышенная самооценка, представление о собственной исключительности. От бредовых идей они отличаются только тем, что окружающими воспринимаются как вполне реальные, хоть и необоснованно завышенные.

Тревожный тип

Подвержены беспокойству и опасениям по разным поводам. Не уверены мыслях и решениях. Чувствуют опасность вокруг и обеспокоены без особой причины. На протяжении длительного времени склонны переживать неудачи, боятся совершить ошибку и выбрать неправильное решение, нерешительны. Во время спора они с трудом могут отстоять свои позиции, им легче молчаливо согласиться с чужой точкой зрения.

Отличаются обязательностью и исполнительностью, им свойственен высокий уровень ответственности и самокритичности.

Очень часто они не могут противостоять внешним условиям и чувствуют себя обессилено, не могут противостоять стрессовым факторам. Неуверенно чувствуют себя, находясь в центре внимания, во время выступлений перед аудиторией. Не затевают конфликтов и пытаются их избегать.

Неустойчивый, эмоционально-лабильный и эпилептоидный типы

Подростки с неустойчивым типом личности постоянно тяготеют к безделью и развлечениям. Жизненные цели и интересы в жизни у них отсутствуют, будущее их мало волнует. Окружающие в большинстве случаев их характеризуют как людей, плывущих по течению.

Детям с эмоционально-лабильным типом личности свойственны сильные и регулярные перепады настроения, их поведение непредсказуемо для окружающих. Примечательно, что поводом для таких смен настроения могут становиться любые мелочи. Например, неприветливая фраза или косой взгляд. Когда у них плохое настроение, подростки с эмоционально-лабильным типом личности ощущают потребность в поддержке близких. Хорошо чувствуют, как к ним относятся окружающие.

В раннем возрасте представители эпилептоидного типа очень плаксивы. Зато когда вырастают, начинают сами обижать маленьких, предпочитают издеваться над теми, кто не в состоянии дать сдачи. Для них характерна жестокость, властность и самолюбие. В обществе других детей стремятся не просто становиться лидерами, а настоящими властителями. В группах, которые берут под свой контроль, устанавливают максимально жесткие, порой даже самодержавные порядки. Способны угодить руководству, часто занимают за счет этого влиятельные посты.

Эмотивный тип

Отличаются повышенной чувственностью, для них характерны глубокие чувственные переживания и повышенная эмоциональность. В отличие от экзальтированных личностей, не выражают во вне свои чувства, а накапливают их. Они испытывают глубокие переживания от различных жизненных впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Избегают конфликтных ситуаций и не склонны к выяснениям отношений. Стараются сдержать внутри себя все эмоции, но не всегда у них это удается, плаксивы и чувствительны. Их характеризует отзывчивость и сопереживание, не только близким людям, но и вымышленным персонажам литературы и фильмов. Грубость других провоцирует стресс и способна привести к душевному потрясению.

Теории акцентуации личностей

Первая теория акцентуаций характера была разработана Карлом Леогардом, она стала невероятно полезной и максимально соответствовала определению характера человека. Но ее применение было ограничено тем, что ответы на вопросы могли дать только взрослые люди. Поскольку ребенок или подросток в силу отсутствия у себя необходимого опыта на них ответить не может, определить акцентуацию у них крайне тяжело.

Проблему начал решать отечественный психиатр Андрей Личко. Он смог модифицировать тест Леогарда на определение характера человека независимо от его возраста. Кроме того, Личко несколько переработал характеристики типов акцентуаций, некоторые из них переименовал и ввел несколько новых типов.

Личко считал, что очень важно изучать акцентуации характера у подростков, поскольку они формируются еще в детстве и в этом возрасте проявляют себя особенно ярко. Характеристики тех или иных акцентуаций специалист расширил за счет тех или иных проявлений в детском и подростковом возрасте, а также того, как они меняются с возрастом

Этому психиатр посвятил такие свои труды, как:

  • «Подростковая наркология»;
  • «Подростковая психиатрия»;
  • «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

Роль акцентуаций в структуре личности

В личностной структуре акцентуации занимают ведущую роль и во многом определяют качество жизни индивида.

Стоит учитывать, что акцентуация – это не диагноз! У психологически зрелой личности она проявляется как особенность, что может являться подсказкой в выборе места учебы, профессии, хобби.

Если же акцентуация приобретает ярко выраженные формы (это зависит от многих факторов – воспитание, окружение, стрессы, болезни), то необходимо использовать медикаментозное лечение. В отдельных случаях некоторые типы акцентуации характера могут привести к формированию неврозов и психосоматических заболеваний (например, лабильный тип часто болеет инфекционными заболеваниями), а в крайних — такой человек может быть опасен.

Акцентуация характера личности в динамике

В психологической науке еще не досконально изучили проблемы, связанные с развитием или динамикой акцентуаций характера. Андрей Личко внес наиболее существенный вклад в изучение этой проблемы и отметил такие феномены развития акцентуаций:

  • они формируются и заостряются в той или иной мере в пубертатном возрасте, затем они сглаживаются или компенсируются, явные акцентуации могут изменяться и становится скрытыми;
  • на фоне скрытых акцентуаций черты конкретного типа характера раскрываются при психотравмирующих обстоятельствах;
  • при той или иной акцентуации могут появляться определенные нарушения или нарушения в виде неврозов, острой эффективной реакции или девиантным поведением;
  • тот или иной их вид может трансформироваться под воздействием окружающей среды или механизмами, которые были заложены конституцией человека;
  • формируется приобретенная психопатия.

Акцентуация личности

Автор типологии акцентуаций характера стал первым, кто предложил использовать данный термин в официальной научной литературе. Им он заменил бытовавшее ранее понятие акцентуации личности. Основным мотивом для этого послужило то, что личностные особенности человека нельзя обобщать данным понятием, так как они намного шире, включают в себя еще и мировоззрение, образование, особенности восприятия, реакцию на внешние раздражители.

В психологии акцентуация характера — это временные изменения в характере индивида, которые могут исчезнуть или кардинальным образом видоизмениться в процессе развития и роста ребенка. Дело в том, что характер является внешним отражением типа нашей нервной системы, становится конкретной характеристикой особенностей человеческого поведения. Происходящие с подростком изменения могут сохраниться на всю жизнь или перейти в психопатию. При этом путь акцентуации определяется ее выраженностью, видом и социальным окружением.

В результате данное определение окончательно закрепилось в психологии. Акцентуация характера — это понятие, на многие годы определившее развитие характерологии.

При этом Личко, как и Леонгард, считал акцентуацию только одним из вариантов деформации характера, при котором дополнительную выраженность приобретают его отдельно взятые черты. Все это повышает чувствительность личность к одним видам влияний, затрудняя адаптацию в других случаях. В результате у человека образуется способность к адаптации на достаточно высоком уровне. При этом с некоторыми видами влияний, которые не задевают места наименьшего сопротивления, акцентуированные личности справляются намного успешнее.

Саму акцентуацию Личко представлял себе как некое пограничное состояние между психопатией и нормой. В связи с этим и сама классификация во многом основана на существовавшей в то время типологии психопатий. Всего советским ученым были выделены одиннадцать разновидностей.

Методики диагностики личности

Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу. При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности.

Однако не всегда есть возможность тщательного наблюдения за пациентами даже в условиях стационара. В этом случае на помощь придет работа с опросником Г. Шмишека.

Текст опросника, ключ для обработки ответов, подробное описание отдельных шкал и сочетаний можно найти в книге Ю.В.Кортневой «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека».

По мере взросления человека и становления его личности, яркие акцентуированные черты сглаживаются. Приспосабливаясь к требованиям социальной среды, индивид учится контролировать свой природный темперамент. Как правило, типологию характера Леонгарда используют при работе с подростками, у которых характер еще окончательно не устоялся.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]