В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка. Определение гласит, что возрастная сензитивность — это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов». При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».
Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.
Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.
Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.
Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:
- знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
- предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.
Сензитивные периоды развития универсальны
, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.
Сензитивные периоды развития индивидуальны
, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.
Определение
Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».
Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.
Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.
Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.
В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.
Сензитивный период развития речи
Длится в среднем от 0 до 6 лет.
В возрасте до года:
Дети учатся подражать звукам.
В возрасте около 1 года:
Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.
Что это значит?
В возрасте 2.5 — 3 лет
кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.
В возрасте 3.5 — 4 лет
: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.
Рекомендация:
С ребенком не надо сюсюкать и упрощать язык до «детского». Напротив, его нужно знакомить с богатством родного языка, его разнообразием.
Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков — буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.
Поэтому в возрасте 4.5 — 5 лет
выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.
Наконец, в возрасте около 6 лет
ребенок готов и хочет учиться читать.
Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.
О роли и значении для родителей
Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:
- начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
- точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
- спад, постепенное снижение интенсивности.
Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.
Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.
Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:
- понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
- разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.
Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.
Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.
Сензитивный период восприятия порядка.
Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».
Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 — 2.5 лет.
«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы — вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», — писала Мария Монтессори.
Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.
Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 — 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее — настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.
Критические фазы развития личности
Тренировка памяти и упражнения для развития мозга и запоминания
Л.С. Выготский ввел в психологию такое понятие, как «критический период». Этому термину советский психолог дал следующее краткое определение: «Кризисный этап – это целый спектр глобальных перестроек, которые происходят с психикой человека в определенное время».
Подросток
На протяжении жизни у индивида отмечаются 5 критических периодов развития личности:
- Фаза новорожденности. Считается промежуточной между внутриутробной и внеутробной жизнью. В этот период малыш наиболее беспомощен. У него отсутствуют какие-либо сложившиеся поведенческие навыки. Большинство психоаналитиков сходится во мнении, что рождение – первая сильная травма, которую получает ребенок после появления на свет.
- Кризис 1 года. Возникает в фазу перехода индивида из младенчества в раннее детство. Для этого периода характерны проявление аффективных реакций и всплеск самостоятельности. Взрывные реакции могут возникнуть у ребенка из-за непонимания взрослыми его жестов, мимики, желаний и слов.
- Период 3-х лет. Эта кризисная фаза находится на границе между ранним детством и дошкольным периодом. Считается одной из самых сложных. Ребенок пересматривает старую систему отношений с окружающими, старается выстроить более глубокие связи, стремится выделить собственное «Я». В 3-летнем возрасте у малыша часто проявляются упрямство, негативизм, своеволие, деспотизм, строптивость. Подобные проявления помогают зародиться потребностям в признании и уважении. Из-за этого кризисную фазу психологи нередко называют периодом «Я сам».
- Фаза 6-7 лет. Кризис в этом возрасте неразрывно связан с личностным развитием ребенка и появлением самосознания. Для этого периода характерны потеря детской непосредственности, желание скрыть обиду или грусть, появление манерных действий. Из-за этого у ребенка возникают трудности при общении с взрослыми людьми, он становится замкнутым и неуправляемым. Указать на ошибки такому чаду будет все труднее, так как малыш отказывается признавать свое неправильное поведение.
- Подростковый кризис 12-14 лет. Выпадает на период полового созревания. Длится эта критическая фаза дольше остальных. В этот период у подростка меняются взаимоотношения с людьми. С его стороны наблюдается появление повышенных требований к себе и окружающим, нередко возникают протесты против непризнания его взрослости. Ему хочется доказать, что он – уже не ребенок. В 12-14 лет поведение кардинально меняется: подростки могут игнорировать замечания взрослых, все делать наперекор, грубо общаться. Некоторые дети замыкаются в себе.
Критические фазы – относительно недолгие возрастные кризисы, для которых характерны резкие психические изменения.
Важно! Кризисы нужны ребенку для постепенного личностного развития.
Длятся критические периоды около нескольких месяцев. В неблагоприятных условиях могут растянуться на 1-2 года.
Сензитивный период восприятия маленьких предметов
Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.
Периодизация
Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.
Возраст | Характеристика | Как использовать |
0-3 года, «духовный эмбрион» | Ребенок полностью зависим от матери и ее эмоционального настроя, стремится к общению со взрослыми. Чаще всего не готов к детскому саду . | Родителям желательно в это время как можно чаще общаться с младенцем, окружить его любовью и заботой . |
3-6 лет | Малыш начинает осознавать самого себя, наступает благоприятное время для развития органов чувств, речи, понимания социальных ролей. | Следует дать возможность малышу постигать окружающий мир, активно с ним заниматься, не пускать процесс на самотек. |
Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.
Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:
- от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
- 3-4 года – осознанность речи;
- 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
- 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
- 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.
По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.
Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.
Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.
Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.
Сенсорное развитие
Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.
Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.
Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы. Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая. Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.
Разбираемся в терминологии
Перед тем как говорить об особенностях сенситивных периодов, давайте ознакомимся с самим термином «сенситивность». Латинское слово sensus переводится как чувства, что следует понимать, как способность к восприятию окружающего мира. Таким образом, сенситивность является способностью воспринимать и проявлять реакцию на воздействие внешних раздражителей. Всех людей, населяющих нашу планету, можно подразделить на две условных группы: индивидуумы с повышенной или пониженной чувствительность. Принадлежность к одной из этих групп определяется влиянием следующих факторов:
- воспитание и личностное саморазвитие;
- близкое окружение (родители и родственники);
- наследственные факторы;
- социальная среда;
- возраст и нарушения в работе ЦНС.
Все вышеперечисленные факторы оказывают важное влияние на развитие человеческой личности.
На протяжении всей человеческой жизни, степень эмоциональной чувствительности и восприятие окружающего мира изменяются. Эти изменения в личностном восприятии приходятся на определенные фазы. Специалисты говорят о том, что в модели личностного развития, важную роль имеют два периода – сенситивный и критический. Знание их особенностей позволяет справиться с различными жизненными трудностями, с которыми сталкивается человек на протяжении процесса взросления. Помимо этого, своевременное вмешательство в процесс развития личности позволяет провести коррекцию отклонений в развитии психики.
Развитие действий и движений
Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.
Чем важно движение для дошкольника?
- Помогает развитию физических качеств.
- За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
- Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.
Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.
Критические и сенситивные периоды
Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.
Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.
Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.
В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.
Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.
Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».
Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.
В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.