Кризис 8 лет: как проявляется у девочек, как у мальчиков и что делать родителям


Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Что отличает психологию детей этого возраста

Все родители замечают: во 2–3 классах, после «кризиса семилеток», у детей заметно меняется психология, ребенок 9 лет становится самостоятельным, учится рассуждать, отстаивать собственное мнение. Наблюдаются следующие особенности психологии 8–9 лет:

  1. Ребенок начинает признавать себя личностью, формировать точку зрения по интересующим его вопросам. Появляется более взвешенное представление о будущей профессии.
  2. Появляется критическое отношение к поступкам окружающих, близких, родителей. Поводами задуматься служат сведения, полученные от учителей, друзей, из СМИ — школьник начинает сопоставлять известную ему «норму» с действительной информацией. Если обнаруживает расхождение слов с делами, начинает сомневаться в утверждениях взрослых, делать собственные выводы.
  3. Ослабляется желание больше бывать с родителями, появляется стремление проводить время с друзьями, потребность в общении со сверстниками.
  4. Потребность в похвале взрослых сохраняется, но абстрактная похвала теряет ценность по сравнению с конкретной положительной оценкой поступков, способностей: ребенку становится важно понимать причину похвалы.
  5. Появляются хобби, формируется отношение к внешкольным занятиям спортом, творчеством.
  6. Несмотря на успешно пройденную адаптацию к школе, дети устают от учебных занятий. Способность надолго концентрироваться на одном занятии пока не может сформироваться, необходимо чередование домашних уроков, отдыха, других занятий.
  7. Формируются основные правила поведения в общественных местах, нормы вежливости. Ребенок знает, как полагается себя вести, способен контролировать свое поведение.

Задача родителей – не потерять контроль

С другой стороны, в таких обстоятельствах кризис 8 лет осложняется, и нужно помнить о главных его опасностях – потерять эмоциональную связь с ребенком, потерять родительское влияние. Дети начинают чувствовать себя взрослыми и самостоятельными, начинаю пренебрегать авторитетом родителей и учителей.

Чтобы не допустить плачевных последствий кризиса, придерживайтесь некоторых правил при общении со своим повзрослевшим чадом.

  1. Не нужно его ограничивать в выборе, подчеркивая, что он маленький и поэтому решить сам не в состоянии. Это не так! Прошло то время, когда он был таковым. Теперь чадо в состоянии решать многие вопросы, которые его непосредственно касаются.

Чрезмерное вмешательство родителей в процесс выбора приведет к плачевным последствиям в дальнейшем: вызовет комплексы и сложности в установлении силы воли. Если ему настоятельно говорить делать то или это, вырастит «маменькин» (или «папенькин») сыночек, который не сможет элементарно понять, что ему одеть и как ему сделать уроки.

  • Но и пускать все на самотек не стоит. Если малыш желает самостоятельно делать какие-либо дела, позвольте ему это сделать. Если он просит помощи, то не пренебрегайте просьбе. Не стоит заставлять его делать дела, пусть по собственной инициативе он это делает.
  • В этот период времени ребенку нужен друг, с которым он может поделиться своими переживаниями. И лучше всего, если этим другом станет один из родителей или ближайший родственник.

Как стать ему другом? Побольше уделяйте ему времени, участвуйте в его жизни, слушайте его проблемы. Разговоры – это важно для любого ребенка вне зависимости от наличия у него кризиса. При помощи разговоров родители формируют ценности в жизни.

  • Для корректного формирования личности нужно разговаривать с ребенком без сюсюкания, которое было в 5 лет. Не нужно раздражаться в момент, когда он спрашивает глупость. Да, тяжело после рабочего дня выслушивать детские «проблемы», но без этого ребенок замкнется в себе. Обязательно поинтересуйтесь о его новых друзьях, что происходило в школе и какие сложности у него бывают.

Градация пола

К 8 годам ребята начинают осознавать различия между полами: отмечают внешние различия, разницу поведения, семейные обязанности, социальные роли. Начинают отчетливо формироваться разные поведенческие тенденции:

  1. Девочки 8 лет имеют характерную психологию: более послушны, усидчивы, отзывчивы, сдержаны, однако более открыты эмоционально. Больше внимания начинает уделяться внешности — прическе, одежде, украшениям. Появляется интерес к вещам, аксессуарам мамы, старшей сестры. Начинают проявляться первые признаки материнского инстинкта — забота о животных, внимательность к младшим, способность нести ответственность. Интересы нередко реализуются в творчестве — танцы, музыка, художественные занятия, рукоделие.
  2. Мальчики 8–9 лет имеют иную психологию возраста: эмоционально закрыты, но импульсивны. Физически активны, подвижны, проявляют меньшую способность, чем девочки, усидчиво заниматься одним делом продолжительное время. Интересы развиваются в направлении спорта, активного отдыха, подвижных игр, занятий. Чтобы бьющая ключом энергия расходовалась гармонично, мальчикам полезны занятия спортом, ритмичными танцами. При наличии интереса ученики 2–3 класса успешно реализовывают способности, тягу к новым знаниям.

Существует важное отличие в подходе к поощрениям при воспитании мальчиков и девочек. Девочку необходимо хвалить «просто так», «потому что она любима», а мальчика — за конкретные способности, достижения.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:

  1. Перестройка восприятия своего места в отношениях.
  2. Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
  3. Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
  4. Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
  5. Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата.

  6. Утрата детской наивности и открытости.
  7. Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.

Воспитание

Существует ряд рекомендаций, которые помогут в воспитании школьника:

  1. Контролируйте выполнение домашних уроков. Давайте возможность делать задания самостоятельно, но проверяйте результат. Если ребенку нужна помощь, обязательно окажите. Будьте терпеливы, внимательно подбирайте подход: предложить ребенку повторно перечитать непонятное задание, перепроверить ответ, объясните (на примере, графике, схеме) непонятный момент. Важно оказать помощь, но не выполнять задание вместо ребенка — так, чтобы в процессе он научился понимать, успешно выполнять задания. Иногда необходимо согласовывать алгоритм поведения с учителем, поскольку ребенок должен понимать материал согласно школьной программе.
  2. Помогайте осознанию ребенком эмоционального мира. Обращайте внимание на настроение, называйте вслух эмоции: «Тебе грустно», «Ты сердишься», «Тебя это радует», «Ты увлечен». Поддерживайте интерес ребенка, когда он проявляет внимание к эмоциям. Ребенка окружают живые люди, ваша задача — научить его адекватно относиться к чувствам.
  3. Время за телевизором, компьютером или мобильным устройством должно находиться под контролем как по количеству отводимого времени, так и по информационному содержанию того, что поступает в сознание ребенка. Жёстких запретов лучше избегать, стремясь заинтересовать другими способами проводить время. Сформируйте отношение ребенка к виртуальным развлечениям, научив его правильно определять степень их ценности. Достичь этого можно при помощи разумных объяснений вкупе с альтернативными занятиями.
  4. Будьте внимательны к эмоциональному отношению ребенка к школе: в каком настроении он туда идет, рад или нет окончанию каникул, интересно ли ему, хорошо ли дается контакт с одноклассниками, учителем.
  5. Подключайте малыша к домашним делам. Давить и требовать не надо: правильнее привлекать к помощи, совместным делам, и постепенно вводить в привычку задачи, которые вы хотели отвести под обязанности малыша (уборка вещей и комнаты, регулярное поддержание порядка в школьном портфеле, участие в приготовлении еды, пересадке комнатных растений, уходе за домашним питомцем или элементах ремонта в доме).
  6. Следите, чтобы в распорядке школьника оставалось время на отдых, прогулки, любимые занятия. Если ребенок рассеянный и долго делает уроки, «уплотняйте» время, обучая его не отвлекаться.
  7. Важнейшая задача — сохранить детское уважение к матери, отцу. Сохраняйте баланс — предоставляя ребенку больше самостоятельности, нельзя и отстраняться от его жизни. Нельзя навязывать свою волю, внушать страх, угрожать, силой требовать, чтобы ребенок слушался авторитарными методами («Потому что я сказала!», «Не смей возражать!»). Ребенок уже анализирует происходящее, и подобные доводы могут спровоцировать агрессию, внутреннее несогласие, ухудшение поведения ребенка в этом возрасте или в дальнейшем, когда его протест против силовых методов достигнет критической массы. Если удается подавить волю ребенка, это приводит к развитию безынициативного и неуверенного человека, не способного ничего добиться в жизни.
  8. Учитесь выстраивать отношения в атмосфере взаимного доверия. Предоставьте малышу возможность самостоятельно справиться с ответственными поручениями. Позволяйте самому выбирать друзей, интересы.
  9. Необходимая составляющая воспитания данного периода — взаимоуважение. Нельзя без разрешения распоряжаться его игрушками, вещами, пренебрежительно относиться к интересам, способностям. Нужно создавать условия для развития здоровой самооценки, уверенности в том, что его уважают, как личность.

«Стабильный» неуд по поведению

Итак, если наше чадо — неслух, что называется, изначально, то это вопрос всего чего угодно, только не возраста. Если шило, застрявшее в одном месте у нашего пострела, не давало нам покоя, еще когда ему было два годика и он на детской площадке бил совочком малышей, расталкивал девочек на горке, дрался с соседским мальчиком, если в четыре года ребенок закатывал истерики в магазинах и валялся по полу на глазах у изумленных покупателей, если в пять лет в тихий час он умудрялся поставить на уши всю детсадовскую группу, а в первом классе от малолетнего бунтаря, бандита, шалопая стонали не только одноклассники, но и директор школы, то чему удивляться теперь, когда ему исполнилось девять?

Ребенок «стабилен», верен себе, непослушание его с возрастом только возрастает, и причиной тому может быть что угодно: проблемы со здоровьем — и физическим, и психическим, особенности темперамента, промахи в воспитании… Если наша «точка кипения» обозначилась именно к его девяти годам, то, пусть поздновато уже, но надо идти к психологу. А может быть, к психиатру. А может быть, к невропатологу. И вместе копать, может быть, менять методы воспитания, может быть, находить глубинные, исходные причины. Найти их самостоятельно неспециалисту, как правило, сложно.

Половое развитие

Иногда признаки полового созревания появляются в раннем возрасте (чаще у девочек). Самое время проводить первые разговоры об анатомических особенностях, возрастном развитии тела. Важно объяснить: предстоящие изменения происходят со всеми и абсолютно нормальны.

Также пора продумать тему сексуального воспитания — стоит проговаривать общие моменты в понятной, интересной, но не шокирующей ребенка форме, разъясняя нужные вопросы без ненужных подробностей. Стоит говорить о зачатии, как о естественном процессе. Оптимально, чтобы беседы о сексуальном развитии с девочкой проводила мать, а с мальчиком — отец.

Интерес к представителям другого пола проявляется в разном возрасте. С растущей наблюдательностью и способностью анализировать происходящее дети больше обращают внимание на поведение взрослых противоположного пола (члены семьи, друзья, актеры — персонажи фильмов), выделяют интересующие их детали. Позже дети переключают внимание на ровесников, проявляя усвоенные от взрослых «нормы» общения их гендерной принадлежности с представителями противоположного пола.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Знания и умения

Рассматривая знания и навыки школьников начальных классов, нужно помнить, что дети развиваются в своем ритме — кто-то форсирует, кто-то догоняет ровесников чуть позже, но основательнее. Поэтому приведенная ниже характеристика условна.

  1. Умение контролировать поведение и справляться с основными обязанностями: выполнить домашние задания, собрать школьные принадлежности, убрать постель, выполнить ежедневные гигиенические процедуры.
  2. Понимание разницы между «хорошо» и «плохо», знание правил поведения в социуме, норм вежливости.
  3. Умение ориентироваться в пространстве (ходить в магазин, школу) и во времени (следить за часами, укладываться в отведенный временной интервал);
  4. Способность к длительной концентрации на одной задаче.
  5. Навыки письма, чтения, устного и письменного счета.
  6. Способность заучивать стихи, пересказывать рассказы и сказки.
  7. Запоминание и способность к воспроизводству сложного изображения.
  8. Умение формировать, отстаивать точку зрения.
  9. Первые навыки в изучении несложных устройств.

Содержание:

  • Особенности возраста Главные возрастные особенности 8-ми лет
  • Особенности развития девочек
  • Развитие мальчиков
  • Нормы развития в 8 лет
      Физическое развитие
  • Нормы роста и веса
  • Социальное развитие и навыки в быту
  • Интеллектуальное развитие
  • Психическое развитие
  • Психология ребёнка в 8 лет
      Половое воспитание
  • Как воспитывать ребёнка в 8 лет?
  • Режим дня и питания
  • Когда стоит беспокоиться?
  • Как помочь ребёнку развиваться?
  • Распорядок дня

    Учитывая текущие нагрузки на школьников начальных классов, ежедневный распорядок обязательно должен включать отдых.

    На школьные задания обычно уходит 3–5 часов, после которых нужен отдых, игра, прогулка. Перерыв между школьными и домашними уроками должен составлять 2–3 часа.

    Питание школьника в идеале должно быть пятиразовым: завтрак, школьный обед, перекус дома, ужин, легкая пища перед отходом ко сну.

    На сон следует отводить 10–11 часов, поэтому нежелательно, чтобы ребенок ложился спать позже 21:30. Если ребенок сохраняет потребность спать днем, препятствовать нельзя.

    Вечерние часы заняты в кружках, секциях, творческих студиях. Главное, чтобы ребенку было интересно посещать занятия. Нужно отводить 1–2 часа на подвижные игры, прогулки. Занятия виртуальными играми, просмотром телевизора — максимум 1 час в день.

    Чем можно увлечь школьника

    В зависимости от личных особенностей ребенка можно вместе играть в игры на развитие памяти, концентрации, внимательности, наблюдательности, логики. Полезны сюжетно-ролевые игры с образами персонажей любимых книг, фильмов и мультфильмов. Существует немало увлекательных настольных игр, рассчитанных на этот возраст.

    Что касается игрушек, помимо традиционных кукол и машинок, актуальны предметы и материалы для творчества: конструкторы, пазлы, головоломки, пластилин, глина.

    Свойства памяти

    Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

    Рекомендации по развитию:

    • заучивание стихов;
    • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
    • перечисление предметов, показанных на картинке;
    • обучение танцам, прочим играм на движения.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]