Военная промышленность — ведущая отрасль большинства развитых стран. Финансовая поддержка, выделяемая правительством на развитие этого сектора, продиктована актуальной потребностью государств защищать безопасность своих граждан и неприкосновенность территорий. Для обеспечения психологической подготовки и поддержки военнослужащих в отдельную область знаний выделена военная психология. Она занимается специфическими проблемами военнослужащих: адаптацией, поддержкой, реабилитацией, поиском методов мотивации для участия в боевых действиях.
Особенности военной психологии: объект и предмет изучения
Военная психология занимается изучением закономерностей психических особенностей военнослужащих. Объект изучения — военнослужащий, проходящий контрактную или призывную службу, потенциальные военнослужащие, соответствующие требованиям отбора, гражданские лица, пригодные к несению воинской службы.
Предмет военной психологии — военная деятельность, влияние условий пребывания в армии на психику служащего, состояние психики и особенность течения психических процессов в армии. В задачи армейского психолога входит повышение морального настроя солдат, разработка новых стратегий управления, изучение скрытых способностей мозга для совершенствования профессиональных навыков.
Физическая подготовка
ФИЗО военнослужащих женщин поддерживается командованием частей на высоком уровне. Дамы, проходящие службу в армии, тренируются ежедневно. Женщины-военнослужащие по контракту должны соответствовать своей «работе», с точки зрения здоровья и уровня физической подготовленности. Дамы сдают нормативы по ФИЗО:
- при поступлении в вузы специального профиля;
- в процессе обучения, ежеквартально;
- при заключении срочного контракта;
- в процессе прохождения службы — ежеквартально.
Обязательные нормативы для женщин-военнослужащих утверждены Приказом Министерства обороны. Дамы, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям армии, выполняют 3 блока упражнений.
Выполняется один из двух вариантов:
- для женщин в возрасте до 25 лет минимум — 12 раз,
- для женщин в возрасте свыше 25 лет минимум — 10 раз.
2. Наклоны туловища вперед:
- для женщин в возрасте до 25 лет минимум — 25 раз,
- для женщин в возрасте свыше 25 лет минимум — 20 раз.
На быстроту.
Выполняется один из трех вариантов:
1. Бег на 60 м:
- для женщин в возрасте до 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 12,9 с;
- для женщин в возрасте свыше 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 13,9.
2. Бег на 100 м:
- для женщин в возрасте до 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 19,5 с;
- для женщин в возрасте свыше 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 20,5 с.
3. Челночный бег 10*10 м:
- для женщин возраста до 25 лет минимальный норматив — пробежать дистанцию за 38 с;
- для женщин возраста старше 25 лет минимальный норматив — пробежать дистанцию за 39 с.
На выносливость.
Упражнение — бег на 1 км:
- для женщин в возрасте до 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 5 мин. 20 сек,
- для женщин в возрасте свыше 25 лет нормативное время преодоления дистанции — 5 мин. 46 сек.
Женщины старше 40 лет к сдаче физических нормативов не привлекаются.
Задачи науки: область работы исследователей и практических психологов
Выделяют следующие основные задачи армейской психологии:
- Изучение индивидуальных психических характеристик солдат для эффективного комплектования подразделений.
- Участие в разработке преподавательской программы, учет психологических особенностей военнослужащих для оптимизации процесса обучения.
- Психологическое сопровождение военнослужащих.
- Использование психологических методов для укрепления межличностных взаимоотношений солдат.
- Обеспечение нормальной адаптации новобранцев к специфике армейской дисциплины.
Военные психологи работают совместно с армейским руководством, повышая общий уровень мотивации служащих, разрабатывая новые методики психологической адаптации, обеспечивая поддержку нормального психологического состояния.
Определение цели участия в боевых действиях: правильная мотивация военнослужащих
Выделяют 3 группы причин, по которым солдат стремится к участию в боевых действиях:
- Общественные — общесоциальные мотивы, продиктованные чувством долга. К ним относится любовь к стране, активное проявление патриотизма, ненависть к противнику как к захватчику.
- Групповые — мотивы малых коллективов, выработанные внутри общности. К ним относятся взаимовыручка товарищей, чувство принадлежности к определенной группе, страх отвержения, .
- Личные — индивидуальные мотивы. К ним относятся амбициозные притязания: стремление выделиться, заслужить награды, заработать деньги, проверить свои способности.
Пассивность или активность солдат в бою — показатель их отношения к самой войне, как к явлению. В зависимости от хода войны, степени подготовки, уровня обеспечения личного состава эмоциональная окраска образа войны меняется. Солдаты, получившие преимущество, более успешны в ведении боевых действий.
Войска, имеющие более сильную мотивацию, воспринимают противника как непримиримого врага. Важное значение имеет общественная поддержка: образ военного конфликта внутри страны. Использование социальных мотивов возможно, если в обществе поддерживают военные настроения. Антимилитаристические стремления подрывают боевой дух солдат, снижают уровень личной мотивации.
Какие есть военные профессии?
Существуют различные профессии, подразумевающие занятость в многих сферах деятельности в армии. Выбор специальности зависит от личных предпочтений и соответствия профессиональным требованиям. При государственной службе имеются следующие виды военной деятельности:
- профессии специального назначения;
- военно-технические профессии;
- водительские военные профессии;
- научно-исследовательские специальности, ориентированные на военное дело.
Профессии специального назначения требуют отличной физической подготовки. К ним относятся воздушно-десантные войска, авиационная армия, спецназ, сухопутные войска, военно-морской флот, ФСБ, командир воинской части и т.д.
Обязанностями техника являются обеспечение исправной работы боевых машин и прочего оборудования, оружия. Они требуются в авиации, сфере связей и пр.
Военный водитель, пилот или др. управляет боевой техникой (машиной, самолетом, подводной лодкой и т.д.).
Гражданские профессии для людей, желающих поступить на государственную службу: переводчик, преподаватель, врач, водитель и пр. Воинские формирования требуют наличия обслуживающего персонала: буфетчиц, парикмахеров, поваров, дворников и пр.
Технические профессии для девушек: веб-программист, инженер, оператор, энергетик и пр.
Водительские специальности военных
Наличие водительской специальности подразумевает умение управлять одним из видов боевой техники. К профессиям этого рода относятся:
- водитель боевой машины;
- механик-водитель танка;
- летчик и пр.
Чтобы получить данную специальность, требуется окончить военное учебное заведение.
Специальности особого назначения
Чтобы получить специальность особого назначения, требуется иметь отличное здоровье, развитые физические навыки, уметь действовать в напряженных и экстремальных ситуациях. Люди данных профессий ответственны, решительны, отважны, готовы к физическим и психологическим сверхнагрузкам. К специальностям особого назначения относятся:
- спецназ;
- разведчик;
- сапер;
- военно-морская пехота
- авиационная школа и т.д.
Без должной физической подготовки военнослужащий не сможет построить отличную карьеру.
Технологические специальности
Технологические специальности являются востребованными на государственной службе. Люди, занятые в этой сфере, поддерживают боевую технику и вооружение в полной готовности, выполняют ремонтные работы и т.д.
Операторские специальности
Оператор – это одна из популярных специальностей. Только хорошо подготовленный специалист сможет умело обращаться с современной техникой, осуществлять прием и обработку данных, оценивать ситуацию и принимать правильные решения. Основные качества оператора: точность, хорошие слух и зрение, память, умение быстро реагировать на различные ситуации.
Психика военнослужащих в условиях боевых действий: типичные изменения
Нахождение в условиях угрозы жизни и здоровью, повышенные нагрузки, смерть товарищей по оружию, необходимость участвовать в насильственных действиях — комплекс факторов, негативно влияющих на психику солдат. Исследования, проведенные американскими психологами, показывают, что 90% солдат испытывают страх во время боя. Из них 25% страдают от бесконтрольных приступов страха, выраженных физическими симптомами: обмороком, мочеиспусканием, рвотой.
Только четверть солдат на поле боя проявляют инициативу: перемещаются по полю боя, открывают огонь, могут пойти в атаку без дополнительного указания. Остальные военнослужащие участвуют в атаке только если рядом находится командир. Оставшись без его присмотра, солдаты часто теряются. Они бросают оружие, разбегаются, прячутся, имитируют получение ранения.
Адаптация солдата к боевым действиям занимает до 25 суток. Находясь на фронте более 30 суток подряд, военнослужащий начинает терять дееспособность
Его физические реакции замедляются, психика подвергается значительным изменениям. Чтобы избежать нервного истощения солдата, после 45 суток пребывания необходимо предоставить ему отпуск.
Солдаты, непрерывно находящиеся на поле боя, страдают от психических расстройств. Особенно опасно нахождение на фронте без возможности ротации для солдат с нестабильной нервной системой.
Абитура
Особенности перевода из военного вуза
Начиналось все очень весело! Подъем в 7 утра, зарядка, научили даже правильно койки заправлять (по-армейски). Много армейских приколов. Отмечу, что некотоыре ребята даже и не скрывали, что поступают они по блату: у кого папа-майор, у кого мама-капитан, а у кого-то и вовсе деды — полковники чуть ли не боевые в отставке. Чьи-то детки были прямиком из военной прокуратуры и военно-следственного комитета, а кто-то аж в МИД работал — во как! Большинство из них поступало на самые престижные факультеты: прокурорско-следственный, военно-юридический, факультет иностранных языков и факультет зарубежной военной информации.
На первом испытании была медкомиссия. Уже там кого-то забраковали. Помню, как прикопались к парню-суворовцу из-за того, что у него ярко-выраженная форма сколиоза. Вроде как сначала списали, но потом восстановили. Честно сказать, я бы его и сам восстановил, потому что все эти ребята из Уссурийского суворовского военного училища были действительно потенциальными офицерами по призванию и просто хорошими людьми. В итоге, тот парень поступил на факультет военной журналистики. Он окончил универ, сейчас где-то во внутренних войсках служит. Чем конкретно занимается – не знаю, да и не суть уже. Двоих классных парней из Приморья списали — одного по плоскостопию (спортсмен — пауэрлифтер), а у второго что-то с глазами было не так (школу окончил с золотой медалью)
На 2 этапе был профотбор: отсев также был немаленький после этого испытания, но каким-то чудом я и его прошёл). 3 этап – физподготовка. Её я сдал на отлично, но было несколько парней, которые её, мягко скажем, завалили. Помню одного — не смог даже 5 раз подтянуться и пробежать кросс — 3 км, но поступил на прокурорско-следственный. Потом на абитуре ходили слухи, что медалистов без блата, поступавших на престижные факультеты и якобы не прошедшие вступительные испытания, в качестве утешения, переводили на факультеты попроще (военно-психологический и тот факультет, на который я и поступал). Опять же, это только слухи. Русский и литературу проходил по егэ. Оставалось сдать только обществознание и историю.
Как условия боевых действий влияют на физическое и психическое здоровье солдата?
Нарушение жизненного ритма (невозможность соблюдать режим сна и приема пищи, потребность учитывать смену погодных условий) оказывает на организм дополнительную нагрузку. Испытывая сильную перегрузку, солдаты часто оказываются на пределе физических возможностей. Это быстро истощает организм: иммунная система не справляется с инфекциями, а дополнительная антисанитария делает даже незначительные ранения смертельными.
Причиной психологической дезадаптации может стать смерть близкого товарища или собственное ранение. Вторая мировая война показала, что треть военнослужащих, попав на поле боя, спустя 20–25 дней начинают проявлять признаки психических расстройств.
Проходной балл
Первым критерием отбора абитуриентов для поступления в ВУЗ Министерства внутренних дел (как для юношей, так и для девушек) являются физические характеристики:
- Рост не менее 1.6м.
- Качество зрения должно быть практически идеальным – не менее 0,6 диоптрий на каждый глаз.
- Сколиоз (искривление позвоночника) – не более 7 градусов.
- Плоскостопие – не хуже второй степени.
- Врожденные покори сердца – полное противопоказание к службе в Органах.
- Хронические заболевания – экзема, псориаз, гайморит, гастрит, холецистит, язва.
- Травмы головы (черепно-мозговые) и их возможные нежелательные последствия.
- Чрезмерно низкий или чрезмерно высокий вес (по медицинским обоснованиям).
- Любые психические нарушения.
- Отсутствие частей конечностей.
- ВИЧ, СПИД и все виды гепатитов (кроме А).
Всем выпускникам, подходящим под физические параметры, предстоит следующий экзаменационный этап поступления в ВУЗ.
Имеется несколько вариантов поступления в институт МВД:
- По профильному направлению от МВД или региона.
- По прямому набору (то есть после окончания учебы, выпускник обязан будет отработать несколько лет в органах ВД по распределению – в любом регионе, куда его направят).
Обратите внимание, что прием документов в эти ВУЗы начинается раньше, чем в обычные ВУЗЫ! Заявление подается в срок ДО 1 марта. В первом случае последовательность подачи документов следующая:
В первом случае последовательность подачи документов следующая:
- Обратиться в ОВД по месту жительства с заявлением – сделать это нужно не позже, чем 1 марта года поступления.
- Пройти мед.комиссию.
- Прийти в институт с паспортом. Школьным аттестатом о полном среднем образовании и документами, выданными в ОВД по месту жительства.
- Пройти финальное мед.обследование в институте и сдать вступительные испытания.
При поступлении в ВУЗ по прямому набору, последовательность следующая:
- При объявлении прямого набора в ВУЗ, принести в отдел кадров ВУЗа все документы и справки.
- Пройти мед.комиссия в ВУЗе (которая включает и психологическое обследование, а в некоторых ВУЗах применяют и полиграф).
- Сдать вступительные экзамены.
Для поступления в ВУЗ обязательно нужно выбрать для сдачи ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию.
Проходной балл ЕГЭ для поступления в высшее учебное заведение каждый год меняется (он зависит от количества абитуриентов и их баллов). Информацию о проходном балле в текущем году можно посмотреть на официальном сайте конкретного института.
Отсроченное влияние участия в войне: адаптация ветеранов к условиям мирной жизни
Особенности боевой обстановки требуют значительной перестройки психики. Возвращаясь к мирной обстановке, военный оказывается не способным нормально существовать в обществе. Его мировоззрение разительно отличается от взглядов людей, никогда не принимавших участия в боевых действиях.
Ветераны войны страдают от посттравматического синдрома — ПТСР. Он проявляется рядом симптомов:
- повторяющиеся кошмары;
- повышенный уровень агрессии;
- навязчивые идеи;
- депрессия, безразличие к окружающему миру;
- стремление вернуться в привычную армейскую обстановку.
Без психологической помощи ПТСР может сохраняться в течение всей жизни. Особенно подвержены риску развития психосоматических расстройств ветераны, получившие ранения, повлекшие за собой инвалидность.
Программа реабилитации ветеранов включает:
- уважение их личного вклада в ведение боевых действий;
- массовые чествования вернувшихся с фронта ветеранов;
- понимание изменений взглядов солдата, специфики психических реакций;
- уважение принципов солдатского братства, поддержание сохранения фронтовой дружбы;
- вовлечение ветеранов в активную социальную жизнь, организация массовых мероприятий с их участием;
- психологическая поддержка адаптации ветерана к семейной жизни, поддержание благоприятной атмосферы в семье;
- выявление и профилактика межличностных конфликтов военных и гражданских лиц;
- работа с последствиями психологической травмы ветерана, постепенное уменьшение соотнесения себя с отдельной социальной группой, вхождение в общество.
Психологическая поддержка ветеранов — одна из ключевых задач армейских психологов
Своевременное получение адаптационной помощи обеспечивает нормальное вхождение военного в мирное общество, снижает риск социальных и бытовых преступлений с участием ветеранов.
Подытожу
Видел недавно курсантов из ВУМО, потому что-то вдруг вспомнил свою попытку поступления и решил здесь немного понастальгировать. Долго сожалел, что так глупо оступился почти в самом конце абитуры, но потом в итоге смирился. Общался с одним парнем, который сначала поступал на прок-след, но в итоге поступил на воен-соц. Говорит, под Ржевом служит, но служба далеко не всегда сахар.
От других ребят слышал, что кто-то попал на флот, кто-то в ВВ, а кто-то в военную полицию. По слухам, кто-то даже погиб при выполнении боевой задачи в Сирии, а у кого-то пошла карьера стремительно в гору. А что могло быть со мной, если бы я поступил и окончил — один только Бог знает. Много всего было и смешного во время абитуры, но это всё лирика и расписывать её здесь очень долго.
В армию в итоге даже на срочку не попал, но честно скажу — не косил, планировал даже прямо со срочки поступать в военный вуз, но уже в другой. Просто откуда не возьмись вдруг появилась проблема со здоровьем. Не сказать, что она очень критична, но на призывной медкомиссии посчитали, что в мирное время служить мне лучше не стоит. Списали в запас (годен только в военное время). Обратно из Уссурийска добирался тоже весело, уже с несколькими пьяными дембелями в вагоне, но к счастью без особо ярких приключений.
Спасибо за внимание!
Появление армейской психологии: становление самостоятельной отрасли, первые исследования
Военная психология, как отдельная отрасль, сформировалась в начале 20 века. До этого она не имела выделенной методики, в основном занимаясь поддержкой боевого духа солдат, развитием чувства воинского долга. У армейской психологии выделили 3 направления развития:
- психологические особенности командира, как лидера подразделения;
- взаимодействие военнослужащих;
- работа военных психологов в областях, сопутствующих подготовке к боевым действиям.
Первые масштабные исследования по изучению психологии солдат проводились в Америке. Представитель первой волны исследователей психологии военных Р. Йеркс с помощью первичных тестов разработал специализированные тесты, направленные на выявление степени готовности мужчин участвовать в боевых действиях, склонность к лидерству, уровень развития интеллекта.
Спустя 20 лет у психологов уже была обширная база практических исследований. Участившиеся локальные конфликты стали основной причиной появления новой, самостоятельной профессии — военный психолог. Поскольку эта специальность требует углубленного понимания особенностей военной деятельности, им требуется специализированная подготовка. Поэтому проще подготовить армейского психолога из бывшего служащего, обеспечив ему возможность для переквалификации.
История
Военная медицина имеет богатую многовековую историю. В Древнем Египте на поле брани функционировали специальные шатры, в которых перевязывали раненых солдат. Задолго до нашей эры в Греции и Римской империи существовали отдельные невооруженные бригады, эвакуирующие из зоны боевых действий воинов с ранениями, и оказывали им базовую помощь в более безопасных условиях.
На территории Киевской Руси во время военных походов солдаты использовали специфические палатки (убрусы), выполняющие функцию пункта оказания первой помощи. Здесь воинам целители перевязывали раны и останавливали кровотечения.
На территории современной РФ военная медицина активно развивалась в XII-XIII веках. Однако официально соответствующая специальность возникла в 1620 году. В это время был выдан первый воинский Устав России — «Книга воинская о всякой стрельбе и огненных хитростях». В документе четко прописывались организационные нюансы полковой медицинской службы с учетом всех юридических и финансовых основ профессии военного врача.
В 1798 году по указу императора основывается Медико-хирургическая академия, которая становится первым высшим учебным заведением в Санкт-Петербурге и всей России, где обучают военных врачей. В XIX и XX веках продолжается активное развитие специальности в соответствии с постоянно меняющимися условиями ведения боевых действий. Применение инновационных типов оружия заставляло полевых врачей быстро приспосабливаться к новым условиям и изобретать новые подходы к лечению раненых солдат.
Важную роль в становлении военной медицины сыграл Н.И. Пирогов, который в 1847 впервые в условиях боевых действий применил эфирный наркоз, чем существенно улучшил качество предоставляемой экстренной помощи.
Особенности военной психологии в России: роль психолога в современной армии
В российской армии официально должность военного психолога появилась только в 1992 г. До этого его обязанности частично выполняли сами военные, наделенные необходимыми навыками и энтузиазмом. Должность «психолог полка» требует от специалиста высокого уровня профессиональных знаний, понимания специфики воинской службы, обладания необходимыми личностными качествами.
На сегодняшний день в Российской армии открыто более 2000 рабочих мест для военных психологов. У военной психологической службы есть выделенная структура с четкой иерархией. Подготовка специалистов осуществляется на военно-психологическом факультете.
Таким образом, к службе в армии допускаются только психологи, прошедшие специализированную подготовку и соответствующие стандартам высококлассного армейского психолога
Как построить карьеру
Раньше карьера психолога в армии всё равно оставалась в первую очередь карьерой офицера с характерными для этого вида деятельности повышениями в звании и получением новых должностей. В вооружённых силах PФ была создана вертикальная система иерархии, которая допускала карьерный рост по психологическому направлению: офицер становился супервизором вышестоящих инстанций, которые контролировали и анализировали деятельность подчинённых военных психологов.
Однако с 2009 года наметилась тенденция к замене статуса. Военные психологи продолжали выполнять свою работу, но уже в качестве «гражданского персонала», что заметно сокращало возможности для построения карьеры.
Поэтому последующий профессиональный рост специалиста часто был связан уже не с армией, а с гражданской деятельностью в государственных и частных компаниях и корпорациях, в тренинговых центрах по подготовке персонала. Применение своим профессиональным навыкам специалист мог найти в перспективных профессиях бизнес-тренера, коуча, медиатора.
Психология военнослужащего: основные навыки и рабочие обязанности психолога полка
Поскольку в психологии военного человека есть ряд специфических принципов, военный психолог должен не только иметь глубокие профессиональные знания, но и соответствовать требованиям занимаемой должности. Обязанности психолога полка включают:
- понимание особенностей психологии военнослужащих;
- наблюдение за социально-психологическими процессами внутри подразделения;
- способствование укреплению воинской дисциплины, профилактическая работа по устранению правонарушений;
- организация психологических мероприятий, повышающих мобилизационную готовность служащих;
- оказание помощи в адаптации новобранцев к условиям несения службы;
- оказание помощи членам семей военнослужащих;
- своевременное информирование вышестоящих должностных лиц о проведении психологических мероприятий для личного состава;
- проведение профилактических и педагогических мероприятий;
- помощь и методическое обеспечение занятий, развитие материально-технической базы.
Многообразие задач требует от армейского психолога постоянной вовлеченности в служебную деятельность солдат: психолог собирает и обрабатывает информацию, определяет особенности личности военнослужащего. Эти данные необходимы для профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов, уточнения воинской специализации.