1. Общая характеристика группы в социальной психологии

Все мы принадлежим к различным социальным группам и часто говорим о них. В этой статье вы узнаете, что собой представляют социальные группы, какие признаки, виды и функции они имеют, а также зачем вообще люди объединяются в группы, что является причиной возникновения социальных групп.

Чтобы научиться взаимодействовать внутри социальной группы, находить подходы к людям, научиться договариваться и лучше взаимодействовать с людьми, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации». Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.

Определения социальной группы

Не существует единого чёткого определения социальной группы, поэтому мы решили привести сразу несколько:

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная группа – это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальная группа – социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью.

В совокупности эти определения позволяют составить наиболее точное представление о том, что такое социальная группа. Но есть и другие особенности, о которых следует знать.

Понятие и задачи

В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:

  • обязательное взаимодействие между участниками;
  • единство целей, ради которых создавалась группа;
  • у всех членов есть признак, присущий только этой общности.

Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.

Признаки, виды и функции социальных групп

Для начала рассмотрим признаки, по которым можно определить социальную группу:

Взаимодействие её членов. Оно может быть как прямым, так и косвенным.
Наличие взаимосвязи между членами группы.
Устойчивость. Иными словами, социальной группой нельзя назвать общность людей, существующую незначительное количество времени.
Наличие общей цели.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Ролевые ожидания членов группы относительно друг друга.
Наличие внутренней организации, структуры. Не обязательно роль каждого члена должна быть официально закреплена. Например, если вы внимательно проанализируете общение со своими друзьями, вы заметите, что за каждым из вас закрепилась какая-либо роль.
Чувство принадлежности к группе.
Наличие специфических групповых моделей поведения.

Социальные группы можно классифицировать несколькими способами:

Большие и малые. К первым относятся этнические группы, социальные классы, профессиональные группы и т.д., ко вторым – семью, рабочий коллектив и т.д.
Формальные и неформальные.
Первичные и вторичные. В первичной группе её члены общаются между собой непосредственно и с высокой эмоциональностью, а общение во вторичной группе носит формальный, официальный и безличный характер. Пример первичной группы – компания друзей, вторичной – бизнес-компания.

Также стоит рассмотреть понятия ингруппа и аутгруппа. Ингруппа – это «свои», группа, к которой принадлежит индивид. Аутгруппа – «чужие», группа, к которой индивид не принадлежит.

И, конечно же, социальные группы выполняют определенные функции. Во-первых, это социализация личности. Человек не может жить вне каких-либо социальных групп. Во-вторых, в трудных ситуациях люди объединяются, и группа помогает им справиться с проблемами.

В-третьих, выполняется инструментальная функция: люди объединяются в группу, чтобы достичь каких-либо целей. И, наконец, группа помогает людям удовлетворить их потребности в одобрении и поддержке. Но об этом стоит сказать несколько подробнее.

Условные группы – выделяются и объединяются на основе некоторых признаков – половых, возрастных, национальных и др. Люди, включенные в условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных).

Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующих в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия, школы или медицинского учреждения, где многие медработники могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (главврачу, заместителям), придерживаться для всех общих правил внутреннего распорядка и т.п.

В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности – идеология. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, возрастных, национальных, имущественных и др. Люди, оказавшиеся включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но иметь общие социальные и психологические характеристики на основании того признака, по которому их объединили.

Разновидности больших стихийных групп – толпа, масса, публика.

Толпа – образуется на улице по поводу какого-либо события, длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Если событие незначительное (например, дорожно-транспортное происшествие без серьезных последствий) – толпа быстро расходится; если инцидент крупный, вызывающий сильное волнение (например, сообщение о возможном террористическом акте), то возбуждение нарастает, и толпа может перейти к активным мало предсказуемым действиям. Состояние толпы нестабильно, поведение стихийно и может привести к агрессивным формам.

Масса – это более стабильное образование с нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В этом случае более высока роль организаторов: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.

Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

По уровню развития выделяют следующие группы:

— диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;

— ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);

— кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

— корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;

— коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

По составу коллективы бывают:

Однородные – лучше решают простые задачи.

Разнородные – более эффективны при решении сложных проблем, а также при интенсивной творческой работе (мозговая атака).

Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса, уровня образования.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, навязанных ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникают в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии существуют два понятия «группа» и «организация».

По степени психологического принятия со стороны личности группы делятся на «референтные группы» и «группы членства».

Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность.

Под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

Почему люди объединяются в социальные группы?

Во-первых, социальная группа удовлетворяет потребность человека в любви, поддержке, одобрении, общении, внимании, переживании чувства принадлежности. У человека есть такие нужды, удовлетворить которые он может только в какой-либо социальной группе.

Во-вторых, группа предполагает сотрудничество. Существует огромное количество целей, которых мы хотим достичь, но не можем это сделать в одиночку. А вот совместными усилиями это вполне реализуемо. Мы объединяемся для выполнения каких-либо задач.

В-третьих, в социальной группе мы чувствуем себя в безопасности. Группа может защитить от врагов, если они есть. Но даже если врагов нет, человек всё равно нуждается в том, чтобы ощущать себя защищённым.

В-четвёртых, в социальных группах происходит обмен знаниями и информацией, взаимообучение. Мы получаем возможность узнать то и научиться тому, что ранее было нам недоступно.

В-пятых, принадлежность к какой-либо группе формирует социальную идентичность, которая становится частью нашей «Я-концепции».

И в заключение предлагаем вам поразмышлять и ответить на 2 вопроса. К каким социальным группам вы принадлежите? Назовите 3-7 основных. И что даёт вам принадлежность к этим социальным группам? Какую выгоду вы извлекаете из членства в ней? Это поможет вам лучше понять самих себя и более критически отнестись к своему окружению.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Техника «Групповой пазл» в педагогике
  • Эффект Рингельмана
  • Влияние социальных ролей на развитие личности
  • Что такое конформность и как ее избежать
  • Интеракционизм в социальной психологии
  • Процедура Шаретт
  • Социальные стереотипы
  • Социализация личности: коротко о главном
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Причины предубеждения

Ключевые слова:1Коммуникации

История развития

Изучением групп социальная психология занялась только в начале 20 века. До этого объектом изучения был индивид, а не общество. Углубленно рассматривали особенности восприятия, установки, межличностное взаимодействие, но не пытались оценивать человека как составляющую часть формирования.

Некоторые психологи полностью отрицали существование групп как объектов исследования. Такой подход в социальной психологии назвали персоналистским. Но параллельно с ним развивался другой способ изучения — социологический. Его сторонники утверждали, что нельзя полностью понять мотивы поведения человека, если изучать его только как индивид. Группа, как объединение людей, неизбежно оказывает на человека влияние и это нельзя игнорировать.

Изучение групповых процессов активнее развивалось в США. Под руководством К. Левина в лаборатории проводились исследования, изучающие динамику, типы лидерства, сплоченность и другие категории, определяющие поведение формирований.

Уже в середине 20 века персоналистская и социологическая психология объединили усилия. Это произошло под влиянием государственных структур, заинтересованных в появлении новых эффективных методов управления промышленными и военными организациями. Интерес к изучению различных формирований к концу 20 века только возрос. Сейчас методики исследований продолжают расширяться и совершенствоваться.

Молодежь как большая группа

Молодежь — это социально-демографическая группа, определяемая набором возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), характеристик социального статуса и определенных социальных и психологических атрибутов.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Подростковый возраст — это определенная стадия, период жизненного цикла человека, который является биологически универсальным.

Особенности социального статуса подростков

  • Переходное положение.
  • Высокая степень мобильности.
  • совладание с новыми социальными ролями (рабочий, студент, гражданин, семьянин), связанными с изменением статуса.
  • Активно ищут свое место в жизни.
  • Благоприятные перспективы работы и карьерного роста.

Молодежь — наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков прежних лет и имеющая следующие социально-психологические характеристики: неустойчивая психика; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); желание выделиться, отличаться от других; наличие специфической молодежной субкультуры.

Типичным для молодых людей является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими особенностями:

  • Возникновение на основе спонтанного общения в определенных условиях социальной ситуации;
  • самоорганизация и независимость от официальных структур;
  • обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе типичных моделей поведения, направленные на реализацию жизненных потребностей, неудовлетворенных в обычных формах (они направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение безопасности и престижа самооценки)
  • относительная стабильность, определенная иерархия среди участников групп;
  • выражение различных ценностных ориентаций или даже мировоззрений, стереотипное поведение, нетипичное для общества в целом
  • атрибуты, подчеркивающие принадлежность к определенному сообществу.

В зависимости от характеристик молодежного любительства, молодежные группы и движения могут быть классифицированы как.

Агрессивный дилетантизм

Основывается на самых примитивных представлениях об иерархии ценностей, базируется на культе лиц. Примитивизм, видимость самоутверждения. Популярен среди молодежи и подростков с минимальным интеллектуальным и культурным развитием.

Эпатаж (фр. epater — впечатлять, поражать) Дилетантизм.

Он основан на оспаривании норм, канонов, правил, мнений как в обыденной, материальной жизни — одежда, прически, так и в духовной — искусство, наука. «Вызывающая» агрессия по отношению к себе со стороны других людей с целью быть «замеченным» (стиль панк и т.д.).

Альтернативная самодеятельность.

Основан на развитии альтернативных, систематически противоречивых моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т.д.).

Социальный дилетантизм

ориентирована на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурного и исторического наследия и т.д.).

Структура малой группы на основании социометрии

Когда речь идет о структуре, то имеют в виду главным образом малую группу, где отношения людей и их статусы на виду, а лидеры и отверженные заметны, можно сказать, невооруженным глазом. В социальной психологии есть специальная методика для изучения структуры малой группы, которая называется «социометрия».

Социометрические исследования построены на принципе выбора: каждый член группы должен выбрать трех наиболее предпочитаемых (симпатичных, надежных и т. д.) одногруппников и трех отвергаемых. После анализа полученных данных можно выделить следующие элементы структуры группы:

  • социометрические «звезды» – люди, получившие наибольшее число выборов; они не обязательно являются лидерами и часто к этому не стремятся, но «звезды», определенно, самые уважаемые в группе;
  • предпочитаемые – те, кто получил довольно много выборов, но меньше «звезд»;
  • «середнячки» – количество выборов небольшое, но они есть;
  • пренебрегаемые – те, кто не получил положительных выборов;
  • отверженные – люди, набравшие большое количество отрицательных выборов;
  • микрогруппы – 3-4 человека, связанные взаимными выборами.

Такое исследование дает полную картину структуры малой группы и очень полезно для работы руководителя с коллективом или педагога с классом.

Система групп, составляющих общество, напоминает одновременно и запутанную головоломку взаимосвязей и взаимозависимостей, и четкую, упорядоченную структуру и иерархию, в которой одни группы (малые) являются частью больших и сами включают в себя микрогруппы.

Связи между социальными группами – это не только следствие межгруппового взаимодействия. Они осуществляются через отдельных людей, одновременно входящих в разные группы. Проблемы, конфликты, динамические процессы в одной группе находят отражение во многих других. Например, человек, озабоченный проблемами с начальством, нередко срывает дурное настроение на своей семье, друзьях, членах спортивного клуба и т. д. И напротив, хорошая, крепкая семья, позитивные отношения с друзьями – это залог благоприятного психологического климата в профессиональном коллективе.

Классификация

Характеристики, которые различают группы и то, как люди воспринимают группы в повседневной жизни, составляет интуитивные теорий о них.

Интуитивные типологии совпадают в четырех типах групп: близость, задача, социальные категории и слабые ассоциации. Каждой группе присваиваются разные характеристики на основе определенных критериев. У людей есть интуитивные теории групп, и более общее понятие группы можно разделить на типологию групп, различающихся по своим свойствам, типу взаимодействия и функциям:

  • Группы близости: долгосрочные, небольшие и с непроницаемыми границами, они имеют высокую степень взаимодействия и общие цели и результаты, а также важность и сходство между своими членами.
  • Рабочие группы: средней продолжительности, малые, с границами умеренной проницаемости, умеренно-сильное взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, придавая средней-высокой важности и среднему сходству.
  • Группы категорий: длительные, большие, с низкими границами проницаемости, слабое взаимодействие, имеют общие цели с общими результатами, что дает среднюю важность и средне-низкое сходство.

Понятие группы в психологии

Чтобы сделать определение группы более понятным, объединим их по следующим характеристикам:

  • Взаимозависимость СМИ.
  • Идентичность или учет перцептивно-когнитивных аспектов.
  • Взаимодействие участников и социальной структуры группы.

Согласно Марвину Шоу, каждая группа должна обладать следующими характеристиками:

Рассмотрим различные определения групп:

  • Определения, основанные на взаимозависимостичленов:

Следует отметить, что взаимозависимость является общей характеристикой большинства определений понятия группы. При таком подходе защищается то, что существенным аспектом для группы людей, которую следует называть группой, является наличие взаимозависимости между ними. По словам Левина, определение группы будет следующим:

«Представление группы как динамического целого должно включать определение группы, основанное на взаимозависимости членов (или, скорее, подразделений группы)» (Левин, 1936)

Другим защитником этого течения был Дойч, который дал такое определение группы:

«Социологическая группа существует в той степени, в которой ее компоненты преследуют цели, способствующие взаимозависимости».

  • Определения, основанные на идентичностиили перцептивно-когнитивных аспектах :

Другое определение постулируется из теории, согласно которой группы формируются с целью придания личности социальной идентичности. То есть группа формируется как группа. И в этом смысле принадлежности и идентичности члены должны осознавать это.

  • Определения, основанные на взаимодействии членов и социальной структуры группы:

Третий важный критерий — взаимодействие между членами группы. Этот защищает то же самое взаимодействие, которое поддерживает определение группы. В этом смысле мнения разных авторов расходятся, поскольку, хотя одни отстаивают, что взаимодействие является важным элементом формирования группы, другие считают, что это не является необходимым требованием для формирования группы.

Размеры групп

Рассмотрим этот вопрос через призму «числа Данбара». Это число, которое повторялось на протяжении всей истории и между различными культурами, такими как кочевые народы, основные подразделения римской армии, а также сегодня количество рабочих в компании на одном и том же иерархическом уровне.

Это было обнаружено путем сопоставления размера коры 36 видов приматов с количеством компонентов их групп, создав уравнение регрессии, с помощью которого можно предсказать, что обе переменные соответствуют друг другу.

Соотнося эту информацию с информацией о человеческом существе, напрашивается вывод, что 147,8 — это среднее количество социальных отношений, которые мы устанавливаем

.

Таким образом, М. Шоу составил своего рода среднюю перепись этих групп, сделав вывод, что они были разделены на три категории:

  • мелкие (от 30 до 50 особей);
  • средние (от 100 до 200);
  • большие (от 500 до 2500).

В ходе своего углубленного исследования групп на протяжении всей истории и на ранних этапах он обнаружил, что:

  • 150 жителей было средним числом жителей неолитической деревни.
  • От 150 до 200 было количество преподавателей по подспециализации дисциплины.
  • 150 человек — это количество солдат, найденных в отряде, в среднем от Древнего Рима до 16 века.

Что еще более важно, если отряд должен был быть больше, его нужно было разделить на «управляемые» группы, которые всегда насчитывали около 150 человек.

Отсюда антропологи всего мира стали изучать «число Данбара» как «горячую тему». «Число Данбара» начали применять в маркетинговых теориях и приложениях и даже изучать группы людей в виртуальных мирах.

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]