Общая психология — это основы психологии как научной дисциплины

Общая характеристика психологии как науки всегда особое внимание уделяет структуре этой дисциплины. Не удивительно, ведь современная психология — это очень разветвленная наука.
Дифференциальная психология изучает психические различия, возрастная — особенности психики, диктуемые возрастом, социальная — психические черты представителей тех или иных общественных групп… Перечислять отрасли можно долго. А ведь еще есть прикладные направления — психология труда, спорта, военная…

Но всего этого не было бы без основы основ, фундамента, базы, корней того дерева, которое потом дает жизнь множеству веток и веточек, — общей психологии.

Общая психология: введение

Каждому человеку присущи определенные качества личности и психические свойства. И общая психология занимается изучением этих свойств и качеств. Основные процессы психических состояний также исследуются наукой.

Изучение личности человека — неотъемлемое звено фундаментальной психологии.

Общая психология формулирует основные определения и законы процессов психики и изучает способы и приемы исследований. Общая психология — это теория, выступающая в роли основы для всех своих отраслей.

Психологическая антропология

Связь психологии с антропологией, например, устанавливается потому что существует фундаментальная отрасль психологии – психология личности.

Психологическая антропология относится к междисциплинарным отраслям знания. Она изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, а также закономерности формирования и функции национального самосознания.

Психологическая антропология как термин появился в 50-е годы XX века в США. Введен он был на смену абстрактному названию «личность и культура», китайским исследователем Хсю.

Единого целого современная психологическая антропология ни по тематике, ни по методам не представляет. В ней, как и в других психологических науках можно выделить целый ряд самостоятельных направлений:

  • Кросс-культурные, сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, составляющих неотъемлемую часть соответствующих разделов психологии;
  • Культурологические исследования, связанные с разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др.;
  • Этническое сознание и самосознание, исследуемые соответствующими разделами социальной психологии;
  • Этнические особенности социализации детей, понятийный аппарат и методы, близкие к социологии воспитания.

В мире последние несколько десятков лет вопросы психологической антропологии стали очень популярными.

История психологии от античности до наших времен

Во времена античности авторы психологических учений в основном задавались вопросами о природе разума отдельного индивида.


Древних авторов очень интересовала человеческая душа

Большую часть трудов занимала человеческая душа. Аристотеля по праву называют основоположником общей психологии.

Прославился в этом направлении он благодаря своему трактату «О душе», четко определив предмет исследования психологической науки.

Гиппократ классифицировал виды темперамента, в то время как Платон отдавал свое предпочтение изучению структурных составляющих личности со стороны философских взглядов.

Главная отличительная черта средневековой психологии — концентрация науки на вопросах веры и разума человека. Философия религии определяет основные направления исследования.

Идеи Аристотеля актуальны в данный период изучения психологии. В данный период прославился Фома Аквинский, благодаря своим работам в христианской философии.

В эпоху Нового времени термином «психология» обозначают науку о душе. И только в работах Оттона Касмана термин приобретает современное научное значение. 18 век — век астрономических вычислений, которые взяли под контроль и изучение психологии.

19 век — наиболее важный период для психологической науки, в частности для ее становления. В 1879 году под руководством Вильгельма Вунда открывается и начинает свою работу лаборатория психологических исследований, первая в своем роде. Именно с этого момента психология выделяется в отдельную и самостоятельную науку.

Начало 20 века — время стремительного развития психоанализа. Популярностью пользуются работы Зигмунда Фрейда. Бихевиоризм очень активно набирает обороты в своем развитии.

В Германии начинает развиваться гештальт-психология. Появляются основы психодиагностики — тесты для проверки интеллекта.

Основой для социальной психологии с 1930 по 1940 годы становится гештальт-психология. В этот временной промежуток появляется особый интерес к практическим технологиям, эргономике. Большую славу приобрели труды К. Левина, Б. Ф. Скиннера, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского.

В 1950-1960 годы психология получает свой расцвет как науки. Различные направления начали активно развиваться. Проводится большая часть психологических исследований и психологических экспериментов.

Психология: конспект лекций

2. Становление психологии как науки

1. Развитие психологии с древнейших времен до середины XIX века.

2. Становление психологии как самостоятельной науки.

3. Современные психологические концепции.

1. Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности.

Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека.

Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и воздух.

Душа, как и все на этом свете, состояла из этих начал.

Древние полагали, что душа находится там, где есть тепло и движение, то есть душой наделена вся природа.

Впоследствии, учение, одухотворяющее весь мир, получило название «анимизм» (от лат. «анима» — «дух», «душа»).

На смену анимизму пришло новое философское учение — атомистическое.

Ярким представителем этого направления выступал Аристотель

. Он полагал, что
мир —
это совокупность мельчайших неделимых частиц — атомов, которые отличаются друг от друга различной подвижностью и величиной, а материальные носители души — самые мелкие и наиболее подвижные.

Исходя из такой подвижности атомов, Аристотель объяснял механизмы, законы функционирования многих психических явлений: мышления, памяти, восприятия, сновидения и т. д.

Трактат Аристотеля «О душе» многие ученые рассматривают как первое крупное научное исследование по психологии.

По мнению Аристотеля, у человека три души: растительная, животная и разумная.

Ум зависит от величины мозга, эмоции — от сердца.

Представителем материалистических взглядов выступал Демокрит

. Он считал, что все в мире состоит их атомов.

Атомы существуют во времени и пространстве, в котором все движется по заданной траектории. В беспредельном пространстве, согласно определенным законам, движутся неделимые и непроницаемые частицы; душу образуют легкие, шарообразные частицы огня.

Душа представляет собой огненное начало в теле, смерть же происходит в результате распада атомов души и тела. И тело, и душа смертны.

Заслугой Демокрита является то, что он положил начало разработке теории познания, особенно зрительным ощущениям. Он разработал рекомендации для запоминания, разделив приемы сохранения материала на вещественные и умственные.

Нельзя не упомянуть и о взглядах Платона

.

Согласно его воззрениям человек — это узник в пещере, а действительность — его тень.

У человека две души: смертная и бессмертная.

Смертная решает конкретные задачи, а бессмертная, жизнь которой продолжается и после смерти, является самой сердцевиной психического, высшей формой, наделенной разумом.

Лишь бессмертная душа дает подлинные знания, получаемые в результате озарения.

Существуют вечные идеи, а мир — слабое отражение идей. В процессе жизни душа вспоминает те бессмертные идеи, с которыми она сталкивалась до вселения в тело.

Интересны взгляды Платона, касающиеся вопросов функционирования человеческой памяти.

Память

— это восковая дощечка. У людей разная память и она зависит от качества воска.

Мы сохраняем воспоминания до тех пор, пока они сохранены на восковой пластине.

Учение о душе в раннем средневековье стало частью теологического мировоззрения и полностью отошло к религии, что продолжалось вплоть до XVII в. в эпоху.

Возрождения все науки и искусство стали вновь активно развиваться.

Естественнонаучные, медицинские, биологические науки, различные виды искусства, так или иначе, затрагивали учение о душе.

Французские, английские и другие европейские философы того времени, основываясь на механистической картине мира, многие проявления психики стали трактовать с позиций биомеханики, рефлекса, при этом обращение к внутренним проявлениям психики, к душе осталось за пределами их рассмотрения.

Однако внутренние феномены реально существовали и требовали объяснения своей роли в жизни человека. В результате стало формироваться новое философское направление — дуализм, которое утверждало, что в человеке существует два независимых начала: материя и дух.

Наука того времени так и не смогла объяснить взаимосвязь и взаимозависимость этих двух начал, поэтому отказалась от изучения поведения и сосредоточилась на субъективном опыте человека (XVII–XVIII вв.).

Таких позиций придерживались Р. Декарт

и
Дж. Локк
.

Психика рассматривалась только как проявление сознания, мир материи был исключен из предмета психологии.

Основным методом исследования признавался метод самонаблюдения (интроспекция), а естественнонаучные методы считались неприемлемыми для изучения феноменов души.

Одновременно с такими взглядами развивалось и атомистическое понимание устройства мира. Простые проявления психики стали рассматриваться как атомы.

Такая атомистическая психология развивалась на протяжении двух веков, вплоть до конца XIX в.

Таким образом, с древнейших времен и до середины XIX в. психология развивалась в рамках других наук, чаще философии, медицины, биологии.

2. В середине XIX в в научном мировоззрении произошли глубокие изменения.

Это касалось и взаимосвязи между душой и телом, материальными и психическими проявлениями.

Успехи медицины, в частности психиатрии, бесспорно, доказывали, что между нарушениями работы мозга и нарушениями психики существует тесная связь, что опровергает постулат дуализма об их раздельном существовании.

Возникла необходимость по-новому взглянуть на роль душевных феноменов в жизни и поведении человека.

Механистическое понимание хорошо объясняло однообразные движения, но становилось несостоятельным в понимании разумного поведения.

Положения атомистической психологии также не укладывались в новые научные факты и требовали пересмотра.

Таким образом, во второй половине XIX в. психологическая наука оказалась на пороге кризиса, тому послужили следующие причины:

1) понимание психических явлений стало невозможным с позиций точных естественных знаний;

2) взаимосвязь между психическим и телесным не поддавалась разумному объяснению;

3) ученые-психологи были не в состоянии объяснить сложные формы человеческого поведения, выходящие за рамки рефлексов.

Возникший кризис привел к краху дуализма и интроспекции как единственного достоверного источника получения психологических знаний. В поисках преодоления кризиса возникло три направления психологического учения: бихевиоризм, гештальт-психология и психоанализ (фрейдизм).

Рассмотрим их подробнее.

Бихевиоризм.

Его основоположником является американский ученый
Д. Уотсон
, который в качестве предмета психологии предложил рассматривать поведение (от англ. behaviour), а душевные явления считать непознаваемыми при помощи естественнонаучных методов.

Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

Бихевиористы полагали, что разница между поведением животных и поведением человека заключается лишь в сложности и разнообразии реакций.

Тем не менее Уотсон не мог не признавать наличия чисто человеческих психических феноменов.

Психические состояния он интерпретировал как функции, выполняющие активную роль в приспособлении организма к миру, при этом признавался, что не в состоянии понять, каково значение этой роли.

Ученые этого направления отрицали возможность изучения сознания.

Как писал Уотсон, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии».

Однако уже в 30-е гг. ХХ столетия такие крайние взгляды Д. Уотсона были смягчены необихевиористами, прежде всего Э. Толменом

и
К. Халлом
. Так, Э. Толмен вел понятие о разумности и целесообразности поведения.

Цель

— это конечный результат, достигаемый в результате выполнения поведенческих актов.

Важнейшими психологическими феноменами, по Толмену, являются цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.

К. Халл разработал модель поведения, основанную на реакциях на разнообразные стимулы.

Организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «промежуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.

Таким образом, бихевиоризм не изучает сознание человека, полагая, что психология должна объяснять поведение, исследуя входящие в организм стимулы и исходящие поведенческие реакции.

Из этого тезиса исходит теория научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при необходимости формирования соответствующих реакций, благодаря чему теория и до настоящего времени пользуется популярностью, прежде всего среди американских психологов (Б. Ф. Скиннер

).

Гештальтпсихология

зародилась в Германии и распространилась практически по всей Европе, в том числе и в России, особенно в предвоенные годы.

Это направление находилось под влиянием таких наук, как физика и математика.

Яркими представителями являются К. Левин

,
М. Вертгеймер, В. Келер
и др.

Суть этого направления сформулировал М. Вертгеймер, который писал: «… существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

То есть гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда ее называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).

К. Левин известен своими работами в области личности и межличностных отношений.

Он считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается.

Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

Заслуга гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.

Психоанализ

был разработан австрийским психологом и психиатром
З. Фрейдом
,
поэтому иногда называется «фрейдизм».
Основывая научное теоретическое направление в психологии, Фрейд исходил из анализа своей богатой психотерапевтической практики, тем самым как бы возвращая психологии ее изначальный предмет: проникновение в сущность души человека.

Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание

и
бессознательное
.

Именно бессознательному (главным из которых является сексуальное влечение — либидо) отводится значительная роль в регуляции деятельности и поведения человека.

Цензура со стороны сознания подавляет бессознательные влечения, но они «прорываются» в виде оговорок, описок, забываний неприятного, сновидениях, невротических проявлениях.

Психоанализ получил широкое распространение не только в Европе, но и в США, где популярен и до настоящего времени.

В первые годы советской власти это направление было также востребовано и в нашей стране, но в 30-е гг. на общем фоне ограничения психологических исследований (постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса») репрессиям подверглось и учение Фрейда.

Вплоть до 60-х гг. психоанализ изучался лишь с критических позиций.

Только со второй половины ХХ столетия интерес к психоанализу вновь возрос, причем не только в России, но и во всем мире.

Итак, ни одно из вновь возникших психологических направлений полностью не разрешило противоречий, приведших к кризису психологии как науки.

Рассмотрим некоторые современные психологические концепции, которые стали активно развиваться, начиная со второй половины ХХ в.

Когнитивная психология возникла на основе развития информатики и кибернетики.

Представители когнитивной школы — Ж. Пиаже, У. Найсер, Дж. Брунер, Р. Аткинсон

и др.

Для когнитивиста познавательные процессы человека выступают аналогом вычислительной машины.

Главное — понимать, как человек познает окружающий мир, a для этого следует изучить способы формирования знаний, как возникают и развиваются познавательные процессы, какова роль знаний в поведении человека, как эти знания организованы в памяти, как функционирует интеллект, как соотносятся слово и образ в памяти и мышлении человека.

В качестве основного понятия когнитивной психологии используется понятие «схема», которая представляет собой план сбора и переработки информации, воспринимаемый органами чувств и сохраняющийся в голове человека.

Основной вывод, к которому пришли представители этого направления, заключается в том, что во многих жизненных ситуациях человек принимает решения, опосредованные особенностями мышления.

Неофрейдизм вышел из психоанализа Фрейда.

Его представители — А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм

и др.

Общее во всех этих воззрениях — признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

Так, А. Адлер полагал, что человеком управляет комплекс неполноценности, который он получает с момента рождения, будучи беспомощным существом.

Стремясь преодолеть этот комплекс, человек действует разумно, активно и целесообразно.

Цели определяет сам человек, а уже исходя из этого формируются познавательные процессы, черты личности, мировоззрение.

Концепцию К. Юнга называют еще аналитической психологией.

Он рассматривал психику человека через призму макропроцессов культуры, через духовную историю человечества.

Выделяются два типа бессознательного: личное

и
коллективное
.

Личное

бессознательное приобретается в ходе накопления жизненного опыта,
коллективное
— передается по наследству и содержит опыт, накопленный человечеством.

Коллективное бессознательное Юнг охарактеризовал как архетипы, которые чаще всего проявляются в мифах и сказках, первобытных формах мышления, образах, передающихся из поколения в поколение.

Личное бессознательное человеку близко, это часть его самого; коллективное же часто воспринимается как нечто враждебное, а потому вызывающее отрицательные переживания, а подчас и неврозы.

Юнгу принадлежит заслуга в выделении таких типов личности, как интроверты и экстраверты.

Интровертам присуще находить в себе все источники жизненной энергии и причины происходящего, а экстравертам — во внешней среде. В дальнейших исследованиях выделение этих двух типов было подтверждено экспериментально и стало широко использоваться в диагностических целях.

Согласно типологии личности, разработанной Юнгом, выделяются следующие типы:

1) мыслительный (интеллектуальный) — создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в большинстве присущ мужчинам;

2) чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) — преобладает отзывчивость, способность к сопереживанию, более женский тип;

3) сенсорный — довольствуется ощущениями, отсутствуют глубокие переживания, хорошо адаптируется к внешнему миру;

4) интуитивный — находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продуктивны и требуют доработки.

Каждый из перечисленных типов может быть как интро-, так и экстравертированным. К. Юнг также ввел понятие индивидуализации, что означает развитие человека как индивидуума, отличающегося от общности. Это конечная цель воспитательного процесса, однако на начальных этапах человек должен усвоить тот минимум коллективных норм, которые необходимы для его существования.

Еще один яркий представитель неофрейдизма — Э. Фромм

, который явился родоначальником гуманистического психоанализа. Э. Фромм полагал, что психика и поведение человека социально обусловлены.

Патология появляется там, где подавляется свобода личности. К числу таких патологий относятся: мазохизм, садизм, отшельничество, конформизм, склонность к разрушению.

Фромм разделяет все общественные устройства на те, которые способствуют свободе человека, и те, где свобода человека теряется.

Генетическая психология. Ее основатель — швейцарский психолог Ж. Пиаже

,
который изучал психическое развитие ребенка, главным образом его интеллект, поэтому отчасти его можно рассматривать и как представителя когнитивной психологии.
В процессе когнитивного развития выделяются три периода:

1) сенсомоторный (от рождения до приблизительно 1,5 лет);

2) этап конкретных операций (с 1,5–2 до 11–13 лет);

3) этап формальных операций (после 11–13 лет).

Наступление этих этапов можно ускорить или замедлить в зависимости от характера обучения, от влияния среды.

Обучение только тогда будет эффективным, когда оно вовремя начато и учитывает уже имеющийся уровень.

Ж. Пиаже писал: «Всякий раз, когда мы преждевременно обучаем ребенка чему-либо, что он мог бы открыть со временем для себя сам, мы тем самым лишаем его этого, а значит, лишаем и полного понимания данного предмета.

Предмет изучения общей психологии

Предмет общей психологии — это законы и механизмы психики. Развитие определенных личностных качеств также относят к предмету психологического исследования.


Общая психология изучает законы, по которым работает психика человека

Психология развивалась, и предмет ее исследования постоянно изменялся в зависимости от того, какая эпоха правила мировоззрением людей.

Изначально в роли предмета исследования общей психологии выступала душа. Но в 18 веке положение изменилось в пользу сознания человека, а точнее его явлений.

Явления психического — это то, что человек наблюдает по отношению к себе на данный момент.

В 20 веке в силу бурного развития и популярности такого направления как бихевиоризм меняется и предмет изучения, им становятся поведенческие характеристики человека.

Но и по сей день в отдельных отраслях науки предмет отличается. Понятие же предмета общей психологии включает все аспекты психологического развития в целом.

Организация человека в плане психического гораздо сложнее нежели организация биологическая. Изучая другого человека, индивид получает возможность познать себя как субъект и на основе этого исследования понять закономерности собственных действий внутреннего плана.

Предмет, структура

Общая психология — как и следует из ее названия — это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования. Следовательно, предмет общей психологии — это психика, то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы — самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также гипноз. Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, восприятие, речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем — ее история, методы. А потом отдельно — разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Объект общей психологии

Психика — объект психологии. Это свойство характерно для любого высокоорганизованного существа. Без психики человек или животное не сможет управлять своим поведением и изменять его согласованно с обстоятельствами. Психика в науке считается высшей формой сознания живого существа.


Психика есть у любого высокоразвитого существа

Параметры оценки психики:

  • активность;
  • целостность;
  • развитие;
  • саморегуляция;
  • адаптация;
  • коммуникативность.

Психология и генетика

В рамках Женевской школы родилось такое направление как генетическая психология, предметом исследования которой является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий время, пространство, объект. Как самостоятельная наука, генетика выделилась из биологии в 1900 году, а её создателем был швейцарский ученый – Жан Пиаже.

Изучая детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, генетическая психология является наукой об изменчивости и наследственности.

Психика человека, если верить теории эволюции, имеет свойство изменяться вместе с социумом, развиваясь в двух видах – при формировании ребенка и при становлении человеческого рода. Фиксируясь в нервных образованиях, стадии развития психики передаются по наследству, а развитие личности, зависящее от социальной ситуации, может ускоряться или приостанавливаться. Это значит, что психическое развитие будет зависеть от среды, от воспитания, от окружения. В этом заключается генетический принцип в психологии.

Генетические источники психологии и поведения человека являются важнейшей проблемой психологии и педагогики. На генетический аппарат невозможно напрямую воздействовать через обучение и воспитание, а это значит, что воспитанию не подлежит то, что задано генетически. Но, с другой стороны, сами по себе обучение и воспитание обладают огромными возможностями в психическом развитии индивида.

Данная проблема в психологии существует давно. Сама генетическая психология за время своего развития сделала множество научных открытий и нашла объяснение определенным явлениям, хотя многие детали являются спорными и сегодня.

Методология общей психологии

Методы общей психологии — это приемы, которые дают возможность получить конкретные данные. Впоследствии полученные материалы используются для дальнейшего изучения и составления рекомендаций, которые нужно применить на практике.

Приемы общей психологии разнообразны. Выделяют основные приемы и средства: наблюдение и эксперимент. Дополнительные: тестирование, опрос, беседа, биографический метод. Разберем более подробно каждый:

  1. Наблюдение — непосредственная регистрация поведения объекта, за которым ведется наблюдение. Этот прием является самым древним в истории психологии в целом. Основные виды наблюдения: полевое — это наблюдение без создания какой либо специальной среды, то есть в привычной обстановке; лабораторное — наблюдение в искусственно созданных условиях.
  2. Эксперимент подразумевает специальное вмешательство в жизнедеятельность объекта для получения дополнительного материала исследования. Основные виды эксперимента: естественный эксперимент — эксперимент проводится в естественных условиях среды без вмешательства экспериментатора; лабораторный эксперимент — проводится в специально созданных условий для определения конкретных данных.
  3. Тестирование. При помощи тестирования изучают определенные качества человека. Требуется когда методы опроса и беседы не дают полной картины свойств личности. Основные виды тестирования: тесты достижений используются при необходимости оценить уровень овладения теми или иными навыками или знаниями; вербальные тесты предназначены для того, чтобы понять, умеет ли человек описывать происходящее вокруг словами; тесты интеллекта используют, чтобы определить уровень интеллекта человека; тесты личности помогают наиболее точно изучить свойства личности; тесты на профессиональную ориентацию проводятся для того, чтобы понять, имеет ли человек определенные качества, которые предрасполагают его к той или иной профессии.
  4. Опрос — один из самых распространенных методов в психологии. Применим не только к одному человеку, но и к группе людей. Основу составляет непосредственное взаимодействие испытуемого и исследователя. Основные виды опросов: письменный — дает более поверхностные знания в изучаемой области; устный — позволяет более подробно исследовать психологические особенности человека.
  5. Беседа — это метод, который используют в том случае, когда наблюдение не дает достаточно ясных и четких данных, необходимых для исследования.
  6. Биографический метод. Данный метод используется при необходимости диагностики жизненного пути человека для последующей его коррекции.

Говоря более простым языком, методы изучения психики — это способы изучения окружающей реальности.

Психология и психиатрия

Связь между ними выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития.

Неотделимыми друг о друга являются понятия психика и психология человека. Проблемы психологического характера ставят человека в тупик, – к какому специалисту обратиться, психологу или психиатру. Психиатр как специалист имеет больше полномочий, определяя соответствие поведения человека положенным нормам, и ставит диагноз. Приспособление к природной и социальной среде у людей очень индивидуально, но большинство с этой задачей прекрасно справляется. Но есть индивиды, плохо подготовленные к жизни, поэтому адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы, они не могут. У таких людей отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение. В таких случаях психиатр, в результате обследования, назначает лекарственные препараты.

Для изучения особенностей психологического склада человека, иногда требуется осмотр у психиатра, например, абсолютное психическое здоровье требуется людям, работающим со сложными механизмами. Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической среде, определяет их причины, разрабатывает методы лечения и профилактики. В настоящее время она все больше приобретает статус социальной науки. Психологи и психиатры работают в одних учреждениях, но могут существовать и отдельно, потому что психиатрия более полная и обобщенная дисциплина. Говоря другими словами психология – это ветвь психиатрии.

Благодаря Фрейду психология и психиатрия объединились в новую отрасль – психоанализ. Поскольку на развитие физических болезней прямым образом влияет психическое здоровье, то позаботиться об этом стоит как можно раньше.

Структурные элементы фундаментальной психологии


У психологии есть своя структура

В своем составе общая психология содержит следующие структурные элементы:

  1. Психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, мышление, речь, эмоции, ощущения, воля, представления.
  2. Свойства психики: способности, характер, темперамент, мотивация.
  3. Состояния психики.

На базе определений общей психологии создаются области, более подробно изучающие определенные аспекты человеческой жизни.

Психология и логопедия

Логопедия относится к педагогическим наукам и имеет тесную связь с общей и специальной психологией. Наука занимается изучением нарушения речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

Речь, как важнейшая психическая функция человека, создает человеческие способы социального контакта между людьми. Благодаря этим контактам развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Ребенок, овладевающий речью, приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей его действительности. Отклонения в развитии речи, что совершенно очевидно, не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка.

Речевые нарушения затрудняют общение с окружающими и часто являются препятствием правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и других школьных навыков и знаний, лишают ребенка важнейшего средства – саморегуляции. В результате появляется замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, усугубляющие формирование психики.

Те изменения речи, которые рассматривает логопедия, следует отличать от возрастных особенностей её формирования. Например, неправильное произношение звуков, ограниченный запас слов, представляют собой нормальное явление. Идет нормальный, физиологический процесс и его, безусловно, нельзя смешивать с патологическими отклонениями в развитии речи. Не сразу и не без затруднений и ошибок школьник усваивает грамоту и правописание. Эти затруднения роста важно отличать от аномального хода развития письма и речи, где требуется специальное логопедическое воздействие.

Для исследования закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития изучаются проявления и причины нарушений речи, их структура и в соответствии с полученными данными разрабатываются научно обоснованные пути преодоления речевой недостаточности.

Наиболее значимые отрасли в психологии

  1. Педагогическая психология — одна из отраслей общей психологии, которая исследует вопросы воспитательного процесса и обучения новым навыкам. Главная задача данного направления — найти приемы и методы построения наиболее эффективного образовательного процесса посредством индивидуального подхода.
  2. Возрастная психология выделяет этапы, по которым проходит развитие человека и изучает закономерности каждого из этапов.
  3. Дифференциальная психология изучает особенности психики групп и индивидов в отдельности, а именно: их отличительные черты и сходства.
  4. Политическая психология исследует жизнь людей, занимающихся политикой, с точки зрения психологического аспекта.
  5. Психология искусства исследует психологические аспекты влияния искусства на человека и на социум.
  6. Психология труда изучает виды деятельности человека в процессе труда как отдельный психологический элемент: определяет необходимые личностные качества для той или иной деятельности; исследует способы повышения производительности труда, взаимоотношения в коллективе, вопросы профессиональной пригодности и мотивации.
  7. Юридическая психология исследует психологические особенности отношений подсудимых и работников правоохранительных органов. Также изучает противоправную деятельность и способы ее предупреждения.
  8. Практическая психология — одна из самых крупных сфер общей психологии, которая строится на всех основных отраслях и занимается вопросами диагностики.

Общая психология — понятие, объемлющее основы для развития своих элементов структуры, специализирующихся на исследованиях в узкой направленности.

Психология формируется рука об руку с различными научными дисциплинами. Исследования, основанные на природной сущности, базируются на основах биологии.

История общества тесно связна с психологической наукой. Развитие высших психических функций напрямую зависело от орудий труда и деятельности, направленной на их изготовление.

Благодаря социологии у общей психологии есть более подробные материалы для изучения человека как существа биосоциального. Общая психология сохраняет самостоятельный предмет своего исследования, несмотря на тесное соприкосновение с другими науками.

Прародителем психологии называют философию. Философские учения способствовали появлению психологических трудов. В изучении личности общая психология опиралась на выводы философов о деятельности человека, его природе сознания и специфике бытия.

В этом видео вы узнаете об основах общей психологии:

А зачем она

Курс «Введение в общую психологию» обязательно изучают студенты всех специальностей, прямо или косвенно связанных с психологической наукой. Ведь именно этот фундаментальный раздел дает сведения, без которых невозможно будет углубленное изучение какой-то отрасли психологии, если речь идет о будущих специалистах в конкретной ветви науки.

А если мы говорим о какой-то смежной специальности, как раз косвенно относящейся к психологии, — к примеру, о социальной работе? В этом случае, руководствуясь теми базовыми, общими знаниями, которые они получили в данном курсе, будущие соцработники смогут гораздо эффективнее выстраивать свои отношения с клиентами.

Рекомендуем: Что изучает медицинская психология?

И это принесет двойную пользу: во-первых, специалисты уберегут себя от лишних переживаний, а во-вторых, глубже вникнут в проблему того, кто к ним обратился. Психология вообще крайне важна для тех, кто избрал профессии, предполагающие тесное общение с людьми, особенно с «трудными», требующими особого подхода группами (например, совсем маленькими детьми или, наоборот, пожилыми людьми, людьми с особенностями развития).

«Ну хорошо, — скажет кто-нибудь из читателей. — Специалистам, понятно, нужно все это знать. А обычным людям зачем?» Обычным людям глубоко вникать, может, и незачем, но вот в целом общая психология, хотя бы две-три книги по ней, будут полезны каждому, независимо от его профессии и образования. Да, специалист и неспециалист будут усваивать информацию в такой литературе на разных уровнях, но и тот и другой смогут почерпнуть для себя что-то ценное.

Почему люди поступают так или иначе? Что на самом деле чувствует собеседник, о чем молчит близкий человек? Что именно привлекает или отталкивает в определенной личности? Согласитесь, такие или подобные вопросы мы задаем себе едва ли не каждый день. Ответы на них содержатся в книгах по психологии. Немного времени — и за всей, на первый взгляд, чрезвычайно сложной и запутанной теорией психологии постепенно проступит понимание образа мыслей и действий людей.

И может быть, начав с популярных или адаптированных изданий, вы так увлечетесь, что и «Основы общей психологии» Рубинштейна покажутся самой интересной книгой на свете. Автор: Евгения Бессонова

Основные психологические правила

Можно еще много привести примеров. Но все эти составные объединяет личностные отношения, производственные, где есть свои каноны, психологические правила. Некоторые правила очень просты и знакомы нам с детства. Например – вежливость. Все слышим о ней с первых лет жизни, а используем не все и не всегда. Почему так важна вежливость?

Психологи, исследуя конфликт, обнаружили, что наблюдатели склонны считать правым человека, сумевшего сохранить выдержку, чувство собственного достоинства, способного не отвечать грубостью на грубость. Для разрешения конфликта также важны самоуважение, самоконтроль, способность не допускать перехода на личности и оскорбления.

Если рассматривать конфликт, как борьбу мыслей, мнений он не всегда приводит к негативным исходам. Так в деловой сфере профессиональные конфликты показывают заинтересованность в общем деле. Конфликты внутри коллектива способны благоприятно воздействовать на развитие и рост отдельных личностей. Главное чтобы это не принимало вид разрушительной силы и военных действий между коллегами.

Конечно, все представленные правила не охватывают весь круг вопросов о взаимопонимании и отношениях. Здесь гораздо больше исключений. Эти правила послужат тому, кто самостоятельно найдет логическое применение исключений.

Психология человека понятие личности

Психология человека — невероятно увлекательный предмет для изучения. Все мы любим наблюдать друг за другом и подмечать особенности характера или манеру поведения друг друга. Многие люди очень любят изображать из себя психологов — это тоже психология человека.

Люди думают, что они не такие, как все, но при этом ведут себя одинаково и попадаются в одни и те же психологические ловушки. Психология человека тесно переплетена с физическими параметрами. Согласитесь, если бы человек выглядел иначе, имел другое тело, то и психология его была бы совсем иной.

Психология человека — это некая данность, это то, что кем -то задумано изначально. Но задумано, как некий трамплин, как то, от чего следует оттолкнуться. Поэтому неотъемлемой частью психологии человека является психология развития — его естественное продолжение.

Личность беспрерывно меняется, начиная от рождения и на протяжении всей жизни, и к какому результату она придет заранее неизвестно. Используем ли мы заложенный в нас потенциал?

Психология личности

Психология личности — это нечто, подверженное постоянному влиянию, как знамя на ветру, но не всегда столь же пластичное. Будь человеческое существо не столь упертым в своей глупости, закостенелым в своем маразме и цепляющемся за «привычное», оно было бы гораздо счастливее.

Нет ничего постоянного — окружающий мир беспрерывно меняется и у человека есть все необходимое, что бы быть счастливым, но вся проблема в психологии личности. Она, к сожалению, часто не отличается гибкостью — отсюда стрессы, «жизненные удары». Речь не идет о потере близких и реальном горе. Стрессы и проблемы человека в 99 % — надуманные! Это просто отсутствие гибкости и умения видеть плюсы.

Мы не знаем себя, мы не знаем друг друга, но именно взаимопонимание с себе подобными приносит нам счастье, успех, чувство удовлетворенности. Как взаимодействовать гармонично в паре, эффективно в коллективе? Психология отношений — нас связывает нечто большее, чем просто социум.

Психология пронизывает все сферы нашей жизни, наше сознание — все, к чему мы прикасаемся. Можно ли используя знания психологии быть счастливым, успешным, творческим? Можно ли творить без «мук творчества» — это психология творчества. Деньги важнейший элемент развития и достижений — это психология бизнеса.

Психолог Александр Степанов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]