Прикладную психологию часто путают с практической, но это отдельные отрасли науки. Определяя, что такое прикладная психология, психологи разграничивают понятия применения методик и внедрения методик. Прикладная психология занимается внедрением и популяризацией достижений науки, экспериментальным подходом к социальным сферам, преимущественно работая с теоретическими данными. Практическая использует комплекс бытовых и научных подходов и направлена на работу с клиентами любых социальных групп.
Особенности прикладной психологии
В прикладной психологии 21 века выделяют три отрасли:
- Тестовая диагностика. Диагностирование, как метод исследования, зародилось в 1884 г. Ф. Гальтон, создатель метода, организовал измерение физиологических параметров добровольцев с помощью прохождения ряда измерений — тестов.
- Психология труда. Изучения условий труда начались в 20 веке, на фабриках легкой промышленности. Передовыми исследователями стали Э. Клапаред, Г. Холл, Г. Мюнстенберг.
- Клиническая психология. Зародилась в начале 20 века. Научное обоснование для новой отрасли вывели Л. Витмер и Э. Крепелин.
Применение этого раздела социальных наук многообразно: решение разноплановых задач, совершенствование подходов к развитию отдельных сфер человеческой деятельности. К типовым задачам относятся:
- диагностика с помощью тестов;
- изучение потребностей социальных групп;
- консультирование, терапия;
- прогнозирование вариантов развития социума;
- разработка реформ и социальных проектов.
К формам применения отрасли относят интерпретацию и вмешательство. Первая занимается анализом и характеристикой факторов, вторая — раскрывает особенности психологического поведения, от просвещения до непосредственного оказания помощи.
Метод внушения
Суть этого метода заключается в том, что исследуемый человек получает определенные формулы, установки, позиции, взгляды, которые находятся вне его сознательного контроля. Внушение может быть словесным или эмоциональным, в ходе которого формируется требуемое состояние или точка зрения. Средство внушения какой-то особой роли не играет, главное в том, чтобы его осуществить.
При внушении широко применяются запутывания, отвлечение внимания, интонации, эмоциональные запечатления. В процессе внушения все происходит само собой и воздействие на каждого человека идет в разной степени. Существует несколько видов внушений:
- Прямое. Воздействие идет с помощью слов – приказы, команды;
- Скрытое или косвенное – осуждение, одобрение, намек;
- Намеренное;
- Ненамеренное;
- Положительное;
- Отрицательное.
Огромную роль внушение играет в психотерапии и гипнотерапии, особенно когда человек находится в состоянии транса. С самого детства внушения являются частью человеческой жизни, т.к. используются в процессе воспитания.
Разделы науки
Определение научной сферы включает три смежных области:
- Клиническая. Занимается изучением расстройств: историей развития, формами и видами заболеваний, методиками диагностики и терапии, мерами профилактики.
- Организационная. Исследует профессиональные особенности отдельных сфер: медицинской, военной, инженерной, производственной.
- Социальная. Изучает сферу рекламы, средства массовой информации. Затрагивает экономику, досуг, экологию, культуру.
Разделы тесно переплетены и используют одну информационную базу, но их развитие происходит неравномерно.
Метод опроса
Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.
При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника
Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной
Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.
Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.
Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.
Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.
Прикладная организация
Организационное проектирование трудовых комплексов выражено в положениях:
- Проектирование — основа управления. Залогом существования и развития компании является проект — объединение способов достижения цели, методов решения управленческих задач, средств оптимизации труда.
- Проект включает цель. Под целью понимают заданный общий вид развитой компании либо ряд действий, которые должны привести к его достижению.
- Проектирование реализуется совместно. Для правильной реализации проекта необходимо включение всех сегментов управления на разных уровнях. Чем эффективнее работают субъекты на нижележащих уровнях, тем выше общая результативность.
- Среди проектов выделяются типовые. К ним относятся проекты, которые реализуются в разных сферах деятельности. В первую очередь, это проекты, направленные на улучшение социальных условий труда, реализации возможностей персонала, удовлетворение потребностей. В 20 веке приоритетом проектирования были технические возможности, современная наука занимается адаптацией технической системы к социальной.
В основе схемы управления проектами лежит тип подчиненного. Д. Макгрегори выделяет два ведущих типа: Х и У.
Подчиненный типа Х нуждается в постоянном внешнем наблюдении руководителя. Он не проявляет инициативу, лишен амбиций и честолюбия. Он работает не потому, что стремится к самореализации, а для того, чтобы избежать санкций (штрафов и увольнения) и получить награду (премию). Поэтому задача руководителя — направлять и контролировать рабочий процесс.
Подчиненный типа У в работе видит возможность для творческой и личностной реализации. Он готов работать самостоятельно, проявлять креативность, стремится к решению сложных задач. Заинтересованность в результатах труда не позволяет ему работать безответственно. Основная задача руководителя — создать для подчиненного возможность реализовать творческий потенциал.
В Японии, ориентированной на корпоративный труд, выделяют третий тип подчиненного — Ъ. Она основана на высокой лояльности сотрудников к компании. Работники этого типа склонны воспринимать работу как единственную и необходимую возможность самореализации. Работа на благо общества становится для них высшей ценностью, а принадлежность к числу сотрудников определенной компании — предметом гордости.
Метод подкрепления
Подкрепление есть не что иное, как мгновенная реакция исследователя, которая может быть позитивной и негативной, на действия исследуемого. Реакция действительно должна быть мгновенной потому, что испытуемый сразу должен связать её со своим действием. Позитивная реакция является знаком того, что в дальнейшем следует поступать или действовать подобным же образом. При негативной реакции все наоборот.
Выделяются следующие виды подкрепления:
- Положительное. Идет закрепление правильного поведения;
- Негативное. Идет предотвращение неправильного поведения;
- Осознанное;
- Неосознанное;
- Стихийное, происходящее случайно – удар током, ожог;
- Намеренное, т.е. сознательное действие;
- Разовое;
- Систематическое;
- Прямое;
- Косвенное;
- Базовое;
- Вторичное;
- Полное;
- Частичное.
Подкрепление, как и внушение, тоже является огромной частью жизни человека и в процессе воспитания и приобретения человеческого опыта, присутствует с самого раннего возраста.
Развитие науки
Исследование путей развития науки показывает, что среди форм прикладной психологии наибольшее развитие получает клиническая. В 21 веке по данным исследований США и Европы более 40% специалистов занимаются клинической отраслью. Вторая по популярности сфера деятельности — частное консультирование. Его темпы развития позволяют говорить о скорой смене лидерских позиций, внедрению частной психологии в повседневную практику.
Такие показатели связаны с актуальностью запросов — психологическая сфера деятельности стала востребованной под влиянием социальных изменений. Отчасти это связано с политическим курсом, направленным на удовлетворение индивидуальных потребностей членов общества, но в большей мере — с распространением информации, и последующим возрастанием самозапросов.
Психологическая консультация
Это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, который оказался в сложной жизненной ситуации. Работа специалиста начинается сразу, потому что особая подготовка не требуется, разобраться в сложившейся ситуации и наметить шаги по достижению желаемого результата можно быстро.
Психологическая консультация имеет несколько этапов:
- Контакт;
- Запрос;
- План;
- Настройка на работу;
- Реализация;
- Домашние задания;
- Завершение.
Проблемы, по поводу которых люди обращаются за консультацией к психологу, в основном следующие:
- Отношения – ревность, трудность в общении, воспитание детей;
- Индивидуальные проблемы – самоорганизация, здоровье;
- Работа – увольнение, низкая заработная плата, нетерпимость к критике.
Помощь психолога в подобных жизненных ситуациях может стать решением многих проблем, надо только во время обратиться за помощью к специалисту.
Пенитенциарный сектор
Данное направление психологии практикуется не во всех странах, хотя ее роль в развитии общества неоценима. Суть направления заключается в перевоспитании и адаптации осужденных лиц. Однако во многих государственных системах эта отрасль не разработана и не реализована. Меры взаимодействия с осужденными лицами заканчиваются тюремным заключением.
Такой подход продолжает давать свои негативные результаты. Годы содержания осужденных в условиях морально-психологического давления не приводят к осмыслению своих поступков. Личность ломается окончательно, и в дальнейшем только малый процент способен устроить свою жизнь в рамках социальных норм. Для большинства осужденных насильственная форма отношений становится нормой, поэтому через некоторое время после освобождения они снова возвращаются в тюремные стены.
Если организовать данную отрасль в качестве самостоятельной профессиональной структуры, сформировав конкретные задачи, если привлечь соответствующих специалистов, то такой шаг станет существенным вкладом в развитие общества.
Здоровье и медицина
Психологии здоровья касаются себя с пониманием того, как биология, поведение и социальный контекст влияет на здоровье и болезни. Психологи здоровья обычно работают наряду с другими медицинскими специалистами в клинических условиях, хотя многие из них также обучать и проводить исследования. Хотя его ранние начала можно отнести к родственной области клинической психологии , были определены четыре различных подхода к психологии здоровья: клинический, общественное здравоохранение, общество и критической психологии здоровья.
Психологи здоровья направлены на изменение поведения здоровья для двойной цели помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам соблюдать схемы лечения заболевания. В центре внимания психологов здоровья , как правило, сосредоточены на кризис здравоохранения , обращенной к западному миру , особенно в США. Когнитивная поведенческая терапия и модификация поведения являются методы часто используемые психологами здоровья. Психологи также изучают пациент соответствие с их врачами заказами.
Психологи здоровья смотреть психическое состояние человека в значительной степени связано с их физическим состоянием. Важным понятием в этой области является стресс , психическое явление с известными последствиями для физического здоровья.
медицинская
Медицинская психология включает в себя применение ряда психологических принципов, теорий и выводов , применяемых для эффективного управления физическими и психическими расстройствами , для улучшения психологического и физического состояния здоровья пациента. Американская психологическая ассоциация (APA) определяет медицинскую психологию как отрасль психологии , которая объединяет соматические и психотерапевтические модальности, в управление психических заболеваний, восстановления здоровья и эмоциональных, когнитивного, поведенческих и токсикомании расстройств. По Muse и Мур (2012), вклад медицинского психолога в области психофармакологии , которая отличает его от других психотерапии и psychotherpists.
Профессиональная психология здоровья
Психология гигиены (ОНР) является относительно новой дисциплиной , которая возникла из слияния психологии здоровья, промышленной и организационной психологии и гигиены труда . ОНР имеет свои собственные журналы и профессиональные организации. Поле касается определения психологических характеристик рабочих мест , которые приводят к проблемам , связанным со здоровьем у людей , которые работают. Эти проблемы могут включать в себя физическое здоровье (например, сердечно — сосудистые заболевания) или психического здоровья (например, депрессии). Примеры психологических характеристик рабочих мест , которые ОНР исследовались включают в себя количество решений широты работник может осуществлять и меры в области надзора. OHP также занимается разработкой и осуществлением мер , которые могут предотвратить или смягчить связанные с работой проблемы со здоровьем
Кроме того, OHP исследование имеет важное значение для экономического успеха организаций. Другие направления исследований , представляющих интерес для ОНР включают рабочее место бескультурье и насилие , работа-дом унос, безработица и сокращение штатов, а также безопасность на рабочем месте и предотвращению несчастных случаев
Два важных ОНР журналов являются журналом психологии профессионального здоровья и труда и стресса . Три важных организация тесно связан с ОНР являются Международная комиссия по гигиене Научного Комитета о рабочей организации и психосоциальных факторах (ICOH-П), в Обществе психологии профессионального здоровья , и Европейской академии психологии профессионального здоровья .
В области образования
Эффективность систем образования зависит от многих факторов, существенным из которых является коммуникация. Для выстраивания эффективной коммуникации к подросткам требуется особый подход. Деятельность психологии и педагогики в этом плане носит многоплановый характер:
- Изучение и устранение причин низкой успеваемости учащихся.
- Изучение и анализ методов обучения, используемых учителями.
- Работа с подростками при девиантном поведении.
- Сотрудничество с малыми неформальными группами.
Также не стоит забывать про другой тип учреждений социально-образовательного характера – детские дома и учреждения для инвалидов.
Человеческие факторы и эргономика
Человеческий фактор и эргономика (HF & E) является изучение того , как когнитивные и психологические процессы влияют на наше взаимодействие с инструментами, машинами и объектами в окружающей среде. Многие отрасли психологии попытки создать модели и понять поведение человека. Эти модели, как правило , основаны на данных , собранных из экспериментов. Психологи человеческого фактора , однако, принимать те же данные , и использовать его для разработки или адаптации процессов и объектов , которые дополняют человеческую составляющую уравнения. Вместо того , чтобы люди научиться использовать и манипулировать часть технологии, человеческий фактор стремится разрабатывать технологии , чтобы быть рядными с моделями человеческого поведения , разработанных общей психологией. Это может быть учет физических ограничений человека, как в эргономике, или разработке систем, особенно компьютерных систем, которые работают интуитивно с людьми, как и инженерной психологии.
Эргономика применяется в основном за счет работы в офисе и в транспортной отрасли
Психологи здесь принимают во внимание физические ограничения человеческого тела и попытаться уменьшить усталость и стресс путем разработки продуктов и систем, которые работают в рамках естественных ограничений человеческого тела. От простых вещей, таких как размер кнопок и дизайн офисных стульев в компоновке кабинах самолетов, психологов человеческого фактора, специализирующихся в области эргономики, попытка снять стресс нашей повседневной жизни, а иногда даже спасти их.
Человеческие психологи фактора , специализирующиеся в инженерной психологии , как правило, берут на несколько различные проекты , чем их эргономических центрируются коллеги. Эти психологи смотрят на то, как человек , и процесс взаимодействия. Часто инженерная психология может быть сосредоточена на компьютерах. Однако на базовом уровне, процесс является просто ряд входов и выходов между человеком и машиной. Человек должен иметь четкий метод для ввода данных и иметь возможность легко получить доступ к информации на выходе. Неспособность быстрых и точных поправок иногда может привести к тяжелым последствиям, поскольку суммируется много историй в Set фазер на оглушения. Инженерные психологи хотят сделать процесс входов и выходов, интуитивным , насколько это возможно для пользователя.
Цель исследований в области человеческого фактора, чтобы понять ограничения и перекосы человеческих психических процессов и поведения, а также элементы дизайна и систем, которые будут взаимодействовать в соответствии с ограничениями. Некоторые могут видеть человеческие факторы, как интуитивные или список табу и правил поведения, но на самом деле, исследование человеческого фактора стремится иметь смысл больших куч данных, чтобы принести точные приложения для конструкций и систем продукции, чтобы помочь людям работать более естественным образом, интуитивно с деталями из их окружения.
ОБ АВТОРЕ
Вирджиния Николс Квинн более двадцати лет преподает психологию в колледжеNorthern Virginia Community College. Она получила степень бакалавра вHunter College, где специализировалась в области психологии, а также изучала математику и педагогику. Затем она продолжила свое образование в Гарвардском университете, где получила диплом магистра и защитила докторскую диссертацию по психометрии. У нее большой опыт профессиональной деятельности в области прикладной психологии: она работала преподавателем в школе для «трудных» детей» консультантом Министерства обороны США по вопросам, связанным с принятием решений и решением проблем, и главным психологом детского реабилитационного центра. Кроме того, знания в области психологии помогают ей в повседневной жизни она успешно руководила избирательной кампанией по выборам мэра города Раунд Хилл в штате Вирджиния и является членом нескольких школьных советов и комиссий по планированию учебных программ. Она считает одной из главных своих задач преподавать психологию так, чтобы эта наука стала понятной и приносила практическую пользу студентам. Вирджиния Николс Квинн является автором большого количества учебных пособий и сборников контрольных заданий к учебникам по психологии.
В области юриспруденции
В классической психологии для юридического направления отведена особая роль, так как ее применение в этой сфере отличается от всех остальных случаев. Суть работы заключается в диагностическом и экспертном направлениях. Важно учитывать, что коммуникации в этой сфере часто устанавливаются вопреки воле человека (преступника, жертвы, свидетелей и т.д.). В таких условиях экспериментально-прикладная психология должна составить подробный психологический портрет человека исходя из минимальной информации.
Кроме того, часто возникает необходимость в проверке на подлинность предоставленной информации. Но основными задачами прикладной юридической психологии следует считать:
- Анализ состояния человека на предмет криминогенности.
- Помощь в профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов.
- Их психологическая реабилитация.
- Коррекция структуры личности и ее черт.
Таким образом, психологические аспекты в юриспруденции и во всей правоохранительной системе играют ведущие роли.
Список использованной литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,1996.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999.
- Климов Е.А. Основы психологии. – М.,1997.
- Морозов А.В. Деловая психология. – СПб.,2000.
- Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1. – М., 2001.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.,2001.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.,2000.
- Психология / Под ред. А.А.Крылова. – М.,1999.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
6
Примеры похожих учебных работ
Проблема общения в психологии
… с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных …
Понятие общения в психологии
… способом реализации взаимосвязи людей в их социальной жизнедеятельности. Понятие общения в психологии Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя …
1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека
Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему …
Деловое общение в рабочей группе
… к наживе. Психология рабочей группы — это … особая подготовка персонала и руко … группе). С другими социальными группами рабочую группу сближает постоянное общение … системе «человек — компьютер». Ценностно-мировоззренческая … на уровне эмоций и поверхностных …
трудности и дефекты общения в психологии.Виды трудностей и способы их преодоления
… людям общение не доставляет удовольствие, они всегда стараются избежать каких-либо взаимоотношений…….. Библиографический список: 1.Бодалев А.А. Психология … А.П. Межкультурные барьеры и пути их … человек скрывает свои истинные чувства и эмоции …
Метод опроса
Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.
При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника
Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной
Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.
Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.
Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.
Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работая над предисловиями к первому и второму изданию этой книги, я каждый раз вспоминала, как сильно рассердился мой отец, узнав о моем решении защищать докторскую диссертацию в Гарварде. Он ударил кулаком по кухонному столу и заявил: «Вирджиния, ты доучишься до того, что потеряешь человеческий облик, с тобой невозможно будет разговаривать!» Он боялся, что я похороню себя под грудой учебников и потеряю связь с реальностью. Надеюсь, что первые два издания этой книги служат доказательством того, что даже после столь длительной учебы я все-таки могу беседовать почти с любым человеком и остаюсь активным членом человеческого общества.
Надеюсь также, что этот учебник является примером книги, тесно связанной с жизнью и даже приносящей пользу. Хороший учебник не должен быть адресован только тем, кто уже знаком с предметом. Этот учебник предназначен для начинающих, которые знают о психологии очень мало или вообще ничего не слышали об этой науке. Книга написана в разговорном стиле и читается так же легко, как газетная или журнальная статья
Студенты могут получать удовольствие от чтения и концентрировать внимание на содержании без всякого напряжения, которое обычно возникает при изучении малопонятного материала
В книге излагаются основные сведения из области психологии и приводятся многочисленные примеры широкого использования психологических знаний в повседневной жизни. Примеры относятся к таким областям жизни, как работа, учеба, защита прав потребителей, общественная деятельность, защита окружающей среды, спорт, поддержание психического здоровья, человеческие отношения, судебная медицина, разнообразная профессиональная деятельность и многое другое. Для того, чтобы вызвать у читателя интерес к психологии и подчеркнуть ее связь с жизнью и значение, в книгу включены забавные картинки и выдержки из газетных и журнальных публикаций. В этом учебнике я хотела не только полностью изложить традиционный курс психологии и рассмотреть основные методы исследований, но и подчеркнуть практическую пользу, приносимую психологией, чтобы увлечь студентов этим предметом и подтолкнуть их к его дальнейшему изучению.
Уже в течение многих десятилетий психологам известно, что при активном чтении учащиеся понимают и запоминают больше, чем при пассивном. Психологи также уверены в том, что решающую роль в успешной учебе играют упражнения и обратная связь. В учебнике «Прикладная психология» эти психологические принципы проведены в жизнь. В результате получилась книга, которая не похожа на обычный учебник, так как ее невозможно читать пассивно. Она построена таким образом, чтобы студенты могли ею по-настоящему пользоваться писать на полях и делать свои собственные заметки. Для этого в каждой главе есть следующие специальные разделы.
• Приложения. Чтобы продемонстрировать актуальность психологических знаний и проиллюстрировать их практическое применение, в каждую главу включены статьи из газет и журналов, а также другая дополнительная информация.
Социальные перемены
Психологи были использованы для продвижения «зеленого» поведения, т.е. устойчивого развития . В этом случае, их целью является изменение поведения , с помощью таких стратегий, как социальный маркетинг . Тактика включает образование, распространение информации, организацию общественных движений, принятие законов, и изменения налогов , чтобы влиять на решения.
Психология была применена в мировом масштабе с целью контроля численности населения . Например, одна стратегия в отношении телевизионных программ сочетает в себе социальные модели в мыльной опере с информационными сообщениями во время рекламы. Эта стратегия успешно увеличила охват женщин в клиниках планирования семьи в Мексике. Программирования, которая была развернута по всему миру в области народонаселения связи Интернационал и население Media Center комбинируют сообщения планирования семьи с представлениями женского образования и грамотности.