Основные понятия психологии воспитанияконсультация на тему

Почтительность определяется поведением человека, манерами, умением одеваться. Основы воспитания закладываются в детском возрасте. Родители и окружающие люди, выступают моделью поведения, с которой ребенок считывает данные и применяет во взрослой жизни. Воспитанный человек выделяется адекватностью, с уважением относится к людям. Правила поведения меняются под воздействием таких факторов: места жительства, статуса и вероисповедания человека. В последнее время выходят публикации, доказывающие влияние наследственности на манеры личности. Что же собой представляет воспитанность? Это врожденное или приобретенное качество?

Что такое воспитанность?

Образованный человек почтительно относится к людям вне зависимости от обстоятельств. При этом к ребенку и взрослому предъявляют разные требования. Детям достаточно слушаться родителей и следовать правилам, установленным в семье. Почтительность взрослого человека проявляется в следовании хорошего тона и поддержании норм поведения, принятых в конкретном окружении.

Воспитанный человек, находясь в обществе, учитывает, какие обычаи наследуются в стране или семье. Например, на востоке принято дорогим гостям наливать неполную чашку чая. Пополняя стакан, хозяева дома лишний раз проявляют внимание.

Взрослому человеку приходится поддерживать уровень воспитания, поскольку мир вокруг не стоит на месте. Меняются культурные направления, политические взгляды. Основы манер закладывают родители, далее человек самовоспитывается.

Культурный человек выделяется жестами, мимикой, речью. Во время разговора воспитанная личность не размахивает руками, проговаривает слова спокойным тоном, не гримасничает. Такой человек реагирует на мнение окружающих, не злословит за спиной, отпуская острые и колкие штуки. Человека с безукоризненными манерами называют дипломатичным, тактичным, вежливым.

Какой он воспитанный человек?

Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом:

  1. Обаяние и приятное общение. Воспитанный человек излучает доброжелательность, разговаривает грамотно, не прибегает к повышенному тону. К такой личности тянутся люди, окружают вниманием.
  2. Интеллигентность. Для многих – это синоним культурной личности. Интеллигентный человек сдержан, немногословен, с чувством собственного достоинства. Не выходит из равновесия, чтобы не случилось вокруг.
  3. Тактичность и деликатность. Воспитанный человек лучше промолчит, чем выскажет мнение, которое обидит собеседника. В разговоре не употребляет матерных слов, не затрагивает темы, неприятные окружающим.
  4. Уважение. Отмечается не показное качество и игра на людях. Воспитанная личность с одинаковым уважением отнесется к незнакомцу или родному человеку.

Принято считать воспитанных людей скромными, тихими, забитыми и не имеющими собственного мнения. На самом деле такой человек уверен и самодостаточен, ему не надо доказывать что-либо окружающим.

Факторы, влияющие на воспитанность

Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью. Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни.

Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?

  1. Отношения в семье. Ребенок, находящийся в утробе матери, реагирует на свет, звуки, голоса. Поэтому выстраивать правильные семейные отношения следует не со дня рождения малыша, а со дня зачатия. Банальные конфликты приводят к серьезным ссорам. Взрослые не готовы уступать, ищут крайнего или виноватого. Примите за основу обговаривать скандалы и признавать неправоту. Покажите ребенку, что в вашей семье царит любовь и понимание. Чтобы дети научились уважать других людей, учитывайте его мнение и разрешайте вступать в дебаты. Пусть учится отстаивать точку зрения тактично и аргументировано, а не криком и истериками.

    Лучше один раз показать на своем примере, как ведет себя воспитанный человек, чем сто раз объяснять правила поведения.

  2. Окружение. Большее участие в воспитании ребенка принимает мама или бабушка. На них и валятся шишки, если чадо оступилось. Идеальная схема воспитания – это равное участие мамы и папы. Но, помимо общения с родителями ребенок посещает детский сад, школу, кружки. Дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, читают книги. Образованность формируется под воздействием информации, полученной ребенком за пределами дома. При этом в подростковом возрасте мнение со стороны ценится больше, чем нотации родных людей. Чтобы не потерять авторитет, интересуйтесь делами ребенка, уделяйте ему внимание каждый день, анализируя вместе, как прошел день.

Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.

Критерии воспитанности

Индивиды становятся личностями в ходе социализации, которая заключается в усвоении поведенческих норм, знаний, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в социокультурных общностях. При этом социализация объединяет и стихийные, самопроизвольные, и общественно управляемые воздействия на поведенческие паттерны людей и их сознание.

Воспитанием именуется деятельность, включающая трансляцию новому поколению социально-исторических навыков, целенаправленное формирование установок, нравственных убеждений, ценностных норм, направлений, обеспечивающих условия, необходимые для формирования и активного формирования индивида в социуме.

Воспитание осуществляет взаимосвязь, а также преемственность между поколениями. Именно ему принадлежит ключевая роль в индивидуально-нравственном развитии, умственно-физическом созревании человека.

Критерии и показатели воспитанности личности являются разработанными теоретическими мерилами степени сформированности разнообразных личностных качеств.

Рассматриваемые критерии условно подразделяются на мягкие и твёрдые. К последним причисляют значимые статистические данные, характеризующие в комплексе общую направленность воспитанности тинэйджеров: количество преступлений и ориентация на их предупреждение, число молодых лиц, расплачивающихся за совершённые правонарушения, число расторжений уз Гименея и распавшихся семей, темпы роста пьянства, табакокурения, наркомании, проституции среди тинэйджеров. Для характеристики воспитания в учебной среде чаще используются мягкие критерии, способствующие педагогам получать общее понимание о прохождении и итогах воспитательного процесса.

Также выделяются две подгруппы критериев: содержательные, обусловленные выделением соответствующих анализируемому качеству мерил, и оценочные, заключающиеся в возможности отчасти точно фиксировать интенсивность выражения диагностируемого качества.

Помимо того выделяют общие, определяющие конечные результаты достигнутой степени воспитанности индивида либо группы, и частные критерии, служащие для анализа предварительных результатов, обусловленных выработкой отдельных качеств.

По способу направленности и месту использования критерии делятся на: обусловленные внешними проявлениями плодов воспитания – суждения, поступки, оценки, деяния личности, и обусловленные явлениями, сокрытыми от воспитателя – убеждения, мотивы, цели, ориентации.

К ключевым критериям рассматриваемого понятия причисляют:

– высокую степень нравственно-духовного формирования индивида, знание этических установок;

– установки, ценностные ориентиры и соответствующие им поведенческие паттерны, умение сопоставлять собственные действия с эталонами этических норм;

моральную ответственность за собственную поведенческую модель;

– гуманистическую устремлённость личности, обнаруживающуюся в неизменном превалировании мотивов общественно полезных видов жизнедеятельности над эгоистическими ориентирами;

– владение собой, управление собственными поведенческими паттернами, адекватное эмоциональное реагирование;

– самоконтролю и способность преодолевать нежелательное поведение;

– самореализацию и склонность к самовоспитанию.

Воспитанность: врожденное или приобретенное качество?

Ранее считали, что если окружить малыша воспитанными людьми, то из него вырастит ангел. Исследования ученых доказали обратное. На образованность влияют усилия родителей и гены. Физические способности и состояние здоровья также вносят лепту. Недаром семейные пары, решившие усыновить ребенка, тщательно изучают, кем он был рожден.

Ученые доказали, что наследственность оказывает влияние на воспитание человека. Если однояйцовых близнецов разлучить в младенческом возрасте и отдать в разные семьи, то у них все равно сохранятся одинаковые черты характера.

С другой стороны правила поведения, заложенные в семье, оказывают влияние на человека. Проблемы общения, агрессивность, нестандартные поступки – это последствия воспитания. У черствых родителей вырастают агрессивные подростки. Нестабильная обстановка в семье ведет к проблемам во взрослой жизни. Ученые выделили факторы, влияющие на плохое воспитание: бедность, насилие в семье, некачественное питание, наличие вредных привычек у родителей. Остановить разрушительное воздействие возможно, если подключить помощь извне. Участие социальных служб, прохождение реабилитационных программ.

На чьей стороне правда? Воспитанность – это врожденное или приобретенное качество? На самом деле нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Человек, рождается с набором генов, которые влияют на характер. В то же время, находясь в обществе, поддаваясь влиянию окружающих, личность меняется, выстраивает линию поведения. Манеры человека формируются в равных частях под воздействием:

  1. Наследственных факторов. Включают характер, уязвимость и физическое состояние младенца.
  2. Воспитания. Формируется в результате отношения родителей и окружающих к ребенку, наличия стрессовых ситуаций и отягчающих обстоятельств.

Личность человека формируется в результате взаимодействия наследственности и воспитания. Эти два фактора дополняют друг друга, подключаясь на определенных отрезках жизни. В первые три года доминируют гены, биологические данные. Затем они ослабевают, и подключается окружение малыша. В этот период проявляется генетическая уязвимость. Постоянные стрессы и депрессии меняют человека, влияют на почтительность и нарушают работу мозга. Ученные доказали, что правильное воспитание способно победить генетические заболевания.

Воспитанность как цель и результат воспитания

Начнем с характеристики понятия «воспитанность», т.е. с того, что мы хотим получить в итоге и на что следует ориентироваться в начале организации целенаправленного воспитания. Как показывает опыт, в каждом отдельном случае семья, школа, внешкольное учреждение, детская организация стремятся к тому, чтобы не только образовать детей, т.е. дать им то или иное образование, но и к тому, чтобы в той или иной степени воспитать их.

Естественно возникает вопрос: каковы же основные параметры того, что мы называем воспитанностью? По-разному можно на него ответить. По-разному на него и отвечают и родители, и педагоги, и ученые, работающие в этой области: идентичных ответов практически нет. Да, может быть, и не нужен он – этот единый стандартный набор тех свойств и качеств, на формирование которых должны быть направлены усилия семьи, различных образовательных и воспитательных учреждений. Конечно, существовали и существуют различные «наборы» таких «свойств и качеств» с учетом особенностей контингента детей и подростков, тех задач в сфере воспитания, которые стоят перед школой как образовательным и воспитывающим учреждением. Мы предположили, что должны существовать такие параметры воспитанности, ориентируясь на которые каждая современная школа могла бы строить собственную модель школы воспитывающей. Основными такими параметрами личностного развития ребенка в области воспитания, на наш взгляд, являются: ориентация его на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, ответственность, креативность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и поступках, «самостроительство».

Почему именно эти возможные свойства развивающегося человека следует считать приоритетными в области воспитания в наше время? Почему именно они призваны играть роль основных показателей его воспитанности? Здесь требуются некоторые пояснения.

Общечеловеческие ценности – это, видимо, то, на что надо ориентировать всех школьников с самого раннего возраста независимо от их национальности, установок в семье, в объединяющих их компаниях, независимо от их вероисповедания. Ребенок – прежде всего житель планеты Земля, выходящий все более осознанно в космическое пространство. Он человек мирового сообщества, гражданин своей страны, ученик своей школы, член своей семьи и сам будущий семьянин. В силу этого общечеловеческие ценности – это то, к чему его надо приобщать с детства.

Система тех общечеловеческих ценностей, на которые следует ориентировать школьников, в педагогике разработана (В. А. Караковский). Степень их освоения школьниками и является, на наш взгляд, важнейшим показателем их воспитанности.

Важнейшим показателем воспитанности ребенка является его гуманизм, доброе отношение к сверстникам, малышам, обслуживающему персоналу школы, к живой природе, его окружающей. Некоторые (но далеко не все) дети от природы (или в силу домашнего воспитания) гуманистичны. Они готовы поделиться со сверстниками, утешить плачущего малыша, помочь нести тетради учителю, помочь школьной нянечке. Они не способны обидеть собаку, сломать ветку, затоптать цветы. Некоторые – да, но не все. Чтобы гуманизм стал показателем воспитанности для всех (или, по крайней мере, большинства) детей, необходимо целенаправленно прививать его и развивать как черту личности.

Важнейшим показателем воспитанности человека (а в современных условиях особенно) является его интеллигентность, рассматриваемая как личностное свойство человека. Интеллигентами не рождаются, ими становятся под влиянием семьи, близких, школьных педагогов, старших друзей, в процессе общения с ними и мягкого, неназойливого влияния на их суждения и поведение. Выражается интеллигентность в уважительном отношении к людям, встречающимся на их пути, в манере разговора, в умении выслушивать собеседника, в отсутствии назойливости в общении, в стремлении понять другого, посочувствовать ему.

Следующей особо значимой чертой личности ребенка является его креативность (творческость). Развивая у ребенка такие качества, как исполнительность, ответственность за порученное дело, мы не должны забывать о том, что ребенок, как и всякий человек, – не робот, не автомат, не только исполнитель воли взрослых, а и фантазер, творец, созидатель нового (пусть сначала только для себя и своих близких). У разных детей их творческое начало проявляется по-разному и прежде всего в процессе реализации их фантазий. Иногда эти попытки оказываются удачными, тогда ребенок чувствует себя творцом. Иногда – нет, тогда он пробует себя в чем-то другом и в этом другом пытается достичь успеха, внеся в него что-то свое, новое. Это творческое начало в ребенке надо угадать и помочь ему развить в себе, ибо оно может ввести его в мир будущей профессии, а может стать его жизненным хобби. Важно развивать творческие начала, генетически заложенные в каждом нормальном ребенке. Дети очень различны: один с детства пишет стихи, рассказывает сочиненные им сказки; другой добирается до внутренней сущности своих игрушек; третий ищет собственные оригинальные пути решения поставленной перед классом задачи; четвертый собирает вокруг себя малышей и самозабвенно развлекает их.

Среди основных свойств развивающейся личности должны быть и свойства независимости, свободы в суждениях, мнениях, свободы в поступках. От природы ребенок с первых шагов жизни склонен к такой самостоятельности и пытается утвердить себя, свою независимость среди других людей (и не только сверстников). Но, прививая ему со временем такую черту, как послушание, мы нередко лишаем его независимости, свободы, лишаем «самости». Самостоятельный, свободный от бесчисленных запретов ребенок вовсе не должен превращаться в ребенка непослушного, свободного от каких бы то ни было запретов и правил человеческого общежития. «Свобода должна быть (если повторить расхожую формулу) в рамках дозволенного». Она должна выступать в тандеме с ответственностью, но не только за себя, свои поступки, но и с ответственностью за коллектив, свою школу, свою малую родину.

Ответственность как черта личности также является показателем воспитанности, особенно в сочетании со свободой. Человек должен быть ответственным за свои слова, за свои поступки, за порученное дело, за все то, что от него зависит. Но с чувством ответственности ведь не рождаются. Его специально формируют с детства, через ознакомление ребенка с его обязанностями, через анализ соответствующих ситуаций в жизни других людей, включение в деятельность в качестве ответственного лица за тот или иной ее участок, через анализ и оценку достигнутых им в общем деле личных результатов.

Последней характеристикой развивающейся личности, показателем ее воспитанности является ее «самостроительство», включающее самопознание, самооценку, самопроектирование и самореализацию.

Собственно, когда мы характеризуем личность ребенка в качестве субъекта воспитания, мы имеем в виду его функции не только по отношению к другим, но и к самому себе. Ведь стать личностью и развиваться как личность можно (и нужно) не только под влиянием других людей (родителей, педагогов, сверстников) или под влиянием внешних воздействий, но и в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с познанием себя, с самооценкой на основе такого познания, на основе проектирования своего образования, себя и своего будущего, собственных усилий по реализации «самопроектов», т. е. самореализации.

Мы привели характеристики личностных качеств, которые, на наш взгляд, должны лежать в основе целеполагания, на формирование которых должно быть направлено воспитание как целенаправленный процесс. Это общие контуры такого процесса, тех свойств, на формирование и развитие которых должно быть сориентировано воспитание.

При этом неизбежно возникает вопрос, почему же среди этих весьма важных для развивающегося в современных условиях человека качеств нет, например, таких, как национальное самосознание, предприимчивость, забота о ближнем, качества лидера и т. п. Нет их по той причине, что, во-первых, «нельзя объять необъятное», во-вторых – некоторые из тех свойств и качеств, которые необходимы современному человеку в его будущей взрослой жизни, нерационально культивировать с детства. Так, вряд ли целесообразно с детства культивировать у человека предприимчивость, вряд ли надо всех детей воспитывать как будущих лидеров. В этой области возможны, конечно, «наборы» различных вариантов тех самых свойств, на формирование и развитие которых должно быть сориентировано воспитание. Тем не менее, этот «набор» зримо или незримо должен существовать в деятельности каждого воспитательного учреждения, в сознании и деятельности каждого воспитателя.

Целенаправленное воспитание, т. е. осознанное управление процессом развития личности через специальное создание благоприятных для этого условий, может по тем или иным причинам и не осуществляться, а личность может оказаться воспитанной за счет семьи. Но как воспитанным сделать целое поколение? Эта проблема особенно актуальна в наше время: ибо далеко не каждая семья является очагом целенаправленного гуманистического воспитания, а окружающая ныне школу среда отнюдь не всегда благоприятна для личностного развития ребенка. В таких условиях особую роль, видимо, призвана играть именно школа, причем школа не только обучающая, но и воспитывающая. Воспитывающей же она может стать прежде всего за счет создания в ее рамках гуманистической воспитательной системы[16].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

СЕЛИВАНОВА Н.

Как стать воспитанным человеком?

Проведенные опросы показали, что уровень воспитанности падает. Способствуют тому иные модели поведения. Если вернуться в недалекое прошлое, то можно увидеть, что представительниц слабого пола воспитывали в институтах для благородных девиц. Помимо образования, девочкам прививали навыки общения и достойные манеры. Отрабатывалась походка, прививался изысканный вкус, уделялось внимание поведению. Мальчики стремились попасть в кадетские училища, где помимо военной мудрости, учились ответственности, собранности, вежливости. Сегодня в государственных учреждениях отводят роль образованию, но не воспитанию. Отдавая все карты в руки родителям. Но, не все взрослые готовы вырастить достойную ячейку общества.

Как стать воспитанным человеком?

  1. Проанализируйте свое поведение. Подумайте, какие стороны или черты характера, хотели бы улучшить. Затем попросите знакомых, чтобы они дали вам характеристику. Поработайте над негативными и слабыми сторонами.
  2. Уважайте окружающих. Начните с уничтожения негативных мыслей. Не позволяйте думать о других людях плохо. Прежде чем высказаться, дать совет, подумайте, хотели ли бы услышать подобные слова в свой адрес.
  3. Общайтесь с людьми непринужденно. Неумение поддержать разговор люди воспринимают, как невоспитанность. Ведь такой человек отмалчивается либо произносит глупости. Закрепощенность, робость, неуверенность в себе приводит к тому, что человек стесняется высказаться. Чтобы не прослыть невоспитанным человеком, учитесь общению с людьми.
  4. Найдите идеал. На первых порах понадобится пример для подражания, чтобы сформировать азы. Поищите воспитанного человека среди друзей. Подойдет герой фильма или книги. Если подходящего примера нет, то заводите новые знакомства, чаще общайтесь с людьми, отмечайте, какие качества характера нравятся, перенимайте опыт.
  5. Принимайте мнение других людей. Острые шутки в адрес человека, высмеивание поведения или одежды говорят об отсутствии воспитания. Каждая личность проявляется по-своему и не нуждается в навязывании вашего мнения. Нельзя подшучивать над людьми с физическими или умственными недостатками.

Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях. Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции. Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.

Воспитанность Воспитанный

Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.

Великий мыслитель Платон совершенно справедливо сделал акцент в определении воспитанности на привычках. Привычка – вторая натура, стоит ее посеять, в итоге пожнешь у себя развитие соответствующего качества личности. Букет из заботливо выращенных достоинств наряду с усвоенными правилами поведения в обществе делает человека воспитанным. Махровый эгоист при всей его образованности никогда не попадет в галерею приверженцев воспитанности. Думая только о себе, своих интересах, желаниях и потребностях, он не способен проявлять воспитанность относительно окружающих. Его желание «перетянуть одеяло» на себя встречает протест со стороны внешнего мира, значит, неизбежны конфликтные ситуации, скандалы, возмущения и обвинения. Не уважающий других будет и сам неуважаем. Эгоист не способен кого-то слушать, ему самому хочется говорить. Значит, он будет перебивать, досказывать за собеседника, демонстрировать жестами не уважение к говорящему человеку. Словом, любой, столкнувшийся с ним человек, мысленно отметит его невоспитанность, будь он почетным академиком всех академий мира.

Воспитанность – это не дрессура, как правильно вести себя в обществе, это не просто хорошие манеры. Натаскать, социализировать можно и собаку. Подонка можно накачать знаниями и обучить правилам этикета, но от этого он не перестанет думать только о себе. Воспитанный человек уважает других людей, думает не только о своих желаниях, но и намерениях окружающих. Воспитанность живет в гармонии с внешним миром. А о какой гармонии с другими людьми может говорить эрудированный скандалист, образованный лицемер и ханжа, начитанный мошенник или коварный и вероломный почитатель этикета?

Воспитанность видит в другом человеке целую Вселенную, уникальность и неповторимость. Уважая духовную сущность человека, она учитывает своеобразное мышление другого человека, особенности его памяти, интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения и потребности. Евгений Евтушенко писал: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».

Воспитанный человек – тонкий психолог, знаток человеческих сердец. Он умеет искренне отзываться на чувства и переживания людей. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Воспитанность – это добродетели личности, породненные с этикетом. Что внутри, то и снаружи. Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке. Но достоинства человека будут голыми, если не надеть на них наряды вежливости, тактичности, учтивости и почтительности. В процессе воспитания, а этот процесс длиною в жизнь, они так привыкают друг к другу, что уже не мыслят себе раздельного существования.

Воспитанность не придает кому-то или чему-то особой, избыточной значимости, поэтому ее не обременяют идеализации авторитетов, отношений, денег, социального положения и репутации. Не мешая другим, она и сама не становится центром внимания для конфликтных ситуаций. Воспитанный человек проявляет искреннее внимание к другим людям и основой этого внимания служит глубокое уважение к другому человеку. «Мне представляется, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься. И скромно, и празднично… Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

Воспитанность предполагает обязательность, пунктуальность и доброжелательность. Невозможно представить воспитанного человека, с легкостью нарушающего свои обещания и обязательства, игнорирующего назначенные встречи и недоброжелательного к людям. Человек чести и развитого чувства собственного достоинства, он умеет контролировать свои эмоции, проявлять выдержку, самообладание, сдержанность и корректность. Обаятельный, он, как магнит, притягивает к себе людей, всегда приветливый и предупредительный, он доставляет всем окружающим удовольствие от общения.

В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него поко­ем, женщинами, вином, суетой… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрян­ным воздухом, шагать по оплеванному полу… Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили…»

Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]