Тесты интеллекта в психологии: назначение и особенности тестирования

Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».

Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.

Краткая историческая справка

Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким психологом и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.

Связь с мышлением

Мышление и интеллект – это термины, которые по содержанию близки друг другу. Эти понятия являются отличительными чертами человека.

В обыденной речи понятию интеллект будет соответствовать словосочетание «умственные способности». Определение интеллекта – это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

Мышление – это высший психологический процесс, который связан с речью, с постоянным познанием нового, повседневными открытиями, творческой деятельностью.

Из этого можно сделать вывод, что мышление входит в понятие интеллекта, что интеллект – это более широкое понятие, со сложной, разветвленной структурой.

Тесты на коэффициент интеллекта

Тесты на коэффициент интеллекта разработаны таким образом, что их результаты описываются посредством распределения вероятностей, где средний показатель IQ равен 100, а разброс значений выстраивается так, что IQ 50% всех людей находится между 90 и 110, а оставшиеся 50% распределяются поровну ниже 90 и выше 110. Если показатель коэффициента интеллекта ниже 70 – это является свидетельством умственной отсталости.

Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.

Кроме того, тесты могут быть рассчитаны на разные возрастные группы, показывая развитие интеллекта человека, которое соответствует его возрасту. Например, двенадцатилетний ребёнок и аспирант могут иметь одинаковый показатель IQ, т.к. развитие каждого будет соответствовать конкретной возрастной категории.

Следует также сказать, что большая часть тестов, которые сегодня можно встретить, к примеру, в Интернете, не дают достоверных результатов, т.к. разработаны не профессионалами. Для проверки своего коэффициента интеллекта следует использовать только профессиональные тесты, такие как тест Кеттлера, тест Амтхауэра, тест Равена, тест Векслера и тест Айзенка. Какого-либо одного стандартного теста на IQ на сегодняшний день не существует.

Теперь стоит поговорить о том, какие факторы оказывают воздействие на коэффициент интеллекта людей, ведь у каждого человека этот показатель индивидуален.

Как измеряется IQ?

Для измерения коэффициента интеллекта разработано большое количество тестов. Практически все они находятся в открытом доступе в Интернете, благодаря чему любой желающий может узнать свой IQ, потратив на это 30 минут времени (средняя продолжительность теста). Пройдя несколько тестов, можно получить разные результаты, но отличия обычно незначительны и объясняются особенностями конкретной методики.

Обратите внимание, что существует два варианта IQ-теста:

  • для детей в возрасте 10-12 лет;
  • для взрослых и детей старше 12 лет.

Количество вопросов в разных тестах варьируется от 30 до 100 (чаще всего порядка 40). При этом для получения достойного результата (более 100 баллов) обычно достаточно правильно решить половину задач.

Учитывайте, что представленные в интернете тесты состоят из двух составляющих:

  1. Непосредственно методика
    . Она обычно разработана авторитетным психологом и опубликована в соответствующей литературе. Включает варианты вопросов и шкалу для оценки.
  2. Программная реализация
    . Представляет собой конкретную программу или приложение на сайте, основанное на выбранной методике. Оформление и логика работы зависят от автора программы.

К примеру, вы можете найти множество разновидностей теста Айзенка. Варианты вопросов и методика подсчета баллов везде одинаковые, а вот оформление и удобство прохождения на разных сайтах существенно отличаются.

Совет: при прохождении IQ-теста постарайтесь сразу ответить на все простые вопросы, пропуская сложные. На большинстве сайтов к пропущенным заданиям можно вернуться повторно, чтобы поразмыслить над ними подольше.

Наиболее популярными являются тесты Айзенка, Векслера, Равена и Аматхауэра. Учитывайте, что авторы не придерживаются единых стандартов в оценке, поэтому полученные значения могут отличаться на 10-20 пунктов.

Что воздействует на коэффициент интеллекта?

На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Фактор первый – наследственность

Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.

В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.

Фактор второй – окружающая среда

Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем. Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному.

Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.

Основные факторы влияния

Разум человека довольно трудно определить и измерить. Ум — это сочетание знаний, навыков и способностей, которые накапливаются на протяжении всей жизни человека. В основе нашего интеллекта лежит несколько важных факторов, которые влияют на его коэффициент:

  • генетика;
  • особенности питания ребенка в первые годы жизни;
  • воспитание и психическая стимуляция умственной активности ребенка родителями;
  • порядок рождения детей в семье;
  • окружающая среда.

Все это в той или иной степени влияет на умственное развитие ребенка.

Генетика

Ученые давно начали исследовать вопрос о том, как сильно зависит уровень интеллекта IQ от генов. Уже больше века проводятся исследования влияния генов на умственные способности, которые показали, что процент зависимости находится в пределах 40-80 %.

Уровень интеллекта у человека зависит от структуры мозга и его функциональности. Именно эти два фактора являются ключевыми. Различия в теменно-лобных частях мозга разных людей говорит о разном уровне их IQ. Чем выше показатель функциональности лобных участков мозга, тем лучше он может работать: воспринимать и запоминать информацию, решать различные задачи.

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который передается от родителей ребенку. Они малоизучены, но несут важную функцию для развития умственных способностей.

Хромосомные аномалии, передающиеся по наследству, также влияют на уровень интеллекта. Например, болезнь Дауна, которая характеризуется слабым умственным развитием ребенка. Довольно часто возникает у детей, родители которых относятся к старшей возрастной группе.

Заболевания во время беременности также влияют на ум ребенка. Например, краснуха, которой болеет будущая мать, может привести к негативным последствиям для крохи: потеря слуха, зрения, низкий уровень интеллекта.

Влияние питания

Уровень интеллекта зависит от того, что именно мы едим в первые годы жизни, и что ела будущая мать на протяжении беременности и кормления грудью. Правильное и полноценное питание положительно влияет на развитие головного мозга. Чем больше полезных веществ, витаминов и микроэлементов будет потреблять ребенок через матерь и следующие несколько лет после рождения, тем больше будет размер мозгового паруса. Он отвечает за обучение и память.

Положительно влияет потребление большого количества жирных кислот. Ученые провели исследования, которые доказали, что, если женщина во время беременности употребляет много жирных кислот, то дети будут значительно опережать других в своем развитии.

Воспитание

Воспитание является одним из ключевых факторов развития умственных способностей. Даже если человек от природы генетически предрасположен к высокому уровню IQ, из-за отсутствия правильного воспитания, качественного образования коэффициент будет не выше среднего.

Воспитание включает в себя много факторов:

  • стиль жизни семьи;
  • домашние условия;
  • уровень образования;
  • отношение родителей.

Академики для изучения влияния воспитания разделяли близнецов и помещали в разные среды жизни. Ведь если интеллект — это биологическое понятие, то по идее у близнецов он должен быть одинаковым, независимо от условий жизни. Это не так. Исследования показали, что дети, которые живут в детских домах, имеют более низкий уровень интеллекта. Также, показатель зависит от того, как родители относятся к ребенку: ведут ли на дополнительные кружки, заставляют заниматься музыкой, рисованием, прививают любовь к логическим играм.

Порядок рождения в семье

Этот вопрос изучался долго, но ученые так и не смогли прийти к единому выводу относительно влияния очередности рождения ребенка и количества детей в семье от их умственных способностей. Многие исследования показали, что первенцы умственно более развиты, чем остальные дети. В истории большинство космонавтов, президентов, ученых и известных политических фигур били именно первенцами.

Многих интересует вопрос, почему так происходит. Порядок рождения не является приговором. Больше всего влияет то, что семья с одним ребенком может уделить ему больше времени, внимания и ресурсов на обучение. Тестирования показали, что первенцы обходят остальных детей всего на 3 пункта.

Окружающая среда

Сможем ли мы использовать все возможности своего мозга, зависит только от нас: от нашего образа жизни, наличия вредных привычек. Различные диеты и токсины влияют на развитие интеллекта на протяжении всей жизни.

Если будущая мать будет курить, пить, употреблять наркотики, то вряд ли ребенок будет полноценным. Умственная деятельность человека может ухудшиться, если он будет пить или травить собственный организм.

Ученые выяснили, что уровень интеллекта у людей из разных стран значительно отличается. Некоторые тесты показали зависимость среднего IQ от ВВП страны, преступности, уровня рождаемости, религии.

Несколько интересных фактов об IQ:

  • чем выше коэффициент, тем общительней человек;
  • грудное вскармливание повышает показатель на 3-8 баллов;
  • во время летних каникул показатель уменьшается;
  • показатель выше 115 гарантирует, что человек сможет справиться с любой работой;
  • люди с показателем ниже 90 баллов чаще становятся асоциальными, попадают в тюрьму или живут в бедности;
  • чем ниже IQ, тем сложнее человеку справится со стрессом;
  • чем выше показатель, тем увереннее человек.

Групповые различия в коэффициенте интеллекта

Под групповыми различиями в коэффициенте интеллекта подразумевается пол человека, раса и страна, в которой он проживает.

Пол

Подавляющее число учёных придерживаются того мнения, что коэффициент интеллекта у мужчин и женщин примерно одинаков. Но, наряду с этим, среди мужчин отмечается большее количество людей либо с очень высоким, либо с очень низким показателем IQ. Также у мужчин и у женщин в разной степени выражены различные стороны интеллекта. Например, начиная с пятилетнего возраста, у девочек начинают активно развиваться вербальные способности, в то время как мальчики превосходят девочек в манипулировании и пространственном мышлении.

Страна проживания

Помимо прочих различий, исследователи смогли найти различия в коэффициенте интеллекта и между людьми, проживающими в разных странах. Причём, некоторые исследования показали, что средний IQ какой-либо страны зависит от показателей её валового внутреннего продукта, рождаемости, преступности, демократичности и религиозности. Негативно сказываются на коэффициенте интеллекта и определённые факторы окружающей среды, болезни и плохое питание.

Значение результатов

Как мы уже выяснили, показатель IQ позволяет сравнить уровень интеллекта со среднестатистическим значением. Поэтому шкала Стэнфорд – Бине разработана таким образом, что цифра 100 означает средний коэффициент человека.

Шкалу можно представить в виде четырех отрезков:

  1. С 70 до 85 пунктов.
  2. С 85 до 100.
  3. Со 100 до 115.
  4. Со 115 до 130.

Предполагается, что в данных промежутках находится около 95 % населения планеты. Таким образом, показатели между 70 и 130 пунктами являются нормой.

Значение выше 130 пунктов традиционно считается высоким и классифицируется как гениальность. Цифра ниже 70 – умственная недостаточность.

Интересно! Самый высокий уровень IQ был выявлен у австралийского математика Теренса Тао. Показатель его интеллекта – 230 баллов.

Есть источники, которые дают более мелкую градацию, описывая показатель интеллекта до 180 пунктов и выше, а также в диапазоне 1–24. Более общепринятой считается следующая шкала:

  • 140 и выше – обладатели выдающихся творческих способностей, изобретатели, ученые;
  • 131–140 баллов – высокий показатель, присущий всего трем процентам населения;
  • 111–130 баллов – выше среднего;
  • 91–110 баллов – считается хорошим или средним уровнем интеллекта, позволяющим добиться определенных высот;
  • 81–90 баллов – ниже среднего;
  • 20–70 баллов означают различную степень проблем в умственном развитии.

Более подробно уровни значений IQ и их расшифровка описаны в другой статье нашего блога.

Резюме

Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Виды тестов и их особенности
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • Теория множественных интеллектов Гарднера
  • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
  • Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
  • Чего вы могли не знать об интеллекте
  • Фактор общего интеллекта
  • Тест Векслера
  • Японская система развития интеллекта
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Ключевые слова:1Когнитивистика

Методы развития

Развить интеллект можно, но для этого нужно регулярно стараться, не останавливаться на достигнутых результатах, заниматься самосовершенствованием. Существуют разные методы развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

В развитии интеллектуальных способностей помогут:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно время для сна, отдыха, обучения, активных игр.
  3. Совместное чтение, которое лучше выполнять перед сном.
  4. Отсутствие жесткой психики, разработка системы похвал за достижения.
  5. Постановка ежедневных задач, их распределение по значимости.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от воспитания родителей, учителей в школе. При применении методик обучения нужно сводить их к игре. Так легче заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения простым и веселым. В противном случае можно развить у него ненависть к образовательному процессу, что в будущем приведет к проблемам.

У взрослых

Для развития интеллекта нужно:

  1. Играть в шахматы, шашки, решать кроссворды, логические задачи.
  2. Каждый день читать. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были художественные произведения, которые при прочтении вызывают приятные чувства.
  3. Спать не менее 8 часов за сутки. Правильно питаться. Отказаться от вредных привычек.
  4. Развивать познания в интересующих сферах деятельности.
  5. Каждый день тренировать память. Необходимо запоминать имена и фамилии знакомых, их мобильные номера. Можно каждую неделю заучивать по одному стиху наизусть.
  6. Проводить время в размышлении над сложными вопросами, жизненными ситуациями. Стараться придумать разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно заниматься математикой.
  8. Выделить свободное время для обучения игре на музыкальном инструменте.
  9. Учиться мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Заняться изучением иностранных языков. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Сочинять разные истории. Лучше записывать их на лист бумаги.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни. Рекомендуется заняться спортом, а если это невозможно, делать ежедневную зарядку, а по вечерам гулять по улице.

Интеллект — возможность использования собственного потенциала для адаптации, выживания, развития в условиях окружающего мира. На уровень умственных способностей влияют разные факторы. Если он остался на низкой отметке, его можно развить до нормального уровня и даже выше. Важно подобрать подходящие методики, не останавливаться в саморазвитии.

Кто, когда и зачем начал измерять ум

Первым оценивать и разделять людей на «умственно одаренных и обделенных» стал Фрэнсис Гальтон. Его идеи были новаторскими и радикальными — Гальтон отрицал природное равенство между людьми. Он считал, что интеллект и талант — наследственные, а не приобретенные характеристики человека.

Еще в XIX веке исследователь создал первую «интеллектуальную анкету» и вскоре основал собственное учение — евгенику. Оно предполагало улучшение генофонда с помощью контроля со стороны властей. Гальтон описал модель утопического государства, где население экзаменовали — оценивали физические и психические качества. Тех, кто не «сдал», признавали непригодными к размножению. Если такие люди придерживались запрета, то находились на содержании государства, если же нарушали его — их ждала принудительная эмиграция.

А вот анкета, представленная Гальтоном, мало напоминала современные IQ-тесты. Психолог с одинаковым интересом изучал разум и тело, искал связь между ними. Он считал, что фундамент умственных данных — развитые сенсорные способности: тонкий слух, острое зрение, цветовое восприятие. Их Гальтон и измерял. Кроме того, он фиксировал рост, вес, окружность головы, а также проверял мышечную силу, ассоциативные способности и умение формировать суждения.

Гальтон измерил «умственный потенциал» 9 тыс. человек и пришел к выводу: результаты испытаний «интеллектуальной элиты» (ученых, судей, писателей) мало в чем превосходили данные людей обычных, ничем не выдающихся.

Вот так более 150 лет назад начали оценивать человеческие способности.

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня

:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня

:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]