Формирование личности в психологии: этапы и их особенности

Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Основные факторы формирования личности в психологии
  2. 3 фазы формирования личности в психологии
  3. Поэтапное формирование личности в психологии
  4. Теории формирования личности в психологии
  5. Формирование личности в отечественной и зарубежной психологии
  6. Формирование личностной зрелости в психологии

Формирование личности в психологии рассматривалось и изучалось долгие годы. Свои теории выдвигали как отечественные, так и зарубежные психологи. В целом, все они подразумевают прохождение человеком определенных этапов в процессе взросления и жизнедеятельности.

Чтобы добиться настоящего роста и стать зрелой личностью, необходимо знать об особенностях каждого этапа. Эти знания помогут подкорректировать те или иные способности, что немаловажно в современном мире.

В словаре Д.Н. Ушакова

ФОРМИРОВА́НИЕ, формирования, ср. 1. только ед. Действие по гл. формировать» title=’что такое формировать, значение слова формировать в словаре Ушакова’>формировать и состояние» title=’что такое состояние, значение слова состояние в словаре Ушакова’>состояние по гл. формироваться» title=’что такое формироваться, значение слова формироваться в словаре Ушакова’>формироваться в 1 и 2 ·знач. (·книж., воен., ·ж.-д. ). Формирование взглядов. Формирование полков. Формирование организма. 2. Сформированная, вновь организованная воинская часть (воен.). В армию влиты свежие формирования. Прибытие формирований на фронт.

Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала

Содержание.

1. Понятие «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.

2. Содержание этапов становления личности профессионала.

3. Профессионально важные качества личности профессионала.

4. Список используемой литературы.

Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.

Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.

В современном общепринятом научном понимании «становление – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию». Этот термин привлек к себе внимание многих мыслителей. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии – это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что «это есть лишь одно представление; каждый, далее признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно – определение ничто; далее два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто». Само становление, по Гегелю, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.

Исследование проблем становления и развития человека как профессионала в деятельности является одной из существенных задач новой науки – акмеологии (Б.Г. Ананьев).

Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности, если речь идёт о становлении и развитии личности. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование».

Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что множество психологических концепций развития личности не дают четкого ответа на вопрос, что понимается под «развитием личности». Существует много определений. Вот одно из них. Развитие личности – объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. Развитие личности осуществляется через изменение её направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей личности). В ходе развития личности происходит и становление её целостности. По мнению К. М. Левитана, эта целостность заключается в направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов развития личности, а также в обретении необходимых отсутствующих качеств личности.

Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.

С точки зрения Л.И. Анциферова, «развитие – основной способ существования личности, социальное и психическое становление которой не ограничено какими-то определёнными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию». Таким образом, постоянная незавершённость, а, следовательно, нескончаемость процесса становления – характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий её способности к безграничному развитию.

Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.

Но как отмечают в своём исследовании Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова, пытаясь точно указать момент появления личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудноопределимый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом «становление». В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть отдельные черты будущего объекта, но они ещё не складываются в то определённое целое, которое наблюдателю известно по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко: размышляя о становлении и развитии личности, мы рассматриваем, как правило, именно тот период, когда личность формируется, но ещё не выявилась вполне. Когда мы говорим о развитии какого-то объекта, мы обычно имеем в виду, что этот объект как-то совершенствуется, усложняется, развивается.

Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, мы рассматриваем подготовку будущих профессионалов именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в профессии.

В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса – профессиональное самоопределение. Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности. К.М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых , всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств.

Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.

Содержание этапов становления личности профессионала

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:

-оптант – фаза выбора профессии;

-адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

-интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

-мастер, авторитет, наставник.

К.М. Левитан

выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала.

В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина

):

1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

— адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

— профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

— стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

— формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;

— принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

— нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

— развитие потребности в профессиональной реализации;

— актуализация познавательной рефлексии;

— овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

— развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

— развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

— развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

— поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

— готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

— выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.

4. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

— субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;

— умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

— усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

— систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

В словаре Синонимов

вырабатывание, выковывание, развитие, воспитание, созревание, развитие; организация, создание, основание, образование, составление, учреждение; часть, агроформирование, эволюция, становление, создавание, отряд, порождение, устройство, соединение, генерирование, образовывание, сколачивание, установление, возникновение, литогенез, строительство, пневмоформование, турма, развертывание, моллирование, комплектование, морфогенез, налаживание, устраивание, комплектовка, рождение, основывание, формировка

Психологический аспект

Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.

Культура

Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель

В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

Происходящие изменения

Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.

Проблема современности

В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно

Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.

Социализация

Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.

Взаимодействие с аудиторией

Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности

Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут

Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать

Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.

Происхождение слова

Корни слова «формирование» немецкие (от former или formieren). Затруднения в правописании заимствованных слов обычно вызываются переносом написания с версии оригинала. Поскольку немецкий вариант слова, как всегда, лаконичен, для благозвучного произношения русской разновидности используется интерфикс «ир» и два суффикса.

Существительное образовано от глагольной формы «формировать» (создавать что-нибудь из имеющихся частей). Значение слова «формирование» не слишком отличается от смысла исходника. Истолкование зависит от сферы применения: философия, педагогика, психология, естественные науки. Формирование – это составление требуемой формы чего-либо. Предмет, над которым производится данное действие, изменяется в соответствии с разделом науки.

Коллектив

Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

Процесс воспитания

Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

Центральная проблема

В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом

Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]