Личность
С самого начала Леонтьев привносит в эти работы фундаментальный отход от взглядов большинства своих современных психологов.
«В обычном, мирском понимании, — пишет А.Н. Леонтьев в своих Методических тетрадях, — это то, что управляет индивидуальными процессами деятельности, поведения. Это «мастер» процессов. Леонтьев считает, что это обычный способ мышления. Вообще-то, нет: Личность не является особым качеством или взаимосвязью психических процессов, она имеет иную природу: «Проблема личности — это проблема единства, взаимосвязь индивидуальной деятельности».
Разница между этими формулировками очень существенна. Взаимосвязь психических процессов — это то, что относится к психической реальности. Таким образом, мы относим личность к общей категории психики; личность оказывается одной из структур психики. А.Н. Леонтьев, с другой стороны, принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики на уровень отношений с миром; как он впоследствии выразился, «проблема личности формирует новое психологическое измерение: новое, отличное от измерения, в котором происходит изучение того или иного ментального процесса». Эта позиция, идущая от Выготского, принципиально отличает подход А.Н. Леонтьева от взглядов А.Ф. Лазурского, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно идеям А.Н. Леонтьева, личность — это особая реальность, заслуживающая особого внимания: «Личность — это не простое биологическое существо, это высшая сущность, историческая (социальная) природа». Это единство, идентичность, изначально не дано. Человек рождается не как личность. Личность человека возникает в процессе развития его жизни».
Таким образом, Леонтьев определяет личность как контекст, иерархию деятельности, а не психические процессы. «Человек становится личностью …. в ходе его биографии. В этом смысле личность — это «тромб» биографии». Иными словами, личность не является ни биологической, ни социальной, ни условиями, ни факторами, а является биографией, жизненным опытом! Личность — результат «кристаллизации» биографии. Это первая диссертация А.Н. Леонтьева.
Второй тезис: личность развивается, то есть существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют никакого отношения к развитию психических процессов. Третий тезис: личность имеет структуру. В самом начале вводится разграничение между человеком и личностью. Если человек является разновидностью биологического образования, единицей естественных органов и их функций, то личность является небиологической сущностью. Она возникает постепенно и обретает форму в течение жизни, так что возникает структура личности и в то же время личность, независимая от личности.
Действительно, та же самая общая идея, хотя и в несколько иных выражениях, перекликается в Деятельности более чем на три десятилетия позже. Сознание. Личность». Леонтьев начинает свой анализ личности с важного тезиса о том, что личность — это не все в человеке. Есть что-то, что не имеет ничего общего с личностью, и есть что-то, что делает, но это не известно заранее. «Одни и те же характеристики человека могут иметь разные отношения с его личностью». Наша задача, — пишет А.Н. Леонтьев, — требует от нас понимания личности как психологической реформации, которая формируется в жизненных отношениях индивида». Все остальное — как природное, так и социальное — является необходимым условием развития личности, из которого невозможно вывести само развитие.
Личность впервые возникает, когда человек входит в историю, и он становится человеком только как субъект социальных отношений. «Личность человека ни в коей мере не существует по отношению к его деятельности, поскольку его сознание, оно порождено им».
Позиция А.Н. Леонтьева в отношении личности как «внутреннего момента» деятельности вызвала много критики, в которой его обвиняли в том, что он якобы сводил личность к деятельности, тем самым лишая ее специфичности. Однако Леонтьев никогда не говорил, что личность — это просто момент деятельности. Смысл этого тезиса состоит в том, что деятельность имеет «объектно-субъектную» структуру, она не может происходить без субъекта, который является личностью. Деятельность складывается из мотивов, а мотивы связаны с личностью, но не с личностью.
Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.
Общество предъявляет стандартные рамки и ожидания к подрастающему человеку, чем провоцирует различные психологические кризисы.
Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).
Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.
Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.
Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.
Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.
Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.
В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.
В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.
Развитие личности. Личность и биография
Человек — это сочетание естественных органов и их функций, возникающее в результате дифференциации и в то же время интеграции живых контуров. Именно связь естественных потребностей определяет естественную иерархию деятельности. Личность, с другой стороны, является «связующим звеном и иерархии деятельности, не биологической, а исторической». Она определяется процессом дифференциации деятельности и ее переподчинения, возникает новая иерархия, новые, вторичные, высшие связи.
В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. По его мнению, помимо естественных функций, существуют и более высокие функции человека. Они появляются в жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства во внутриличностное (в этом суть процесса интернационализации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с другими людьми.
Ниже приведен раздел «Филогенез личности. «Первоначальная личность…», — пишет Леонтьев, «еще не является индивидуальной личностью». Люди первобытного кланового общества… еще не… «отделенный от пуповины первобытного общества». Они образуют некое единое целое. Исторически сложилось так, что личность развивается как отделение и автономизация индивидуумов от первичной тотальной личности. Первоначально сообщество, социальная группа — это единая личность, затем из нее постепенно выкристаллизуется автономная личность.
Следующий основной тезис характеризует направление развития личности: от «действия для удовлетворения своих естественных потребностей и призывает» к «удовлетворению своих потребностей, чтобы действовать, чтобы выполнить свою жизненную задачу, чтобы выполнить свои жизненно важные человеческие цели». Причинно-следственная структура перевернута: сначала действия ради нужд, затем нужды ради действий.
Теория личности активно развивалась А. Н. Леонтьевым.
Основные положения этой теории можно резюмировать следующим образом.
По мнению исследователя, личность — это не просто человек с определенным жизненным опытом, а человек, развитие которого связано с формированием мотивационной сферы. Человек может быть признан личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями общества. Качество и масштаб ценностей, которые человек усваивает и принимает, определяют качество и масштаб его личностных характеристик.
А. Леонтьев определил этапы развития личности, которые, как правило, отражены в образном выражении исследователя: «личность рождается дважды».
«Первое рождение» личности
«Первое рождение» происходит в дошкольном возрасте и знаменует собой формирование первых иерархически выстроенных отношений и мотивов, первое подчинение бессознательных мотивов и побуждений нормам общественного устройства («эффект горькой конфеты»).
Можно определить временные рамки «рождения первого ребенка»: Она начинается примерно в 3 года и продолжается до младшего школьного возраста. Таким образом, это не одновременный, а длительный процесс.
Основным критерием существования этого этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социальной структуры в качестве основных мотивов поведения. Внешним проявлением такого принятия является, например, способность ребенка «не брать» желанный предмет просто потому, что взрослый, который его воспитывает, запретил это. Важно, чтобы эта способность вступала в игру даже тогда, когда ребенок находится наедине с объектом, о котором идет речь, — ребенок должен понимать, что объект не должен быть взят ни при каких обстоятельствах. Когда ребенок способен таким образом подчинить желания распоряжениям взрослого, можно сказать, что социальная норма, действовавшая как внешний регулятор деятельности ребенка (т.е. родителю приходилось повторять его требования), превратилась во внутреннюю форму регулирования.
Отдельно необходимо описать «эффект горьких конфет», выявленный в ходе одного из экспериментов Леонтьева. В этом расследовании участвовал ребенок дошкольного возраста. Суть эксперимента была суммирована следующим образом. Ребенку было дано задание забрать предмет со стола, не выходя из комнаты, при этом стол располагался на значительном расстоянии от ребенка. Каждый раз ребенок получал конфетку за успешное выполнение задания. За это время, в то время как взрослый контролировал процесс, ребенок выполнял задание по мере необходимости — не вставая. В середине эксперимента взрослого якобы попросили ненадолго покинуть комнату, и он вышел (на самом деле, он наблюдал за ребенком из соседней комнаты). Как только ребенок остался один, чтобы забрать предмет, он просто встал со своего места, подошел к предмету и взял его. Взрослый, который вернулся в комнату и нашел предмет в руках ребенка, предложил ему кусочек конфеты для правильного выполнения задания. Но ребенок сначала отказался от награды, а когда взрослый настаивал, то плакал тихо.
А. Н. Леонтьев предложил следующее объяснение явления. Каждое действие ребенка объективно вписывается в систему особых отношений с окружающей действительностью. Одним из таких отношений является отношение «ребенок — взрослый», другим — «ребенок — субъект». А поскольку любое отношение субъекта к объекту может быть реализовано только в форме деятельности этого субъекта, движимого определенным мотивом, А.Н. Леонтьев отмечает, что действие ребенка по-разному коррелировало с двумя значимыми мотивами: желанием забрать объект (поскольку за него ожидается награда), но получить его социально-утвержденным способом сложно (а ребенок в этом возрасте старается оправдать ожидания взрослых). Когда экспериментатор вернулся в комнату и предложил вознаграждение за «правильное» решение задания, ребенок испытал мотивный конфликт, сделав конфету «горькой» для него в личном смысле.
Этот эксперимент доказал, что у ребенка начался процесс со-подчинения мотивов, и социально значимые мотивы, отражающие соблюдение социальной нормы, представляются наиболее важными.
Этапы формирования личности
Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):
Младенческий период — 0-2 года
На этом этапе младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботиться и любить, он начнет развивать чувство безопасности и положительно относиться к жизни. В противном случае ребенок будет чувствовать себя незащищенным, начнут развиваться первые детские страхи.
Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.
Дошкольный этап — от 3 лет
Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.
Этап школьного возраста
На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.
Подростковая стадия
На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
17 лет
Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.
21 год
В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.