- 14 Сентября, 2018
- Психология общения
- Марина Пислегина
Как вести себя с психологом, если человек пришел к нему на прием? Ответ на данный вопрос интересует многих граждан. Некоторые люди очень долго подготавливают себя к тому, чтобы посетить специалиста, и приходят к нему на прием уже тогда, когда ситуация становится абсолютно безвыходной. Но почему так происходит?
Человек просто боится того, что врач не сможет его понять. Тем не менее все страхи и опасения нужно оставить перед кабинетом психолога, а на приеме нужно быть самим собой и вести диалог так, как удобно самому человеку. Подробнее обо всем этом читайте ниже.
Главное — решится пойти на прием
Чтобы специалист действительно помог разрешить существующую проблему, пациенту важно понимать, как вести себя с психологом. А для начала нужно решиться на то, чтобы встретиться с ним лично. Ведь невозможно выразить по телефону то, что хорошо получится объяснить на словах, задействовав зрительный контакт.
Обычно на обдумывание того, стоит ли посещать психолога, может уйти слишком много времени, которое будет безвозвратно утеряно. При этом проблема может усугубиться, и решить ее будет гораздо сложнее как для врача, так и для больного. Специалисты говорят о том, что люди часто стыдятся рассказывать о ней, потому что боятся быть непонятыми. Тем не менее перед посещением психолога нужно выбросить лишние мысли из головы, иначе специалист не сможет помочь своему клиенту.
Не нужно бояться говорить о том, что вызывает страх и волнение. Более того, необходимо помнить, что сильные эмоциональные расстройства сами по себе не проходят.
О чем говорить со специалистом
Как вести себя с психологом, чтобы встреча прошла наиболее плодотворно? Обычно при таких обстоятельствах в голове все переворачивается, одолевает страх, волнение и тревога. В данном случае нужно просто успокоиться.
Кроме того, каждый человек должен помнить о том, что грамотный психолог сам задаст ему нужные вопросы. Поэтому не стоит заранее прокручивать в голове диалог со специалистом.
Если после первого сеанса общения с врачом человеку показалось, что он не смог его понять и более того, разговор просто не получился, то следует обратиться за помощью к другому специалисту. Потому что на практике часто бывает так, что не каждый психолог с дипломом о высшем образовании — профессионал своего дела, который может помогать людям с решением их проблем. Это нужно запомнить, и первая неудавшаяся попытка ни в коем случае не должна останавливать человека.
Необходимо быть откровенным
Как вести себя с психологом, чтобы он смог понять настоящую причину того, что происходит с его клиентом? Так вот, нужно честно и очень откровенно отвечать на вопросы специалиста. Хотя этот момент не очень приятен, но так нужно для решения всей проблемы, особенно на пути ее исследования психологом.
Если человек по причине наличия внутренних блоков не может быть откровенным со специалистом, то нужно честно признаться в этом последнему. Все свои тревоги и беспокойства нужно проработать совместно с психологом.
Бывают ситуации, когда сам врач порекомендует клиенту обратиться к кому-нибудь из своих коллег.
Психологические школы
Направление определяет методологию специалиста. Среди популярных школ:
- психоанализ;
- экзистенциальный анализ;
- когнитивно-поведенческая психотерапия;
- юнгианский анализ;
- гештальт-терапия;
- человекоцентрированный подход.
Независимо от выбранной школы, каждому клиенту должны гарантировать конфиденциальность. Это можно обсуждать как устно, так и закреплять договором. Существуют ситуации-исключения, при которых врач может нарушить конфиденциальность: угроза суицида или жизни кого-либо, признание в преступлении. Если психотерапевт повел себя незаконно без веских причин, он будет вынужден понести ответственность за свои действия.
Поведение человека
Даже те люди, которые согласны идти на консультацию к специалисту, могут останавливаться лишь потому, что не знают, как общаться с психологом. Здесь важно настроиться на то, чтобы у врача вести себя наиболее свободно и комфортно. Можно рассказать о себе стоя или же присесть. Иногда психологи даже предлагают лечь на диван в их кабинете и расслабиться.
Самое главное — это не нужно стесняться рассказывать специалисту то, что хочется, что кажется очень важным и волнующим. Нужно быть самим собой.
В определенных ситуациях человек может даже помолчать, если ему так легче, или же прямо сказать о том, что он не знает, с чего начать свой рассказ. Обычно в таком случае психолог сам начинает задавать ему вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Это помогает найти ключ к решению сложной проблемы.
Организация приёма
Те, кто никогда не посещал психотерапевта, волнуются, как проходит приём. Прежде всего нужно учитывать стиль работы. Один включает пациенту расслабляющую музыку, другой использует аромалампы, третий ничем не отличается от обычного врача. Поэтому, несмотря на наличие общей схемы по крайней мере первой консультации, всегда будут нюансы, которые нельзя предугадать.
Первый приём проходит примерно так:
- Знакомство.
- Схематичное, поверхностное озвучивание основной проблемы.
- Наводящие вопросы, позволяющие углубиться в суть психологической проблемы и понять причины её возникновения.
- Диагностика физиологического состояния: пульс, давление, наличие лишнего веса, жалобы на головную боль или бессонницу.
- Выяснение целей, желаний и планов пациента (чего он ждёт от курса лечения).
- Первичная постановка диагноза.
- Выработка стратегии на будущее: выбор направления, основных техник, методик, частота приёмов.
- Назначение медикаментозных препаратов для лечения, направления к другим специалистам.
После первого приёма врач должен проанализировать собранную информацию, сделать соответствующие выводы, возможно, подкорректировать диагноз, курс лечения и выбранные техники и методы. Всё это согласовывается на следующем посещении с пациентом и начинается непосредственно терапия.
Если пациент уходит с приёма успокоенным, умиротворённым или хотя бы с ощущением, что лёд тронулся, время было проведено с пользой. Иногда бывает и разочарование — в таких случаях не стоит делать поспешных выводов. Возможно, это всего лишь первая консультация, и нужна вторая, чтобы убедиться в профессионализме психотерапевта.
Вопрос-ответ. Сколько длится приём? Первичный — от 50 минут до 1,5 часов. Последующие — около часа, в соответствии с выбранным направлением, формой работы и техникой. Частота — 1-3 раза в неделю. Курс лечения, в среднем, составляет 10 сеансов. Цифры могут варьироваться в зависимости от диагноза и запущенности состояния.
Как психолог ведет прием
Для того чтобы получить консультацию специалиста, необходимо для начала записаться на прием. Это можно сделать по телефону или лично. Бояться никого не стоит. Психолог — это тот же человек, который помогает решить людям их проблемы и волнующие вопросы. Например, женщина не может больше жить с нелюбимым мужем или работать на предприятии, где ей не нравится, но не знает, как ей поступить и что сделать. Проблемы у всех свои и люди все разные, но выход есть из любой ситуации.
Как же все-таки проходит прием в кабинете психолога? Все очень обычно. Два человека просто беседуют в спокойной обстановке. Один помогает другому выразить и осознать свои чувства, мысли, побороть внутренние страхи. Конечно, если проблема слишком сложная, то для ее решения понадобиться не один сеанс. Но на первой встрече психолог просто обязан понять суть сложившейся ситуации и причину, по которой мужчина или женщина обратились к нему. Это очень важно.
Защита от обманщиков
На первом приеме психотерапевт всегда предлагает план работы. Долгие раздумья, просьба подумать вдвоем или назначение еще одной встречи свидетельствуют о непрофессионализме. Насторожиться стоит, если специалист говорит вещи наподобие «у всех такие проблемы» или «не переживайте, с этим все живут». К сожалению, диплом, лицензии и сертификаты не гарантия того, что сотрудничество будет с профессионалом. Положительные отзывы в интернете и рекомендации знакомых более надежны в этом плане.
Бывает, что нет эмоциональной совместимости. Например, неудачным выбором для тех, кто не любит прикосновения, является телесно-ориентированная терапия. Во время первой беседы важно определить, может ли человек доверять психотерапевту. Любой дискомфорт – причина искать другого специалиста. А также сам врач может отказаться от работы и порекомендовать коллегу.
В дополнение
Как должна вести себя психолог, чтобы обратившемуся к ней человеку захотелось прийти к ней снова? Для начала специалист обязана спокойно выслушать своего клиента. Она не должна перебивать человека, если он начал ей что-то рассказывать.
Профессионализм психолога заключается в том, что он должен грамотно вывести своего пациента на откровенный диалог даже в том случае, если последний наотрез отказывается рассказывать ему всю правду о своей жизни. В то же время специалист обязан сделать это так, как будто бы его клиент самостоятельно начал говорить ему о своих чувствах.
Никакая грубость в речи психолога присутствовать не должна. Если последний начинает разговаривать с клиентом на повышенном тоне, то беседу с ним продолжать не стоит. В такой ситуации лучше всего будет обратиться к другому специалисту.
Частые вопросы
Как правильно вести себя с психологом? Именно таким вопросом задаются многие люди, желающие обратиться за помощью к указанному специалисту.
Не нужно придумывать себе какую-либо модель поведения. Следует вести себя с психологом так же, как и в обычной жизни с другими людьми. Если удобно отвечать на его вопросы стоя, то нужно делать это именно так, а не сидя в кресле. Грамотный психолог умеет строить беседу. Пользуясь профессиональными приемами, он предложит человеку расслабиться и откровенно рассказать о волнующей проблеме. Возможно, что клиенту необходимо будет пройти психологические тесты. Этого бояться не стоит.
Для того чтобы получилось вести себя на приеме у психолога непринужденно, следует подготовиться морально. Нужно собраться с мыслями, составить себе в голове план разговора, можно даже записать его на лист бумаги. Непосредственно перед приемом повторить последовательность своей речи и просто зайти в кабинет. Ничего плохого психолог не скажет и тем более не сделает. Данный специалист по специфике своей профессии должен помогать людям, а не стараться усугубить волнующую их проблему. Поэтому отвечать на вопросы последнего нужно так, как есть на самом деле. Не нужно врать и придумывать что-то лишнее.
Еще
Некоторые люди интересуются вопросом о том, как вести консультацию психологу, если обратившийся к нему клиент отказывается рассказывать о себе и просто молчит? Ответ на данный вопрос знает только сам специалист, который познакомился с пришедшим к нему человеком.
Возможно, клиент просто боится осуждения со стороны психолога, поэтому внутренний страх не дает ему полностью раскрыться и рассказать о наболевшем. Например, в практике данных специалистов бывают такие ситуации, когда к ним обращаются люди, которые не знают, кого из партнеров выбрать. С одной стороны, об этом говорить стыдно, но с другой — нужно определиться и выйти из любовного треугольника. Поэтому когда клиент отказывается самостоятельно рассказать о своей проблеме, психологи предлагают прийти к ним в другой раз или же начинают задавать определенные вопросы, позволяющие раскрыть суть возникшей ситуации. Здесь нет ничего страшного. Все люди разные, у каждого человека свой характер и определенные сложности.
Дополнительные исследования
Нередко собранной на первом приёме информации не хватает для постановки точного диагноза и назначения лечения. В таких случаях пациент направляется на дополнительные исследования, бояться которых не стоит:
- патопсихологическое обследование (подтверждает или опровергает наличие нарушений памяти, мышления, внимания, воли, восприятия, эмоций; проводится клиническим психологом);
- анализы крови и мочи;
- аппаратные методы обследования: ЭКГ, ЭЭГ, МРТ, КТ мозга;
- консультации врачей узкой направленности: невролога, нарколога, кардиолога, диетолога, гастроэнтеролога.
На основании полученных данных ставится более точный диагноз и назначается комплексная терапия. Если прописываются медикаментозные препараты, психотерапевт обязан постоянно контролировать состояние пациента на протяжении всего курса приёма, корректировать дозировки.