Развитие личности в процессе жизни: этапы формирования и становления

Обновлено 24 июля 2021 845 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда мы видим, как ребёнок идёт из школы и бросает мимо урны фантик от конфеты.

Или кто-то очень громко разговаривает в общественном транспорте и всем вокруг слышно, что у него за драма случилась с девушкой.

А бывает так, что человеку сложно общаться с другими, не может сказать хотя бы: «Привет».

Это всё примеры того, как кто-то не прошёл полностью и не освоил все этапы социализации. Что это такое, какая тут имеется последовательность, на какие виды социализация подразделяется – давайте разбираться.

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Процесс становления человека с младенчества, детства, юношества, зрелости и от старости до самой смерти протекает в окружении людей, во взаимодействии с другими людьми, близкими и далекими, значимыми и не значимыми, любимыми, нейтральными и даже и враждебными. Человек общественное существо и без общения с людьми он не может быть человеком.

Главный вопрос, без ответа на который мы не продвинемся в понимании себя и других: «Как происходит становление человека?» Ответ поразительно прост: становление человека является следствием того, что он научается быть человеком. Тому, как происходит это научение, и посвящена эта книга.

Творец не заботился о том, чтобы создавать отдельные законы для умных и глупых, добрых и злых, совершенных и несовершенных, предоставив возможность своим тварям самим занять соответствующую клеточку в плане бытия, каждая из которых связана с бессознательным, непреднамеренным выполнением определенных функций в плане целого (биоценоз для животных и социум для человека) и с приспособлением к условиям жизни. То и другое возможно благодаря тому, что организм сам научается выполнению этих функций и тем поведениям, которые обеспечивают приспособление и выживание.

Закономерности научения одинаковы как для простейшего живого существа, так и для человека. Научение всегда есть научение конкретному поведению. Одно усвоенное поведение в приспособлении к обстоятельствам жизни может применяться ко многим ситуациям —

Закономерности того, как из младенца становится взрослый, будь это известный в истории человек Юлий Цезарь, Чингисхан, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер или маньяк Чикатило, не отличаются от закономерностей становления из такого же младенца незаметного обывателя, созидающе! о и удобряющего своим трудом рост истории человечества.

Но несмотря на однообразие законов реальный процесс научения в человеке происходит несколько иначе, чем у животных. Человек обладает второй сигнальной системой, речью и он, кроме того является личностью и он находится в окружении себе подобных и это образует сообщество. У человека, в связи с социальным фактором, жизненная ситуация посложнее, чем у самого высокоразвитого животного. Он должен приспосабливаться не только к природе, но и к окружению.

Чему научается младенец, чтобы стать человеком, личностью, индивидуальностью? Ответ прост. Чтобы быть личностью он должен научиться тем поведениям, программы которого составляют типовую личность данной эпохи и данного сообщества.

Он должен научиться эмоциям, которые принуждают его вести себя в направлении достижения согласия как с другими людьми, так с чертами своей личности, зафиксированными в его концепции-Я, требованиями окружения. Он не выживет и будет уничтожен соотечественниками, если не выработает те черты многообразные личности, которые должны, как мы указали, соответствовать чертам типовой личности данного сообщества и эпохи. Становление человека предполагает овладение стилем мышления и речью, необходимыми чтобы эффективно взаимодействовать со своим окружением, как социальным, производственным, духовным так и природным. Это предполагает становление потребностей и желаний, а также овладение общепринятыми средствами и нормами удовлетворения потребностей, начиная от правил еды за столом и кончая умением молиться своему богу.

Личностный рост человека направленный на то, чтобы стать более благополучным, чем был он ранее, предполагает приобретение способов поведенческой и интеллектуальной защиты как от внешних, так и внутренних опасностей. Ему предстоит обучиться профессиональному и социальному поведению, которые должны обеспечить выживание в обществе и в природе. Всему этому он должен научиться. Примерно 90 процентам сказанною человек научается сам, а остальное является результатом обучения. Эта пропорция не будет казаться чрезмерной, если принять во внимание, что при самом интенсивном обучения человек все таки обучается сам, научается, а инструктор, учитель направляет и управляет учением.

Сказанное убеждает в том, что человек, претендующий на самопознание и познание других должен знать основные закономерности научения, которые обеспечивают становление человека. Эта книжка претендует на изложение этих основных закономерностей научения в становлении человека.

Кто такая сформированная личность

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Мировоззрение

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Типы мировоззрения:

Тип мировоззрения

Описание
Обыденное Складывается на непосредственном жизненном опыте человека.
Мифологическое Отрицает возможность постижения и объяснения мира. Опирается на предания об устройстве мира без попыток их критически осмыслить или проверить.
Религиозное Опирается на религиозные догмы.
Философское Объясняет действительность с позиции разума. Критически оценивает любую информацию и выстраивает систему взглядов на основе логики.
Научное Опирается на достижения науки.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Генетика

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Опыт жизни

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

  1. Адаптация.Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.
  2. Индивидуализация. На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.
  3. Интеграция. Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Это:

  1. Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелом возрасте. Довольно трудно переоценить значимость семьи при становлении личности. Воспитательную функцию можно считать основной задачей социального института ячейки общества — семьи. Как правило, в благополучных и полноценных семьях вырастают гармонично развитые дети. Стоит отметить, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок в детстве, словно багаж, который в будущем мешает человеку полноценно развиваться. Каждый ребенок копирует поведение своих родителей и учится быть полноправным членом социума. Стоит обратить внимание, что дети на бессознательном уровне копируют негативные и позитивные качества родителей, ценности и идеалы, не стоит также забывать и о привычных типах мышления, стратегиях, поведении и стили жизни. Спустя время, родительские наставления трансформируются во «внутренний голос», активно формируются такие моральные качества, как нравственность, честь, совесть и прочие. В процессе взросления человек руководствуется знаниями, которые получил от родителей.
  2. Генетика. Каждый человек неповторим, а все потому, что не встречается одинаковая комбинация генов. Часть компонентов и особенностей индивидуальности человек приобретает еще при рождении. Темперамент уже определен с рождения, основные эмоции новорожденный умеет не только испытывать, но и выражать. Стоит отметить, что генетика семьи не менее важна, чем воспитание семьей, поскольку генетическим путем могут передаваться заболевания психического характера.
  3. Жизненный опыт. Каждое событие, которое происходит в жизни человека, затрагивает его внутренний мир, в особенности если речь идет о знаковых событиях. Жизненный опыт может преображать или видоизменять направление развития жизни или ее ход. Человек находит или теряет мотивацию в результате переживших событий, развивает свои способности, воспитывает характер и силу воли.
  4. Культура и менталитет. На менталитет оказывает влияние климат и окружающая среда, в которой живут представители определенной народности. Короче говоря, менталитет можно охарактеризовать, как «характер народа». Например, жители теплых стран отличаются своей темпераментностью, эмоциональностью и активностью. Мораль, нравственные ценности и культура, которые распространены в социуме, прививаются каждому человеку с рождения и направляют процесс становления личности. Например, представители одной культуры более сдержанны и вынуждены придерживаться правил поведения, а другие могут вести себя более свободно, развязно и естественно. Факторы становления личности оказывают на нее влияние каждый раз, когда человек пребывает в новой для себя социокультурной среде. По существу, ее формирование представляет собой череду вхождений в новые социальные общности.

Это интересно: деградация — это что такое?

Стадии формирования личности

К ним относятся:

  1. Адаптация — это явление подразумевает стремление каждого индивида в некоторой степени становится таким же, как и остальные представители его окружения. Процесс формирования личности осуществляется путем принятия ею форм деятельности в социальной среде.
  2. Второй, не менее важный этап называется «индивидуализация». Когда человека осознает, что он «как все», он начинает активно искать и проявлять свои индивидуальные особенности, чтобы достичь персонализации.
  3. Интеграция — это понятие определяет не столько формирование личности, сколько развитие социума, где человек живет. Каждый индивид для взаимодействия с обществом должен согласовать с ней свою индивидуальность, проявить те индивидуальные качества, которые можно использовать во благо людей. Если человек приносит пользу обществу, то он развивается.

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Развитие личности в процессе социализации

Социализация личности —

это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социа­лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны,

человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С
другой —
про­является индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием сово­купности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельно­сти, а также при ее непосредственном участии в этом. Именно в процессе социализации у личности возникают соот­ветствующие отношения к социальным фактам и в целом к окру­жающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность:

человек начинает активно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе, социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности.

Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой дей­ствительности. Предметы и явления объективной реальности, связанные с по­требностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, при­обретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности —

это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей лично­сти, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности

— более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические струк­туры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детермини­рованные позиции. При этом те или иные внешние события, об­стоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно, либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полез­но—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и становится субъектом деятельности.

При этом, чем боль­ше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность

является одной из атрибутивных характеристик личности. Другой атрибутивной характеристикой личности выступает
ак­тивность.
Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях че­ловека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизнен­ной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется

не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких со­циальных качеств она стала, сколько
мерой всестороннего прояв­ления
своей сущности, своих возможностей в конкретных услови­ях жизни и деятельности.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Структура личности

Личность состоит из множества взаимосвязанных компонентов, которые её и определяют, как человеческую особенность. Эти элементы дают понять, каким человек является на самом деле, они полностью характеризуют его эго. Причём стоит отметить, что все они строго индивидуальны. Сколько угодно бы Вы не искали похожего на Вас человека, полностью схожего найти не получится.

В психологии различают несколько определяющих компонентов личности.

  1. Первым компонентом является направленность. Это основополагающая часть личности, от которой берут начало другие компоненты. Направленность базируется на: биосоциальных потребностях; установках, приобретённых в течение всей жизни; различных интересах. Под нею понимается проявление интереса к какому-либо объекту деятельности.
  2. Второй компонент – это способности. Способности человека довольно многогранны и зависят только от него самого. Развивая способности, человеку открывается огромнейший спектр возможностей в различных видах деятельности. Способности можно разделить на три группы: – Способности, которыми мы обладаем при рождении: умение использовать речь, дышать, видеть и т.д. – Способности, которые мы имеем с рождения и развиваем всю жизнь: интеллектуальное мышления, способы выражения речи и т.д. – Индивидуальные особенности, которые имеются лишь у некоторых людей и отличающие их от остальных(также их можно назвать талантами)
  3. Характер (психотип) – набор устоявшихся способов поведения и реагирования человека. Зачастую человека судят не по направленности или способностям, а именно по характеру. Людям со скверным характером труднее всего адаптироваться в обществе, даже несмотря на их, хорошо развитые умения.
  4. Ещё к одним из ключевых элементов относится саморегуляция. Самоконтроль – это способность человека регулировать свои действия в любой обстановке, планировать разного рода задачи, корректировать поведение.

Психолог по имени Карл Густав Юнг, предложил свою модель личностной структуры, полностью отличающуюся от современного понятия. Он описывал её, как взаимосвязь 3-х различных и взаимосвязанных структур: личного бессознательного, коллективного бессознательного и эго.

Эго

Это наше осознание самих себя. Оно содержит в себе чувства, мироощущение и воспоминания, которые мы приобрели, и с помощью них наше существование остаётся осознанным. Эго является основой всех начал наших последующих действий. С помощью него мы можем следить за результатом нашей деятельности.

Личностное бессознательное

Это располагает информацией о конфликтах и воспоминаниях. В какой-то момент они были сознательными, но в определённый период, стали подавленными и давно забытыми. В отличие от Фрейда, Юнг пошёл дальше и определил, что в личностном бессознательном существуют такие компоненты, как комплексы. Эти эмоционально окрашенные элементы формируются в связи с определённой ситуацией и практически не проявляются в сознательном. Они могут располагаться вокруг любых тем, и проявить себя в самый неподходящий момент, расходуя значительное количество психической энергии. Однако, комплексы могут проявляться в сознательном, иногда полностью меняя поведение индивидуума.

Третьей составляющей личности им было представлено коллективное бессознательное. Оно включало в себя хранилище информации, накопленной нашими предками за сотни тысяч лет. Юнг говорил, что у коллективного бессознательного имеется духовное человеческое наследие, находящееся в наших головах. Это наследие имеет в себе все чувства, эмоции и мысли, которые когда-то присутствовали у населения в прошлом. Этот компонент личности базируется на наследственности, которая справедлива для всего население.

Воспитание, как средство к становлению индивидуальности

Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.

Составляющие компоненты воспитания

  • Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.

Обратите внимание! Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды. Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!

  • Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.
  • Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
  • Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.

Социальное воспитание как социальный институт

Социальное развитие личности

Фазы формирования личности в обществе:

  1. Становление человека как личности в обществе;
  2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
  3. Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.

Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.

Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.

Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • Образ жизни, который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология — база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому общения является также основой для формирования человека как личности.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы депрессии, шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Агенты социализации, социальные статусы и роли

Агенты социализации — это те люди и институты (организации), которые формируют наши нормы.

  1. В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Социальный статут — это место, занимаемое человеком в обществе (ячейка), которое определяет круг его прав и обязанностей.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

Социальная роль — это модель поведения, которая ориентирована на определенный социальный статус.

Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в этом разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств — личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Как, где и когда проходит процесс социализации

Важную роль играют не только врождённая характеристика личности, но и та среда, которая выстроилась вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.

Формирование личности зависит от их:

  1. типа мышления;
  2. уровня развития;
  3. воспитания;
  4. эстетических взглядов;
  5. моральности;
  6. традиций;
  7. увлечений.

Для того чтобы вам узнать, какие моральные ценности имеются у другого человека, он необязательно должен прочитать вам целую лекцию о том, какие у него позиции в жизни и отношение к разным ее аспектам.

Люди ведь реагируют на какие-то вещи не только вербально. Есть разные способы выражения эмоций, одобрения или презрения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, перенимаем что-то, если это значащая для нас личность – социализируемся.

Поэтому так важно общаться с разными людьми для расширения мировосприятия.

Не стоит забывать о том, что процесс становления в социуме происходит не только в детстве, но и продолжается на протяжении всей жизни. Всё новые и новые ситуации дают новый опыт.

Новые условия воздействуют на человека, при которых он обретает новые знания и навыки. Также взрослые способны переосмысливать те нормы морали, которым раньше следовали. Например, они избавляются от своих наивных детских взглядов на мир.

Если посмотреть на социализацию в более широком смысле, то мы увидим, что она, по сути, помогает сохранить социум. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, учить правилам общежития. Только в таких условиях возможно его успешное функционирование.

Из этого можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:

  1. Научить индивида взаимодействовать с социумом.
  2. Пополнить новой ячейкой общество, чтобы оно продолжало и дальше процветать.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]