Рэймонд Бернард Ке́ттел (Raymond Bernard Cattell) — британский и американский психолог, автор 16-факторной модели личности.
Родился 20 марта 1905 года – в городе Стаффордшир, Англия. Средний сын в семье, не удостоенный внимания отца, но находящийся под опекой матери, был в относительной свободе. Проводил время, исследую на собственной лодке побережье или же просто бродил по брегу моря.
Приход Первой мировой войны оставил сильный отпечаток в его сознании. «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и новом чувстве для мальчишки — быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности
», — вспоминал Кеттел позднее.
Деятельность
Вплоть до 1932 года читал лекции в Университетском колледже города Экзетер. Переехал в Лейсестер, заняв пост директора детской клиники при городской психиатрической больнице. В течение пяти лет работы также смог уделить время исследованиям касательно измерения человеческого интеллекта. В то же время опубликовал несколько статей и даже книгу.
Начав поиски места, подходящего для проведения психологических исследований, в 1937 году стал ассистентом в Колумбийском педагогическом университете, приняв предложение Э.Л. Торндайка. В 1938 году переехал в Уорчестер, штат Массачусетс, где возглавил кафедру Стэнли Холла при университете Кларка. В 1941 году перешел преподавать в Гарвардский университет. Большое влияние на ее теорию было оказано спорами, проводимыми с Г. Оллпортом. Во время Второй мировой войны участвовал в работе над личностными тестами, применявшимися при отборе офицеров. Во время этой работы ему довелось осознать все преимущества работы в команде. После войны занял место директора Лаборатории личностного и группового анализа в университете штата Иллинойс, где также был удостоен звания «Выдающегося профессора и ученого».
В 1949 году стал одним из основателей организациии, продвигающей в научно-медицинских кругах разработанные Лабораторией личностного и группового анализа тестов и методик — Института тестирования личности и способностей (IPAT).
В 1973 году переехал в Боулдер, основав Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Умер естественной смертью, дожив до 92 лет, – 2 февраля 1998 года, в своем доме на Гавайях.
Содержание
- 1 Описание методики
- 2 Теоретические основы
- 3 Процедура проведения 3.1 Инструкция
- 4.1 Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)
- 5.1 Описание первичных факторов
- 6.1 Текст опросника (форма А)
- 7.1 Детский вариант опросника Кэттелла
Работы
Теория черт
Уникальная теория личности, позволяющая анализировать поведение при помощи статистического анализа. В этой теории описаны черты личности, выявленные при помощи факторного анализа.
Анализ был произведен на основании данных, полученных из трех источников:
- поведение человека в определенных жизненных ситуациях, а также оценка хорошо знающими его людьми;
- поведение человека в специально моделируемой тестовой ситуации;
- самооценка человека, на основе заполненных им анкет.
Черта личности – это относительно постоянная тенденция реагировать на определенных ситуации определенным образом. Личность же позволяет предсказать поведение человека в той или иной ситуации. По мнению Кеттела, главные отличия людей образованы различными комбинациями основных черт.
Автор поделил все черты на два типа:
- Исходные – отвечают за типичные формы поведения и закреплены в глубоких слоях личности, отличаются постоянством и закономерностями в проявлении.
- Поверхностные – управляются исходными, наблюдаются в связке друг с другом. Так, нерешительность, суетность, беспокойство и тревожность — связка, являющаяся поверхностной чертой невротизма.
Выделенные автором 16 исходных черт позднее стали основой для опросника «Шестнадцать личностных факторов».
Тест Кеттелла для 12-18 лет
Адаптированный для школьников тест, в течение 30-40 минут позволяющий диагностировать 14 различных личностных факторов.
Книги
За свою жизнь Кеттел написал 55 книг и более 500 статей. Вот список наиболее значительных работ в направлении систематического исследования личности человека:
- «Описание и измерение личности» (1946);
- «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование» (1950);
- «Личностное и мотивационное структурное измерение» (1957);
- «Научный анализ личности» (1965);
- «Наследование личности и способностей» (1982);
- «Бейондизм: религия от науки» (1987).
Теория типов личности Ганса Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями — такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности, которая обычно существует совместно с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая иерархическую модельличности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия — это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Айзенк использует в данном случае термин «тип».
Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.
При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке — в обоих диапазонах типов и поэтому получают не столь экстремальные характеристики.
Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.
Люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботливыми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма предполагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, окладистость и общительность. И, наконец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессивными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое значение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбинаций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и негативные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведения. Они просто разные.
Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм — сила суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм — это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.
Наследие
«Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности — установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуаций среды
», — писал Кеттел.
Кеттелл удостоился двух премий, — Дарвинского общества и Веннера Грена, — а также получил награду «За выдающиеся работы в области измерений» от Американской психологической ассоциации. Был действительным членом Британского психологического общества
Работа в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) была продолжена его дочерью — Хитер Кеттелл.
Обработка результатов
Обработка полученных данных производится с помощью ключа.
Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.
Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)
Ключ к методике Кэттелла (форма C)
Ключ к методике Кэттелла (форма 13PF)
Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.
Таблицы перевода сырых баллов в стены (формы А и B)
Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)
Таблица интерпретации сырых баллов (форма 13PF)
Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».
Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.
Формулы расчета четырех вторичных факторов:
Вторичные факторы вычисляются только по стенам.
1. Тревожность (F1).
2. Интроверсия — экстраверсия (F2).
3. Чувствительность (F3).
4. Конформность (F4).
Пример построения «профиля личности»
Интерпретация результатов
Описание первичных факторов
Описание вторичных факторов
При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.
Интерпретация сочетаний первичных факторов
При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.
Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:
- А – общительность
- Н – смелость
- Е – доминантность
- L – подозрительность
- N – дипломатичность
- Q2 – самостоятельность.
В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:
- В – интеллектуальность
- М – мечтательность
- N – дипломатичность
- Q1 – восприимчивость к новому.
В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:
- С – эмоциональная устойчивость
- F – беспечность
- H – смелость в социальных контактах
- I – эмоциональная чувствительность
- O – тревожность
- Q4 – напряженность
В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:
- Q3 – самодисциплина
- G – моральная нормативность
Литература
- Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. — СПб.: Речь, 2001.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
- Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности и поведения. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 320 с.
- Выбойщик И.В., Шакурова З.А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2000. — 54 с.