Выраженный невроз и неврастения астеническая
Реактивные тяжелые астении могут возникать при выраженных неврозах. Заболевание дополняется такими клиническими признаками:
- рассеянность внимания;
- забывчивость;
- вегетативные расстройства – необъяснимые трудности с дыханием, потливость, перепады артериального давления, учащение пульса;
- высокий уровень тревожности;
- усиление страхов, фобий;
- снижение полового влечения;
- колебания аппетита;
- повышенная восприимчивость к яркому свету, громким звукам;
- нарушение скорости и качества мышления (когнитивная дисфункция);
- сопутствующая депрессивная (аффективная) клиника.
Однако диагноз неврастении в настоящее время утратил актуальность, его убрали из МКБ 11-го пересмотра (2019). Проблема заключается в неточности патогенетических механизмов, а симптомы можно уложить в рамки других заболеваний и состояний.
У взрослых мужчин
Течение аффективных расстройств индивидуально, зависимость от пола почти не выражена. Однако мужчины могут иметь другие предпосылки к развитию заболевания. К примеру, они чаще становятся участниками боевых действий или тяжелее переносят финансовые (карьерные) неудачи.
Социальные роли, которые навязывают мальчикам с малых лет, повышают требовательность к себе. Юноши раньше начинают работать в стремлении достичь успеха, из-за чего подвергаются высокому уровню стресса. Нельзя забывать о том, что личностные особенности отличаются у всех людей, то есть не все могут выдержать оказываемое давление.
С течением лет состояние ухудшается из-за хронической усталости, проблем в семье, старения. Потеря работы или жены в среднем возрасте нередко становится критическим моментом, когда срываются адаптационные механизмы. При этом мужчины реже обращаются к врачам, не желая показывать собственные слабости, а то и вовсе отрицают наличие проблемы.
У женщин
Сейчас женщины стараются разделять те же социальные функции, что и мужчины, при этом ухаживая за детьми и поддерживая быт. Преувеличенное чувство ответственности приводит к тому, что они берут на себя слишком много обязанностей. Неофициально психиатры называют это синдромом «загнанной лошади».
Длительное интеллектуальное и психофизическое перенапряжение становится пусковым фактором развития аффективных нарушений. Другая частая причина астенической депрессии у женщин – пред/послеродовый период. Нарушения усугубляются на фоне гормонального дисбаланса, а также при отсутствии поддержки со стороны близких.
У детей
К сожалению, дети также подвержены развитию заболевания. Нормальное становление психики во многом зависит получением положительного эмоционального опыта, адекватного воспитания, «здоровой» социальной среды. Уязвимость определяется не только возрастом, но личностными особенностями человека.
У детей могут наблюдаться все симптомы, характерные для астенической депрессии. Однако они не всегда могут правильно сформулировать свои беспокойства или вовсе молчат о них. Болезненное состояние скрывается за жалобами на скуку, странные боли, беспокойный сон.
По мере усугубления расстройства ребенок начинает дистанцироваться от окружающих, перестает принимать участие в играх, отдаляется от сверстников. Снижение успеваемости в учебе приводит к конфликтам в семье и школе. Нередки прогулы уроков, побеги из дома, проведение времени в одиночестве.
Появление депрессивного поведения в юном возрасте должно насторожить родителей, учителей. Дети часто умалчивают об издевательствах в школе, случаях насилия (в том числе сексуального), дисгармоничных отношениях в семье. Отсутствие своевременного лечения становится причиной задержки психомоторного развития, возникновения более тяжелых заболеваний, суицидального поведения.
Признаки и симптомы астено-невротического синдрома
Синдром проявляется физической усталостью, слабостью, неспособностью к длительным физическим и умственным занятиям, повышенной раздражительностью. Заподозрить диагноз можно, если наблюдается такая клиническая картина: яркие расстройства вегетативной нервной системы; неспецифические субъективные жалобы на нарушения в работе различных органов, в отдельных случаях в действительности могут иметь место незначительные изменения их функций (например, метеоризм, икота). Однако в целом функционирование органов и систем сохраняется. Особенно подвержены проявлению синдрома люди истерического склада.
В общем симптомы астено-невротического синдрома можно разделить на:
- Соматовегетативные расстройства: головокружение, учащенное сердцебиение, боль в груди, одышка, ощущение нехватки воздуха или комка в горле, дрожание рук, мышечный спазм, потливость, тошнота, дискомфорт в желудке, частые позывы к мочеиспусканию. Эти проявления нередко сочетаются с фобиями и тревогой.
- Соматоформные расстройства: жалобы на различные симптомы заболеваний (кратковременная боль, жжение и т.п.), тяга к новым медицинским обследованиям при отсутствии реальных патологий.
Симптомы АНС
Характерные проявления астеноневроза — быстрая усталость и хроническая утомляемость. Дети плохо переключают свое внимание, у них заторможено мышление, слабая память. Школьники неспособны сконцентрироваться на уроке, они суетливы, заметны двигательные рефлексы. Начальные фазы синдрома учителя обычно признают невоспитанностью, поэтому жалуются родителям, а те не спешат посетить поликлинику.
Следующая типичная категория признаков — психоэмоциональные расстройства. Ребенок подвержен резким перепадам настроения без видимой причины, у него наблюдается нервозность и повышенная раздражительность. Обычно присутствует патологически плохое настроение, постепенно перерастающее в депрессию. Подростки даже на вполне незначительные события реагируют слишком эмоционально. Типичные симптомы заболевания такие:
- капризность;
- энурез;
- частые головные боли;
- перепады настроения;
- слабый иммунитет, склонность к простудам;
- раздражительность, проявления гнева, агрессия;
- усиленное потоотделение;
- потеря аппетита;
- низкая успеваемость;
- тошнота в транспорте;
- слабая социальная адаптация.
Астеноневроз проявляется обидчивостью, наличием фобий, агрессией, поиском физических недугов. Дети ощущают себя разбитыми, больными, хотя в реальности ничего подобного нет.
Формы, стадии и виды астено-невротического синдрома
Болезнь развивается в острой или хронической форме. Первой присущ функциональный характер, она появляется после сильного стресса, инфекционного или другого тяжелого соматического заболевания. Вторая (обычно имеющая органический характер) имеет длительное течение. К этой форме относится также синдром хронической усталости.
Заболевание имеет несколько стадий, зависящих от силы, длительности и характера психической травмы:
- Гиперстеническая стадия характеризуется гипервозбудимость, раздражительностью, быстрой утомляемостью, чрезмерной реакцией на незначительные раздражители. Со временем симптомы учащаются и сохраняются длительное время.
- Гипостенической стадии присущи физическое и нервное истощение, угнетенное состояние, сонливость, пассивность, снижение работоспособности. Возможны тахикардия, кардиалгия, головокружение, дисфункция кишечника, расстройства мочеполовой системы, потеря аппетита.
С точки зрения этиологии различают реактивную неврастению, которая возникает на фоне стресса, чрезмерных эмоций, и вторичную (соматогенного, органическую).
Проявляться синдром может с преобладанием симптомов умственной утомляемости — неспособность сконцентрироваться, несобранность, рассеянность, ослабление памяти, или физического нездоровья — общая слабость, мышечные боли, невозможность расслабиться. Однако для обеих форм характерны следующие общие признаки: головокружение, головная боль, раздражительность, тревога, нарушение сна.
PsyAndNeuro.ru
В дополнение к новым психическим и поведенческим расстройствам в МКБ-11, описанным в предыдущей части, мы публикуем изменения, внесенные в каждую из основных групп расстройств главы МКБ-11 о психических, поведенческих расстройствах и нарушениях развития нервной системы. Эти изменения были сделаны на основе анализа имеющихся научных данных рабочими группами и экспертами-консультантами.
Февральский выпуск World Psychiatry Journal, где были описаны основные изменения в МКБ-11, был переведён силами Совета молодых учёных Российского общества психиатров. В данной части приводятся изменения в следующих группах: нарушения развития нервной системы; шизофрения и другие первично психотические расстройства; расстройства настроения; расстройства, вызванные тревогой и страхом обсессивно-компульсивное и связанные с ним расстройства, а также асстройства, непосредственно связанные со стрессом.
Перечень диагностических категорий главы психических, поведенческих и нарушений развития нервной системы в МКБ-11:
- Нарушения развития нервной системы
- Шизофрения и другие первично психотические расстройства
- Кататония
- Расстройства настроения
- Расстройства, вызванные тревогой и страхом
- Обсессивно-компульсивное и связанные с ним расстройства
- Расстройства, непосредственно связанные со стрессом
- Диссоциативные расстройства
- Расстройства пищевого поведения и кормления
- Расстройства, связанные с системой выделения
- Расстройства, связанные с телесным самоощущением и телесным дискомфортом
- Расстройства, связанные с употреблением веществ и зависимым поведением
- Расстройства импульсного контроля
- Расстройства вызывающего и диссоциального поведения
- Расстройства личности
- Расстройства влечений
- Имитируемые расстройства
- Нейрокогнитивные расстройства
- Психические и поведенческие расстройства, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом
- Психологические и поведенческие факторы, влияющие на расстройства или болезни, классифицированные в других рубриках
- Вторичные психические или поведенческие синдромы, связанные с расстройствами или заболеваниями из других рубрик
Нарушения развития нервной системы
Нарушения развития нервной системы – это такие нарушения, которые связаны со значительными затруднениями в приобретении и использовании определенных интеллектуальных, двигательных, языковых и социальных функций и начинающиеся в период развития. Группа нарушений развития нервной системы МКБ-11 включает в себя такие группы МКБ-10, как умственная отсталость, нарушения психологического развития, а также синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Основные изменения в МКБ-11 включают переименование умственной отсталости в МКБ-10, которая была устаревшим и стигматизирующим термином, неадекватно охватывающим диапазон форм и этиологий, связанных с этим состоянием, в расстройства интеллектуального развития. Расстройства интеллектуального развития продолжают определяться, основываясь на значительных ограничениях в интеллектуальном функционировании и адаптивности поведения, в идеале определяются с помощью стандартизированных, соответственно нормируемых и индивидуально подбираемых метрик. Учитывая, что в различных регионах мира традиционно использовались свои стандарты измерений или обученный персонал, а также из-за важности определения тяжести состояния для планирования лечения, МКБ-11 CDDG предоставляет полный набор таблиц с поведенческими индикаторами.
Отделены таблицы интеллектуального функционирования и адаптивного поведения. Функциональные области разделены на три составляющие: концептуальные, социальные, практические; выделены три возрастные группы (раннее детство, детство/юность и зрелость) и четыре уровня тяжести (легкий, средний, тяжелый, глубокий). Поведенческие индикаторы описывают те навыки и способности, которые обычно наблюдаются в рамках каждой из этих категорий. Таким образом, ожидается, что повысится уровень достоверности характеристик степени тяжести и улучшится качество данных в системе общественного здравоохранения в отношении бремени расстройств интеллектуального развития.
Расстройство аутистического спектра в МКБ-11 включает в себя как детский аутизм, так и синдром Аспергера из МКБ-10 в рамках одной категории, характеризующейся дефицитом социальной коммуникации и ограниченными, повторяющимися и негибкими моделями поведения, интересов или деятельностей. Руководства по расстройству аутистического спектра были существенно обновлены, чтобы отражать текущие литературные данные, в том числе проявления расстройства на протяжении всей жизни. Оценочные критерии продуманы так, чтобы представлять степени нарушения интеллектуального функционирования и навыков владения языком и охватывали все проявления расстройства аутистического спектра по большему количеству дименсий.
СДВГ пришел на замену гиперкинетическому расстройству в МКБ-10 и был перемещен в группу нарушений развития нервной системы по причине раннего начала, характерных расстройств в интеллектуальном, двигательном и социальном функционировании и частым сочетанием с другими нарушениями развития нервной системы. Этот шаг также был направлен на то, чтобы развести ранее близкий СДВГ и разрушительное поведение и диссоциальные расстройства, по той причине, что при СДВГ разрушения, как правило, носят непреднамеренный характер. СДВГ в МКБ-11 можно будет охарактеризовать как преимущественно невнимательного, преимущественно гиперактивно-импульсивного или смешанный тип и описать на протяжении всей жизни.
Наконец, хронические тикозные расстройства, включая синдром Туретта, классифицируются в разделе МКБ-11 как «Заболевания нервной системы» и дублируются в группе расстройств развития нервной системы из-за их высокой коморбидности (например, с СДВГ) и типичным началом в раннем периоде развития.
Шизофрения и другие первично психотические расстройства
В МКБ-11 группа шизофрении и других первично психотических расстройств заменила группу шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств из МКБ-10. Термин «первичный» указывает на то, что психотические процессы являются основным признаком, в отличие от психотических симптомов, которые могут возникать как аспект других форм психопатологии (например, расстройств настроения).
В МКБ-11 симптомы шизофрении практически не изменились по сравнению с МКБ-10, хотя важность симптомов первого ранга Шнайдера была уменьшена. Наиболее значимым изменением является устранение всех подтипов шизофрении (параноидного, гебефренического, кататонического и пр.) из-за отсутствия у них прогностической достоверности или пользы в выборе лечения. Взамен подтипов были введены дименсии. К ним относятся: позитивные симптомы (бред, галлюцинации, дезорганизованное мышление и поведение, явления психического автоматизма); негативные симптомы (притупленный или уплощенный аффект, алалия или обеднение речи, абулия, ангедония); симптомы депрессивного настроения; симптомы маниакального настроения; психомоторные симптомы (психомоторное возбуждение, психомоторная заторможенность, кататонические симптомы); когнитивные симптомы (в частности, дефицит скорости обработки информации, внимания/концентрации, ориентации, суждения, абстракции, словесного или визуального обучения и рабочей памяти). Эти же шкалы симптомов могут применяться к другим расстройствам в группе (шизоаффективное расстройство, острое и транзиторное психотическое расстройство, бредовое расстройство).
Для диагностики шизоаффективного расстройства в МКБ-11 по-прежнему необходимо, чтобы критерии шизофрении и эпизод расстройства настроения присутствовали одновременно. Этот диагноз предназначен для квалифика-ции текущего эпизода болезненного состояния и не рассматривается как устойчивый длительное время.
В МКБ-11 острое и транзиторное психотическое расстройство характеризуется внезапным началом позитивных психотических симптомов, которые быстро сменяются по своему виду и интенсивности в течение короткого периода времени и сохраняется не более трех месяцев. Это соответствует только «полиморфной» форме острого психотического расстройства в МКБ-10, которая является наиболее распространенной формой, и не указывает на шизофрению. Неполиморфные подтипы острого психотического расстройства (МКБ-10) были исключены и вместо этого будут классифицированы в МКБ-11 как «другие первичные психотические расстройства». Как и в МКБ-10, шизотипическое расстройство классифицируется в этой группе и не считается расстройством личности.
Расстройства настроения
В отличие от МКБ-10, в МКБ-11 эпизоды расцениваются не как самостоятельные состояния, а в качестве основания для постановки диагноза, который наилучшим образом соответствует клинической картине. Расстройства настроения подразделяются на депрессивные расстройства (которые включают единичные депрессивные расстройства, рекуррентное депрессивное расстройство, дистимическое расстройство и смешанное депрессивное и тревожное расстройство) и биполярные расстройства (которые включают биполярное расстройство I типа, биполярное расстройство типа II и циклотимия). В МКБ-11 биполярное расстройство разделено на расстройства I и II типа. Отдельная группа подгруппы МКБ-10 расстройств настроения, состоящая из стойких расстройств настроения (дистимия и циклотимия), была удалена.
Диагностические указания для депрессивного эпизода являются одним из немногих мест в МКБ-11, где требуется минимальное количество симптомов. Это связано с многолетними исследованиями и клинической традицией такой концептуализации депрессии. Требуется минимум пять из десяти симптомов, а не четыре из девяти возможных симптомов, указанных в МКБ-10, что повышает согласованность с DSM-5. CDDG МКБ-11 для помощи клиницистам осмыслить и вспомнить весь спектр депрессивной симптоматики организует депрессивные симптомы в три кластера – аффективный, когнитивный и нейровегетативный. Усталость входит в состав нейровегетативного кластера симптомов, но больше не считается самостоятельным симптомом начального уровня; точнее, для диагностики необходимо ежедневно сниженное настроение или снижение интереса к деятельности на протяжении не менее двух последних недель. Безнадежность была добавлена в качестве дополнительного когнитивного симптома из-за убедительных доказательств его прогностической ценности при диагностике депрессивных расстройств. CDDG МКБ-11 дает четкие указания по дифференциации культурно-нормативных реакций горя и симптомов, которые требуют рассмотрения при диагностике депрессивного эпизода в контексте тяжелой утраты.
Для диагностики маниакальных эпизодов МКБ-11 требует наличия симптомов первого уровня (повышенная активность, субъективное ощущение прилива энергии) в дополнение к эйфории, раздражительности или несдержанности. Это было сделано чтобы предотвратить ложноположительные случаи диагностики, которые соответствуют нормативным колебаниям настроения. В МКБ-11 гипоманиакальные эпизоды определяются как ослабленная форма маниакального эпизода без значительной утраты функциональности. Описание смешанных эпизодов в МКБ-11 совпадает с МКБ-10, т.к. есть подтверждения обоснованности такого подхода. Руководство содержит указания на типичные разнополярные симптомы, когда преобладают маниакальные или депрессивные симптомы. Наличие смешанного эпизода указывает на диагноз биполярного расстройства, тип I.
МКБ-11 предоставляет различные инструменты для квалификации текущего эпизода расстройства настроения или ремиссии (частичной или полной). Депрессивные, маниакальные и смешанные эпизоды могут быть как с, так и без психотических симптомов. Текущие депрессивные эпизоды в контексте депрессивных или биполярных расстройств можно дополнительно охарактеризовать тяжестью (легкой, средней или тяжелой); меланхолические признаки соответствуют соматическим проявлениям из МКБ-10, а персистирующий эпизод (затяжной эпизод) должен длиться более двух лет. Все эпизоды настроения в контексте депрессивных или биполярных расстройств могут быть дополнены использованием симптомов тревоги, наличием панических атак и наличием сезонности. Также есть возможность квалифицировать биполярное расстройство с быстрой сменой циклов.
МКБ-11 включает в себя категорию смешанных депрессивных и тревожных расстройств из-за их важности в условиях первичной медицинской помощи. Учитывая наличие доказательств общей симптоматики с расстройствами настроения, этот диагноз в МКБ-11 был перенесен из категории тревожных расстройств МКБ-10 в депрессивные расстройства.
Расстройства, вызванные тревогой и страхом
МКБ-11 объединяет в этой новой группе расстройства с тревогой или страхом как основным клиническим признаком. В соответствии с подходом МКБ-11, нацеленным на весь жизненный период, это группа включает в себя тревожное расстройство, связанное с разлукой, и селективный мутизм, которые в МКБ-10 располагались в группе детских расстройств. В МКБ-11 разграничение между фобическими тревожными расстройствами и другими тревожными расстройствами, существовавшее в МКБ-10, было устранено в пользу более клинически полезного метода характеристики каждого тревожного и связанного со страхом расстройства в соответствии с его направленностью восприятия, то есть описанием стимула, который вызывает тревогу, чрезмерную физиологическую реакцию или дезадаптивное поведение.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) характеризуется общим опасением или беспокойством, которое не ограничивается каким-либо конкретным стимулом. В МКБ-11 ГТР имеет более тщательно продуманный набор диагностических критериев, отражающих достижения в понимании его уникальной феноменологии. В частности, беспокойство добавлено к общему восприятию как базовый симптом расстройства. В отличие от МКБ-10, CDDG МКБ-11 указывает, что ГТР может сочетаться с депрессивными расстройствами, пока симптомы присутствуют независимо от эпизодов настроения. Аналогично, другие иерархические правила исключения, которые были в МКБ-10 (ГТР не может быть диагностировано вместе с тревожно-фобическим расстройством или обсессивно-компульсивным расстройством), также исключены из-за лучшего разграничения феноменологии расстройства в МКБ-11 и свидетельства того, что эти правила могли мешать обнаружению и лечению состояний, требующих отдельного специфического клинического внимания.
Агорафобия в МКБ-11 определяется как выраженный и чрезмерный страх или тревога, которые возникают в ожидании или непосредственно в ситуации, когда помощь затруднена или недоступна. Отличие от МКБ-10 заключается в том, что ранее это понятие описывалось более узко, как страх перед открытыми пространствами и связанными с ними ситуациями, такими как скопление людей, и могут быть затруднения с тем, чтобы быстро покинуть это место; теперь же за основу взято опасение за негативные последствия, которые могут привести к негативным последствиям или выставить в неприглядном свете.
Паническое расстройство определено в МКБ-11 повторяющимися неожиданными паническими атаками, которые не ограничиваются конкретными стимулами или ситуациями. МКБ-11 CDDG указывает на то, что панические атаки, которые возникают только в ответ на специфическое воздействие или в ожидании вызывающего страх стимула (например, публичное выступление при социальном тревожном расстройстве), не требуют дополнительного диагноза панического расстройства.
Скорее в таких случаях к диагнозу тревожного расстройства может быть добавлен классификатор «с паническими атаками». Классификатор «с паническими атаками» может также быть применен к другим расстройствам, где тревога может быть выраженным, но не определяющим симптомом, например, у некоторых пациентов с депрессивным эпизодом.
Социальное тревожное расстройство в МКБ-11 основывается на страхе негативной оценки со стороны окружающих и заменяет собой диагноз МКБ-10 «социальная фобия». В МКБ-11 CDDG отдельно описывается сепарационное тревожное расстройство у взрослых, которое чаще возникает в связи с романтическим партнером или ребенком.
Обсессивно-компульсивное и связанные с ним расстройства (OCRD)
Введение в МКБ-11 группы OCRD обозначает значительные отличия от МКБ-10. Причиной создания группы OCRD, отличной от группы тревожно-фобических расстройств, несмотря на феноменологическое совпадение, послужила клиническая польза от объединения таких симптомов, как повторяющиеся нежелательные мысли и связанное с ними повторяющееся поведение, в качестве основного клинического признака. Диагностическая согласованность этой группировки основана на появившихся доказательствах общих валидаторов среди включенных расстройств, полученных при нейровизуализационных, генетических и нейрохимических исследованиях.
МКБ-11 OCRD включает обсессивно-компульсивное расстройство, дисморфию, обонятельное расстройство, ипохондрию (навязчивый страх болезни) и патологическое накопительство. Эквивалентные расстройства в МКБ-10 располагались в различных группах. В OCRD также включена подгруппа расстройств повторяющегося поведения, сфокусированного на теле, которые включают в себя трихотилломанию (расстройство вырывания волос) и экскориационное расстройство (сдавливание/щипание кожи), оба из которых имеют общую особенность повторяющихся поведенческих паттернов без когнитивного аспекта других OCRD. Синдром Туретта, в МКБ-11 – заболевание нервной системы, однако одновременно внесено в группу OCRD из-за его частого сочетания с обсессивно-компульсивным расстройством.
МКБ-11 сохраняет основные черты обсессивно-компульсивного расстройства из МКБ-10 (постоянные навязчивые идеи и/или действия), но с некоторыми важными изменениями. МКБ-11 расширяет понятие навязчивых идей за пределы навязчивых мыслей и включает нежелательные образы и побуждения/импульсы. Более того, концепция принуждения расширяется, включая, в том числе, скрытое (например, повторный подсчет), а также явное повторяющееся поведение.
Хотя тревога является наиболее распространенным аффективным переживанием, связанным с навязчивыми идеями, МКБ-11 прямо упоминает о других явлениях, о которых сообщают пациенты, таких как отвращение, стыд, чувство «незавершенности» или беспокойства, если вещи не выглядят или не ощущаются «правильно». Подтипы ОКР, существовавшие в МКБ-10, были удалены, потому как большинство пациентов сообщали как об обсессиях, так и компульсиях, а также по причине отсутствия влияния на прогноз лечения. Существовавшая в МКБ-10 невозможность одновременной диагностики ОКР и депрессивного расстройства была отменена в МКБ-11, т.к. это отражает высокую частоту одновременного проявления обоих расстройств, которым требуется различное лечение.
Ипохондрия (навязчивый страх болезни) из-за общей феноменологии и паттернов общего происхождения расположена в OCRD, а не среди группы тревожных и связанных со страхом расстройств, даже несмотря на то, что забота о здоровье часто связана с тревогой и страхом. Тем не менее, ипохондрия (навязчивый страх болезни) также перечисляется в группе тревожных и связанных со страхом расстройств, что свидетельствует о некотором феноменологическом совпадении. Дисморфическое расстройство, обонятельное расстройство и хоардинг – новые категории, которые в МКБ-11 были включены в группу OCRD.
Когнитивный компонент в OCRDs (убеждения) может быть выражен с такой интенсивностью или постоянством, что они кажутся бредовыми. Когда эти фиксированные убеждения полностью согласуются с феноменологией OCRD и отсутствуют другие психотические симптомы, должен использоваться классификатор «со слабым или отсутствующим инсайтом» и не следует ставить диагноз бредового расстройства. Такой подход выработан для того, чтобы помочь предотвратить лечение психоза у людей с OCRD, когда они в этом не нуждаются.
Расстройства, непосредственно связанные со стрессом
Группа нарушений, непосредственно связанных со стрессом в МКБ-11, заменяет группу МКБ-10 «Реакции на тяжелый стресс и расстройства адаптации», чтобы подчеркнуть, что стресс является обязательным но не достаточным компонентом в этиологии данных расстройств, а также чтобы отличать включенные в эту группу расстройства от различных других психических расстройств, которые возникают как реакция на стрессоры (например, депрессивные расстройства). В соответствии с подходом МКБ-11 рассматривать расстройства в «длиннике» жизни, такие диагнозы МКБ-10, как реактивное расстройство привязанности и расторможенное расстройство привязанности детского возраста, включены в данную группу, т.к. эти нарушения расстройства непосредственно связаны со стрессом от привязанности. МКБ-11 включает в себя несколько важных концептуальных обновлений МКБ-10 – введение диагноза комплексного ПТСР и затяжного расстройства горя, которые не имеют аналогов в МКБ-10.
ПТСР определяется тремя признаками, которые должны присутствовать во всех случаях и должны вызывать значительное ухудшение. К ним относятся: повторное переживание травмирующего события в настоящем (флешбэки), преднамеренное избегание напоминаний, которые могут вызвать повторное переживание и постоянное чувство повышенной угрозы в настоящем. Ожидается, что включение требования о повторном непосредственном переживании когнитивных, аффективных или физиологических аспектов травмы, а не просто воспоминаний этого события позволит решить проблему низкого диагностического порога ПТСР, существовавшего в МКБ-10.
Расстройство адаптации в МКБ-11 устанавливается, если в основе лежит «зацикленность» на негативном событии в жизни или его последствиях, в то время как в МКБ-10 расстройство диагностировалось, если симптомы, возникающие в ответ на жизненный стрессор, не соответствовали определенным требованиям другого расстройства.
Наконец, в МКБ-11 острая реакция на стресс больше не рассматривается как психическое расстройство, а понима-ется как нормальная реакция на экстремальный стрессор. И теперь она классифицируется в главе «Факторы, влияющие на состояние здоровья или связанные со здравоохранением» и не дублируется в группе расстройств, непосредственно связанных со стрессом. Это сделано для облегчения дифференциальной диагностики.
Перевод на русский язык организован Советом молодых ученых Российского общества психиатров при поддержке Всемирной психиатрической ассоциации.
Поддержите нас подпиской на Patreon
Перевод: Пикиреня В.И. (Минск)
Редакция: к.м.н. Резников М.К. (Воронеж)
Источник: Reed GM, First MB, Kogan CS, et al. Innovations and changes in the ICD-11 classification of mental, behavioural and neurodevelopmental disorders. World Psychiatry
. 2019;18(1):3–19. doi:10.1002/wps.20611
Астено-невротический синдром у детей
Для детей характерна лабильность нервно-психических процессов и быстрая утомляемость, поэтому любые соматические или инфекционные заболевания могут сопровождаться симптомами астении. Чем дольше длится заболевание, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
К предпосылкам астении относят повышенные нагрузки в школе и во внеклассной работе (кружки, секции). Риск развития невротического синдрома повышен у тех, кто имеет нездоровый микроклимат в семье, школе, проблемы в отношениях с ровесниками.
Особую категорию составляют дети, которые имели поражения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, во время родов или в раннем неонатальном периоде. Это может стать дополнительным фактором риска развития астено-невротического синдрома.
Как распознать болезнь
Усталость и утомляемость — это нормальная реакция организма на нагрузку. О заболевании следует говорить, когда такое состояние не проходит даже после продолжительного отдыха или смены деятельности и сохраняется на протяжении 2–3 недель.
Симптомы, при которых необходимо обратиться за консультацией к врачу:
- Ничего не радует. То, что раньше приносило удовольствие (хобби, просмотр любимых фильмов или посиделки с друзьями), начинает раздражать, утомлять или вызывает слезы.
- Нарушения сна: ночью не можете долго заснуть или сон беспокойный, а днем из-за этого сонливость.
- Отдых не устраняет усталость.
- Чувство разбитости после нагрузки, которая раньше была под силу. Более того, уменьшение объема выполненной работы не улучшает состояние.
- Болезненная чувствительность к свету или громкому звуку.
- Сниженный фон настроения сохраняется независимо от того, какие события происходят в вашей жизни — плохие или хорошие.
- Ухудшаются умственные способности, снижается память. Становится сложнее сконцентрироваться на повседневных делах, появляется рассеянность.
Самое главное — вышеперечисленные симптомы сохраняются на протяжении как минимум 2 недель.
Важно
К утомляемости и депрессии могут присоединяться кратковременные вегетативные кризы (панические атаки). Без лечения болезнь «запирает» человека дома, панический страх не дает ему даже выйти на улицу.
У предрасположенных лиц существует риск развития астено-депрессивного синдрома с паническими атаками. Кратковременные эпизоды сильного страха, паники с сильным сердцебиением, холодным потом, чувством нехватки воздуха могут приводить к уменьшению социальных контактов, потере работы и даже самоизоляции больного.
Диагностика заболевания
Диагноз астено-невротический синдром устанавливает квалифицированный специалист — врач-невролог или психотерапевт после клинико-анамнестического обследования. Патопсихологическое исследования осуществляет медицинский психолог, фиксируя отклонения от нормы путем проведения специальных тестов на способ мышления, память, концентрацию внимания.
Для выявления причин такого состояния и исключения органических поражений центральной нервной системы проводят: эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, компьютерную и магнитно-резонансную терапию. При необходимости назначают консультацию специалистов — невролога, сексолога, психиатра.
Профилактика астении
Сарклиник разработала эффективную программу «Профилактика астении«, которая позволяет избежать в будущем истощения нервной системы. Здоровая нервная система – это реальность сегодняшнего дня. Особенность заболевания заключается в том, что симптомы медленно, постепенно, но четко нарастают, состояние резко ухудшается. Не ждите грозных осложнений астении, астенического синдрома, обращайтесь в Сарклиник для своевременного лечения.
Запись на консультации. Имеют противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото: (©) B-d-s | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Похожие записи:
Логоневроз: лечение логоневроза у детей, у взрослых, как лечить
Инконтиненция, лечение инконтиненции в Саратове, России, симптомы, признаки, причины, виды
Тройничный нерв, воспаление, лечение, невралгия тройничного нерва, симптомы, как лечить
Невралгии и невриты, межреберная невралгия: симптомы, лечение в Саратове
Транзиторная ишемическая атака: симптомы, лечение головного мозга
Комментарии ()
Как лечить астено-невротический синдром?
Цель лечения заключается в достижении стойкой ремиссии. Оно проводится по трем базовым направлениям:
- етиопатологическое лечение;
- неспецифическая, общеукрепляющее и иммунокорректирующая терапия;
- симптоматическая терапия.
Положительный эффект дает медикаментозная терапия, дополненная психотерапевтическими методами. Психотерапевт помогает выяснить и осознать причины болезни, сформировать правильное отношение к ней посредством индивидуальных и групповых занятий, тренингов, арт-терапии, когнитивно-поведенческой терапии и прочее.
Основу лечения астено-невротического синдрома у детей составляют немедикаментозные методы, направленные на нормализацию образа жизни ребенка. Родители должны следить не только за соблюдением ребенком распорядка дня, диетой, не допускать перегрузок, но и за сохранением психологического комфорта в семье, учебном заведении (иногда может потребоваться сменить школу). Диета должна состоять из продуктов, богатых витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофанами (нежирное мясо, сыры). Рекомендуют исключить газированные напитки, чипсы, сухарики. С подростками следует провести дополнительные беседы по поводу вреда алкогольных напитков и энергетиков, которые дают ощущение бодрости на короткое время, а в целом ухудшают состояние больного. Для решения внутренних конфликтов, устранение психотравмирующих ситуаций или изменения отношения к ним показана длительная работа с психологами.
Лекарство от астено-невротического синдрома
В стратегии лечения можно выделить три базовых направления:
- этиопатогенетическое лечение основного заболевания;
- неспецифическая, общеукрепляющее и иммунокорригирующая терапия;
- симптоматическая терапия.
Для психофармакологической терапии используют препараты разных групп: витаминно-минеральные комплексы, антидепрессанты, ноотропы, транквилизаторы и нейролептики.
Во время лечения астено-невротического синдрома рекомендованы витамины, макро- и микроэлементы. В частности, организм больного нуждается в большем поступлении витамина С, что характерно для восстановительного периода после тяжелых заболеваний или длительного пребывания в стрессовых ситуациях. Нехватка витаминов группы В фиксируется в случае соматогенной астении. А витамин В5 (пантотеновая кислота) вообще называют антистрессовым витамином. Витамин В2 (рибофлавин) участвует в энергетическом обмене, что также важно для повышения тонуса пациента. Железо, фосфор, марганец незаменимы для нормального функционирования ферментов, задействованных в энергетических процессах. Также значительную роль в лечении проявлений астено-невротического синдрома играют калий и магний.
Базовая терапия астено-невротического синдрома — транквилизаторы и антидепрессанты. Если синдром сочетается с выразительными истерическими, ипохондрическими проявлениями, фобиями, к базовой терапии добавляют невысокие дозы нейролептиков. Выбор препарата, дозу и курс лечения определяет врач.
Среди безрецептурных препаратов хорошо зарекомендовали себя гомеопатические средства (Хепель) и седативные лекарственные препараты растительного происхождения (экстракт валерианы, Персен, Ново-Пассит).
К немедикаментозным методам лечения заболевания (как и его профилактики) относятся: здоровый образ жизни, умеренная физическая активность, полноценный сон, отказ от вредных привычек.
Список использованной литературы
- Грищенко Е. В. Способы коррекции астенического синдрома в амбулаторной практике //“медицинский совет”, 2012 г. — c. 36-37
- Колюцкая Е. В. Современные подходы к психофармакотерапии тревожных расстройств // фармацевтический вестник: информационно-аналитическая газета. 2005. — с. 112-116
- Вейн Л. М, вознесенская Т. Г. , Воробьева О. В. И др. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. М. : медицинское информационное агентство. — 1998. — 752 с.
Популярные вопросы про астено-невротический синдром
Чем опасен астено-невротический синдром?
Не вылеченный вовремя он может стать причиной гормональных нарушений, расстройств в работе пищеварительного тракта (язва желудка), сердечно-сосудистой системы (вплоть до развития инфарктов и инсультов), развития депрессивных состояний, появления суицидальных мыслей.
Как долго лечить астено-невротический синдром?
Препарат и курс лечения обусловлен состоянием больного и сопутствующими патологиями, поэтому назначается врачом индивидуально.
Какой врач лечит астено-невротический синдром?
Врач-невролог, психотерапевт.
Лечение астеновегетативного синдрома
Если астеновегетативный синдром выявлен на ранних стадиях, то в этом случае можно обойтись без лечения медикаментами, достаточно будет отказаться от сильных нагрузок любого характера, нормализовать образ жизни и рацион питания, а иногда и просто отдохнуть. В случаях посложнее используется комплексная терапия, в которую включают: прием витаминов, массаж и лечебную физкультуру, электофорез, ванны с успокаивающими эфирными маслами. Также могут назначить нейрометаболические препараты и ноотропные средства растительного происхождения.
В самых тяжелых вариантах без медикаментозных препаратов не обойтись. Скорректировать состояние больного помогут антидепрессанты (антипсихотические средства и нейролептики). Очень важен индивидуальный подход с учетом возраста (у ребенка и взрослого отличаются нервные системы) и общего состояния организма. При уровне современной медицины развитие болезни легко свести к минимуму.