АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — причины, симптомы, типы и лечение

Статья:

Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.

Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПАТОЛОГИИ

Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.

Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.

Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.

Список использованной литературы

  1. Грищенко Е. В. Способы коррекции астенического синдрома в амбулаторной практике //“медицинский совет”, 2012 г. — c. 36-37
  2. Колюцкая Е. В. Современные подходы к  психофармакотерапии тревожных расстройств // фармацевтический вестник: информационно-аналитическая газета. 2005. — с. 112-116
  3. Вейн Л. М, вознесенская Т. Г. , Воробьева О. В. И   др. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика / под ред. А. М. Вейна. М. : медицинское  информационное агентство. — 1998. — 752 с.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:

  1. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
  2. Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.

СИМПТОМЫ У ДЕТЕЙ 2–6 ЛЕТ

Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:

  • пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
  • логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
  • плаксивости, капризности;
  • раздражительности и вспыльчивости;
  • немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
  • жестокого обращения с игрушками;
  • склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
  • неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
  • депрессивного настроя;
  • судорожного синдрома и нервных тиков;
  • беспокойного сна;
  • потери интереса к любимым играм, вялости;
  • психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).

СИМПТОМЫ У ШКОЛЬНИКОВ

Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:

  • раздражительность и нервная возбудимость;
  • ранимость, обидчивость;
  • замкнутость;
  • быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
  • повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
  • перепады настроения;
  • панические атаки и фобии;
  • снижение концентрации произвольного внимания;
  • резкое снижение успеваемости;
  • головная боль;
  • проблемы со сном;
  • расстройство аппетита;
  • яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.

Особенности общения

Среди всех остальных акцентуаций характера астено-невротический тип личности — один из самых непредсказуемых в плане общения. Поначалу он может показаться мягким и чувствительным. Но потом окажется, что он подвержен сильнейшим вспышкам гнева и придумывает проблемы себе и окружающим людям буквально на пустом месте.

  • Одиночки

Дружелюбны, но компаниям всегда предпочтут одиночество. И не потому, что избегают общения. Просто они быстро устают от шума, навязчивых взглядов и вопросов.

  • Перепады настроения

Из-за вспыльчивости часто грубят, хамят и устраивают истерики даже близким людям. Когда вспышка ярости проходит, начинают очень даже искренне просить прощения, так как чувствуют себя виноватыми.

  • Не бойцы

Не любят спорить и вступать в конфликты. При возникновении подобной ситуации тут же сдаются, даже не принимая бой.

Рекомендации по общению с астено-невротиком:

  1. Не создавать ситуаций конфликтности и конкурентности.
  2. Не обижаться на грубости, сказанные во время вспышек ярости. Терпеливо дождаться их окончания и уже тогда спокойно поговорить.
  3. Не заставлять астено-невротика ходить на шумные вечеринки и не приглашать домой слишком много гостей.
  4. Не увлекаться критикой, чтобы напрочь не убить желание что-либо делать. Больше хвалить, замечать и выделять положительные стороны. Занять позицию снисходительности к промахам.
  5. Не предлагать смотреть фильмы ужасов и мелодрамы. Комедии и что-нибудь из научно-популярного жанра — вот то немногое, что точно не расстроит астено-невротическуюличность.
  6. В общении быть доброжелательными и спокойными.
  7. Никаких шуток и иронии в его сторону — не поймёт, расстроится или обидится.
  8. Не устраивать сюрпризы. Никаких неожиданных вопросов и встреч. Обо всём договариваться заранее.
  9. Знать режим дня астено-невротика и не нарушать его.

Вообще секрет успешного общения с людьми астено-невротического типа достаточно прост. Встречу лучше планировать примерно на середину дня, где-то начиная с 11.00 и до 15.00. Утром они чувствуют себя абсолютно разбитыми после ночи — им нужно время, чтобы сосредоточиться на своих внутренних ресурсах, чтобы выполнить нужные задачи. Когда втягиваются, забывают и про болезни, и про обиды. Если их в этот момент не раздражают, вокруг — спокойная атмосфера, они — милейшие и добрейшие люди. Однако потом выдыхаются, устают и уже не способны на адекватное общение.

СТАДИИ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:

  1. Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
  2. Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
  3. Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.

Типы по МКБ10

Международная классификация определяет два основных варианта развития патологии:

  1. Гипердинамический. При таком характере болезни проявляется повышенная возбудимость, рассеянность, расторможенностью, потеря внимания. Также яркие признаки — эмоциональная нестабильность и бессонница.
  2. Гиподинамический. Провоцирует сниженную активность, плохое настроение, чрезмерное спокойствие. Ребенок существует внутри собственного мира, он слабо реагирует на изменяющуюся реальность. Вероятны проблемы с развитием речи, неадекватное восприятие запахов и посторонних звуков.

РАЗНОВИДНОСТИ СИНДРОМА

Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:

  • Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
  • Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
  • Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
  • Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
  • Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
  • Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
  • Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.

Общая характеристика

Краткая характеристика астено-невротического психотипа определяется следующими чертами и особенностями характера:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность, вспыльчивость, несдержанность;
  • часто — плохое настроение;
  • утром — сонливость и «разбитость»;
  • ипохондрия;
  • внезапные аффективные вспышки по малейшему, ничего не значащему поводу;
  • эмоциональные срывы при провале намеченных планов;
  • аккуратность;
  • дисциплинированность, исполнительность, покладистость;
  • заниженная самооценка;
  • из-за чрезмерной усталости — забывчивость, вялость, низкая активность;
  • физический труд более предпочтителен, чем умственный.

Астено-невротический тип входит в классификацию акцентуаций характера по Личко. У Леонгарда он называется тревожно-боязливым.

Рекомендуемые хобби для астено-невротика — любое коллекционирование, а также не изнуряющие виды спорта (вроде стретчинга или финской ходьбы).

Самые яркие примеры известных вымышленных астено-невротиков — это ослик Иа из «Винни-Пуха» и жираф Мелман из «Мадагаскара».

Пример из жизни. На приём к семейному психологу пришла молодая женщина. Она недавно вышла замуж за своего коллегу. Они работали вместе на протяжении 2 лет. При этом он был очень дисциплинированным и исполнительным работником: всегда сдавал все отчёты вовремя, никому и никогда не грубил, ни с кем не сплетничал. Когда они начали встречаться, ей показалось, что он слишком сильно акцентирует внимание на себе, а именно на своих даже самых незначительных болячках и проблемах. Но в целом, их связывали хорошие отношения, и они поженились. После этого всё пошло кувырком: после работы муж в прямом смысле падал на диван и вставал только за пару часов до ночного сна, чтобы перекусить и принять душ. Он выматывался от любого усилия — и морального, и физического. Ну и, конечно, львиная доля семейного бюджета стала уходить на его призрачные, чаще всего выдуманные болезни. Она устала от этого и пришла попросить совета у психолога, который объяснил ей, что её супруг — типичный представитель астено-невротического психотипа.

ПРИЧИНЫ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА

Астения может возникнуть по следующим причинам:

  • генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
  • меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
  • сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
  • ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
  • воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
  • резус-конфликт у матери и ребенка;
  • нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
  • ДЦП;
  • травмы позвоночника;
  • ослабленный иммунитет ребенка;
  • черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • менингит, арахноидит и энцефалит;
  • онкология головного мозга;
  • аномалии в работе почек и печени;
  • дефицит в организме витаминов группы В;
  • гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
  • дисфункция щитовидной железы;
  • сахарный диабет;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
  • излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
  • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
  • сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
  • физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
  • избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
  • подростковая игромания;
  • бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
  • употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.

Диета

Диета для нервной системы

  • Эффективность: лечебный эффект через 2 месяца
  • Сроки: постоянно
  • Стоимость продуктов: 1700-1800 рублей в неделю

Очень важным моментом является правильное питание при неврастении. Рацион должен быть обогащенным витаминами и минералами, а также всеми важными для организма питательными веществами. В рацион рекомендуется ввести следующие продукты и блюда:

  • цельнозерновые каши;
  • мед, сухофрукты;
  • свежие овощи и фрукты – бананы, зелень, капуста, спаржа, цитрусовые, облепиха, смородина;
  • печень;
  • пивные дрожжи;
  • рыба и морепродукты;
  • сыр, кисломолочные продукты.

Из меню следует полностью убрать:

  • жирное мясо;
  • сахар и кондитерские изделия;
  • острые блюда;
  • орехи, семечки;
  • квашеную капусту;
  • алкоголь.

ДИАГНОСТИКА

Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:

  1. Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
  2. Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
  3. Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
  4. Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.

Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.

Патогенез

В основе неврастении лежит психологический конфликт, суть которого — противоречие между желаниями и возможностями.

В патогенезе неврастении имеют значение как соматические, так и психические факторы. Основную роль отыгрывает реакция личности на психотравму. При этом важны не только объективные жизненные обстоятельства, но и то, как больной к ним относится. При неврастении отмечается противоречие между возможностями личности и ее требованиями к себе. Это несоответствие покрывают внутренние ресурсы, мобилизация усилий, что в итоге приводит к дезорганизации организма.

ЛЕЧЕНИЕ АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА

Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.

В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.

Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.

С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.

Условиями скорейшего выздоровления являются:

  • соблюдение ребенком режима дня;
  • систематические занятия спортом, выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики;
  • рациональное питание и употребление витаминно-минеральных комплексов, рекомендованных врачом;
  • ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.

Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.

ОСЛОЖНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:

  • гормональные нарушения, повышающие риск возникновения патологии пищеварительного тракта, ускорение или замедление темпов полового созревания;
  • отсутствие во взрослой жизни репродуктивной способности;
  • трудности социализации;
  • депрессия, суицидальные мысли;

Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.

МОИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.

Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.

Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе ­– творчество действует на них исцеляюще.

Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]