7 советов психолога, как научить ребенка ответственности


Что ощущает ответственный человек?


Ответственность, чувство внутренней обязательности, может быть проявлено в определенных сферах жизнедеятельности человека. Это может касаться вопросов здоровья, семьи, детей, рабочих вопросов.
С ответственностью связаны ощущения «способности» и «долга» за выполнение своих обязательств. Каждому человеку с активной и позитивной позицией, нести ответственность – означает, в первую очередь, необходимость настроится на дело, понимая значимость договоренностей, долга. У чувствительных личностей, которые настроены пессимистично, в ответственных ситуациях преобладает ощущение тревоги за вероятные неудачи. Они испытывают вину за то, что не выполняют свои обязанности.

Однако при любых настроях ответственность считают показателем надежности, готовности людей к честному и старательному выполнению договоренностей и своих обязанностей, а также отвечать за любые результаты, включая промахи.

Различают социальную и личную ответственность. На самом деле разницы большой нет. Но второй вид предполагает внутреннее понимание необходимости выполнения определенной работы конкретным человеком. Такие обладают сильным характером и огромной силой воли.

Ответственную позицию имеют те, кто готов и способен в разумных рамках отвечать за все происходящее в сложные моменты своей жизни. Ответственность высокого уровня является признаком взрослости человека.

Что значит быть ответственным человеком? Это предполагает:

  • Умение отвечать за свои поступки, все происходящее в своей жизни, не обвиняя других и сложившиеся обстоятельства за негативные последствия, результаты решений и действий.
  • Осознание непосредственного участия в «творении» собственной жизни, а также невиновности других людей и обстоятельств за происходящее вокруг.
  • Способность построения глубоких осознанных отношений с окружением. Основа для них – духовная близость, уважение и любовь.

Ответственностью в подходе к чему-то предполагается наличие обстоятельного анализа ситуаций наряду с проведением прогнозирования вероятности возникновения последствий разных поступков, включая действие либо бездействие. При этом человек понимает, что всегда, в любой ситуации есть вероятность неудачи. С любыми ответственностями связаны большие растраты душевных сил, они требуют продуманности каждого решения, здравого смысла. Однако свобода, которую дает способность брать ответственность за жизнь, перевешивает все остальное.

Как научить ребенка ответственности

Итак, формирование ответственности протекает индивидуально в каждом случае, однако можно выделить ряд универсальных правил и советов. Они помогут научить ребёнка принимать решение и понимать последствия своих действий и выбора.

Личный пример родителей

Ребёнок познаёт мир, в том числе и глядя на родителей. И если вы хотите воспитать в своём чаде ответственность, начните с себя. Обещали прочитать сказку? Выполняйте. Хотите, чтобы ваш сын приходил в школу вовремя? Сами не опаздывайте на работу. И так далее. В ином случае дети видят двойные стандарты (маме можно, мне – нельзя), а также понимают, что безответственное поведение всё же допустимо.

Последовательный подход

Нельзя просто сказать ребёнку: «С завтрашнего дня ты сам следишь за выполнением уроков. Я тебе напоминать не буду». Начинать нужно с малого, постепенно расширяя зону и границы ответственности. Например, сегодня он следит за временем и без опоздания приступает к письменной работе. Завтра он сам проверяет ошибки за собой. Послезавтра – выбирает тему сочинения по своему вкусу и желанию.

Право на ошибку

Как научить подростка ответственности, если запрещать ему ошибаться или ругать за каждый промах? Правильный ответ: никак. Ответственное поведение невозможно представить без предыдущего негативного опыта. Да-да, тех самых ошибок, разбитых коленок, плохих отметок и прочих последствий, которые сопровождают принятое решение и сделанный выбор.
Родители должны признать за ребёнком право ошибаться. Нашу жизнь вообще сложно представить без неудач, от них нельзя застраховаться. И следует научить своё чадо тому, как извлекать из ошибки урок и полезный опыт. Нужно ли ругать или наказывать за ошибку? В большинстве случаев нет.

Такая последовательность, как «выбор → ошибка → наказание → боязнь инициативы», лишь отбивает у ребёнка желание взять на себя ответственность. Гораздо правильнее выглядит следующая связка: «выбор → ошибка → разбор ситуации → выводы, исправление ошибок». Это и есть ответственное поведение.

Поощрение самостоятельности


Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5529590/
Об этом мы уже говорили, но повторим ещё раз. Формирование ответственности у детей невозможно без развития самостоятельности. Если мама следит за расписанием уроков, заполняет дневник, моет за ребёнком посуду и заправляет кровать, то нельзя говорить о воспитании самостоятельной и ответственной личности.

Начинать нужно с малого: того же самого мытья чашек-ложек и самостоятельного одевания. Но это касается маленьких детей. Если говорить о том, как научить ребенка ответственности в 12 лет и чуть старше, то нужно подбирать занятия, соответствующие возрасту.

К примеру, можно поручить подростку поискать дешёвые билеты на самолёт, подарки для родственников и т.д. Или предложить ему купить продукты для обеда, самостоятельно, не по списку. Пусть он приобретёт то, что посчитает необходимым, а потом посмотрит, что из этого можно приготовить.

Установление связи между поступком и следствием

Ответственный взрослый человек понимает, что у каждого действия, решения или выбора есть последствие. А вот маленькие дети часто не видят причинно-следственные связи. Родителям нужно помочь в понимании этого на конкретных примерах. Лучше всего, если они будут касаться самого ребёнка.

Допустим, малыш прыгал по лужам, а потом его ножки промокли, а сам он начал кашлять. Если донести до него эту причинно-следственную связь, то в другой раз он сто раз подумает, прежде чем лезть в лужу. Ведь, простудившись, он не сможет гулять на улице, пускать кораблики, играть с другими детьми.

Что касается подростков, то они обычно понимают связь между поступком и следствием. Если же они упорно не замечают её, можно прибегнуть к некоторым хитростям. Допустим, ребёнок потратил свои карманные деньги на сладости или развлечения. Значит, в этом месяце денег он больше не получит, а покупка наушников, на которые он копил монеты и купюры, отложится на неопределённое время.

Отказ от сравнений


Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5325683/
Все люди разные, это утверждение не требует доказательств и отлично работает в случае с воспитанием ответственности. Так что сравнения ребёнка с «сыном маминой подруги» крайне непродуктивны и даже вредны. И если соседское чадо в 10 лет самостоятельно ездило в другой конец города на тренировку, то это не значит, что ваш сын способен на такие «подвиги».

Более того, следует избегать сравнений и с собой в прошлом. Конечно, фраза «Вот я-то в твои годы» льстит вашему самолюбию, но никак не мотивирует ребёнка. Вы существовали в других жизненных обстоятельствах, вас окружала иная обстановка, да и опыт разрешения то либо иной ситуации тоже был другим.

Права = обязанности

Что касается подростков, то в возрасте 12-16 лет отлично себя зарекомендовала связка «права – обязанности». Если у ребёнка много обязанностей и он со всеми ними успешно справляется, тем шире должен быть список его прав. И напротив, если он отказывается от выполнения взятых на себя обязательств, то часть прав он теряет.

Одновременно с правами и обязанностями существуют привилегии и санкции. Ребёнок подросткового возраста должен осознавать то, что безответственность разрушает доверие и приводит к введению санкций.

За что в ответе каждый из нас?

Какие ответственности лежат на людях? Мы должны отвечать за каждое принятое решение, выбор, стремление,


поскольку наделены от природы мыслительной способностью. Исключение из правил – личности со сложными травмами головного мозга, а также отсталые в умственном развитии.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Такое качество проявляется:

  • При исполнении родительских обязательств – все родители должны отвечать за собственных детей;
  • В трудовой деятельности – в работе бывает разного уровня. Руководители отвечают за результаты деятельности своих подчиненных, которые также отвечают за свой участок работы;
  • В ситуации конфликтов интересов – ответственность одного из участников конфликта дает возможность стать контролером процесса, принять важное решение за всех. У него все в порядке с ответственностью за свое поведение, чувством долга и силой характера;
  • В военной службе – командный состав в ответе за подчиненных, за их жизнь, поступки;
  • При выполнении любых обязательств – предполагает наличие сроков и высокого уровня качества выполненных работ, оказанных услуг.

Видовое разнообразие развития этого качества


Чтобы не бояться брать на себя ответственность, получить более развитую черту следует:

  • Работать над собой, совершенствовать самоконтроль. Мы должны внимательно относиться к себе, собственным высказываниям, не обещать невыполнимые вещи, принимать решения взвешенно. Необходимо запастись терпением и результаты обязательно будут;
  • Использовать прием письменных заданий самому себе – предполагает записывание на бумаге, в блокноте задач, имеющих конкретные сроки исполнения. Когда человек выполняет собственное задание, он развивает свои индивидуальные навыки;
  • Заниматься организационной деятельностью. Взаимодействуя с людьми, организовывая их, координируя их действия, каждый из нас способен прийти к заветной цели;
  • Взаимодействовать с детьми. В таких ситуациях мобилизуется вся ответственность человека, ведь за ребенка всегда отвечает взрослый. Здесь просто не будет другого выхода.

Самостоятельность не равна ответственности


Фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/5907606/ Мы уже упоминали кратко об этом, но стоит раскрыть этот нюанс более подробно. Если подросток умеет убираться, выгуливать собаку, готовить себе завтрак, читать книги, то это не означает, что он уберётся без вашего напоминания, каждое утро будет вставать для собачьего променада, листать литературу, заданную для домашнего изучения. Может – не означает обязательно сделает.
Если ваша цель – воспитание ответственности у детей, то будьте готовы к тому, что будет много ошибок, неуспехов, отлынивание от действий и нежелание принимать решение. И это совершенно нормально. Ответственное поведение формируется постепенно, становится навыком или привычкой через определённое количество времени. Кроме того, важен и опыт, когда родители не боятся давать ребёнку возможность сделать выбор.

А ещё необходимо расставить приоритеты: собрать школьный рюкзак самому или предоставить эту возможность ребёнку, но тогда он опоздает в школу. Если для вас важен порядок, точное соблюдение всех норм, нежелание сталкиваться с дискомфортом, то придётся забыть о детской самостоятельности и ответственности. Ребёнок должен научиться принимать решение, сталкиваться с последствиями своего выбора. Это аксиома! Если хотите, закон мироздания.

Правильные и неправильные вопросы

В сфере обслуживания

Неправильные QBQ
Когда же служба доставки начнет отправлять заказы вовремя? Как мне помочь им?
Почему у клиента такие завышенные ожидания?
Когда уже отдел продаж научится все делать правильно с первого раза?

В сфере менеджмента

Неправильные QBQ
Почему молодое поколение не хочет работать? Как мне стать более эффективным наставником?
Когда мы найдем хороший персонал? Каким образом я могу лучше понять каждого подчиненного?
Почему у них нет никакой мотивации? Как создать более сильную команду?

Для руководителей

Неправильные QBQ
Кто допустил оплошность? Как мне стать хорошим лидером?
Когда уже они усвоят стратегию? Каким образом показать, что мне небезразлично?
Кто еще будет беспокоиться так, как я? Как научиться общаться эффективнее?

Для подчиненных

Неправильные QBQ
Почему на нас обрушились все эти перемены? Каким образом я могу повысить свою продуктивность?
Когда же меня научат этому?
Почему я мало зарабатываю? Как адаптироваться к меняющимся условиям?
Кто мне четко объяснит мои задачи?
Когда уже менеджмент начнет действовать согласованно? Каким образом развивать себя? Как повысить свою заинтересованность?
Кто разработает для нас стратегию?

Чувство стыда

Стыд часто сопутствует вине. Хотя конкретное определение стыда у специалистов разнится, примем, что чувство

вины человек испытывает перед самим собой, а стыд – скорее перед другими. То есть вина отражает то, как мы сами оцениваем свои поступки, а
стыд – это реакция на то, как, на наш взгляд, другие оценивают наши действия и нас в целом
. Мы как бы смотрим на себя чужими глазами, и нам не нравится то, что мы видим. Важно учитывать, что это
наше личное, субъективное представление о мнении других людей
, которое может и не иметь ничего общего с действительностью. Например, нам может быть стыдно перед кем-то за что-то, хотя этот кто-то даже не обратил на наш проступок никакого внимания. И напротив – человек может не чувствовать стыда, хотя важные для него люди не одобряют его поведение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]