Как когнитивная психология помогает нам лучше понять себя

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Современные перспективы

Современные перспективы когнитивной психологии вообще обратиться познания как теории двойного процесса , изложенная на по Дэниел Канеман в 2011 году Канеман дифференцированы два стиля обработки более, называя их интуиции и рассуждения. Интуиция (или система 1), аналогичен ассоциативное рассуждение, была определена , чтобы быть быстрыми и автоматическими, как правило , с сильными эмоциональными связи включены в процессе рассуждения. Канеман говорит , что такого рода рассуждения были основаны на сформированных привычек и очень трудно изменить или манипулировать. Обоснование (или система 2) был медленнее и гораздо более неустойчивыми, являющихся предметом сознательных суждений и установок.

Содержание

  • 1 Немного истории, или как моск изучал моск
  • 2 Суть метода 2.1 Что есть «когнитивное»?
  • 3 Когнитивная психотерапия
      3.1 Экспериментальное подтверждение
  • 3.2 Долой бессознательное!
  • 4 Мемы
      4.1 Пирамида Маслоу
  • 4.2 Правило 7 ± 2
  • 4.3 Когнитивный диссонанс
  • 4.4 Когнитивные искажения
  • 4.5 Язык-прайм
  • 4.6 Пластичность мозга
  • 4.7 Весовые коэффиценты @ Нейронная сеть
  • 4.8 Синергия
  • 5 Когнитивная психология vs НЛП и прочая хуита
  • 6 Текущее состояние
  • 7 Видеогалерея
  • 8 Ссылки
  • Виды когнитивных процессов

    Низшие или базовые

    Ощущение и восприятие

    Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

    Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

    Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

    Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

    О памяти

    Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

    • Память краткая или кратковременная;
    • Память сенсорного типа;
    • Память семантического вида;
    • Память рабочего характера;
    • Память автобиографического направления и другие.

    Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

    Внимание и память

    Процессы сложные и высшие

    Интеллект или ум

    Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

    На заметку

    Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

    Мышление

    Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

    Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

    Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

    Речь

    Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

    Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

    Мышление и речь

    Необычный эксперимент

    С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

    Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

    Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

    Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом

    Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида

    Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

    [править] Суть метода

    Пока психологи ломали моск над устройствам моска, нерды из Британии и Америки изобрели компьютеры с информатикой. И решили нерды, что это хорошо. И вознамерились нерды помериться силами с самим Б-гом, создав искусственный интеллект.

    Но тут вышла засада, потому, что едва начав, вскричали нерды: «А как мы создадим искусственный интеллект, если даже про наш собственный интеллект ничего не знаем, бида-бида!».

    Попытались нерды спросить совета у психологов, но едва взглянув на вышеописанный пиздец, померкли духом. Тут бы и сказке конец, но внезапно кому-то из нердов пришла в голову светлая, как оказалось, мысль: «А что будет, если как раз моск надо сравнивать с компьютером?».

    Сели нерды за тетради и, ЧСХ, картина начала проясняться. Допустим, что мозг — информационная система. Следовательно, она состоит из:

    • входных сигналов
    • постоянной памяти
    • оперативной памяти
    • алгоритмов преобразования сигналов
    • и, наконец, выходных сигналов.

    Пример: увидел ты, анонимус, красивую тян (входной сигнал). Из постоянной памяти в оперативную подгрузилась запись о том, как ты дрочил на прон с Сашей Грей, и тебе в голову приходит мысль (преобразование сигналов): «Я бы её трахнул». Но тут вдруг (а точнее не вдруг, а по алгоритму, или иначе когнитивной схеме) из памяти грузится другая запись — как в первом классе девочка сделала тебе подножку. И теперь ты думаешь: «Она мне не даст», совершая при этом ошибку мышления (когнитивное искажение) вида: «Общий вывод из единичного случая». И тогда наступает выходной сигнал: ты идешь в школьный туалет и дрочишь. А в соседней кабинке твой одноклассник ебет ту самую тян, потому что у него в голове когнитивные схемы другие. Ха-ха, лох.

    И тут, вспомнив свои школьные годы чудесные, увидели нерды, что идея работает и это хорошо. Так или примерно так началась когнитивная психология. Ловцы человеческих душ сразу оценили её плюсы:

    • Во-первых, такой подход понятен любому быдлокодеру, либо тому, у кого уровень владения компьютером хотя бы на уровне «скорая компьютерная помощь». Хотя нет, это таки будет минус.
    • Во-первых, сабж соответствует научному методу (Newton Issac
      , circa 1666
      ). У него есть системообразующая теория. Его можно измерять объективно — представив человека как черный ящик (но с известной общей структурой) и через это определяя, что таки творится в черепушке между стимулом и рефлексом. Его, блин, даже можно отнести к точным (а не гуманитарным) наукам, ибо человек же как электронное устройство получается!
  • Во-вторых, сабж понятен
    . Казалось бы, так себе достижение для науки — но только не для психологии. До когнитивного подхода никакой понятной
    общей модели
    психики не существовало. Теперь — существует.
      Насколько она достоверна — отдельный вопрос, но раньше ведь и того не было.
  • В-третьих, приятным бонусом неожиданно и элегантно решился главный вопрос философии: «Как связаны между собой бытие и сознание?» (он же, в научных кругах — «психофизиологическая проблема»). Оказалось, что связаны они через информацию, передающуюся между ними, либо по-разному представленную там и сям.
  • Вообще, когнитивный подход настолько сильно торкнул всех заинтересованных, что его возникновение позже обозвали аж «когнитивной революцией». Потому что он ввел целую новую парадигму того, что такое человек и как его следует изучать/изменять.

    [править] Что есть «когнитивное»?

    Важным нюансом всего этого когнитивного хозяйства является то, что это не просто изучение человеческого мышления. Когнитивная психология — это такой взгляд на человека, в котором он есть информационная система, перерабатывающая полезную информацию в хуйню (или наоборот). И все функции психики рассматриваются в этом направлении именно как различные обработчики информации. Таким образом, КП изучает и мышление, и воображение, и внимание, и восприятие, и память, и эмоции, и вообще всё, что есть в человеческой бошке — но именно что с точки зрения обработки информации всем этим хардом и софтом. Подробнее можно почитать тут.

    Техники когнитивной психотерапии

    Когнитивный подход в терапии неразрывно связан с формированием когнитивной психологии, делающей основной акцент на познавательных структурах психики и занимающейся личностными элементами и способностями логического характера. Обучение когнитивной психотерапии сегодня получило широкое распространение. По мнению А. Бондаренко когнитивное направление соединяет три подхода: непосредственно когнитивную психотерапию А. Бека, рационально-эмотивную концепцию А. Эллиса, реалистичную концепцию В. Глассер.

    Когнитивный подход заключается в структурированном обучении, эксперименте, тренировках в ментальном плане и поведенческом аспекте. Он призван оказать помощь личности в овладении нижеописанными операциями:

    — обнаружение собственных негативных автоматических дум;

    — нахождение связи между поведением, знаниями и аффектами;

    — нахождение фактов «за» и «против» выявленных автоматических мыслей;

    — нахождение более реалистичных трактовок для них;

    — обучение выявлению и трансформации дезорганизующих убеждений, ведущих к уродованию навыков и пережитого опыта.

    Обучение когнитивной психотерапии, ее основным методам и техникам помогает выявить, разобрать и в случае необходимости трансформировать негативное восприятие ситуаций или обстоятельств. Люди, зачастую, начинают бояться того, что сами себе напророчили, вследствие чего ожидают худшего. Иначе говоря, подсознание индивида предупреждает его о возможной опасности до момента попадания в опасную ситуацию. В результате этого субъект пугается заранее и стремится этого избежать.

    Систематически отслеживая собственные эмоции и стремясь трансформировать негативное мышление, можно уменьшить преждевременный страх, который способен модифицироваться в паническую атаку. При помощи когнитивных техник существует возможность изменения характерного для таких мыслей фатального восприятия панических атак. Благодаря этому укорачивается длительность приступа паники, и понижается его отрицательное воздействие на эмоциональное состояние.

    Техника когнитивной психотерапии состоит в выявлении установок больных (то есть для пациентов должны стать явными их негативные установки) и помощи в осознании разрушительного воздействия таких установок

    Немаловажно также, чтобы субъект, основываясь на собственном опыте, удостоверился в том, что из-за собственных убеждений он недостаточно счастлив и что он мог быть счастливее, если бы руководился более реалистическими установками. Роль психотерапевта лежит в предоставлении пациенту альтернативных установок или правил

    Когнитивная психотерапия упражнения по релаксации, остановке потока мыслей, управлению побуждениями применяются в комплексе с анализом и регулированием повседневной деятельности с целью приумножения навыков субъектов и их акцентирования на позитивных воспоминаниях.

    [править] Мемы

    Как ни странно, некоторые из когнитивных понятий уже стали мемами, хотя их пользователи о том и не знают.

    [править] Пирамида Маслоу

    Нуфф саид.

    [править] Правило 7 ± 2

    Столько элементов мышления человек может держать одновременно в своей голове. Правило возникло из того, что ежели мозг аналогичен компу, то и его мощности, как и компа, должны быть ограничены. В оперативной памяти, к примеру, человек может держать от пяти до девяти понятий, не более того. Потому свои мысли и желательно записывать и называть этот процесс конспектом — иначе на по-настоящему сложное мышление оперативки не хватит.

    К слову, когнитивные искажения, автоматические мысли и прочее стереотипно-шаблонное мышление происходит от тех же самых ограничений. Поскольку полноценно думать в каждый момент времени мозговых ресурсов не хватает, человек формирует готовые шаблоны, а потом им следует. Тупо? Зато быстро и работает!

    [править] Когнитивный диссонанс

    Основная статья

    :
    Когнитивный диссонанс
    Nuff said. За подробностями см. соответствующую статью.

    [править] Когнитивные искажения

    Основная статья

    :
    Когнитивная психология/Когнитивные искажения
    Эволюционные фичи головного мозга, тараканы в голове. Имеются у 100% народонаселения, в 95% случаев приводят к когнитивному диссонансу, неврозам, плохому сну, потере денег и времени, и прочим проявлениям ФГМ, причинами которого и являются. ЧСХ, к разрывам шаблонов не приводят, напротив, всячески укрепляют иллюзии, являясь арматурой в их титанобетонной структуре. Имеют огромное практическое значение — в частности, для тех, кто избрал стезю «относительно честного отъема денег у народонаселения»: как криминальными мошенниками, так и корпорациями через маркетинг, рекламу и пеар. Придуманы когнитивными психотерапевтами.

    Если чуть более подробно, когнитивные искажения (или когнитивные ошибки) — систематические ошибки в мышлении, из-за которых многие мысли, суждения, умозаключения, рождающиеся непрерывным потоком у нас в мозге, кажутся непогрешимо верными, но при объективной проверке оказываются полностью ложными. При этом сам человек может быть уверен в своих суждениях много лет, потому что принцип работы большинства когнитивных ошибок становится понятен только при виде результатов хитроумных научных экспериментов с участием больших групп испытуемых. Более того, сама осведомленность о наличии того или иного когнитивного искажения не значит, что вы отныне больше ему не подвержены, потому как когнитивные искажения являются частью естественных процессов мышления. Каждый человек подвержен всем им, но те когнитивные искажения, принцип работы которых вам все-таки известен, обычно легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей, собственных или чужих рассуждений. Это очень похоже на оптические иллюзии, которые вы фактически не перестаете видеть, даже если знаете, в чем там фишка, но если все-таки взглянуть под другим углом или воспользоваться линейкой, то все становится ясно.

    Ученые уже выявили, доказали и задокументировали не одну сотню таких постоянно совершаемых ошибок и горизонта в этой работе пока не видно. Их полный на данный момент список собирают на специальной странице в Википедии (английская версия обновляется чаще). А здесь небольшая подборка наиболее лулзовых мемов:

    [править] Язык-прайм

    Мем из области психолингвистики

    , придуманный Коржибским. Психолингвистика заявляет, что язык, используемые слова в частности, влияют на процессы мышления и психику. Поэтому нужен специальный язык — лишенный понятия «является». То есть по правилам языка-прайм нельзя говорить «Ты — хуй», надо говорить «Ты сделал хуйню» или, ещё лучше, «То что ты сделал, я оцениваю как хуйню». Так, дескать, точнее и конструктивней получается, так как наёбывает часть искажений (и вызывает меньше баттхёрта).

    [править] Пластичность мозга

    Инфа от доктора по фамилии Тауб, во второй половине XX века державшего частную клинику реабилитации людей, переживших инсульт; как мем же популяризировано Норманом Дойджем.

    • Суть от Тауба такова: кора мозга не является компом со строгим делением блоков (а-ля IBM PC), а скорее напоминает способный перепрошивать себя под обстоятельства аналог Amiga (в смысле, с кучей сопроцессоров): вывод одного кусочка мозга из строя инсультом хоть и может привести к жопе по причине проёба того, что этот кусочек должен был делать, но за счёт правильной дрочки соседних с пострадавшей до состояния отруба долей мозга это очень даже фиксится. Например, занятиями, «банально» уча парализованного заново ползать => ходить => бегать аки детсадовца. Иными словами, после инсульта, если не забыть как дышать, есть шанс вернуть всё как было, причём всё равно за счёт работоспособности всего остального мозга сделать всё как было получается таки в разы быстрее, чем с детсадовцем (если поциент не филонит, не берёт выходные, а, чтобы быстрее достичь «эффекта понедельника» таки ебошит без отдыха, а врач не «-убийца»). В случае с проёбом куска мозга, отвечавшего за сложную хуйню вроде речи, учить придётся хитрее (если задета зона Брока или зона Вернике). ЧСХ, именно это вышеупомянутое «учить снова, словно младенца» у Тауба оказалось просто прорыв как эффективно
      по сравнению с «докторским решением» 1930-х взять и поставить на костыли человека, потерявшего от инсульта именно контакт ног с мозгом, а не сами нервы в ногах.
  • При томографии мозга прокачанного таубо
    поциента можно обнаружить, что проёбаный кусочек мозга хоть и остался раздроченным\залитым застойной кровью, но вместо него теперь работу годно делают нейроны по соседству.
  • Из лулзов: прокачка одной сложной темы способствет развитию моска в какбэ непричастных вещах. Например британские учёные (показывал Евроньюс в 2002) взяли и доказали, что кач игры на пианино младой школотой способствует прокачке скилла «счёт своей башкой» гораздо лучше, чем просиживание штанов за компуктером в детских обучающих программах™ уровня «кролег пошёл в гости к кроту».
    • А в «Новом уме короля» (Emperor’s New Mind) от Роджера Пенроуза, в своих изысканиях ссылающегося на Лоуренса Вайскранца, описывается, как человек, потерявший зрение по причине «нужно было удалить часть зрительной коры головного мозга» (спойлер:
      не то аневризма, не то эпилепсия
      )
      , обнаружилась почти стопроцентная способность «угадывать», какую из фигур ему показывают.

    От Нормана Дойджа же суть такова:

    • Если ты родился только с одним полушарием коры мозга, то ты можешь взять и статься нормальным человеком с работой и правами на вождение машины (спойлер:
      не без косяков вроде 100500 царапин и сколов на оной от любого порёбрика, но зато с перком (как-то «за пять секунд догадаться, что за день недели был такого-то числа десятилетия назад»)
      )
      , и к доктору на скан башки попадёшь разве что случайно.
    • Если много фапать на прон, то по причине эксплуатации одних и тех же нейронных цепей будут приходить и уходить разного рода фетиши и не только. Лечится нестояк на «ванильный секс» ВНЕЗАПНО нофапофоном.
    • В случаях хардкорных БДСМ-фетишей конкретных поциентов неиллюзорно прослеживается связь с рахитом и соответствующим больничным детством.

    Уже другой

    Тауб, уже в 2007-ом, сообщил интересную кулстори с картиночками: человек постепенно лишался мозга изнутри и тем не менее, прожил полноценную жизнь до 44 лет в роли «civil servant», что как бы намекает на то, сколько моска всё же используют люди. А разгадка одна: гидроцефалу, видя улучшение, убрали смонтированный укол в голову (тот самый, IRL, aka «дренаж»), из-за чего внутричерепная жидкость втихаря оказывала давление на мозг аж 30 лет.

    [править] Весовые коэффиценты @ Нейронная сеть

    Параметр силы связи одного нейрона с другим, варьируется от 0 до 0,(9). Поясняет за главное отличие мозга от пекарни анона: в мозгу просто не может быть бинарной системы счисления в виде одного сигнальчика, принятого за пороговый сигнал (то есть за эталон сигнала-«единички», отсутсвие коего даёт ровный ноль), все сигналы от нейрона к нейрону по своей силе меняют мощь туда-сюда, что зависит от тонны причин (пропускная способность мембраны между нейронами, состояние самих нейронов, респаун нейронов).

    • Реализовано это, ЧСХ, сразу в нескольких местах. Имеется:
    1. Мощность исходящего сигнала (одна на всех, это же нейрон: выходной канал у него IRL один);
    2. Мощность входящего сигнала (зависит от размера конкретного маленького отростка нейрона-приёмника, которым он связан с сигналом-передатчиком, а точнее — с количеством соединяющих их контакт молекул);
    3. Общей возбудимости нейрона.
    4. И т. д. — солевой баланс, окружающий магнитный фон (разработчики MagStim гарантируют это) и т. д.

    Сама же по себе тема нейронных сетей является мемом научного мира и развивающейся отраслью информатики и стартапов, поскольку качественно противопоставляет себя канонiчным компьютерам с энным количеством разрядов в системе счисления. В варианте «нейронная сеть, способная к самообучению», годно имитирующая нечто живое нейронка oche затратнореализуема даже на самых мощных суперкомпьютерах, но зато 20-30 «нейронов» в связке под названием «однослойная нейронная сеть» способны ошеломлять любителей распознавать буквы рандомных шрифтов или даже выносить готовых анализировать валютный рынок в их же игре.

    • Зато никто не запрещает создавать т. н. «оптические системы» или отказываться от идеи централизированного ЦПУ и использовать параллельные вычисления уже на видеокартах (где каждому нейрону спокойно отходит свой сопроцессор; в варианте «многослойная нейронная сеть» то реализуется на ура), что позволяет легко возиться с распознаванием образов и прочими плюшками, труднореализуемыми на обычных ЭВМ, но которые столь привычны человеческому моску.

    [править] Синергия

    Синергия — это когда в присутствии друг друга, оставаясь самим собой два вещества или даже две организации (ну и, конечно же, два отдела мозга), сами по себе фейловые и считающиеся «мягкими», ВНЕЗАПНО своей мощностью в присутствии друг друга устраивают особо сильное действие в организме\оказываются мощным игроком.

    Более подробно суть синергии состоит в том, что «иногда не нужно бить только в одну точку даже самым быстрым, решительным ударом».

    В вышеописанном случае с двумя лекарствами для некоего нужного эффекта может быть необходимым совершать воздействие на два фронта (и тогда вещество А влияет на рецепторы «альфа», вещество Б же влияет на рецепторы «бета», а нужный эффект достигается только при имитации какого-то сложного состояния, когда задействованы и «альфа», и «бета»). Или если нужно эффективно расправиться с болячкой, то А подавляет размножение источника болезни, в то время как Б нормально так ломает жизнь этому источнику, изводя его на фоне А в ноль).

    Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы

    Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека

    Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание

    Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

    Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике.

    Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи.

    В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

    Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт.

    Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

    Кому может помочь когнитивная психология?

    Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения).

    Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение.

    Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

    Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

    Когнитивно-поведенческая психотерапия

    когнитивный подход в психологии

    Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

    Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

    Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

    Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

    В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

    1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
    2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
    3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

    Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

    Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

    Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

    Немного истории

    Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания. Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

    Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

    • Декарт;
    • Юм;
    • Кант.

    Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

    Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

    Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

    Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

    • бихевиористского течения;
    • изъятия психического элемента из оценки поведения;
    • игнорирования действий, направленных на формирование познавательных процессов и развития.

    Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

    Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности. В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

    Основы когнитивной психологии

    Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

    • память;
    • речь;
    • воображение;
    • чувства;
    • мышление.

    В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

    Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

    Недостатки когнитивной психологии

    К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

    1. Недостаток общей концепции личности и общей схемы разъяснения познавательных процессов, озвученные мысли обладают схожестью с осознанием черт характера и особенностей познавательных действий в интроспективной психологии.
    2. Невысокая природная достоверность, то есть соотношение представлений предстоящим мониторингам.
    3. Уровень культуры не рассматривается, как условие воздействия в формировании познавательных возможностей индивидуума.

    На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

    [править] Ссылки

    • Мы не замечаем, сколь многого мы не замечаем — доставляющее интервью с когнитивным психологом.
    • Когнитивная терапия. Полное руководство — для борьбы со своими тараканами. Автор — Джудит Бек, дочь Аарона Бека, одного из основателей когнитивного направления в психотерапии.
    • Психотренинг по методу Альберта Эллиса — книга другого основателя когнитивного направления в психотерапии. Написана специально для рядового читателя, без зауми, даже поймешь.
    • Годный научпоп по теме
    [ + ]
    Когнитивная психология — целебная панацея от всех болезней
    ТерминологияКлятва Гиппократа • Клиническая смерть • Когнитивный диссонанс • Комплексы • Латынь • Профессиональная деформация • Разрыв шаблона • Священная корова • Синдром • Сонный паралич • Средняя температура по больнице • Стволовые клетки • Эффект Манделы • Юношеский максимализм
    Представители профессииВрачи-убийцы • Доктор • Медик • Патологоанатом • Психолог • Стоматолог • Чумной доктор Silvy • Булгаков • Горин • Лектер • Лем • Лукьяненко • Менгеле • Онищенко • Райх • Соковня • Фрейд • Хагенс • Хаус • Че Гевара • Шаов • Юнг
    Великие шаманыБронников • Грабовой • Жданов • Кашпировский • Малахов • Молодильное яблоко • Мулдашев • Попов • Слюсарчук • Хилеры • Чумак • Шахиджанян
    ПациентыChris-chan • Алсувед • Биша Муда • Болашенко • Ван Гог • Василевский • Вербицкий • Гамаз • Граждане СССР • Грета Тунберг • Евсюков • Киркоров • Коэльо • Летов • Лобанов • Лукашенко • Новодворская • Ревякин • Рыжий Тарзан • Стомахин • Тимати • Хармс • Хасигути • Чумазик • Фомин • Ющенко
    БолезниАкне • Анорексия • Белая горячка • Венерические болезни • Депрессия (Кризис среднего возраста) • Дисбактериоз • Импотенция • Инфекции • Наркомания • Ожирение • Пандемия (Коронавирус) • Паразиты человека • Паранойя • Рак / Рак мозга • СДВ • Свиной грипп • СПИД • Синдром Туретта • Фимоз • Шизофазия • Шизофрения
    Вымышленные болезниБокланопоцтит • Кровь из носа • Лурчанка • Недоёб • Одержимость • Опухание гондураса • ПГМ • Педоистерия • Преждевременная эякуляция • Пиздецома • Рукожопие • Синдром вахтёра • Синдром навязчивой мелодии • Синдром французского борделя • Словесный понос • СПГС • Спермотоксикоз • Троллефобия • Фаллический редукционизм • Фаллометрия в интернете • ФГМ • ЧСВ
    ПанацеиАборт • Антипсихиатрия • БАДы • Баклофен • Бессмертие • В морг • Вазелин • Вдоль • Волшебная таблетка (Таблэтка) • Галоперидол • Гипноз • Гомеопатия • Диета • Звёздочка • Иммуномодулятор • Йога • Карательная проктология • Карательная психиатрия • КЛБ • Когнитивная психология • Лоботомия • НЛП • Обрезание • Осознанные сновидения • Психокульт • Пиздюль • Презерватив • Прививки • Секс (Оргазм) • Синтон • Сок Нони • Укол в голову • Финский армейский тест • Фуфломицины • Холотропное дыхание • Эвтаназия
    [ + ]
    Когнитивная психология Матан
    ДостиженияTeX • Атомная бомба • Биореактор • Большой адронный коллайдер • ГМО • Двести двадцать • Корчеватель • Кубик Рубика • Нанотехнологии • Палата мер и весов • Резонатор Гельмгольца • Роботы • Термоядерный синтез • Чернобыль • Экзоскелет • Фукусима
    Теории и открытияГеометрия Лобачевского • Звездчатый многоугольник • Квантовая механика • Когнитивная психология • Популяционная теория Мальтуса • Радиация • Тёмная энергия • Теория большого взрыва (сериал) • Теория относительности • Теория разбитых окон • Теория струн • Четвёртое измерение • Чёрная дыра • Эволюция • Элементарные частицы • Энтропия
    Мемы265 • xkcd • Бритва Оккама • Деление на ноль (Яценюк) • Дигидрогена монооксид • Задача Льва Толстого • Задача Эйнштейна • Закон Мерфи • Закон Парето • Квадратно-гнездовой способ мышления • Квадратура круга • Коробочка фотонов • Кот Шрёдингера • Матановая капча • Критерий Поппера • Метод научного тыка • Пик нефти • Поймать льва в пустыне • Простые числа • Рекурсия • Сферический конь в вакууме • Теорема Абеля — Галуа • Теорема Ферма • Число Грэма • Число Эрдёша
    Люди и организацииОрганизации (ИТМО • МФТИ • НМУ) • Байрон • Белоненко • Березовский • Вассерман • Вербицкий • да Винчи • Декарт • Докинз • Инженер • Кэрролл • Лаборатория • Лейбниц • Луговский (цитатник) • Паскаль • Перельманы (Григорий • Яков) • Переслегин • Пятисемиты • Саган • Тейлор • Тесла • Технофашисты • Фейнман • Хайям • Хокинг • Эшер
    ПаранаукаScience freaks/Научное фричество • Scorcher.ru • Артефакт • Великая тайна воды • Вечный двигатель • Гомеопатия • ГСМ • Информационное поле Вселенной • Квадратно-гнездовой способ мышления • Научный креационизм (аргументы) • НЛП • Принцип Арнольда • Соционика • Телегония • Торсионные поля • ХУЯС • Электронный голосовой феномен
    Фрики и шарлатаныSherak • Британские учёные • Бронников • Гаряев • Жданов • Катющик • Лотов • Лысенко • Малахов • Мулдашев • Мухин • Никонов • Олег Т. • Петрик • Протопопов • РАЕН • Скляров • Стерлигов • Фоменко • Чащихин • Чернобров • Чудинов • Чурляев • Чуров
    СрачиБесполезная наука • Взлетит или не взлетит? • Дети индиго • Луносрач • Наука vs религия • Пирамидосрач • Плутоносрач • Физики vs лирики • Шмель летать не должен

    Принципы

    Когнитивная система включает в себя сознательное и бессознательное мышление. Исследователи выделили 6 принципов отделения одного от другого.

    • Концепция бессознательной мысли основана на осознаваемом и неосознаваемом видах мышления. Осознанное мышление связано с когнитивным действием, нацеленным на задачу или предмет, которые находятся в центре внимания. При неосознаваемом мыслительном процессе события оказываются за пределами фокуса размышляющего индивидуума.
    • Закон вместимости подразумевает хранение в рабочей памяти не более 7-9 элементов сведений. На бессознательное мышление это правило не распространяется.
    • Аспекты «сверху вниз» и «снизу вверх» свидетельствуют о выдаче готового решения подсознательной сферой после впитывания фактов целиком, в то время как осознаваемое мышление обрабатывает данные системно посредством различных схем и определений.
    • Принцип весомости сводится к тому, что лучшие решения принимаются людьми в моменты некоторого отвлечения от поставленных важных и сложных задач. Следовательно, неосознаваемое мышление часто бывает эффективнее сознательного рассуждения.
    • Принцип правила утверждает, что найденные на бессознательном уровне ответы не всегда соответствуют законам логики, так как они основаны на ассоциациях. Сознательные решения всегда базируются на формальных правилах.
    • Принцип сближения (конвергенции) предполагает проникновение в суть проблемы и забывание о ней. Тогда бессознательное мышление вступает в силу, и тупиковая ситуация легко разрешается. Образуется некоторое сотрудничество между сознательным и неосознаваемым мышлением.

    Основные концепции

    Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти

    Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций

    Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.

    Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.

    Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.

    Новый этап исследования

    Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

    Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

    Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

    Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

    Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

    Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

    Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

    Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

    Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

    Когнитивный процесс и когниция

    Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

    Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

    В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

    Когнитивная графика

    В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

    Когнитивная психология

    Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

    Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

    Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

    Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

    Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

    Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

    Взаимодействие с другими науками

    В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

    Основные задачи

    Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации.Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

    Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

    Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

    На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

    Представители

    Психология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми

    Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.

    Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.


    Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет

    Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]