Какова структура и компоненты общения в психологии?


Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Коммуникация

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Структура коммуникации

Существует три взаимосвязанных стороны коммуникации: коммуникативная сторона коммуникации состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, необходимо координировать действия, распределять функции или оказывать влияние на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона коммуникации — это процесс восприятия партнеров в коммуникации и создание на этой основе взаимопонимания.

Средства связи включают в себя:

Язык — это система слов, словосочетаний и правил их соединения в осмысленных высказываниях, используемых для общения. Слова и правила их употребления одинаковы для всех говорящих на этом языке, что делает общение через язык возможным. Когда я говорю «стол», я уверен, что каждый из моих собеседников ассоциирует это слово с тем же понятием, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и уже формирует его личный, «субъективный» смысл, так что мы не всегда правильно понимаем друг друга.

Интонация, эмоциональное выражение, которое может придать разный смысл одному и тому же предложению.

Выражение лица, осанка, взгляд собеседника могут усилить, дополнить или опровергнуть смысл предложения.

Жесты как средство коммуникации могут быть как общими, то есть иметь фиксированный смысл, так и выразительными, то есть служить для увеличения выразительных возможностей речи.

Расстояние, с которым общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций и степени доверия к собеседнику.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Общение как обмен информацией

Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.Широкое признание получила аналитическая модель общения Г.М. Андреевой

, в соответствии с которой структура любого акта общения включает в себя коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны.
Рассмотрим коммуникативную сторону общения
.
Выделяются следующие особенности человеческой коммуникации
: 1. Коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации передающей системой и прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. 2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. 3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (говорят на одном языке). 4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Коммуникация определяется как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Выделяются три вида речи
: 1)
Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Она является основным инструментом мышления. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности. У ребенка сначала формируется внешняя речь и затем на ее основе внутренняя. 2) Внешняя речь. Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Устная речь – внешняя, произносимая воспринимаемая на слух речь. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Письменная речь осуществляется посредством письменных знаков. 3) Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – устная речь, направленная на самого себя. Она особенно заметна у детей дошкольного возраста, когда они играют и разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы эгоцентрической речи можно встретить и у взрослого человека, когда, решая сложную задачу, размышляет вслух.

Вербальная и невербальная коммуникация

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Речь

– основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, поза, интонации, одежда, даже предметы, окружающие нас.
Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.Выделяют следующие виды невербальной коммуникации
: 1.
Паранлигвистика – темп речи, тембр, громкость и высота голоса. 2. Экстралингвистика – вздохи, кашель, паузы в речи, смех. 3. Кинесика – жест, мимика, поза, походка, взгляд. 4. Такесика – статические и динамические прикосновения людей друг к другу в процессе общения. 5. Ольфакторика – вкус, обоняние. 6. Проксемика или пространственная психология – включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.
Особенности невербальной коммуникации:

Невербальная коммуникация Вербальная коммуникация
Полисенсорная природа

(осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции, терморецепции)

Моносенсорная природа

(осуществляется с участием одной сенсорной системы – слуха)

Ситуативность

(обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступающими в непосредственное взаимодействие)

Неситуативность

(обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях)

Целостность

(невербальное сообщение с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений)

Дискретность

(составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам)

Непроизвольность

(невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над сознаваемыми)

Произвольность

(вербальные высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать)

Усваивают сами

(невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания)

Учат специально

(говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил)

Специфика профессионального общения современного психолога

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности

. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в психологической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Профессиональное общение психолога
может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.
С позиции внешнего наблюдателя
компетентность в общении во многом рассматривается как эквивалент профессионализма. В обыденном сознании данная точка зрения может быть сформулирована так: «Умеешь общаться – хороший психолог». Основные требования непсихолога к компетентности психолога в общении сводятся как минимум к двум: должен «видеть людей насквозь» и уметь добиваться своих целей, пусть даже используя психологические трюки, уловки и пр.
С позиции партнера по общению
компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием. В результате возникают подозрения, обвинения, прямые выпады – применяется широкий арсенал средств упреждающей межличностной психологической защиты.
С позиции самого психолога
его общение может рассматриваться как инструмент, которым психолог работает, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.
С позиции коллеги-психолога
общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Правда, требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач. Лучше всего разработаны процедуры и нормы профессионального общения применительно к психологическому консультированию, психодиагностике и групповым тренингам.
Характеристики профессионального общения психолога
:
Сензитивностъ – способность в одних и тех же событиях различать больше деталей, чем это может сделать непрофессионал.Гибкость в средствах
— способность подбирать такие средства достижения целей, которые точно соответствуют особенностям ситуации общения, являющиеся при этом экономичными и экологичными.
Целенаправленность
— умение помнить цель и соотносить с ней свои действия. В частности, удерживать тему беседы в русле продвижения к намеченной цели.
Проницательность
— способность видеть мотивы поступков, распознавать намерения, выявлять индивидуальные особенности партнера по общению и пр. То есть, владеть психодиагностикой без использования специфически профессиональных инструментов.
Умение занимать рефлексивную позицию
– умение быть не только участником взаимодействия, субъектом отношений, а еще и наблюдателем за процессом и содержанием.Психология

Общение бывает разным, межличностным, межгрупповым и порождается всегда совместной деятельностью людей. Структура общения, рассматриваемая с позиций социальной психологии, имеет три стороны.

Коммуникативная — в момент взаимодействия происходит обмен информацией и понимание полученного ее фрагмента. Эти действия обеспечивается единой знаковой системой для адресата и адресанта, осуществлением взаимного влияния и установлением отношений.

Статьи по теме

  • Этикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • Взаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • Единство и взаимосвязь общения и деятельности
  • Как общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Интерактивная — осуществляется между партнерами в момент организации или выполнения совместной работы или другой деятельности. Форма общения дополняется мотивами и целями общения, а также взаимодействием.

Перцептивная — показывает уровень восприятия одним партнером другого.

Процесс общения считается основным в жизни отдельного человека и всего общества. Его главная задача — донесение мыслей и опыта до другого индивида. Все стороны общения взаимосвязаны, и могут перемежаться во время диалога в зависимости от ситуации и уровня взаимопонимания между собеседниками.

Коммуникация: структура, функции, основные понятия

Одним из общепринятых является назначение трех взаимосвязанных сторон или свойств в коммуникации — коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или общение в строгом смысле слова, — это обмен информацией между общающимися лицами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, то есть обмена не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания другого сообщающегося партнера и установление на этой основе взаимопонимания.

Функции связи разнообразны. Есть различные причины для их классификации.

Информационно-коммуникационная функция коммуникации в широком смысле — это обмен информацией или получение и передача информации между взаимодействующими лицами.

Регулятивно-коммуникативная (интерактивная) функция коммуникации, в отличие от информационной функции, заключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействия, человек может влиять на мотивы, цели, программы, принятие решений, исполнение и контроль действий, то есть на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная функция коммуникации связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Коммуникация является основным определяющим фактором эмоциональных состояний человека. В условиях человеческого общения возникает и развивается весь спектр специфических человеческих эмоций: происходит либо слияние эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное укрепление или ослабление.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе коммуникации являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Отражение в проблеме взаимопонимания — это понимание человеком того, как его воспринимает и понимает партнер по коммуникации. Во время взаимной рефлексии участников коммуникации «рефлексия» — это своего рода обратная связь, способствующая формированию стратегии поведения субъектов коммуникации и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира другого.

Другой механизм понимания в общении — межличностное притяжение. Привлечение — это процесс формирования привлекательности человека для восприятия, который приводит к формированию межличностных отношений.

Особенности коммуникативных процессов

При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
  • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
  • возраст;
  • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
  • физические различия;
  • состояние здоровья;
  • ценностные ориентации.

Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

  • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
  • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
  • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
  • отношения между объектом восприятия и субъектом;

Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

Виды коммуникативных барьеров


Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда. Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками. К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.
Есть несколько барьеров понимания:

  • фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
  • стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
  • семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
  • логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.

Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.

Барьер отношений зависит от отношения участников беседы к говорящему. Если его авторитет достаточно высокий, барьер исчезнет, а вся сказанная информация будет усвоена правильно.

Структура общения и ее разделение на уровни

Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.

Уровни общения бывают следующими:

  1. Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
  2. Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
  3. Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.

Общение — сложный процесс, смысл которого изначально заключается именно в передаче информации. Эволюция внесла множество корректив в способы коммуникации, которые человек использует практически подсознательно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]