Определение понятия
Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.
Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.
При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.
Важнейшим элементом сознания является самосознание. Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «,Я»,, представлений о себе.
Сознание и самосознание , это функции, которые человечество приобрело и развило в себе в процессе эволюционного развития.
Первые признаки проявляются еще в младенческом возрасте, когда ребенок различает ощущения от разных предметов и процессов, которые с ним происходят.
Четко осознавать себя малыш начинает в 2-3 года, в семь лет у детей появляется самооценка.
Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте, когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.
Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:
- самосознание,
- разумность , соотношение себя и своих понятий с миром,
- рассудок , мыслящее сознание,
- духовность , высшая степень сознания.
Существует множество теорий о сознании. Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.
В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «,прорваться», в сознание, у человека возникает чувство тревоги.
С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.
Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.
Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект.
Функции сознания
Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:
- познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
- целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
- ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
- управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
- коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
- рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Структура
Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:
- бытие,
- рефлексия,
- самосознание.
Оно выполняет следующие функции:
- Отражение. Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
- Рефлексия. Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «,Я»,.
- Преобразование. Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
- Креатив. При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
- Оценка. Сюда относятся эмоции.
- Коммуникация. Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
- Времяобразование. Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.
Именно это свойство является главным отличием человека от животных.
Сознательные и бессознательные действия
Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.
К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.
Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.
Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.
Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.
Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:
В решении сложных и конфликтных ситуаций. При необходимости принять решение. В момент психологической или психической угрозы. По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.
Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.
Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.
Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.
Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.
Стадии и функции самосознания
Самосознание , это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.
Самосознание выполняет следующие функции:
- Отличие себя от других, принятие свое индивидуальности.
- Сохранение постоянства поступков и поведения, ответственность за свои действия.
- Мотивация к определенной деятельности.
- Формирование модели взаимоотношений с окружающими.
- Способность развивать личностные черты, контролировать эмоции, чувства.
В своем развитии самосознание проходит следующие ступени:
- Природная. Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
- Социальная. Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.
На этой ступени появляется самоуважение и воля. - Личностная. Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.
Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов:
- самопознания,
- самоконтроля и саморегулирования,
- самооценки,
- самопринятия,
- самоуважения.
Стадии развития:
- Осознание тождественности, выделение себя. Развивается к 12 месяцам жизни малыша.
- Понимание себя как субъекта общества и деятельности. Проявляется в 2-3 года.
- Принятие индивидуальных психических особенностей. Формируется у подростков.
- Формирование моральных и нравственных принципов. Начинает развиваться в подростковом возрасте.
Как владеть сознанием и подсознанием
Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.
Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.
Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.
Структура личности в социологии. Внутриличностные механизмы
Психологические концепции.
Фрейд:ид, эго, суперэго.
Юнг: эго, личностное и коллективное бессознательное, установки, функции, самость (ядро).
Хорни: основа – потребности (невротические) любви, доверия и т.д.
А Маслоу: структура личности в зависимости от базовых потребностей.
Социологические концепции. С точки зрения человеческого «Я».
Ч.Кули. –теория «зеркального я».
Д.Мид. «Я»состоит из двух частей: я-сам и я-меня.
Отечественная социология.
И.Кон. Личность рассматривается через понятие социальная позиция, социальная роль, социальные ценности, и ориентации.
Зборовский, Орлов.Системный подход к анализу структуры личности. Личность – система, состоящая из определенных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Пытаются выявить ядро личности.
Структура личности имеет две подсистемы:
1.мир сознания – внутр. мир личности.
2.подсистема деятельностная, поведенческая – открыта для людей.
Каждая из подсистем структурируется, все элементы взаимосвязаны. Ядро – связь внутреннего и внешнего мира личности. Но не понятно, что считать ядром личности. Оно должно находиться на стыке внутреннего и внешнего. Ядро личности – образ жизни личности — связи, соотношения, переходы внурт. мира личности, мира сознания во внешний мир – мир поведения, деятельности. Образ жизни – способ деятельности личности, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов бытия и жизни личности.
Внутриличностные механизмы:
Подсистема сознания:
· мотивационные механизмы. Включают взаимодействие потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, конечный результат – их преобразование в цель деятельности личности. Потребности – исходные побудители деятельности личности. Они отражают объективные условия существования личности, являются наиболее важной формой связи личности с окружающей средой. Потребность остается неосознанной, на уровне бессознательного. Интересы – осознанные потребности, определяют познавательное влечение. Ценностные ориентации – направленность на определенные ценности, предпочтительное отношения личности к тем или иным ценностям. Ценностные ориентации личности существуют в определенном социальном контексте. Связаны с какой-либо социальной группой. Мотивы деятельности – конкретные внутренние побудители деятельности, возникающие на основе взаимодействия потребностей, ценностей и интересов. В результате формируется цель деятельности – осознанный образ желаемого результата и средств достижения. Природа цели объективно-субъективная.
· Диспозиции личности – предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор в конкретных условиях. Включают взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Стимул – внешний побудитель к деятельности (эк., пол и т.д.). Действие окружающей среды личности во взаимодействии мотивов и стимулов формируют установку личности – общие ориентации, направленность сознания на какие-либо явления действительности. Она выражает готовность личности действовать определенным образом в отношении какого-либо объекта. Это отношение личности к окружающей среде, людям.
· Механизм памяти. Память – основная совокупность знаний, информации, которые были усвоены в процессе ее социализации.
Левада выделяет два уровня в структуре памяти:
1. глубинный – вся информация, которая накоплена человечеством и которую освоила личность.
2. оперативная– вся информация, задействованная в данный момент времени человеком
Внутриличностные механизмы личности, их взаимодействие определяет образ жизни личности, взаимодействие ее механизмов, поведение людей, реальную жизнедеятельность личности.