Карл Рэнсом Роджерс – психолог, лидер гуманистического направления психологии. Уникальность его методов заключалась в универсальности и широком спектре использования. Наряду с Абрахамом Маслоу разрабатывал «Я-концепцию» – это в психологии означает формирование личности в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Профессор активно работал над созданием и развитием личностно-ориентированной психотерапии. Признается одним из первых представителей гуманистической психологии.
Краткое описание метода работы
Особенность методологии, разработанной Роджерсом, в ее универсальности. Использовать ее можно как для групп, так и для индивидуальной работы, вне зависимости от таких факторов, как вид деятельности человека, религиозные взгляды. Помимо направленности воздействия, метод отличен тем, что может использоваться для урегулирования внутриличностных, межличностных и даже межгрупповых конфликтов. Третье направление уникальной терапии Роджерса – работа с широким спектром проблем клиентов. Это могут быть проблемы профессионального характера, сложности в любви и взаимоотношениях, иные психологические трудности. Особое внимание уделил Карл Роджерс браку и его альтернативам.
Особенная эффективность системы Роджерса проявилась во взаимодействии с детьми посредством игры. Успех имела также групповая терапия, суть которой заключается в помещении человека в искусственно созданную группу для наблюдения за его поведением.
Ключевые понятия
Значение личности (Personal power). Широко распространённое название личностно-центрированного подхода. Оно включает локус силы принятия решений и контроля.
Межличностное понимание (Interpersonal knowing). В роджерсианской психотерапии под этим понятием подразумевается практика эмпатического понимания. Цель его — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
Неконгруэнтность(Incongruence). Нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое. Несоответствие имеет место при различиях между опытом, коммуникацией и пониманием.
Объективное понимание (Objective knowing). Понимание на социальном уровне. С его помощью в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
Поле опыта (Field of experience). Уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию. Поле опыта может соответствовать или не соответствовать объективной реальности. Это личный отдельный внутренний мир человека, он субъективен, избирателен и несовершенен.
Полноценно функционирующая личность (Fully functioning person). Человек, полностью осознающий своё реальное «я». Такой человек характеризуется следующими чертами: он открыт опыту, живёт настоящим, доверяет своим интуитивным суждениям и внутренним импульсам. Уверенность человека в способности принимать решения относится ко всей личности в целом, а не только к «интеллекту».
Группы встреч или Инкаунтер-группы (Process of encounter). В группах, которыми Роджерс руководил или где он выступал наблюдателем, применялась следующая последовательность действий. Группа начинает с топтания на месте, проявляет начальное сопротивление исследованию личности и выражению чувств. Люди обмениваются своими чувствами относительно прошлого. Сначала чаще всего выражаются негативные чувства. Если группе удаётся сохранить единство, становится явной личностно-значимая информация. Непосредственно выражаются как позитивные, так и негативные чувства. По мере того как люди проявляют всё больше эмоций и реагируют на них, в группе развивается исцеляющая способность. В результате обратной связи с группой и её одобрения люди принимают и одобряют самих себя.
Конгруэнтность(Congruence). Состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием
Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, следовательно, такой человек обладает высокой степенью соответствия.
Субъективное понимание (Subjective knowing). Понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт
Подобное понимание может быть усовершенствовано с помощью осознания своих внутренних физических ощущений. Это способность понимать происходящее в той мере, чтобы действовать, опираясь на намёки, следовать интуиции, не используя очевидных доказательств.
Тенденция к самоактуализации (Self-actualizing tendency). Часть процесса, характерного для всех живых существ. У человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма. Самоактуализация — единственный мотив, постулированный в системе Роджерса.
Требование признания заслуг (Condition of worth). Тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я». Человек считает данное требование необходимым, чтобы завоевать любовь и приобрести ощущение собственной ценности. Такая ограниченность мешает свободному поведению человека, препятствует его зрелости и полноценному осознанию себя. Оно приводит к несоответствию и в конечном итоге к ригидности личности.
Эмпатическое понимание (Empathic understanding). Способность точно воспринимать чувства других людей. Необходимый элемент в цикле «я»-коррекции и «я»-развития, который помогает людям преодолеть внутренние барьеры и облегчить их психологический рост.
«Я»-идеальное (Ideal self). Оптимальная «я»-концепция человека. Как и само «я», она постоянно изменяется. Она может служить идеалом, к которому человек стремится, но в то же время может препятствовать развитию, если сильно отличается от актуальных ценностей и реального поведения.
Биография
Родился Роджерс 8 января 1902 года в штате Иллинойс, в чикагском предместье, которое носило название Оук-парк. Карл был средним ребенком, четвертым из шести. У него было четверо братьев и одна сестра. Семья Роджерсов жила в достатке, отец трудился инженером, смог достичь некоторых высот и финансово обеспечивал семью. В ранние годы Роджерс ни в чем не нуждался. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он вместе с семьей отправился жить на западную чикагскую ферму, где и провел юность.
Карл Рэнсом Роджер всегда отмечал, что вырос в благополучной семье, где родители всегда любили детей и отличались особой чувствительностью. Однако единственной проблемой была бескомпромиссная религиозная позиция родителей. Несмотря на то что к маме и папе дети испытывали любовь и искренние эмоции, с возрастом догматичная приверженность фундаменталистским взглядам стала обрастать множеством вопросов и непониманием со стороны отпрысков.
Школьные годы
У Карла Роджера не было хороших друзей, только братья и сестра. Поэтому мальчик много времени уделял чтению, предпочитая оставаться наедине с какой-нибудь приключенческой книгой. Любовь к чтению и жажда знаний заставляли Роджерса хвататься за любую литературу, будь то словарь, энциклопедия или обычный справочник. Несмотря на скучную юность, биография Карла Роджерса достаточно яркая и насыщенная.
Карл отмечал, что никогда не участвовал в школьной деятельности вне уроков. За весь период обучения он сменил порядка трех школ, в каждой из которых не задерживался более двух лет. Из-за жизни на ферме путь в школу был не близким, поэтому времени на участие во внеклассной деятельности совсем не оставалось. В школьные годы мальчик жил в так называемой социальной изоляции. Но это не мешало ребенку учиться на отлично. Выдающиеся результаты Роджер демонстрировал в английском языке и естественных науках.
Полнофункциональный человек
Роджерс утверждал, что все люди могут достичь своих целей и желаний в жизни. Когда они это сделали, произошла самореализация. Людей, способных к самореализации, которые не составляют всех людей, называют «полностью функциональными людьми»..
Это означает, что человек имеет контакт с «здесь и сейчас», своими субъективными переживаниями и своими чувствами, и это находится в постоянном росте и изменении.
Роджерс рассматривал полностью функционального человека как идеал, которого многие люди не могут достичь. Неверно думать об этом так, как будто это конец пути жизни; это процесс перемен.
Роджерс выделил пять характеристик полностью функционального человека:
1- Открытие опыта
Эти люди принимают как положительные, так и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции не отрицаются, а исследуются (вместо того, чтобы прибегать к механизмам защиты эго). Если человек не может открыть свои чувства, он не может открыть себя для актуализации себя.
2- экзистенциальная жизнь
Это состоит в том, чтобы быть в контакте с различными переживаниями, происходящими в жизни, избегая предрассудков и предубеждений. Оно включает в себя способность жить и в полной мере ценить настоящее, не всегда заглядывая в прошлое или будущее, поскольку первый ушел, а последний даже не существует.
Это не означает, что мы не должны учиться на том, что случилось с нами в прошлом, или что мы не должны планировать вещи на будущее. Просто мы должны признать, что настоящее — это то, что мы имеем.
3- Доверься нашему телу
Вы должны обращать внимание и доверять чувствам, инстинктам и внутренним реакциям. Мы должны доверять себе и делать то, что считаем правильным, и это возникает естественным образом
Роджерс относится к уверенности, которую мы должны иметь в себе самом, необходимой для того, чтобы быть в контакте с самореализацией.
4- Творчество
Креативное мышление и риск — характеристики жизни людей. Это включает в себя возможность настраиваться и меняться в поисках новых впечатлений.
Полнофункциональный человек, находясь в контакте с актуальным обновлением, чувствует естественный импульс внести свой вклад в обновление тех, кто его окружает.
Это может быть сделано с помощью творчества в искусстве и науке, с помощью родительской любви или, просто, делая лучшую работу из возможных.
5- Экспериментальная свобода
Полностью функциональные люди довольны своей жизнью, поскольку они испытывают их с истинным чувством свободы.
Роджерс утверждает, что человек, который работает, полностью признает свободную волю в своих действиях и принимает на себя ответственность за предоставляемые возможности.
Для Роджерса полнофункциональные люди хорошо приспособлены, хорошо сбалансированы и интересны для понимания. Часто эти люди получают большие вещи в обществе.
Свободное время
Время, проведенное на каникулах, также не было захватывающим и интересным: каждое лето мальчик работал на ферме до седьмого пота, поэтому об общении с друзьями и речи не шло. Если верить биографии Карла Роджерса, именно благодаря этому у него возник небывалый интерес к изучению природы.
Чтобы совместить приятное с полезным, он, занимаясь выполнением поручений родителей по хозяйству, записывал свои наблюдения о растениях и животных. Это превращало работу до изнеможения в своего рода игру. Мальчик коллекционировал и выращивал определенный вид ночных бабочек и изучал о них все, что только можно было найти в то время 14-летнему ребенку.
Детство и юность
Карл Рэнсом Роджерс родился в Америке в начале XX века, его биография началась в предместье крупнейшего из промышленных городов. Деревня Ок-Парк, расположенная неподалеку от Чикаго, появилась на карте в середине 1830-х годов.
Предки будущего психолога не имели недостатка в средствах и считались религиозной благовоспитанной семьей. Отец, инженер строительной фирмы, и мать, профессиональная домохозяйка, делали вид, что довольны окружающим миром и собой.
На самом деле в доме, где росли Роджерс, сестра и четверо братьев, царила напряженная атмосфера из-за строгости взрослых. Детям не разрешалось участвовать в увеселительных мероприятиях, поэтому у них не имелось знакомых и близких друзей.
I am the one on the far right.
Опубликовано Carl Ransom Rogers Среда, 21 июня 2021 г.
Карл Рэнсом Роджерс в детстве с семьей
Вынужденное одиночество Карл Рэнсом компенсировал чтением художественной литературы, это увлечение устраивало образованного главу семьи. Знакомясь с творчеством романистов и научно-популярными произведениями, мальчик налаживал контакты с воображаемыми людьми.
В начале 1910-х родители стали владельцами фермы, у младшего поколения после этого появилось много забот. Роджерс в 12-летнем возрасте начал помогать по хозяйству, его привлекали к выполнению сельскохозяйственных работ.
Учеба в государственной школе мало что изменила в жизни ребенка, в компании одноклассниц и одноклассников он всегда считался чужим. Мечты о социуме, в котором можно было бы самореализоваться, в этот период потускнели и вскоре рассеялись.
Несмотря на это, мальчик отлично знал общеобразовательные предметы, регулярно удостаивался лестных отзывов учителей. В трех разных учебных заведениях, располагавшихся вдали от дома, Карл Рэнсом в совершенстве освоил английский на материале книг и статей.
Летом подросток усердно работал на ферме, принадлежавшей родителям, в свободное время исследовал научные методы труда. Интерес представляла жизнь растений, насекомых, мелких животных, а также всего, что входило в понятие окружающей среды.
После окончания учебного заведения Роджерс и братья планировали заняться сельским хозяйством в фамильном имении семьи. В университете штата Висконсин, на факультете земледелия, юноша общался с преподавателями и сведущими в этом вопросе людьми.
На определенном этапе биографии он вспомнил о религиозном прошлом и присоединился к организации американских христиан. Прилежный студент посетил конференцию в столице Китайской Народной Республики, где начал формироваться основополагающий жизненный план.
Традиции азиатского государства изменили взгляды на общество, вернувшись на родину, Карл Рэнсом перевелся на исторический факультет. Параллельно он прослушал факультативный курс психологии, поглотившей все внимание в последующие десятки лет.
Новой ступенью образования стал колледж при Колумбийском университете. Там Роджерс заинтересовался работой с проблемными обездоленными детьми. Получив степень магистра и защитив докторскую диссертацию, американец окончательно вышел из-под власти семьи.
Университетские годы
После окончания школы Карл твердо был уверен, что свяжет свою жизнь с сельским хозяйством и станет фермером. В 1919 году Роджерс отправился на обучение в Висконсинский университет, пошел по стопам родителей. При определении с профилем выбор пал на научное земледелие.
Со второго курса Роджерс с головой ушел в религию, был завсегдатаем конференций, проходящих под девизом: «Наставляйте в христианской вере мир нашего поколения». В результате спустя некоторое время парень твердо решил готовиться к деятельности пастора.
Всемирная студенческая конференция
И только в 1922 году случилось то, что полностью изменило течение жизни Роджерса. В тот год в Пекине проходила конференция Всемирной студенческой христианской федерации. Роджерс вместе с девятью другими студентами был избран для поездки на данное мероприятие.
Практически полгода Карл провел за границей, где изучал не только религиозные, но и культурные отношения, которые фактически были противоположны устоявшимся традициям в его собственной семье. Длительное пребывание в восточной части земного шара перевернуло мир Роджерса с ног на голову. Его взгляды стали более лояльными и либеральными, а изученная информация поставила под сомнение божественность Иисуса. Можно сказать, что данная поездка освободила Карла от религиозных родительских «сетей».
Путешествие на Восток стало новым витком в жизни будущего психолога. Он возвратился в Висконсин и получил историческое образование в 1924 году. Роджерс прошел всего лишь один курс психологии (заочно).
Цитаты
- «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».
- «Каждый из нас состоит из двух отдельных частей, отчаянно пытающихся соединиться в одно интегрированное целое, в котором различия между душой и телом, чувствами и интеллектом были бы стёрты».
- «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с её проявлениями».
- «С чего Вы взяли, что Вас кто-то должен любить? Где это написано?!»
- «Ошибки могут быть и в теориях авторитетов».
Новая жизнь
Учеба подошла к концу, и Роджерс принял решение женится. Его невестой стала Хлен Элиот – однокурсница в Висконсине, которую Карл знал с самого детства. После обручения новоиспеченные муж и жена отправились в Нью-Йорк в либеральную объединенную теологическую семинарию. Жизнь в Нью-Йорке впечатлила Роджерса до глубины души, от отзывался о ней, как о возбуждающей и волнующей душу. Этот переезд был глотком свежего воздуха: Карл нашел новых друзей, проработал идеи и совершенно по-новому влюбился в жизнь, привычные вещи.
В семинарии он пришел к выводу, что у пастырей и психологов общая цель, которая заключается в помощи нуждающимся людям. Однако очарование религией постепенно растворялось, сменяясь разочарованием и скептицизмом. На последнем курсе Роджерс перевелся из теологической семинарии в Учительской колледж Колумбийского университета. Там он и получил образование в сфере психологии, как клинической, так и педагогической. Уже в 1928 году Роджерс стал магистром, а в 1931-м – доктором наук. Клиническая психология стала неотъемлемой частью его жизни.
Работа психологом
После получения степени доктора Карл приступил к работе психолога в Нью-Йорке, в обществе по предотвращению жестокости к детям. Фактически следующие 10 лет он занимался с неблагополучными детьми, разбираясь в их проблемах. Этот опыт серьезно повлиял на дальнейшее развитие биографии Карла Роджерса. Профессор стал директором Рочестерского центра помощи, но был на 100 % уверен, что эта должность должна принадлежать психиатру, а не психологу.
В 1939 году была выпущена в свет работа Роджера, которая носила название «Клиническое лечение проблемного ребенка». После публикации Карлу сразу же предложили перейти на работу в Университет Огайо профессором кафедры психологии.
Прошел всего год, и в 1940-м Роджерс отправился в Колумбийский университет, чтобы начать карьерный путь с нового листа. Это решение способствовало признанию заслуг ученого в области только развивающейся клинической психологии. Он успешно привлекал к работе талантливых сотрудников, публиковал работы, делился взглядами по поводу психотерапии. Уже в 1942 году Роджерс выпустил книгу «Консультирование и психотерапия», основанную на двухлетнем опыте работы. Помимо этого, разрабатывалась «я-концепция» (это в психологии система представлений индивида о самом себе, осознаваемая им часть личности, как указывалось выше). Разрабатывалась данная теория с широко известным в психологии человеком – А. Маслоу.
Критика теории Роджерса
Теории Карла Роджерса подверглись большой критике, как положительной, так и отрицательной. Для начала, в связи с его личностно-ориентированной терапией, его концепция человеческой природы подвергается критике как стремление к добру и здоровью..
Точно так же, как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных. Целостный взгляд на гуманизм допускает множество вариаций, но не определяет переменные, достаточно постоянные для точного исследования.
Психологи также утверждают, что такой крайний акцент на субъективном опыте личности может исключить влияние общества на развитие личности..
Некоторые критики утверждают, что полностью функциональный человек, о котором говорит Роджерс, является продуктом западной культуры. В других культурах, таких как восточные, достижение целей группами ценится гораздо больше, чем достижение одного человека.
Несмотря на критику, которую он получил, теория личности Карла Роджерса и его терапевтическая методология продолжают завоевывать последователей и стали одной из самых влиятельных тенденций в истории психологии..
Профессорская деятельность
В 1945 году Роджерс вступил в должность профессора психологии и перешел в Чикагский университет, где по совместительству работал директором университетского центра консультаций. Высокое положение в университете предоставило шанс Роджерсу организовать консультативный центр для студентов последних курсов и аспирантов, где у них была возможность работать на равных с профессионалами.
К самому продуктивному периоду в жизни профессора можно причислить этап с 1945 по 1957 год. В то время он упорно трудился в Чикагском университете. Результаты проводимых исследований актуальны и по сей день. Логическим завершением бурного периода работы стал выпуск в 1951 году Карлом Роджерсом книги «Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория».
Этот период был сложным для профессора. Работая с тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был почти на грани срыва, поэтому отправился в трехмесячный отпуск, чтобы прийти в себя. По возвращении домой Карл обратился за терапией к своему бывшему студенту. Тогда он отметил, что работа консультативного центра была небесполезной, ведь ученый вырастил настоящих профессионалов своего дела, на которых мог положиться. На этом биография Карла Роджерса не заканчивается.
Студенто-ориентированное образование
Карл Роджерс реализовал свой опыт, связанный с терапией со взрослыми в образовательном процессе, разработав концепцию обучения, ориентированного на ученика. Роджерс разработал следующие пять гипотез относительно этого типа образования:
Это результат его теории личности, которая утверждает, что каждый существует в постоянно меняющемся мире, в котором он или она является центром. Каждый человек реагирует и отвечает на основании своего восприятия и опыта.
Центральное убеждение этой гипотезы заключается в том, что то, что делает ученик, важнее, чем то, что делает учитель
Таким образом, фон и опыт ученика имеют важное значение в том, как и что они изучают. Каждый студент обрабатывает то, что он изучает по-своему
Если содержание или представление нового обучения несовместимо с уже имеющейся информацией, учащийся изучит ее, если будет открыт для рассмотрения концепций, которые противоречат уже изученным..
Это жизненно важно для обучения. Таким образом, поощрение студентов к непредубежденности помогает вовлечь их в процесс обучения
По этим причинам также важно, чтобы новая информация была актуальной и связанной с существующим опытом..
Если студенты считают, что их заставляют изучать понятия, они могут чувствовать себя некомфортно.
Если в классе существует угроза, создается барьер для обучения
Таким образом, открытая и дружественная среда, в которой работает доверие, имеет важное значение в классе
Боязнь мести за несогласие с какой-либо концепцией должна быть устранена. Благоприятная среда в классе помогает смягчить страхи и побуждает учащихся изучать новые концепции и убеждения, которые отличаются от того, что они приносят в класс.
Кроме того, новая информация может создать угрозу для самооценки учащихся, но чем менее они чувствуют себя уязвимыми, тем больше вероятность, что они будут открыты для процесса обучения..
5- «Образовательная ситуация, которая наиболее эффективно способствует содержательному обучению, — это ситуация, когда а) угроза самому ученику сводится к минимуму и б) облегчается дифференцированное восприятие области» (Роджерс, 1951).
Возвращение к работе
1957 год ознаменовался тем, что Роджерс вернулся в Университет Висконсина для работы в отделениях психологии и психиатрии. В этот период профессор активно углубился в изучение и лечение больных шизофренией. Исследования и работа проводились в Государственном психиатрическом госпитале. Но признания эти исследования не получили, так как в процессе Роджерс столкнулся с рядом проблем. Часть коллектива была категорически против его подхода.
Уже в 1964 году Карлу Роджерсу пришлось уволиться из Висконсинского университета и отправиться в Западный институт бихевиоральных наук, который располагался на просторах Калифорнии. Это была благотворительная организация, целью которой были гуманистические исследования межличностных отношений. Через четыре года Роджерс перешел в Центр по изучению человека, где работал до самой смерти.
Умер профессор 4 февраля 1987 года в возрасте 85 лет от сердечного приступа во время операции на сломанном бедре. Внесенный Карлом Роджерсом вклад в психологию неоценим, а биография поистине впечатляющая.
Условия позитивного внимания
Получается, что если ребенок ведет себя так, как желают того родители, то он получает так необходимое ему одобрение, если же нет, то происходит обратное.
И вот появляется фактор, который Роджерс назвал обусловленным позитивным вниманием, девиз которого — ты будешь любимым, принимаемым и уважаемым только при условии, что будешь таким каким я хочу тебя видеть.
Такой фактор является весьма важным в выработке поведенческих стратегий личности, и если он в изобилии присутствовал в период вашего роста, то с большой степенью вероятности во взрослом возрасте вы будете «обменивать» одобрение окружающих на нужное им поведение. Нетрудно понять, что в этом случае человек рассматривает свою ценность лишь с точки зрения других людей.
Конечно, постановка ряда условий, при выполнении которых человеку гарантируется внимание, приводит к тому, что ребенок будет стараться соответствовать стандартам других людей, а вовсе не становится тем, кем он реально хотел бы быть.
Кроме того, это приводит к деформации ценностной оценки самого себя, поскольку в такой системе координат ценностью становятся лишь те мысли, чувства и поступки, которые имеют шанс на одобрение и поддержку, а это приводит к появлению я-концепции, находящейся в НЕ соответствии с личными склонностями и порывами. Люди, воспитанные в подобных обстоятельствах, с высокой вероятностью будут ограничивать свое поведение и искажать внутреннюю реальность, потому, что даже мысли о неприемлемом поведении для них будут представлять угрозу их я-концепции.
Последние годы жизни
Перед смертью Роджерс активно ездил по миру с лекциями и семинарами, на которых наглядно демонстрировал принципы работы клиент-центрированной терапии. Профессор был удостоен множества наград, а его вклад в науку неоценим. Цитаты Карла Роджерса разлетелись по миру, но самым популярным стало следующее высказывание:
Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь.
К основным представителям гуманистической психологии следует также отнести Шарлотту Бюлер, К. Гольдштейна, Абрахама Маслоу, Гордона Олпорта.
Развитие личности
Подобно тому, как Фрейд ссылался на душу, Роджерс определил самооценку как основу, на которой развивается личность..
У всех людей есть цель поиска соответствия (баланса) в трех областях их жизни. Этот баланс достигается с помощью самореализации. Этими тремя областями являются самооценка, самооценка или образ себя и идеальное Я.
«Я думаю, что хорошая жизнь не является фиксированным состоянием. С моей точки зрения, это не состояние добродетели или удовлетворения, нирваны или счастья. Это не условие, в котором человек корректируется или обновляется. Хорошая жизнь — это процесс, а не государство. Это адрес, а не пункт назначения. Адрес, который был выбран всем телом, в котором есть психологическая свобода двигаться в любом направлении «Роджерс, 1961
Самореализация невозможна, если эти три образа, особенно образ себя и идеальное я, не пересекаются.
Это называется неконгруэнтным видением самого себя, и в этом случае роль терапевта будет состоять в том, чтобы преобразовать это видение в более конгруэнтное, скорректировать восприятие человеком самооценки и самооценки, а также построить более реалистичное идеальное Я, чтобы его можно было легко достичь.
Процесс самореализации приведет к растущему совпадению между этими областями и будет способствовать удовлетворению человека его жизнью.
Согласно схемам Карла Роджерса, у каждой из трех областей есть определенные задачи. До тех пор, пока человек не достигнет самореализации, эти три области будут оставаться неуравновешенными относительно того, как они относятся к миру.
Роджерс подчеркнул тот факт, что для самореализации личность каждого человека уникальна; Есть очень мало личностей, сделанных с одинаковым рисунком. Роджерс также привел к терапевтической дискуссии идею целостного взгляда на людей.