Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует. Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них. На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.
В данной статье мы хотим рассмотреть адаптационную модель эмоций, которую разработал американский психолог Роберт Плутчик. Исследованиям природы эмоций, а также их эволюционных предпосылок и механизмов, особенностей и причин защитных психических реакций, как и психодиагностическим деталям человеческих типов, Плутчик посвятил многие десятилетия. Плодом всех этих научных изысканий и явилась адаптационная (или психоэволюционная) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций, которые мы и рассмотрим.
Давайте разберемся в эволюционной подоплеке наших эмоций получше и познакомимся с моделью Плутчика детально.
Базовые эмоции: классификация, описание, значение в психологии и жизни человека
Жизнь без эмоций, какая она? Скучная и однообразная или жизни не существовало бы в принципе? Изначально эмоции появились как инструмент развития и сохранения человеческого вида: заставляют избегать опасность, предупреждают о появлении врага, сигнализируют о потребностях и регулируют поведение. Благодаря им человек постоянно стремится к совершенству, получает мотивацию и заряд бодрости, заботится о себе и окружающих. Эмоции наполняют жизнь смыслом, подталкивают к продолжению рода и заботе о потомстве. Это инструмент общения с внешним и внутренним мирами.
Описание и значение эмоций
Радость.
Помогает сближаться и взаимодействовать с другими людьми, формирует психологическую привязанность. Обостряет чувство причастности и единства с миром. Ответ на удовольствие, оправдание надежд и желаний. Поддерживает положительный настрой и вдохновляет.
Печаль.
Реакция на утрату и образовавшуюся внутреннюю пустоту. Выполняет защитную функцию, стимулируя выход негатива и внутреннего напряжения, что, в свою очередь, не позволяет впасть в длительную депрессию.
Страх.
Возникает в ситуациях опасности. Личность перестает адекватно оценивать действительность, поэтому не может сконцентрироваться на самой возможности избежать угрозы. Он заставляет человека увеличивать дистанцию между ним и небезопасными факторами. Чем больше расстояние – тем меньше проявления страха. Это мощный стимул и помощник, так как дает возможность одержать верх над опасностью.
Отвращение (омерзение).
Реакция отторжения. Может проявляться в отношении предметов, запахов, вкусов, других людей и себя. Подсознательно личность будет стремиться держать дистанцию, что является положительной стороной, так как предупреждает ситуации, которые могут иметь негативные последствия.
Удивление.
Помогает лучше ориентироваться в окружающей среде, повышает внимание, налаживает отношения и взаимопонимание. Открывает возможности увидеть что-то новое в привычных вещах или окружении. Но если человек встревожен – превращается в испуг.
Злость.
Выполняет важные функции: сигнализирует о появлении врага или угрозы, стимулирует к борьбе за потребности. Дает энергию и подготавливает тело к защите: фокусирует внимание, уменьшает тревогу и эмпатию, чтобы облегчить нападение в случае необходимости.
Гнев (ярость).
Подталкивает к переменам в неудовлетворительной ситуации. Конструктивен, только если направлен на изменения, в противном случае выступает как разрушитель. Это эмоция «чистого вида». Является сигнальной системой к изменению взаимодействия с определенными личностями. Подталкивает на разрушение старого и строительство чего-то нового.
Презрение.
Отрицательная оценка событий или людей. Те, кто испытывает презрение, ощущают свое превосходство. Но если оно направлено на себя, то может спровоцировать затяжную депрессию и суицид. Самое разрушительное эмоциональное состояние для отношений и самого человека. Особо жестокие убийства провоцируются именно ним. Положительными сторонами выступают: стремление личности стать лучше, как способ оценки недостойного поступка.
Стыд (унижение).
Заставляет человека чувствовать себя неудачником, беспомощным и несостоятельным. С другой стороны, развивает самоконтроль, побуждает к приобретению новых навыков и развитию.
Горе (страдание).
Негативное состояние, связанное с утратой чего-то (кого-то) очень ценного или полной неспособностью удовлетворения крайне важных потребностей. Часто выливается в депрессию. Из базовых эмоций наиболее важными являются те, которые обеспечивают выживание и стимулируют развитие.
Стимулирующие развитие
- Интерес.
Одна из самых побуждающих. Очень легко сопоставима с двумя рассмотренными ранее. В одном случае стимулирует узнать, как сделать, чтобы не получить негативных последствий, вызывающих страх. А в другом, человек ищет способ получения удовольствия и блаженства. Она подталкивает человека к действию, рассмотрению и поиску новых способов получения желаемого результата. Помогает достичь не только внутреннее удовлетворение, но и получить материальное вознаграждение. - Стыд. Очень сложное внутреннее переживание, доступное далеко не каждому. Основано на чутком восприятии впечатлений, доставленных другому человеку своими поступками. Если индивид понимает, что его действие доставило боль и страдание (возможно, просто разочарование), то начинаете испытывать чувство стыда. В дальнейшем личность старается не повторять подобных ошибок. Такой анализ и полученные выводы приводят к внутреннему совершенствованию и развитию.
Эмоциональное состояние зависит не только от психологической составляющей, но и от химических реакций, происходящих в организме под воздействием внешних факторов. Например, критические ситуации приводят к следующим реакциям: выбросу адреналина, учащению дыхания, повышению артериального давления, то есть происходит мобилизации всех внутренних сил. Радость способствует выбросу гормонов счастья, появляется чувство легкости и приподнятости, эйфории. Печаль стимулирует выработку гормонов стресса и так далее
Физическая боль или тяжелая болезнь может вызывать ужас, гнев, страдание или стыд.
Поэтому крайне важно понимать, что стабильная психика – не только хорошее настроение, но и физиологическое здоровье.
— Психотипы людей
— Что такое пирамида потребностей Маслоу
— Что такое психологическая защита
18 февраля 2020
Игорь Кислюк
До прихода в коучинг Игорь работал бизнес-тренером. Обучал руководителей ведению переговоров по методикам ФБР. Коучинг стал для него новым способом взаимодействия с клиентами и дополнительной специализацией. Какие открытия он для себя сделал?
Точка Б
- Статус профессионального сертифицированного коуча ICF, 10 клиентов в личной практике, 100.000 рублей дополнительного дохода
В 5 Prism меня привела жажда получить статус профессионального коуча. На неделе международного коучинга я увидел демо-сессию Юрия, увидел глаза клиента до сессии и после. Я понял, что хочу научиться так же. Как тренер, я привык выстраивать директивную коммуникацию, доносить до человека знания и вести его по пути развития. А в коучинге совершенно иной подход, это новый опыт для меня.
Настроения
Настроение – достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. По эмоциональному тону может быть ровным, пониженным, повышенным, тревожным и др.
Нетерпение | Недостаток, отсутствие терпения в ожидании чего-либо |
Грустное настроение | |
Скука | Пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людямСопровождается раздражительностью + беспокойством |
Печаль | Состояние душевной горечи. Чувство грусти + скорби |
Скорбь | Крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты |
Подавленность (дистемия) | Это хроническая депрессия, расстройство настроения с теми же когнитивными и физическими проблемами, как и депрессия, но менее тяжёлое и более продолжительноеУныние + печаль |
Усталость (Утомление) | Физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности. |
Холодность | Отсутствие пылкости, страстности, душевной теплоты |
Безучастность (Равнодушие, Безразличие) | Отсутствие участия, интереса к кому-либо или к чему-либо; |
Что это такое: понятие
Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.
От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.
В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.
Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.
Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).
События
Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях
Читайте также: Откуда берутся трансгендерные люди?
Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей
Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого
Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».
Шкала отклика
Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.
В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.
Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.
За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.
В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:
- менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
- от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
- от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
- от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
- от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.
Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое проявление эмпатии не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.
Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.
В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.
Определение и виды эмоций:
Наша интересная группа Вконтакте:
Список всех эмоций (самые частые)
Среди всех известных эмоций человека, самыми сильными являются эмоции из списка ниже:
- Гнев. Кто-нибудь когда-нибудь говорил вам не делать то, что вы хотите? Как вы себя чувствуете? Ваша кровь начинает кипеть, ваша температура поднимается? Обычно так описывают гнев. Ваше тело реагирует на то, что происходит не по-вашему, и это попытка исправить данную ситуацию;
- Грусть. Если вы пропустите крайний срок, получите плохую оценку или не выполните работу, вы, вероятно, расстроитесь. Грусть случается, когда мы недовольны собой, нашими достижениями или поведением кого-то еще вокруг нас. Грусть может быть полезна для переживания, поскольку указывает на то, что мы увлечены чем-то. Она может быть отличным катализатором для достижения изменений;
- Радость — чувство восторга, счастья и, возможно, даже эйфории, часто воспринимаемое как внезапный всплеск из-за чего-то хорошего;
- Надежда — это чувство оптимизма и предвкушение позитивного будущего;
- Гордость — чувство одобрения себя и удовольствия в достижении, навыке.
Чтобы ваше эмоциональное состояние не навредило вам и вашему окружению, нужно научиться контролировать свои чувства и эмоции. Несмотря на то, что эмоции возникают сами по себе их вполне реально обуздать. В любой сложившейся ситуации, нужно трезво смотреть на обстоятельства, чтобы не допустить плохих последствий.
Смысл понятия
В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект» и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.
Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы следующим образом:
В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.
Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:
Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.. Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие
В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например, страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, также являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.
Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например, страх
. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую
опасность
чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на
избегание
опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например,
стресс
, также являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится[
источник не указан 385 дней
].
Фундаментальные эмоции
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Виды высших чувств
В зависимости от характера отношений человека к различным объектам социальной действительности выделены следующие основные виды высших чувств:
— Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам общежития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия.
— Чувства интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности.
— Чувства эстетические – своеобразная окраска ощущений, характеризующих наше отношение к отдельным качествам предмета.
— Чувства практические – чувства, связанные с практической деятельностью человека.
В таблице 4 приведены примеры высших чувств.
Таблица 4
Примеры высших чувств
Нравственные | Интеллектуальные | Эстетические | Практические |
Любовь, Товарищество, Патриотизм, Чувство долга, Честь, Дружба, Добро-желательность, Гуманность, Сочувствие, Нежность, Жалость, Симпатия, Стыд, Муки совести, Ненависть, Трусость, Эгоизм, Вражда, Зависть, Злорадство, Жестокость и др. | Жажда знаний, Любознательность, Любопытство, Чувство интереса, Чувство любви к истине, Чувство удивления, Радость открытия истины, Чувство удовлетворения от интеллектуальной деятельности, Сомнения в правильности решения, Уверенность в правильности доказательства, Чувство юмора, Ирония, Сарказм. | Переживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусстве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического Эстетическое наслаждение и др. | Досада, Удовольствие, Творческий подъём, Трудолюбие, Чувство увлечённости работой, Приятная усталость, Удовлетворённость от выполненного дела и др. |
Мораль – учение о добродетелях, которые позволяют человеку стать счастливым; это должное отношение, поведение в обществе; сфера должного, исходя из позиций добра и зла. Нравственность – сфера сущего, как конкретно реализует человек моральные нормы, это конкретное поведение конкретных людей. Нравственная культура личности – показатель того, насколько глубоко и органично гуманистические нормы, принципы, ценности морали воплощаются в её реальных поступках. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества, в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей политики и т.д.
Любовь матери к своему ребёнку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мать может рассердиться на ребёнка, быть недовольной его поведением, наказать, но всё это не влияет на её чувство, которое остаётся сильным и относительно стабильным.
То, какие моральные (нравственные) чувства присущи человеку, во многом зависит от условий его жизни в обществе, взаимоотношений с другими людьми, воспитания. Эти факторы определяют место духовных потребностей и ценностно-смысловых установок в структуре направленности личности. Например, чувство любви к Родине складывается, когда понятие «Родина» наполняется личностным смыслом
Для этого важно знать историю своей страны, её достопримечательности, памятники культуры, знакомиться с выдающимися произведениями искусства, принимать активное участие в общественной и культурной жизни
Нравственные чувства носят действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и поступков
Важно, чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для человека жизненной потребностью. Нарушение этих требований и правил должно вызывать моральную неудовлетворённость, переживание обиды, стыда, гнева
Стили любви по Ли (Андреева, Семейная психология):
— «Эрос» — любовь с первого взгляда интенсивные взаимоотношения.
— «Людус» — любовь – игра.
— «Сторге» — любовь – привязанность или дружба, с медленным развитием и длительными обязательствами.
— «Прагма» — любовь по расчету, совместимость с партнером и наличие обязательств с его стороны.
— «Агапэ» — альтруистическая любовь.
— «Маниа» — собственническая любовь, зависимость от партнера и неуверенность в себе.
Польза и вред эмоционального состояния
Порой эмоциональное состояние может привести к настоящей катастрофе. Так происходит из-за того, что всегда нужен баланс между негативными и позитивными эмоциями. Если вы будете слишком счастливы, почти до состояния эйфории, вы не сможете сконцентрироваться на работе или учебе и в последствие получите плохие результаты.
Данный факт называется компенсацией. Также вред мы получаем от негативных чувств, мы можем грустить настолько долго, что впадем в депрессию. Также мы можем извлечь и пользу из эмоционального состояния. Благодаря некоторым фактам, которые нас радуют, мы чувствуем себя увереннее и смелее.
Lie to Mе
В начале 2009 года в США вышел на экраны первый сезон телесериала Lie to Mе (в России он известен под названиями «Обмани меня» в переводе Первого канала или «Теория лжи» в переводе студии Novafilm. — Прим. пер.). Впоследствии он был показан еще более чем в полусотне других стран. Главный герой сериала — психолог, доктор Кэл Лайтман, возглавляющий собственную фирму, которая помогает полиции и спецслужбам расследовать преступления. Фирма специализируется на услугах очень необычного рода: она разоблачает лжецов, анализируя «микровыражения» их истинных намерений и чувств. Несмотря на все старания профессиональных обманщиков ввести собеседника в заблуждение, эти микровыражения проявляются у них в языке тела и прежде всего на лице.
Сотрудники фирмы, вопреки заключенной между собой договоренности, то и дело пользуются своими методиками и в быту. Например, сам Лайтман обещает своей дочери-подростку Эмили не использовать никаких «тайных научных методов» в отношении ее бойфренда Дэна, с которым у нее вечером свидание. Но когда Дэн звонит в дверь, Лайтман — ходячий детектор лжи — приветствует его вопросом: «Ты собираешься сегодня вечером попробовать заняться сексом с моей дочерью?» — а затем изучает реакцию Дэна привычным для себя способом.
Прототипом Лайтмана послужил Пол Экман (1934), который с конца 1950-х годов работает психологом в Калифорнийском университете в Сан-Франциско, а также является генеральным директором компании Th e Paul Ekman Group, LLC. В 2009 году Экман вошел в сотню самых влиятельных людей планеты по версии TIME Magazine. Он — ключевая фигура в областях антропологического, социологического и лингвистического изучения эмоций. Экман выступал консультантом при написании сценария сериала Lie to Me, и в договоре было детально оговорено, до какой степени Кэл Лайтман может быть похож на него: начиная от биографических деталей, таких как самоубийство его матери, и кончая внешним сходством между Экманом и актером Тимом Ротом.
Консультирование не закончилось с выходом сериала на экран: в специальном сопроводительном блоге Пол Экман «разъясняет научные факты, лежащие в основе каждой серии». Но главное значение здесь имел вопрос передачи прав интеллектуальной собственности, потому что весь замысел сериала базируется на работах Экмана в области изучения эмоций. Так в чем же заключается его вклад в эти исследования?