Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

В мировой психологической науке существует множество теорий и концепций эмоций. Термины – аффект, эмоции, чувства, ощущения у конкретного автора означают свое понимание [11]. В данной статье мы кратко рассмотрим три теории эмоций, которые предшествовали появлению теории эмоций А.Ю. Афанасьева: теорию эмоций С. Л. Рубинштейна; эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; ассоциативную теорию В. Вундта.

Большинство теорий (концепций) эмоций, безусловно, дополняют друг друга, несмотря на то, что ученые спорят друг с другом в подходах, акцентах и представлениях об эмоциях. Общим для всех авторов является три аспекта в понимании эмоций:

  • эмоции как явление, то есть с точки зрения их структуры;
  • эмоции как психотелесные состояния;
  • эмоции как процесс, развернутый во времени.

Оригинален подход А.Ю. Афанасьева в книге «Синтаксис любви» с точки зрения попытки синтеза представлений об эмоциях различных ученых и создания психотипологии, состоящей из 24 типов личности. Генерализованность (выраженность) эмоций у А.Ю. Афанасьева представлена в 4 вариантах (1 Эмоция, 2 Эмоция, 3 Эмоция и 4 Эмоция) и во взаимосвязи (комбинацией) с телесностью (Я – физическое по У. Джеймсу), волей, мышлением (логикой) [1]. Такой подход к исследованию эмоций является принципиально новым и представляет собой четвертый аспект в понимании эмоций, условно который можно назвать как психологическое свойство человека. Возможно, в будущем произойдет синтез наиболее значимых теорий эмоций, и будет открыта одна, универсальная, которая сможет объяснить феномен эмоции человека, возможно, что будет принята единая классификация эмоций. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что оригинальный подход А.Ю. Афанасьева и его метод психософии является первым шагом на пути создания синтетической (универсальной) теории эмоций.

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин проанализировал и систематизировал представления об эмоциях отечественных и зарубежных ученых и предложил следующие типы теорий эмоций, объясняющих механизм их возникновения:

  • эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина;
  • ассоциативную теорию В. Вундта;
  • периферическую теорию У. Джемса — Г. Ланге;
  • теорию У. Кеннона — П. Барда;
  • психоаналитическую теорию эмоций;
  • сосудистую теорию выражения эмоций И. Уэйнбаума;
  • биологическую теорию эмоций П. К. Анохина;
  • фрустрационную теорию эмоций;
  • когнитивистские теории эмоций;
  • информационную теорию эмоций П. В. Симонова;
  • теорию дифференциальных эмоций К. Изарда [8].

Заслуживает внимания систематизация и сравнение взглядов ученых в лекциях по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова, которые он прочел на психологическом факультете МГУ в 1997-98 годах, и которые были записаны как видеолекции (они есть в открытом доступе в интернете). В.В. Петухов останавливается на важности взглядов философа Б. Спинозы, подчеркивает то, что именно он впервые ввел термин « аффект»[ 12].

Говоря об основной проблематике психологических теорий эмоций, профессор В.К.Вилюнас подчеркивает универсальную важность эмоций так: «Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека»[3, C.8]. Это означает, что эмоции присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека, и их необходимо тщательно изучать. Однако, по мнению В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер, интерес к исследованию эмоций среди ученых падает в связи со сложностью самого предмета исследования. И в этой связи прав Л.С. Выготский, который написал так: «Проблемы Спинозы в нерешенном виде ждут своего решения» [5, C. 130]. Появление в конце XX века философско-психологического трактата российского литературоведа А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» позволило отчасти решить проблематику феномена эмоций, о которой говорил еще В. Спиноза.

Е.П. Ильин пишет: «Эмоции — это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу» [8, C. 8.] Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит, у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа — «детектора лжи».

Теория эмоций С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии одной из наиболее известных теорий эмоций является теория С. Л. Рубинштейна. Автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей и т.д. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн опирался на теорию эмоций Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Павлова, У. Джеймса и многих других отечественных и зарубежных ученых. Прежде всего, С.Л. Рубинштейна очень интересовал вопрос, связанный с природой и функциями эмоций. Он считал, что эмоции легче выявить, когда потребности не удовлетворены. Он писал о том, что начальный момент, который определяет природу и функцию эмоций человека, состоит в том, что устанавливается связь между ходом внешних событий и ходом деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в связи с этими событиями. Природа эмоций тесно связана с течением внутренних процессов его организма, захватывающих основные витальные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… Возникая… в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» [10, C.460]. По мнению С. Л. Рубинштейна, побудительная роль эмоций заключается в следующем: «…Эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально» [10, C.489]. Важно, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, «вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, довольно сложен. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции сами по себе вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно [10, C. 491].

Чувство (по С.Л. Рубинштейну) – это отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

Признаки эмоций (по С.Л. Рубинштейну):

  • выражают состояния субъекта и его отношение к объекту;
  • отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком;

С.Л. Рубинштейном выделяются три уровня эмоциональной сферы.

  • Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями.
  • Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможно разделение этих чувств на интеллектуальные, эстетические, моральные.
  • Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Помимо чувств С.Л. Рубинштейн описывает аффекты и страсти, которые отличны от чувств, но родственны им.

Аффект по С.Л. Рубинштейну — это не что иное, как сильно выраженная эмоция, стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Ученый предполагал, что аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности.

С. Л. Рубинштейн также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека. «Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и аффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним» [9, C. 264]. В работе «Проблемы общей психологии» он заостряет еще больше этот вопрос: «Речь… идет не о том только, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с интеллектом или мышление с эмоцией, а о том, что самое мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального» [9, C. 97-98]. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Например, С. Л. Рубинштейн использовал термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «…трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные…» [9, C.269].

Страсти по С.Л. Рубинштейну – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремления в нем преобладают над чувствованиями.

Настроение – общее эмоциональное состояние человека. «Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!), это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства, не знает причины», — подчеркивал ученый, исследуя настроение [9, C.270].

Таким образом, в основе теории эмоций С.Л. Рубинштейна является то, что автор исследовал эмоции в их многообразии с различных точек зрения, в связи потребностями, с мотивациями, волей, интеллектом и мышлением. Сквозь призму психософии А.Ю. Афанасьева можно предположить, что С.Л. Рубинштейн близко подошел к взаимосвязи ведущих психических функций.

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

9 стр., 4356 слов

Григорьева М.В. Мир психологии, 2008 год

… Б. Г. Ананьева [2; 3]; концепция динамической функциональной 93 (с) Мир психологии, 2008 Журнал «Мир психологии», 2008 №1 структуры личности К. К. Платонова [17]; принципы системно9структур9 … принципов при изучении фено9 мена адаптации являетсякомплексный подход, основные положения которого в психологии разработаны Б. Г. Ананьевым. Свойства человека как индиви9 да, субъекта деятельности и …

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина.

Чарлз Дарвин опубликовал в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Он считал, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Он рассуждал примерно следующим образом: разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Ч.Дарвин потение рук при страхе, например, объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего. Сходство механизмов эмоций и их проявления у человека и животных, по мнению Ч. Дарвина, не означает их полного тождества. Ч. Дарвин придавал большое значение внешнему выражению эмоций, подчеркивая их единство. Он считал, что «эмоции почти не существуют, если тело остается пассивным. Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности» [6, C.56].

Концепция Дарвина была чисто биологической. Как пишет Е.П. Ильин, она «не вскрывала происхождение специфически человеческих эмоций и чувств, несущих на себе отпечаток социальной природы человека» [8, C.36].

Теория Джеймса-Ланге

Данная теория именуется периферической. Она была открыта двумя учеными практически в одно и то же время, поэтому получила такое двойное название. Ее суть заключается в том, что возникновению любой эмоции предшествует физиологическая реакция организма. И привычная нам причинно-следственная связь представляет несколько иной порядок. То есть согласно теории, мы чувствуем страх, из-за того, что дрожим, а не дрожим потому, что чувствуем страх. А не наоборот. Механизм возникновения эмоции начинается с физиологической реакции на внешний раздражитель, и только затем следует определенная эмоциональная реакция.

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта

Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта [4]. Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны. С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [4]. Е.П. Ильин анализирует взгляды В. Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки. Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) [1,C.44].

Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности.[5] Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.[5]

Список использованной литературы

  • Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви / А.Ю. Афанасьев. – М.: Известия, 2013.
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека./ В.К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
  • Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций / В.К. Вилюнас. – М.: Психология эмоций. Тексты, 1984.
  • Вундт В. Очерки психологии. — М., 1912.
  • Выготский Л. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. — 1970. — № 6.
  • Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001
  • Джеймс У. Психология / У. Джемс — М.: Наука, 1991
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин.- Питер.: 2001.
  • Рубинштейн С. Л Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., 1957.
  • Рубинштейн С. Л Основы общей психологии. — М., 1946 (переиздание — СПб.: Питер, 1999).
  • Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь /П. Экман – СПб.:Питер, 2012.
  • Лекции (видео) по курсу «Общей психологии» профессора МГУ В.В. Петухова.

Потребностно-информационная теория

Данная теория была предложена отечественным физиологом П.В Симоновым. В его понимании, эмоции определяются актуальной потребностью, и тем, как человек оценивает возможность ее удовлетворения. Оценочный процесс протекает автоматически, человек привычным неосознанным образом анализирует определенную имеющуюся у него информацию и ему довольно быстро становится понятно, какова вероятность того, что его потребность сможет быть удовлетворена.

При анализе учитывается:

  • насколько сильной и важной определенная потребность является для человека;
  • что потребуется для ее удовлетворения, то есть какие усилия необходимо будет приложить;
  • достаточно ли у человека ресурсов для совершения действий с целью достижения цели.

Если такая непроизвольная оценка проходит гладко и ее результат положительный – эмоции как правило не появляются и потребность естественным образом удовлетворяется. Если происходит иначе и, например, у человека недостаточно ресурсов, для удовлетворения своей потребности, то возникает отрицательная эмоция и тогда приходится искать другие способы решения. А в том случае, если цель оказывается легко достижима, тогда имеет место положительная эмоция.

Двухкомпонентная теория

Данная теория относится к когнитивным теориям, поскольку содержит в себе познавательный аспект. Согласно данной теории возникновение эмоций связано с двумя компонентами, а именно – двумя факторами, которые представляют из себя физиологические изменения организма человека и их осознанную интерпретацию. Эта теория включает в себя периферическую теорию Джеймса-Ланге, к которой добавляется познавательная составляющая. То есть возникает физиологическая реакция, затем анализируются обстоятельства ситуации, при которых это произошло и только потом распознается эмоция. Таким образом одно и то же физиологическое состояние может переживаться совершенно по-разному, в зависимости от того, что думает о его причинах сам человек и как его воспринимает.

Теория мимической обратной связи

С. Томкинс развил теорию мимической обратной связи на основе научных исследований У. Джеймса Согласно данной теории каждая эмоция определенным образом автоматически отражается на лице человека. Так, при воздействии стимула происходит физиологическая реакция и напрягаются те лицевые мышцы, которые соответствуют переживаемой эмоции. Как и в периферической теории эмоций телесная реакция тут первична и по выражению лица можно судить о возникшей эмоции. То есть, например, если девушка улыбается, значит она счастлива и радостна, а если она хмурит брови, то вероятно испытывает печаль или иную отрицательную эмоцию. Таким образом изменение лицевых мышц дают мозгу своего рода подсказку о том, какая эмоция имеет место быть. Были проведены различные эксперименты, на основе которых выявили, что при реакции на одинаковые стимулы, у большинства людей возникают подобные мимические проявления.

Дифференциальная теория

Американский психолог К. Изард рассматривал эмоции как сложную систему. Каждое эмоциональное состояние содержит в себе три элемента:

  • физиологический;
  • экспрессивный;
  • субъективный.


Каждому эмоциональному переживанию соответствует определенное сочетание физиологических проявлений, и наблюдая внешние признаки, мы можем судить о том, что возможно чувствуют окружающие нас люди. Существуют базовые эмоции, которые примерно одинаковым образом выражают все люди, хотя в зависимости от народной принадлежности интенсивность и особенности выражения может быть разниться.

Ученый выделял 10 фундаментальных эмоций, а для того, чтобы показать степень выраженности и интенсивности указывал пары слов следующим образом:

  • удовольствие – радость;
  • удивление;
  • интерес – возбуждение;
  • гнев-ярость;
  • презрение – пренебрежение;
  • горе –страдание;
  • отвращение – омерзение;
  • страх – ужас;
  • стыд – застенчивость;
  • вина – раскаяние.

Также он отмечал, что большое количество эмоций представляются в смешанном виде, называя их диадами (например, интерес-удовольствие) и триадами (например, отвращение-страх-презрение).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]