История психологии. «Представления В. Вундта о сознании»


Подходы к пониманию термина «сознание»

В разное время сознание выступало в качестве типа ментального состояния или в качестве способа восприятия и взаимоотношений с другими. Его часто описывают как точку зрения, как «Я». Многие исследователи рассматривают эту категорию в качестве самой важной вещи в мире. С другой стороны, многие из них склонны определять понятие «сознание» слишком расплывчато.

Определение 2

Сознание — это состояние психической жизни индивида, которое выражено через субъективное переживание событий внешнего мира и жизни самого человека. Оно является формой, в которой объективная действительность отражена с помощью человеческой психики.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В соответствии с культурно-историческим подходом характерная особенность сознания представлена тем, что промежуточное звено между объективной реальностью и сознанием включает элементы общественной и исторической практики. Все это дает возможность выстраивать объективные (общепринятые) картины мира.

В отечественной психологии сформировалось общепринятое понимание сознания, как высшей формы психики, возникающей в человеческом обществе при появлении коллективного труда, общения, языка и речи. Данный принцип излагали в своих трудах С. Л. Рубинштейн, Е. В. Шорохов, А. Н. Леонтьев.

Сознание и самосознание.

Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Психология bookap

Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Литература.

1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. — М.: Педагогика, 1980.

Психология bookap

2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.

4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М., 1977.

Сознание в психологии

Суть сознания принято определять через способность человека к абстрактному (вербальному) мышлению. Его орудием и средством является язык, возникший в человеческом обществе. Посредством языка происходит познание законов природы и общества.

Замечание 1

Л. С. Выготский писал, что сознание представляет собой рефлексию действительности субъектом, определение им своей деятельности и самого себя. Сознательно, по мнению исследователя, то, что можно передать в качестве раздражителя на другие системы рефлексов (то, что способно вызывать в них отклик).

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сознание как предмет психологии 490 ₽ Реферат Сознание как предмет психологии 260 ₽ Контрольная работа Сознание как предмет психологии 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Индивидуальное сознание существует лишь при наличии общественного сознания и языка, который является его реальным субстратом. Сознание не было изначально, оно не порождается природой, а возникает по причине существования общества. По этой причине сознание не всегда постулат и не условие психологии, а представляет собой ее проблему (предмет конкретного научно-психологического исследования).

Элементы сознания по Выготскому включают словесные значения в качестве системы, которая действует как единое целое. Эта работающая система представляет собой состояние бодрствования, специфическую человеческую характеристику бодрствования.

С позиции Б. Г. Ананьева сознание может выступать как элемент эффекта действия. Первоначальными фактами сознания являются следующие составляющие:

  • Восприятие,
  • Переживание индивидом результатов своих собственных действий.

Постепенно осознанию поддаются не только эффекты действий, но и сами процессы деятельности. Индивидуальное развитие сознания происходит через переход от сознания соответствующих моментов действий к целенаправленной и планомерной деятельности. Состояние бодрствования при этом считается сплошным «потоком», который переключается с одного вида деятельности на другой.

Принцип единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: «…Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности»

26
.
26 Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. — 1945. С. 12.

В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: «Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание… В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство — это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности — это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм — вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилиза- ции»

27
.
27 Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.

О спонтанности сознания см.:

1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М., 1980.

Психология bookap

2. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии — 1990. — № 10.

3. Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1980.

Структура сознания.

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

Психология bookap

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

* чувственную ткань образа;

* значение;

Психология bookap

* смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Еще один вариант структуры сознания предлагается Ф. Е. Василюком28.

28 Василюк Ф. Е. Структура образа. //Вопр. психол. — 1993. — №5.

Литература.

1. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. — М.: Наука, 1969.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.

Возникновение

Когда возникла психология как наука о сознании?

Термин «,сознание», появлялся еще в трудах древних философов.

Но только в конце 19 века исследователь В. Вунд предлагает использовать его в качестве предмета психологии. Таким образом начинается новое направление , психология как наука о сознании.

В.Вунд стал основоположником классической психологии сознания, объединяющая в себе идеи и достижения предшественников в этой сфере. Именно ему удалось организовать целостную научную психологическую школу.

Суть этого направления заключается в том, что явления этого акта невозможно свести к физическим стимулам, воздействующих на субъекта. Психическая жизнь отличается наличием самобытных причин.

Постепенно сужая класс психических процессов, представители данного направления смогли обнаружить ряд важных законов функционирования психики.

Таким образом, рассматриваемое направление в итоге выступило в качестве основы для выделения психологии как самостоятельной дисциплины.

Как общаться с подсознанием? Читайте об этом здесь.

Сознание и бессознательное.

В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.

Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Литература.

1. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989.

Психология bookap

2. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. //Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.

3. Фрейд З. Я и Оно. //Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1990.

4. Шерток Л. Непознанное в психике человека. — М., 1982.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]