Биография
Доктор психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический факультет 2-го Московского государственного университета (сейчас — Московский педагогический государственный университет) (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии (сейчас — Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины) в Харькове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас — Психологический институт РАО), где защитила докт. дис: «Возрастные закономерности формирования личности ребенка». До 1978 г. возглавляла лабораторию формирования личности [1].
Публикации
- Божович Л. И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006: [https://vygotsky.mgppu.ru/1192 ч. 1], [https://vygotsky.mgppu.ru/1254 ч. 2, 3], [https://vygotsky.mgppu.ru/1327 ч. 4]
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. (В данную книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли основные её работы по психологическим закономерностям и этапам развития личности, мотивации поведения детей и др.
) - Божович Л. И. (1981/1988). [https://www.voppsy.ru/issues/1988/885/885108.htm О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности]
- Божович Л. И. [https://flogiston.ru/library/bozhovich Потребность в новых впечатлениях @ flogiston.ru]
Научный вклад
Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств («Личность и ее формирование в детском возрасте». 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен «смыслового барьера», суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан «аффект неадекватности», суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие «социальной ситуации развития». В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя.
Отрывок, характеризующий Божович, Лидия Ильинична
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая. – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
Божович Л.И. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
{«markers»:[{«pos»:[{«lat»:55.6579642,»lon»:37.4737832}]},{«pos»:[{«lat»:55.6579642,»lon»:37.4737832}],»title»:»\u003Cp\u003E2-\u043e\u0439 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:[{«lat»:49.9862773,»lon»:36.2831241}],»title»:»\u003Cp\u003E\u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0430\u0442\u0440\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0410\u041c\u041d \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u044b)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»},{«pos»:[{«lat»:55.753492,»lon»:37.6086113}],»title»:»\u003Cp\u003E\u041d\u0418\u0418 \u041e\u0438\u041f\u041f \u0410\u041f\u041d \u0421\u0421\u0421\u0420 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 — \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u0420\u0410\u041e)\n\u003C/p\u003E»,»text»:»\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\»selflink\»\u003E\u041b.\u0418. \u0411\u043e\u0436\u043e\u0432\u0438\u0447\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E»}],»bounds»:{«ne»:{«lat»:55.753492,»lon»:37.6086113},»sw»:{«lat»:49.9862773,»lon»:36.2831241}}}
Божович Лидия Ильинична
Структура личности
Структура личности — это сочетание и взаимодействие относительно стабильных компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические черты и характеристики, обычно называемые «чертами личности». Их много, но психологи пытаются объединить их в несколько подструктур.
Самый низкий уровень личности — биологически детерминированная субструктура, которая включает в себя возрастные, половые характеристики психики, врожденные характеристики типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные характеристики психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущения, мышления, способности, которые зависят как от врожденных факторов, так и от формирования, развития этих характеристик.
Кроме того, уровень личности — это ее индивидуальный социальный опыт, который включает в себя знания, умения, способности и привычки, приобретенные человеком. Эта подструктура формируется в основном в процессе обучения и носит социальный характер.
Высшим уровнем личности является ориентация, которая включает в себя устремления, желания, интересы, склонности человека, идеалы, взгляды, убеждения, его мировоззрение, черты характера, самоуважение.