Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.
Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.
Психология в Античном мире
История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.
А вот самым ранним психологическим опытом считается эксперимент фараона Псамметиха I, описанный древнегреческим историком Геродотом в книге «Истории». Дабы определить, какая раса была самой древней – египтяне или фригийцы, фараон сделал следующее: он отдал пастуху двух новорожденных детей и велел вырастить их в отдаленной хижине. Главным условием эксперимента было полное молчание, т.е. пастуху запрещалось разговаривать в присутствии младенцев. Таким способом Псамметих I хотел узнать, на каком языке детьми будет произнесено самое первое слово, и в соответствии с этим сделать вывод о древнейшей расе.
Спустя 2 года из детских уст донеслось долгожданное «bekos». Оказалось, что это фригийское слово, обозначающее «хлеб». Так египтяне решили, что фригийцы были более древней расой, чем они сами [Waterfield R., Dewald C., 1998].
Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.
Фалес и Анаксимен
Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.
Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.
Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.
Гераклит
Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.
Гераклит считал, что чувства – первый источник информации о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.
Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь .
Эмпедокл
Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.
Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.
Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего . Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.
Анаксагор и Демокрит
В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.
В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.
По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.
Сократ
Будучи одним из величайших мыслителей древности, Сократ видел ценность не в небесных телах, а в бескрайней вселенной человеческой души, и был первым, кто использовал слово «психика», как средоточие разума и характера. Он определял знание, как веру, подкрепленную рациональным объяснением, а также считал, что истина находится внутри каждого человека и не может быть навязана авторитетом извне.
Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.
Платон
Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.
Аристотель
Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.
Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.
Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.
Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.
Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.
Если узнав об этих идеях, вы по-прежнему сохраняете интерес и продолжаете читать, то, скорее всего, вы обладаете пытливым умом и любите развиваться. Потребность в получении знаний похвальна! Чтобы облегчить этот процесс, приглашаем вас на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Там вы узнаете специальные приемы, которые помогут лучше усваивать любой прочитанный материал, активизировать мышление, учиться продуктивнее и с интересом.
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Психология в Средние века
Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.
В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.
Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.
Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:
- Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
- Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
- Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
- Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
- Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.
Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.
Память
Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.
Выделяют следующие процессы памяти:
- Запоминание;
- Хранение;
- Воспроизведение;
- Забывание.
Также память разделяется на типологии:
- По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
- По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
- По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
- По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
- По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
- По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
- По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
- По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.
Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.
Психология в эпоху Ренессанса
Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.
В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:
Рене Декарт
Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.
Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».
Томас Гоббс
Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.
Джон Локк
В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».
Джордж Беркли
Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.
Дэвид Юм
Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.
Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение;
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
- По виду образов – абстрактное и конкретное;
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- Типизация;
- Акцентирование;
- Схематизация;
- Агглютинация;
- Гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в татье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Психология как самостоятельная дисциплина
Отцом психологии принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта. Он написал первый учебник по этой дисциплине под названием «Основы физиологической психологии», где в общих чертах изложил ключевые связи между физиологией, мышлением и поведением, а в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.
Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым. Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.
Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.
О. Касман
Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.
Богослов и деятель внес коррективы в термин «антропология» и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.
Структурализм
Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:
- Ощущения.
- Образы.
- Привязанности (чувства, эмоции).
В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.
Восприятие
Восприятие – это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие – это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.
Восприятие разделяется на четыре уровня:
- Обнаружение (перцептивное действие) – формирование образа;
- Различение (перцептивное действие) – само восприятие образа;
- Идентификация (опознавательное действие) — отождествление объекта с уже имеющимися образами;
- Опознание (опознавательное действие) – категоризация объекта.
У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии можно узнать из статей «Ощущение и восприятие» и «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Функционализм
В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.
Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.
Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» [Fancher R. E., Rutherford A. Pioneers of Psychology: A History., 2017].
В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.
Внимание
Внимание – это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.
Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.
Функции внимания:
- Обнаружение
- Избирательное внимание
- Распределённое внимание
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:
- Внешнее – направлено на окружающий мир;
- Внутреннее – направлено на внутренний мир человека;
- Моторное
Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.
Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.
Подробнее о внимании читайте в нашем уроке «Внимание и память» из курса по развитию памяти.
Появление психоанализа
Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.
Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.
Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.
Речь
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Кратко об истории отечественной психологии
В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:
Лев Семенович Выготский
Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.
Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.
Александр Романович Лурия
Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:
- блока регулировки пробуждения;
- блока получения, анализа и хранения информации;
- блока программирования, регулирования и проверки активности.
Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.
Иван Петрович Павлов
В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).
Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.
Представления
В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.
Классифицируют представления несколькими способами:
- По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
- По степени обобщённости – единичные, общие и схематизированные;
- По происхождению – на основе восприятия, мышления или воображения;
- По степени волевых усилий – непроизвольные и произвольные.
Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.
Подробнее о представлениях в психологии читайте в нашей статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика».
Бихевиоризм
В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.
Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.
Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.
Мышление
В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:
Мышление – это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.
Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.
Мышление разделяется на:
- Абстрактно-логическое;
- Наглядно-образное;
- Конкретно-предметное;
- Наглядно-действенное.
А основными формами мышления являются:
- Понятие – мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
- Суждение – отрицание или утверждение чего-либо;
- Умозаключение – вывод.
Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем тренинге по логическому мышлению.
Гуманистическая психология
Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:
- на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
- свобода воли и осознанный выбор существуют;
- потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
- любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.
Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.
Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.
Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.
С. Рубинштейн
Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.
Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и «Принцип творческой самодеятельности», и «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.
Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.
Когнитивная психология
Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.
Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).
Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.
Американский психолог Джордж Миллер также занимался исследованием языка, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в зарождении психолингвистики. Помимо этого Миллер изучал способности человеческой памяти, выдвинув теорию, что большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.
В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.
С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.
Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, более подробно об истории развития педагогической психологии вы можете почитать в нашей статье. А если вы желаете разобраться в особенностях своего мышления, научиться решать сложные жизненные задачи без суеты и стресса, улучшить аналитические способности, память и логику, приглашаем на онлайн-программу «Когнитивистика».
В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»
Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!
Кстати:
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Метод изучения психологии Вундта
- Проблема демаркации научного знания
- С чего начать изучение психологии
- Эмпиризм в философии Нового времени простыми словами
- Агностицизм как свобода познания
- 7 отличных философских книг
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- «Вы это видели» или Откуда берется эффект дежавю
- Материализм и идеализм в философии
Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика
Р. Гоклениус
Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово «психология».
Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики — неосхоластику.
Воля
Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.
Признаки волевого акта:
- Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
- Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
- Наличие плана действий;
- Приложение усилий для выполнения чего-либо.
Подробнее о воле в психологии читайте в статьях «Психические процессы: виды и краткая характеристика» и «Воля и волевые действия».
Эмоции
Эмоции – это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.
Характеристиками эмоций являются:
- Тон (валентность) – положительные или отрицательные эмоции;
- Интенсивность – сильные или слабые эмоции;
- Стеничность – влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
- Содержание – отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.
Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.
Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Актуальность проблемы
Современная прикладная психология считает эмоциональный стресс самым вредоносным, ведь он может довести сознание до опасной формы расстройства. С каждым годом человек сталкивается с большим количеством трудностей, и психологическая подготовка для него становится просто незаменимым фактором. Для этого были разработаны превентивные меры, помогающие человеку сориентироваться в непростых задачах, таких как аварии, террористические атаки, природные катаклизмы. Помощь в подобных сложных испытаниях предоставляет концепция психологии экстремальных ситуаций.
Типовыми шоковыми ситуациями принято считать:
- пространственную дезориентацию;
- монотонию – беспеременное состояние в течение долгого времени;
- временную дезориентацию;
- одиночество;
- постоянный риск для жизни;
- ограничение информации;
- отсутствие автономии.
Мотивация
Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
- Внешняя – обусловлена внешними условиями;
- Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основана на положительных стимулах;
- Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
- Устойчивая – определяется нуждами человека;
- Неустойчивая – требует дополнительного стимула.
Мотивация бывает следующих типов:
- От чего-либо (основной тип);
- К чему-либо (основной тип);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Идентификация с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-либо;
- Общественная значимость;
- Стремление быть в обществе определённых людей;
- Негативные факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».
Предмет и методы изучения
Психология — самостоятельная наука, которая изучает закономерности, механизмы, факты психической жизни. Если говорить об истории, она может рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму.
Задачи психологии:
- Изучение личности, ее индивидуального развития относительно самой науки.
- Исследование различных законов психики.
- Изучение социальных, биологических свойств личности.
Методы, которые используются исследователями истории психологии, отличаются от техник, применяемых общей психологией. Основные методики:
- Анализ научных ссылок. Исследователи определяют какие исторические документы, теории, фигурировали в определенный временной промежуток, как они влияли на развитие общества.
- Изучение архивных материалов. Нахождение древних источников информации, их расшифровка, снабжение примечаниями, сносками.
- Интервьюирование — изучение биографии знаменитого ученого. Для этого ему задают ряд предварительно составленных вопросов, позволяющих получить информацию о человеке, не спугнув его.
- Категориальный анализ. Учет определенных условий в обществе, способствующих развитий тех или иных концепций, школ.
- Систематизация научных высказываний, их расшифровка зависимо от сделанного открытия, окружающего положения в определенный момент времени.
- Теоретическая реконструкция. Описание научных систем прошлого, их анализ.
- Автобиографический, биографический метод изучения. Метод, предназначенный для воссоздания атмосферы, в которой жили определенные ученые.
- Историко-функциональный метод. Выполняется анализ идей, высказываемых учеными в разные временные периоды.
- Историко-генетическое изучение. Исследование развития науки в определенные временные эпохи, факторы, воздействующие на появление новых открытий.
История общей психологии — важная наука, при изучении которой используют следующие источники:
- психиатрия, медицина;
- художественная литература;
- военная практика;
- искусство в различных его проявлениях;
- практики воспитания, обучения;.
- документы, написанные психологами в прошлом;
- исторические материалы;
- этнография, антропология.
Методы, с помощью которых выполняются историко-психологические исследования, бывают трех типов — планирование, интерпретация, доказательство.
Применение психологических знаний
Вообще понимать себя и людей и уметь воздействовать на них важно в самых разных сферах, поэтому психология и бывает разной: детской, семейной, педагогической, корпоративной, военной и тому подобное.
Тут принцип простой. Если ты умеешь назвать и описать свое переживание или какую-то другую психическую деятельность, ты ее осознаешь, понимаешь и даже в какой-то степени овладеваешь ей.
Первая помощь
Очень важно в нужный момент суметь стать психологом нуждающемуся, потому что не всегда специалист оказывается рядом. Проблемы современной психологии затрагивают каждого, но порой не все хотят принять свое состояние или поверить в эмоциональные нарушения близкого человека, увидеть его изменения в мыслительном механизме. Не стоит закрывать глаза, если есть предпосылки отклонений от нормы, необходимо принять меры:
- при апатии стараться пробудить интерес к любой мелочи;
- заметив галлюцинации и бредовое состояние, увести в тихое место, не перечить, убрать опасные предметы;
- когда человек в ступоре, следует массировать расположенные над глазами точки на лбу;
- при агрессивном состоянии надо дать выплеснуть эмоции в отношении безопасного для человека предмета;
- при перевозбуждении — отвести подальше от людей и спокойно побеседовать;
- плач хорошо утихает во время разговора о переживаниях;
- страх уходит, если человеку сделать массаж напряженных частей тела, и при этом вести диалог;
- человека в истерике надо привести в чувства неожиданным действием: что-то разбить, ударить его по щеке или крикнуть, после чего уложить пострадавшего отдыхать.
Такие приемы в обучении психологии помогут каждому быть готовым в шоковых ситуациях более спокойно пережить стресс и сохранить свои нервы.
Преображайся!
Как это ни парадоксально звучит, но внутренний мир – это изнанка внешнего. Начни работу над собой с преображения внешности. Многие внутренние проблемы женщины связаны с тем, что она просто-напросто себе не нравится. А любовь к себе — неотъемлемая составляющая счастья.
Самый эффективный и безопасный способ быстро преобразиться – это естественное омоложение. И тут вне конкуренции «Базовый марафон», наш хит и гордость. Он помог похорошеть сотням тысяч женщин по всему миру.
«Базовый марафон» длится всего три недели. От тебя потребуется всего 5-35 минут в день упражнений и самомассажа! Результатом станут ровная спина, расправленные плечи, вытянутая шея, подтянутая фигура и молодое лицо. Убираем второй подбородок, брыли, носогубки, морщины, поднимаем уголки губ, раскрываем взгляд, подтягиваем овал лица, разглаживаем лоб.
Поторопись принять участие в «Базовом марафоне». 1 февраля стартует его новая версия, обновленная на 60%. Ещё больше обратной связи с Аннетт: легендарнейший бьюти-тренер страны доведет тебя до результата.
Просто космос
Космическая психология занимается изучением психологических особенностей деятельности космонавта, а также факторов, способов и методов организации его работы: невесомость, сенсорная депривация, подготовка к полету и др. Схожей по задачам и функциональным особенностям является авиационная психология, которая связана с экстремальными условиями труда, характеризуется сложностью выполняемых действий. В группу смежных и объединенных общими параметрами входят также инженерная, педагогическая, социальная и медицинская психология.
Чтобы максимально подготовить человека к космическому полету, предварительно создаются приближенные условия, ситуации, проблемы, которые могут возникнуть вне земной поверхности.
Космическая психология помогает подготовить человека к возможным напряженным обстоятельствам, стрессу, что позволяет ему быстро ориентироваться в нестандартных условиях. Молодая отрасль естествознания на данном этапе не может полностью проявить себя как наука, полное ее развитие ожидается в будущем. Но серьезные и сложные задачи перед ней стоят уже сегодня, так как на основе полученных за годы полезных данных, используя имеющийся опыт, надо научиться составлять обоснованный прогноз особенностей и возможностей психической деятельности человека в рамках космического полета. Составление профессиограммы космонавта требует огромного количества исследований и экспериментов.