Методология и принципы психологии. Методы психологии.

Определение 1

Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояний и закономерностей психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.

Объектом изучения общей психологии является психика живых существ, то, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они реализуют свои желания и побуждения. С точки зрения современной науки, психика является посредником между субъективным и объективным, а также дает знание о том, что такое внутреннее и внешнее, телесное и душевное.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Задачей психологии является систематизация знаний и подача их в такой форме, чтобы каждый образованный человек мог самостоятельно изучать эту дисциплину.

С этой наукой сталкиваются представители разных профессий – не только психологи, но и социологи, юристы и так далее, так как многим необходимо знать закономерности развития психики человека, формирование внутренних процессов, свойства личности.

Общая психология обращает внимание на психическую активность человека, его характер, мышление, темперамент, испытываемые эмоции, восприятие, способности памяти. Эти данные рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как происходят взаимоотношения человека с людьми разных социальных групп.

Методологические принципы психологии

Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

  1. Детерминизма.
  2. Активности.
  3. Сознание и доведение, как одно целое.
  4. Системности.
  5. Развития.

Принципы психологии восприятия визуальной информации

В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

Принцип отражения в психологии

Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта. В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа. Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию. А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

Обобщенная краткая трактовка

Итак, согласно толковому словарю, целостность – это общая характеристика предметов или объектов, которые обладают сложной внутренней структурой. Данное понятие является олицетворением автономности, самодостаточности, а также интегрированности определенных объектов. Дополнительно можно сказать, что целостность – это характеристика качества, уникальность, своеобразие, которые сформировались в определенной среде обитания и соответствуют лишь конкретному предмету. Иными словами, термин указывает на сочетание определенного количества составляющих в одном объекте, которые развиваются и функционируют сообща, образуя, таким образом, замкнутую и полноценную систему. Такой системой может быть любая биологическая единица (как клетка, так и человек), государство или маленькое общество, программное обеспечение и т. д.

Принципы психологии развития и возрастной психологии

Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

В психологии развития существуют следующие подразделы:

  1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
  2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
  3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
  4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

Информатика и современные технологии

Целостность – понятие, которое с недавних пор стало широко применяться в сфере научных технологий, в программировании и ведении интернет-деятельности. В частности, речь идет о первозданности и неизменности исходных кодов программ и файлов. Для примера возьмем самый обыкновенный сайт, составленный программистом из ряда исходных кодов. Для каждой отдельной страницы использовались определенные шифры, сочетания символов, цифр и знаков. В совокупности они образовали целостную картину, которая стала основой для интернет-ресурса. При некорректном обращении с исходным кодом происходит нарушение деятельности дочернего продукта. Сбиваются настройки, в результате общая картинка исчезает. Следует отдельно отметить, что в данной ситуации будет уместна проверка целостности информации. Сделать это можно, выполнив определенный набор функций. Также для восстановления исходных данных можно провести операцию отката системы.

Принцип детерминизма в психологии

Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками. Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем. Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

Психология

На примере точных наук мы только что рассмотрели, что такое целостность. Теперь же давайте обратимся к психологам и к терминам, которые они употребляют чаще всего. Одним из таковых является «принцип целостности личности». Человеческая личность – понятие духовное. Ее нельзя пощупать, вдохнуть или ощутить на себе, как, допустим, человека или воду. Но личность строится на основе компонентов, которые ее формируют и совершенствуют. Среди таковых назовем жизненный опыт, ошибки, страдания, радости, дружбу и предательство, любовь, построение семьи, карьерный рост, личные предпочтения и пристрастия, интересы и многое другое. Формирование личности – процесс крайне индивидуальный. В истории человечества есть люди, которые стали самодостаточными и независимыми в совсем юном возрасте. А в некоторых случаях бывает так, что зрелый человек, проведший на Земле более полувека, до сих пор не сумел сделать свою духовную личность целостной и самодостаточной.

Принципы психологии творчества

Принципы психологии творчества изучают следующее:

  1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
  2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
  3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
  4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

  1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
  2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
  3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

Школы общей психологии

Также существует множество школ, которые придерживаются вышеперечисленных принципов и используют методы исследования в своей практике. К таким школам может относиться:

  • психоанализ;
  • структурализм;
  • фрейдизм
  • трансперсональная психология;
  • бихевиоризм;
  • гештальтпсихология;
  • индивидуальная психология;
  • когнитивная психология;
  • функционализм;
  • гуманистическая психология;
  • аналитическая психология;
  • отечественная психология.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Принципы психологии труда

Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

Методы общей психологии

Для того, чтобы воплощать существующие принципы в реальности, используют некоторые практические методы исследований. К ним относится:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • эксперимент;
  • тестирование;
  • вспомогательные и промежуточные методы исследования.

Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:

  1. Постановка целей и задач.
  2. Определение ситуации, объекта и предмета.
  3. Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
  4. Определение способа учета данных.
  5. Обработка полученных данных.

Беседа включает в себя общение исследователя и исследуемого с обсуждением проблем и вопросов, ответы на которые нужны как исследователю, так и исследуемому.

Эксперимент подразумевает искусственное создание необходимых условий для испытуемого и фиксирование результатов.

Тестирование – это процесс, заключающийся в ответе на короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.

Принципы психологии как науки

На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

Наука и философия

Очевидно, что слово «целостность» — это производное от «целого» или «единого». Часто мы употребляем их для того, чтобы охарактеризовать нечто отдельное, что полностью сформировалось и стало самодостаточным. Пример, который был предоставлен выше – клетка как биологическая единица. Она обрамлена специальной мембраной, через которую межклеточное вещество не может просочиться, а внутри нее находятся все те компоненты, которые обеспечивают необходимый обмен веществ внутри этой системы. Из таких клеток состоят все живые организмы – люди, животные, растения. Клетки входят в состав каждого внутреннего органа, определяя его целостность. В совокупности мы получаем полноценный живой организм, работа которого слажена и не зависит от других подобных ему. Но она зависит от окружающей среды – воздуха, воды, света. Эти компоненты, состоящие из молекул, также самодостаточны и индивидуальны, но в сочетании с человеком, животными и всеми остальными жителями нашей планеты они образуют биомассу. В свою очередь, биомасса также является единой структурой, внутри которой слаженно функционируют все живые организмы.

Принципы психологии личности

Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

  1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
  2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
  3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

Принцип потенциальности.
Если обратить внимание на особенности русской ментальности, то можно отметить особый способ восприятия пространства. Оно переживается как простор, как-то, куда вырываешься из неволи, как чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, то есть духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью.

Интегративная методология, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов.
Принцип многомерности истины.
Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Общие положения о методах психологического исследования

В психологии, как и в других науках для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно разделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных знаний; 3) приемы обработки данных; 4) интерпретационные методы. К
организационным
относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к
эмпирическим способам добывания научных знаний
– обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполнение работ), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций и т. п.); к
приемам обработки данных
относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющиеся исключениями или нарушениями общих правил; к
интерпретационным методам
– различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристики психики) методов. Рассмотрим ряд организационных и эмпирических способов добывания научных знаний.

Организационные методы
Сравнительный метод
— (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.
Лонгитюдный метод (метод «продольного среза»)
состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.
Комплексный метод
— способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, пси¬хическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы. Обсервационные методы
Наблюдение (внешнее)
— метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Самонаблюдение (интроспекция)
— наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы
Эксперимент
отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого.
Лабораторный эксперимент
осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.
Естественный эксперимент
— психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент
— метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы
Тест
— система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности.
Тесты достижений
— одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.
Тесты интеллекта
— методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.
Тесты креативности
— совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.
Тесты личностные
— методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.
Тесты проективные (прожективные)
— совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т. е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.
Анкета
— методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Социометрия
— метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Интервью
— метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее вопросы.
Беседа
— метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он
валиден
(соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и
надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании). Литература ПЕРЕЙТИ НА ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]