Задачи и методы дифференциальной психологии личности

Что такое дифференциальная психология? Рассмотрим в данной статье и раскроем подробно это понятие.

«Нет двух людей, которые рождаются абсолютно одинаковыми; каждый из них отличается от других своими природными дарами, одни из которых, естественно, подходят для одного занятия, а другие — для другого.»

Платон

В то время как общая психология отвечает за проведение всесторонних исследований общих характеристик людей, дифференциальная психология имеет дело с противоположными факторами. Это означает, что предметом изучения являются различия в поведении людей друг от друга. Его исследования привели к важным открытиям и пришли к выводу о том огромном интересе, который могут вызывать различия в людях.

Например, в общей психологии обычно проводятся групповые терапии, участники которых подвергаются различным процедурам. Различия, возникающие между членами группы во время терапии, считаются ошибками, и их исследование не проводится. С другой стороны, для дифференциальной психологии эти данные очень актуальны и заслуживают изучения.

Лучший способ понять основы, на которых основан этот тип психологии, — это сослаться на простой для понимания пример. В общей психологии есть тенденция проводить терапию, которая работает с различными группами, которые проходят определенные процедуры. Всегда есть основная группа и контрольная группа, результаты исследования анализируются потом. Различия, которые возникают между людьми на протяжении терапии, считаются ошибками, и их изучение не проводится, но с помощью дифференциальной психологии эти данные на самом деле представляют собой захватывающий аспект, который стоит изучить.

Вот почему так важно изучать людей независимо, анализируя различия, которые возникают между разными людьми с точки зрения личности и интеллекта.Для правильного применения дифференциальной психологии эксперты берут за основу парадигму, введенную Терстоном в 1923 году и основанную на взаимосвязи между организмом, стимулом и реакцией.

Итак, дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающий различия между поведением, мыслями, чувствами и поведением людей, а также процессы, которые приводят к существованию этих различий.

Чтобы понять, чем люди похожи и какие психологические характеристики различаются между собой, дифференциальная психология часто использует научный метод и находит закономерности, которые могут быть в различиях между людьми.

История развития отрасли

Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.

В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.

Книги

Таково краткое описание дифференциальной психологии как науки. Поскольку тема достаточно сложная и объемная, одной прочитанной статьи будет явно недостаточно. Вот список книг, с помощью которых вы можете изучить ее более детально.

  • «Дифференциальная психология» Софья Нартова-Бочавер.
  • «Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении» Анна Анастази.
  • «Дифференциальная психология и психодиагностика» Константин Гуревич.
  • «Дифференциальная психология: учебное пособие» Валерий Машков.
  • «Дифференциальная психология» Александр Либин.
  • «Дифференциальная психология и ее методические основы» Уильям Штерн.
  • «Невротические стили» Дэвид Шапиро.

Начать рекомендуем именно с книги основателя дифференциальной психологии Уильяма Штерна, которая актуальна и по сей день.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Модель личности Кеттела
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Научное знание: основы
  • Практическая психология
  • Криминальная психология
  • Методы психодиагностики
  • Психосемантика

Ключевые слова:1Коммуникации, 4Психорегуляция

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:

  1. Анализ группового распределения признаков.
  2. Изучение особенностей характеров, их проявления.
  3. Разработка теоретической базы психодиагностики.
  4. Выделение индивидуальных различий.
  5. Объяснение изменений поведения.
  6. Определение различий между людьми, причин их возникновения.

Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.
К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

Конспект лекции «Индивидуальные особенности в деятельности и общении»

Лекция

Индивидуальные особенности в деятельности и общении

Содержание: 1. Индивидуальные особенности человека

2. Индивид. Индивидуальность. Личность

3. Факторы, влияющие на психическое развитие личности

4. Темперамент как биологическая основа личности

5. Материалы для самостоятельной подготовке по теме

6. Домашнее задание

1. Индивидуальные особенности человека

Целью делового взаимодействиям является решение конкретной задачи (учебной, научной, производственной, коммерческой и т. д.), стоящей перед организацией. Поэтому деловое общение строго регламентировано – сотрудники организации должны придерживаться определенных стандартов поведения. И хотя обмен информацией в деловом общении носит не личный характер, а в первую очередь обусловлен необходимостью совместного решения служебной задачи, все же на характер деловой коммуникации оказывает значительное влияние индивидуально-личностные особенности работников.

Посмотрите на картинки ниже. Как бы вы ответили в подобных ситуациях?

Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4

Все люди разные. На их эмоции, мышление, поведение влияют множество факторов, такие как возраст, пол, уровень образования, принадлежность к той или иной профессии, интеллект, темперамент, волевые качества и т. д. Иными словами, все люди имеют определенные различия. Все эти различия могут быть индивидуальными, групповыми или типологическими.

Рис. 5а. Различия человека

Индивидуальные различия проявляются в темпераменте, характере, воле, мотивации, интеллекте, стиле деятельности, использовании защитных механизмов, способах преодоления трудностей и т. д.

Групповые различия устанавливаются и проявляются в следующих критериях:

§ пол;

§ возраст;

§ этническая принадлежность;

§ характер профессиональной деятельности;

§ классовая принадлежность и т. д.

Рис. 5б. Различия человека

Типологические различия основаны на отнесении человека к тому или иному типу. Типологические различия подразумевают, что людей можно делить на группы по разным психологическим признакам. Например, на экстравертов и интровертов, на людей с аналитическим или синтетическим стилем восприятия, на общительных и замкнутых и так далее.

Типологические различия – самая большая категория различий в психологии, так как существует большое число психологических признаков, по которым можно делить людей на группы.

Индивидуальные различия могут быть внутрииндивидуальными и межиндивидуальными.

Внутрииндивидуальные различия подразумевают:

§ отличие человека от самого себя в различные периоды жизни;

§ отличие человека от самого себя в разных ситуациях (в разных социальных группах);

§ соотношение различных качеств у отдельного человека (например, соотношение вербального и невербального интеллекта, соотношение волевых и эмоциональных свойств).

Межиндивидуальные различия подразумевают:

§ отличие отдельного человека от большинства других (соотношение с общей психологической нормой);

§ отличие человека от конкретной группы людей (студенческая группа, профессиональное сообщество и т. д.)

Рис. 6. Индивидуальные различия человека

2. Индивид, индивидуальность, личность

Индивидуально-психологические особенности личности определяют уникальность каждого человека, следовательно – и его поведение и манеру общения. Изучением индивидуальных особенностей и поведением человека занимается дифференциальная психология.

Дифференциальная психология – раздел психологической науки, который изучает различия между индивидами и группами людей по психологическим характеристикам, а также диапазон, природу, причины этих различий и их влияние на различные сферы жизни людей.

Дифференциальная психология направлена на изучение психологического различия у представителей разных социальных, возрастных и классовых групп. Подобный метод существенно отличается от других, где обычно занимаются поиском общих характеристик.

Дифференциальная психология не только выделяет и описывает индивидуальные различия людей, но объясняет их происхождение и развитие. Почему, например, одни стремятся быть руководителями, другие комфортнее чувствуют себя в роли исполнителей; почему один тяготится шумными компаниями, а для другого одиночество кажется невыносимым.

Рассмотрим основные понятия дифференциальной психологии, которые будут нам необходимы для понимания сути индивидуально-психологических особенностях личности: индивид, индивидуальность, личность.

Индивид – человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и т. д.

Индиви́д (лат. individuum «недели́мый») – отдельный организм, с присущей ему автономией; человек как единичный представитель человеческого рода. Индивид есть то, что есть «человек вообще».

Несмотря на то, что люди имеют одинаковое строение мозга, их нервная система может функционировать по-разному, поэтому не существует двух совершенно одинаковых людей. Их отличают индивидуально-психологические особенности. Эти особенности могут выражаться в скорости выполнении работы, в умении контролировать свои эмоции, в общительности или замкнутости, в степени выраженности тревоги и т. д.

Индивидуальность – это особенность отдельного человека, его неповторимость, набор его уникальных качеств, совокупность психологических и социальных качеств (как врожденных, так и приобретенных), отличающих его от других. Это уникальность, неповторимость, присущая как биологической, так и социальной сущности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д.

Индивидуа́льность (от лат. individuum – неделимое, особь) – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества. Личность обнаруживает себя в сознательной деятельности человека и может проявляться в склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу; это учебно-познавательная мотивация, упорство в достижении цели, стремление к совершенству, критическое отношение к своим действиям, благородство помыслов, сострадательное отношение к нуждающимся, политические воззрения человека и пр.

Ли́чность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Личность формируется только в обществе. Личностью не рождаются, личностью становятся. И это становление происходит под воздействием множества факторов.

Когда мы говорим об индивидуальных особенностях личности, мы подразумеваем совокупность индивидных, индивидуальных и личностных различий. То есть биологических (врожденных, данных нам от природы), психологических (приобретенных нами в ходе индивидуального развития) и социальных (усвоенных нами социальных норм и правил в процессе взаимодействия с обществом).

Рассмотрим, какие факторы влияют на психическое развитие человека.

3. Факторы, влияющие на психическое развитие человека

3.1. Традиционные представления о факторах, влияющих на развитие

Индивидуальные особенности человека

Рис. 7а. Факторы, влияющие на развитие психики человека

Если вы посмотрите информацию в сети Интернет или учебники по общей психологии, то увидите там следующую классификацию факторов развития индивидуальных особенностей человека.

В современных учебниках написано, что выделяются три фактора развития человека: наследственность, воспитание и среда.

Три этих фактора объединяют в две большие группы:

§ биологические (эндогеные, внутренние);

§ социальные (экзогенные, внешние).

К биологическим факторам относят наследственность, к социальным – воспитание и среду.

3.2. Биологические факторы развития человека

Посмотрим, что же относится к наследственным биологическим фактором развития человека:

§ анатомо-физиологическая структура человека как биологического вида (строение тела, строение внутренних органов, особенности их функционирования и т. д.);

§ безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);

§ физические особенности (особенности телосложения, черты лица, окраска волос, кожи, цвет глаз и т. п.);

§ функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);

§ аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания и др.);

§ особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);

§ задатки.

Однако физиологи утверждают, что биологические факторы формирования индивидуальных особенностей включают в себя не только наследственность, но и врожденность.

Врожденность – это особенности, приоб­ретенные ребенком в период внутриутробного развития. Так, большое значение для формирования и развития плода имеют перенесенные матерью заболевания в период беремен­ности, прием ею определенных лекарств, тяжелые физические нагрузки, сильные эмоциональные переживания и т. д.

Биологические факторы (как наследственные, так и врожденные) составляют только возможность, предпосылки будущего развития личности.

В современной психологии уже много лет ведутся споры о том, насколько сильно биологические факторы влияют на развитие личности.

Считается, что благоприятная среда и соответствующее воспитание могут нивелировать, свести на «нет» или значительно ослабить влияние неблагоприятных биологических факторов на гармоничное развитие личности. Например, развитие способностей зависит не только от задатков. Способности развиваются в деятельности, важна собственная активность человека.

Индивидуальные особенности человека

Рис. 7б. Факторы, влияющие на развитие психики человека

Представители противоположной точки зрения считают, человек – существо биологи­ческое, потому он от природы наделен определенными чертами характера и фор­мами поведения. Представители этой теории утверждают, что наследственность определяет весь ход развития человека. Такая теория называется биологизаторской.

Подобная точка зрения активно критиковалась в Советском Союзе, в современных учебниках по психологии тоже часто встречаются негативные отзывы в адрес этой теории. Однако практика последних лет показывает, что биологическая составляющая в развитии человека играет куда большую роль, чем ей отводят ортодоксальные психологические школы.

Отчасти это подтверждается активным внедрением в практику работы современных психологов телесно-ориентированных практик, двигательной терапии, медитации (изменяется электрическая активность головного мозга). Психологи-педагоги, дефектологи все чаще используют в работе техники, связанные с развитием мелкой моторики, общих двигательных навыков, внешнюю стимуляцию деятельности головного мозга. Очень популярны последнее время стали нейропсихология, психофизиология, нейропсихофизиология.

В связи с этим нельзя не дооценивать важность биологических факторов.

3.2. Социальные факторы развития человека

Как бы нам ни хотелось думать, что человек волен поступать так, как ему захочется, но на самом деле, все наши действия, слова и даже мысли подвластны невидимому влиянию социальных факторов. Именно они формируют личность человека, диктуют, как поступать в той или иной ситуации и что есть «хорошо, а что – «плохо».

Социальные факторы можно условно разделить на три основные группы:

§ макрофакторы – факторы, которые влияют на каждого жителя планеты, государства или межгосударственных образований;

§ мезофакторы – факторы, влияющие на группу людей, которых объединяет общее мировоззрение в связи с принадлежностью к одной этнической группе, проживанием в одном городе или регионе, получение информации из одного и того же источника (социально-экономические факторы);

§ микрофакторы – факторы, которые влияют на узкую группу людей, которые непосредственно контактируют друг с другом.

Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. В действительности важнейшим фактором развития является активность самого ребенка. Активность – это формы взаимодейст­вия человека с окружающим миром. Проявление активности всегда индиви­дуальное и многоуровневое.

Выделяются три вида (уровня) активности человека в его взаимодействии со средой:

§ биологическая активность

р
ебенок рождается с определенными естественными потребностями (органическими, в движении и т. д.); эти потребности обеспечивают связь ребенка с окружающим миром, так, криком ребенок сообщает о желании есть и т. д.;
§ психическая активность – эта активность связана с формированием психических процессов, с помощью которых происходит познание мира, что необходимо для овладения теоретическими знаниями, практическими умениями, трудовыми навыками и пр.;

§ социальная активность – высший уровень активности, когда человек изменяет окружающий мир и самого себя.

Те или иные элементы среды в разное время оказывают на человека разное воздействие в зависимости от степени и характера его активности по отношению к этим элементам. Все факторы активности (биологический, психологический социальный) тесто взаимосвязаны. Абсолютизация роли какого-либо из них в становлении личности невозможна.

Социальная среда кардинальным образом не может влиять на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития.

Степень воздействия социальных факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Все дело в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т. д. Поэтому сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических или гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны.

Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование тех необходимых качеств личности, целенаправленным воспитанием которых занимаются определенные социальные институты.

Мы не можем гарантированно развить в человеке любовь к труду, например, или сострадание к бездомным домашним животным. Мы не можем одинаково у всех развить любовь к искусству, привить чувства высокого патриотизма, уважения к старшим и т. д.

Причиной тому, как мы уже говорили ранее, являются то, что человек не просто впитывает сообщаемую ему новую информацию, а пропускает ее через ее генетический запас имеющихся у него знаний, которые выражаются в специфическом строении тела, особенностях работы мозга, в соответствующих задатках.

Таким образом, наша схема принимает следующий вид.

Индивидуальные особенности человека

Рис. 7в. Факторы, влияющие на развитие психики человека

3.3. Психологические факторы развития человека

Долгое время в традиционной психологии в социализации личности акцент ставился на сравнении роли биологических и социальных факторов, на том, каким образом их взаимное влияние воздействовало на развитие личности.

Однако в клинической психологии, нейропсихологии и психиатрии все чаще ученые стали выделять специфический фактор развития, связанный с психической деятельностью человека – с его эмоциями, способностями, мышлением, памятью, воображением и т. д.

Индивидуальные особенности человека

Рис. 17г. Факторы, влияющие на развитие психики человека

Несмотря на то, что указанные психические особенности человека не рассматривались как специфические факторы, влияющие на развитие личности, многие ученые рассматривали их как составляющие структуры личности.

Вопрос о структуре личности довольно сложный и неоднозначный, многие авторы пытались описать психическую составляющую структуры личности, тем не менее, на сегодняшний момент единого мнения по этому вопросу в психологии по-прежнему нет.

Свое видение структуры личности в свое время представляли Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Берн.

Среди отечественных авторов широкое распространение получили теории

— Рубинштейна Сергея Леонидовича,

— Платонова Константина Константиновича,

— Ковалева Александра Григорьевича,

— Петровского Артура Владимировича,

— Ананьева Бориса Герасимовича.

Известны и другие теории структуры личности.

Мы с вами поступим проще. Поскольку существует три психических явления (психические процессы, психические состояния и психические свойства), то мы, исходя из этого, и опишем психологические факторы развития (которые, собственно, говоря, и являются психической структурой личности).

Итак, психологические факторы, влияющие на развитие личности:

§ психические процессы – это быстро протекающие психические явления, такие как: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление;

§ психические состояния – это более длительные психические явления, такие как: бодрость, усталость, настроение, сосредоточенность и др.;

§ психические свойства или качества – устойчивые постоянные психические особенности человека, в основном наследственные или врожденные, такие как: темперамент, характер, способности, волевые качества, задатки и т. д.

4. Темперамент как биологический фундамент личности

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия).

К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия.

Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Внимательно посмотрите на следующую схему и найдите в ней ошибку.


Рис. 8. Взаимосвязь темперамента и типа высшей нервной деятельности

Рис. 9. Реакции людей с разными типами темперамента

на одинаковые ситуации

Рис. 10. Основные характеристики темпераментов

Холерик – деятель

Холерики – амбициозные, простые, смелые, волевые, активные, независимые, предприимчивые, самодостаточные, надежные, уверенные в себе, деятельные, энергичные, настойчивые, решительные, находчивые, категоричные, работоспособные, трудоголики, страстные…

В тоже время бесцеремонные, склонные к манипулированию, высокомерные, нетерпимые, сварливые, властолюбивые, гордые, упрямые, безрассудные, терпимые, настырные, бестактные, эгоцентричные, вспыльчивые, неестественные.

Волевые и напористые холерики – идеальные лидеры. Они переполнены амбициями, быстро и уверенно принимают решения, но очень не любят кропотливую и рутинную работу. Не позволяющие сломить себя и пользующиеся авторитетом, они почти всегда достигают своих целей. Холерикам не свойственно сочувствие. Им трудно отдыхать и ничего не делать. Не терпящие возражений и пререканий, они могут иногда казаться сварливыми.

Флегматик – миротворец

Флегматики – легко адаптирующиеся, терпеливы, терпимы, застенчивые, примирительные, дипломатичные, постоянные, искренние, сдержанные, миролюбивые, скромные, доброжелательные, разумные, настойчивые, спокойные…

В то же время сомневающиеся, негибкие, озабоченные, равнодушные, нерешительные, небрежные, тревожные, робкие, медлительные, бесстрастные.

Флегматики – мирные, тихие – как правило, всегда довольные тем, что есть. они строго и последовательно придерживаются установленных порядков и процедур, что делает их исполнительными и ответственными работниками. Но для них нет ничего ужаснее, чем необходимо решать каждый день новые задачи, которые требуют перемен и творческого подхода.

Флегматики не отличаются энтузиазмом и часто в работе нуждаются в «надсмотрщике», так как предпочитают делать как можно меньше. Могут заряжать окружающих своим равнодушием и пассивностью, демотивировать их.

Флегматики – прекрасные дипломаты и миротворцы, добродушные и простые в общении. Они редко смеются вслух, но известны тонким и сдержанным чувством юмора. Некоторые, говорят, склоны к скупости.

Меланхолик – педант

Меланхолик – чувствительный, аккуратный, верный, преданный, самоотверженный, глубокий, серьезный, организованный, педантичный, упрямый, простой, уважительный, идеалистичный, внимательный, скромный, вдумчивый, добросовестный, одаренный…

В то же время критичный, капризный, ненадежный, не уверенный в себе, неконтактный, застенчивый, придирчивый, скептический, закрытый, пессимистичный, требовательный, нетерпимый, подозрительный, непрактичный, беспокойный, робкий.

Меланхолики стараются держаться в тени и не давать никому повода подумать о них плохо. Из-за пессимистичного склада характера и некоторой закрытости они часто кажутся капризными и вечно недовольными. Критиканы, но не из вредности: такими их делает перфекционизм. С другой стороны, они верные и честные друзья, внимательные и сочувствующие слушатели.

Педанты планируют все до мелочей, добросовестно и тщательно. Любой начатое дело или проект непременно будут доведены до конца. Любую проблему или вопрос меланхолики сначала проанализируют с точки зрения теории до мельчайших деталей, что говорит о том, что они боятся принимать решения и не любят перемен. Этот «затворнический» тип личности достался многим ученым и исследователей.

Сангвиник – весельчак

Сангвиник – игривый, уверенный в себе, веселый, разговорчивый, популярный, общительный, бойкий, оптимистичный, спонтанный, бодрящий, вдохновляющий, проворный, восторженный, добродушный, беззаботный, надеющийся, счастливый…

В то же время наивный, противоречивый, нерешительный, беспомощный, возбудимый, уступчивый, дерзкий, недисциплированный, забывчивый, самовольный, непредсказуемый, разговорчивый, дезорганизованный, хвастливый, рассеянный, поверхностный, навязчивый.

Сангвиники выразительны – «играют лицом», много жестикулируют. говорят вдохновенно и тепло, но всерьез ничего не воспринимают. Они редко бывают спокойны, не умеют внимательно слушать легко отвлекаются. Стремятся собрать вокруг себя как можно больше людей, чтобы оставаться в центре внимания.

Сангвиники могут ранить, но почти всегда нехотя и не осознавая этого. Хотя сангвиник сострадательны и имеют большой круг общения, дружба с ними часто поверхностна. Они ненадежны, из-за чего неорганизованности забывают о назначенных встречах и данных обещаниях.

Легко принимают все новое и неизвестное, имеют талант создавать рабочую обстановку и мотивировать. Настойчивость, однако, не их сильная сторона, отчего проекты часто остаются незавершенными.

Таблица 1. Основные характеристики темпераментов

5.
Материалы для самостоятельной подготовке по теме
Дайте классификацию и опишите возрастные (этнические, классовые, половые – одно на выбор) характеристики людей. Укажите источник информации.

9. Домашнее задание

1) Из учебника, указанного ниже, запишите следующие определения (любые пять на выбор): психические процессы, ощущение, память, мышление, речь, воображение, внимание, воля, способности, эмоции, чувства, темперамент, характер, социализация личности, ценностная ориентация, социальное ожидание, убеждение.

Источник для конспектирования: Скибицкая И. Ю. Деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. – М.: Юрайт, 2021. – 247 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09063-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455217

Глава 2. Влияние индивидуальных особенностей личности в процессе общения, стр. 21 – 32.

Обязательное условие: скрин-шот источника.

2) На рисунках 1 – 14 изображены различные бытовые и рабочие ситуации. Два человека при этом вступают в диалог между собой. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации.

Запишите под соответствующим номером са­мый первый ответ, который придет Вам на ум. Работайте как мож­но быстрее.

Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14

Связь с другими науками

Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:

  1. Психофизиологией.
  2. Социологией.
  3. Психологией семьи.
  4. Общей, возрастной, социальной и семейной психологией.
  5. Психиатрией.
  6. Педагогикой
  7. Психоконсультированием.
  8. Психодиагностикой.

Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]