Социально-психологические методы развития личности

В жизни наступает момент, когда вы чувствуете, что готовы перейти на следующий уровень и начинаете искать подходящие способы развития личности. Вы чувствуете, что уроки прошлого сослужили вам хорошую службу, они сделали вас сильнее и мудрее.

И даже если в жизни дела идут хорошо, вы все равно хотите сделать следующий шаг. Независимо от того карьера это или ваш личностный рост, в конечном итоге, вы хотели бы выйти за рамки своих нынешних ограничений.

Итак, давайте предположим, что вы решили перейти на следующий уровень развития, остается один вопрос: как это сделать?

В этой статье мы предложим вам восемь удивительных стратегий, которые помогут вам сделать шаг вперед и рассмотрим условия и способы развития личности.

Но для начала давайте разберемся, зачем нам вообще развиваться, ставить цели и достигать их?

Введение

Трудно переоценить значение темы развития личности, которой посвящена данная работа. В наше время большими темпами идет процесс роботизации промышленности, который внедряется и в быт, пытаясь заменить деятельность человека во всех сферах его существования. Специалисты в области искусственного интеллекта, скрещивая живое с неживым, пытаются доказать, что такое скрещивание приведет к новым формам жизни, хотя всем известно, что если приделать человеку костыль, он от этого он умней не будет. Наоборот, сфера свободы у него становится ограниченной, что угнетающе действует на его психику. Достаточно вспомнить, какое название дают роботам братья Стругацкие в их романе «Улитка на склоне горы» — мертвяки, чтобы понять: любое привнесение неживого в живое приводит к его омертвлению.

Тем не менее процесс автоматизации и роботизации можно только приветствовать, если поставить его на службу человека, а не на его уничтожение. И то, что с развитием роботизации высвобождается у человека свободное время – это можно только приветствовать, если научить человека использовать свое время с толком, а не кое-как. Т.е. вызвать у него желание развивать свои способности, в частности, способности творческие.

В связи с этим в данной работе рассматриваются некоторые методы развития личности, в частности, в аспекте социальной психологии. Сначала определяется предмет социальной психологии, понятие личности, понятие развития личности, методы исследования в социальной психологии и, наконец, методы развития личности. Отмечаются также понятие группы, большой и малой, и их влияние на развитие личности.

Объектом иследования- является личность и методы социальной психологии.

Предметом-изучение методов развития личности.

Цель работы-проаналилировать методы развития личности.

Задачи

1) Проанализовать методы развития личности

2) Изучить методы развития личности

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Методы формирования личности

□ Ситуация успеха (О. С Газман, В. А. Караковский и другие) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т. п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

□ Ситуация творчества (В. А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

□ Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, — достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота и т. п. Соревнование — это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целомОтношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, порицание, осуждение. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.

Виды воспитания

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности, это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Виды воспитания:

— Умственное воспитание – умственное, нравственное, эмоциональное и физическое развитию личности, раскрытие ее творческих возможностей. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

— Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

— Трудовое воспитание — охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

— Политехническое воспитание — направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

— Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы, и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

— Эстетическое воспитание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Принципы обучения

Принципы обучения — условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский.

— Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности.

— Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения.

— Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать

— Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками.

— Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние.

— Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области.

— Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации.

⇐ Предыдущая7

Рекомендуемые страницы:

Эссе

Объект исследования — личность. Предмет исследования – развитие личности. Цель курсовой работы – изучить методы развития личности. Метод исследования – анализ развития личности.

В современном мире развитие личности практически не играет ни какой роли в жизни человека. Люди привыкли жить той жизнью, теми мыслями и действиями с которыми они жили, что-то менять в себе они не хотят и даже не стараются. Это связано с тем, что в их жизнях появились новые технологии, которые отупляют их мозг и не дают нормально развиваться. Люди деградируют не успев ничего познать.

Человек должен каждый день познавать себя, развивать свою личность, быть личностью, иметь собственное мнение вне зависимости от ситуации, времени и места, как бы банально не звучало, но человек должен читать книги для саморазвития, смотреть фильмы, слушать музыку.

Проблемой развития личности в современном мире является то, что людям абсолютно всё равно на себя и на то как они живут. Развитие личности, для них не является актуальной темой.

Как развить личность и стать серой массой? Методы развития могут быть разными – — генетическими, социогенетическими ориентациями, персоногенетическими ориентациями.

Что же может влиять на развитие личности? Есть много факторов способных помешать развитию личности, но основными по моему мнению являются: психическая и эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, отсутствие склонности работы с людьми, неумение понять позицию другого человека, регидность общения, низкий интеллектуальный уровень, чистая доска.

Применение НЛП: примеры

Одним из классических примеров, который позволяет объяснить смысл рефрейминга является рисунок с тремя рыбками. Одна из них – самая маленькая – спасается от погони средней. В то время как средняя рыба, увлеченная охотой на маленькую, не замечает прямой опасности для собственной жизни.

Первый из рисунков не имеет своего смысла. На нем просто изображены две рыбы – хищник и преследуемый. Они могут символизировать что угодно: может быть, женщину, стремящуюся похудеть, или менеджера компании, который грезит обойти конкурентов и занять высокий пост. А может быть, эти рыбки символизируют желание простого человека избавиться от общения с надоедливым родственником. Во всех случаях имеет место концентрация внимания на жестко определенной цели. Рис. 1. Узкая рамка

Рис. 2. Более широкий взгляд на мир

На втором рисунке ситуация представляется уже не столь однозначной. Рыбка, что посередине, может осознать другие актуальные проблемы ее существования. Помимо зацикленности на похудении, женщина обнаруживает, что ей бы стоит уделить больше внимания погашению долгов по кредиту. Менеджеру, добивающемуся повышения, стоит обратить внимание на эмоциональную холодность супруги, уже третий месяц замышляющую стратегию развода.

Рейфрейминг может использоваться как в образах, так и в словах. Существуют тысячи фраз, которые при всей своей безобидности несут критический подтекст. Например, выражение «избежать стресса» содержит в себе нежелательное значение. Лучше заменить его словом «расслабиться». Многие слова тщательно маскируются позитивностью. Например, выражение «Я хочу избежать лишних расходов». Что плохого, с одной стороны, в этой фразе? С другой, она выражена отрицательными словоформами, и несет в себе негативизм. Ее лучше заменить на более жизнеутверждающую: «Я хочу быть уверен, что остаюсь в рамках своего бюджета».

Рефрейминг – отличный инструмент для самоанализа. Особенно полезно обратить внимание на фразы, которыми мы мыслим. Изменив мышление, можно оказать серьезное воздействие на события своей жизни.

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Внимание

Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.

Арт-терапия: избавление от прошлого и гармонизация личности

В методики развития личности входят, прежде всего, средства, которые помогают внести гармонию, облегчить человеку достижение его целей. В этом смысле хорошим подспорьем может служить метод арт-терапии. На протяжении жизни человек переживает большое количество болезненных эмоций. Они предстают тем «грузом», который тормозит интеллектуальное развитие личности и вносит сумбур в семейную жизнь. Накапливаясь в бессознательном, отрицательный опыт не дает двигаться вперед, затягивая достижение целей на месяцы и годы.

Как использовать метод арт-терапии?

Для этого метода можно использовать пластилин. Арт-терапия – отличный способ самоанализа. Сначала необходимо вспомнить травмирующую ситуацию, снова пережить то, что когда-то принесло боль. Затем нужно взять кусочек пластилина и слепить из него образ, соответствующий ощущениям. Не нужно спешить, можно мять кусочки столько, сколько пожелает душа. Позволяйте себе плакать или злиться в этот момент.

Затем посмотрите со стороны на то, что вышло в итоге. Не нужно давать образу оценку. Можно задать себе вопрос: «Насколько теперь, после создания этого образа, сделались меньше мои негативные переживания?».

Если травмирующая ситуация была не слишком тяжелой, бывает достаточно одного сеанса арт-терапии. Если переживания достаточно глубоки, необходимо более длительное время. Не обязательно в качестве материала использовать именно пластилин. В арт-терапии выражать чувства можно при помощи акварельных красок, пастели.

Помощники в саморазвитии – мобильные приложения

Удобные мобильные приложения в телефоне помогают легче и лучше отслеживать изменения, которые вы хотите получить в своей программе личностного роста, и помогают вам развивать отдельные навыки. Скачать и установить их можно в AppStore и Google Play.

Мобильные приложения для саморазвития:

  1. IQ pro — тесты на уровень IQ
  2. Lumosity — улучшения мыслительных способностей
  3. Unstuck — заменяет поход к психологу
  4. Momentum – the journey — приложение для мотивации
  5. Daily curiosity — помогает расширить кругозор
  6. Words — учить английский или немецкий язык в игровой форме
  7. Blinkist — собраны тысячи кратких изложений книг
  8. Weekly — программа для того, чтобы приучить себя к определённому действию
  9. Forest — для тех, кто хочет перестать отвлекаться
  10. Quest — мотивировать человека выполнять конкретные вещи
  11. Headspace — погружение в медитативное состояние
  12. Moodnotes — приложение для тех, у кого внутренние проблемы
  13. Черная риторика — острые фразы на все случаи жизни
  14. Скороговорун — помощник в тренировке дикции и выразительности речи
  15. Язык тела — научит «читать» людей по их движениям
  16. Основа знаний — сотни увлекательных статей на самые разные темы
  17. Запоминание чисел. Мнемоника. — простые упражнения для тренировки памяти
  18. Скорочтение — учимся быстро читать
  19. Соционика — достоверное описание личности (тесты)
  20. Слово дня — пополнять словарный запас

Проверьте себя с помощью нашего набора онлайн калькуляторов внешнего вида.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Победа над страхом – пример подольских курсантов

У Гитлера был план по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Итогом этого плана должно было стать полное уничтожение женщин, детей и стариков. А саму Москву хотели затопить водой раз и навсегда. Но этому плану помешала сбыться горсть мальчишек – подольских курсантов.

Утром 5 октября 1941 года в 220 км. от Москвы дежурный летчик с ужасом обнаружил 25-километровую колонну танков, двигающуюся по Варшавскому шоссе. Это были войска, которыми командовал генерал фон Бок. Сталин был в недоумении – что делать? Вся советская стратегия заключалась в том, чтобы воевать на территории врага. Он срочно вызвал из Ленинграда генерала Жукова. Жуков дал приказ: задержать врага на 5-7 дней. На самом деле, генерал сказал курсантам всего несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы несколько дней. Москва в смертельной опасности».

Этот день был самым обычным для курсантов Подольского училища. Все разом поменялось в полдень – раздалась боевая тревога. 3100 юных мальчишек выдвинулись против убийц, захвативших всю Европу. Среди сражавшихся были и те, кто никогда не брился, никуда еще не ходил без папы и мамы. Передовой отряд вывел из строя около 20 танков, 10 броневиков. Несколько сотен фашистских захватчиков были уничтожены или ранены.

С самолетов немцы разбрасывали листовки красного цвета. В них они призывали юных героев остановиться и перейти на свою сторону. «Вы сражались мужественно, но теперь Варшавское шоссе наше до самой Москвы. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите теплую одежду, вкусную еду. Эта листовка станет для вас пропуском». Однако юные герои стояли насмерть. Лишь 25 октября оставшиеся курсанты были выведены для дальнейшего обучения в тыл. Из них выжил только каждый 10-й. В течение 12 дней курсанты вынесли более 100 вражеских атак.

Такой пример не может не вдохновить своим мужеством сопротивления. Отечественный психолог А.Асмолов считал, что личность – это конкретный человек, который определяется своими нравственными поступками. Для развития личности изучение биографий и исторических примеров – очень мотивирующая и полезная методика.

Три пути личностного роста

И если вообще возник вопрос о личностном росте, значит, в вашей жизни нет гармонии и необходимы какие-то изменения.

Саморазвитием можно начать заниматься в любом возрасте, и в 20, и 30, и в 40, и в 50 лет. Саморазвитием можно заниматься всегда!

Личностный рост или саморазвитие – это процесс развития в себе каких-то новых качеств, которые приведут вас к улучшению во многих сферах жизни.

В 1959 году известный психолог Карл Рождерс обозначил, что личностный рост необходимо начинать, если хочется коренных изменений в жизни и он выделил

Закон «личностного роста», который укладывается в одну фразу: «Если…, То…».

Например, если я не умею плавать, то я утону, если не буду предпринимать каких-то действий.

ИЛИ

Если же я буду учиться плавать, то я выплыву в любой ситуации.

Существуют разные методики, давайте рассмотрим какие.

  • По книгам
  • Самостоятельно разработать свою методику личностного роста
  • С помощью коуча (самый дорогой и быстрый путь)

И смешанный путь, когда вы понемногу пробуете, что вам ближе, как лучше и быстрее вы можете достигать своих целей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Cтатистика На весь экран

Евгений БуяновКирилл Ногалес

← Современные методы Экзамен по теории →

Гуманистическая система воспитания

Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.

Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.

Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]