Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.


Восемь стадий развития личности по Эрику Эриксону. Теория психосоциального развития.

По мнению психолога Эрика Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов.

Модель развития личности.

Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

ВозрастНазвание стадии
0-1Доверие или недоверие.
2 — 3Самостоятельность или нерешительность
4 — 5Предприимчивость или чувство вины
6 — 11Умелость или неполноценность
12 — 19Идентификация личности или спутанность ролей
20 — 25Ранняя зрелость. Интимность или изоляция
26 — 64Средняя зрелость. Продуктивность или инертность
От 65 летПоздняя зрелость. Интеграция или отчаяние

Стадия 1.

Доверие или недоверие (0-1 год).

trust vs. mistrust

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путьНегативный путь
Ребёнок получает всё, что хочет. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. В итоге, мир – это уютное место, где людям можно доверять.
Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм. Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».
В центре внимания мамы не ребенок, а уход за ним или воспитательные меры, или собственная карьера, разногласия с родственниками, тревоги разнообразного характера и т.д.
Итог негативного пути: Формируется недоверие, подозрительность, боязливость к миру и людям, пессимизм.

1 стадия Резюме: орально-сенсорная. Психосоциальный кризис: Базальное доверие – базальное недоверие. Ответ на вопрос: Могу ли я доверять миру? Сильная сторона -надежда.

Вверх

Стадия 2.

Самостоятельность или стыд и нерешительность (2-3 года)

autonomy vs. shame and doubt

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путьНегативный путь
Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка. В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.
Итог позитивного пути: у ребёнка появляется самостоятельность; автономия; вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой; закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества; вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки; воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки); либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.
Итог негативного пути: у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других; закрепляется чувство стыда перед другими; закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю». «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

2 стадия Резюме: Мышечно-анальная. Психосоциальный кризис: Самостоятельность – стыд и сомнение. Ответ на вопрос: Могу ли я управлять своим телом? Сильная сторона -сила воли.

Вверх

Стадия 3.

3.Инициатива или чувство вины (4-5 лет).

initiative vs. guilt

Другие варианты перевода: предприимчивость и неадекватность.

Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они пытаются стать независимыми и исследовать границы своих возможностей. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей.

Позитивный путь развития:

Если исследовательская деятельность детей в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребёнка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Негативный путь развития.

Близкие взрослые, жёстко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины — пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Фразы родителей: «Тебе нельзя, ты еще маленький», «Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь, куда не следует!», «У тебя все равно не получится, дай я сама», «Смотри, как мама из-за тебя расстроилась»

3 стадия Резюме: Локомоторно-генительная, возраст 3-6 лет. Психосоциальный кризис: Инициативность – вина. Ответ на вопрос: Могу ли я стать независимым от родителей

?
Сильная сторона -цель.
Вверх

Стадия 4.

Трудолюбие или чувство неполноценности (6-11 лет).

industry vs. inferiority

В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников.

Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях.

Ребенок задает себе вопрос: А способен ли я?

Позитивный путь:

Когда детей поощряют заниматься любимым делом, учиться новым навыкам (мастерить, готовить, заниматься рукоделием, даже если у них не так хорошо и аккуратно получается), когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Негативный путь:

Родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Чувство компетентности и трудолюбие у ребенка также сильно зависят от школьной успеваемости. Если школьник усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться, то непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

4 стадия Резюме: Латентная, возраст 6-11 лет. Психосоциальный кризис: трудолюбие-неполноценность. Ответ на вопрос: Способен ли я? Сильная сторона -компетентность, уверенность.

Вверх

Стадия 5.

5.Идентичность или смешение ролей (12-19 лет).

identity vs. role confusion

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность.

Подросток ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы «равных» очень важны для восстановления самотождественности. Это вторая важная попытка развития автономности (после 2ой стадии), и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

Негативный путь развития: Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Подросток становится недоверчивым, стыдливым, неуверенным, исполненным чувства вины и сознания своей неполноценности.

5 стадия Резюме: Подростковая, возраст 12-19 лет. Психосоциальный кризис: Самотождественность Я – ролевое смешение. Ответ на вопрос : Кто я есть? Сильная сторона -верность.

Вверх

Стадия 6.

6.Близость или изоляция (20-25 лет).

intimacy vs. isolation

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это так же и как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам.

Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

  • Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим (1 стадия), будет трудно любить;
  • Человеку, которому необходимо контролировать себя (3 стадия), будет трудно позволить другим пересечь свою границу.
  • Тому, кто чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими.
  • А если человек не уверен в своей идентичности (5 стадия), то ему будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Негативный путь развития.

Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения и (или) излишняя поглощенность собой ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Читайте статьи: В чем причина вашего одиночества. и 8 типов одиноких (свободных) женщин.

Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты, без проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.

6 стадия Резюме: Ранняя зрелость, возраст 20-25 лет. Психосоциальный кризис: Близость-изоляция. Ответ на вопрос: Могу ли я иметь близкие отношения? Сильная сторона -любовь.

Вверх

Стадия 7.

Генеративность или стагнация (26-64 года).

generativity vs. stagnation

Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Но не только. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

7 стадия Резюме: Средняя зрелость, возраст 26-64 лет. Психосоциальный кризис: продуктивность-застой. Ответ на вопрос: Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью? Сильная сторона -забота.

Вверх

Стадия 8.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет).

ego integrity vs. despair

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее.

Если жизнь человека была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой.

Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

8Резюме: Стадия 8. Поздняя зрелость, возраст от 65 лет. Психосоциальный кризис: Цельность Я – отчаяние. Ответ на вопрос: Имела ли моя жизнь смысл? Сильная сторона -Мудрость.

Вверх

Эрик Эриксон -(англ. Erik Homburger Erikson; 1902, Франкфурт-на-Майне — 1994, Массачусетс) — психолог в сфере психологии развития и психоаналитик.

Эриксон противопоставил теории Фрейда, подразделявшей психологическое развитие на пять стадий, свою собственную схему, в которой насчитывалось восемь подобных этапов.

Эриксон переименовал так называемую «генитальную стадию» в «юность», а также добавил ещё три стадии взрослого состояния (6,7,8).

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). Именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

Удостоен Пулитцеровской премии в области нехудожественной литературы за книгу «Истина Ганди».

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)

Похожее

Что такое интеграция эго?

Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.

Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.

Эго-идентичность


Эго-идентичность
Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей

Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.

Эпигенез

Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена

Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий

Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов


Эрик Эриксон
Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.

Направление в психологии

Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

Как заявлял Эриксон, Эго определяет идентичность человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, агрессии. Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту

Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз

Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, гипноз.

Рекомендуем: Идентификация — это

Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

  • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
  • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
  • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
  • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
  • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
  • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

Молодость

Шестая психосоциальная стадия продолжается от 20 до 25 лет и обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Интимность (достижение близости) – как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.

Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития:

  • человеку, который не доверяет другим, будет трудно довериться самому;
  • в случае сомнений и неуверенности будет тяжело позволить другим пересечь свои границы;
  • человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно сближаться с другими и проявлять инициативу;
  • отсутствие трудолюбия приведёт к инертности в отношениях, а непонимание своего места в обществе – к душевному разладу.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнёрские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов.

Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, поиск компромиссов в общих целях – все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на стадии молодости.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса “интимность/изоляция” – это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить вместе все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Опасность данной стадии – избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости.

Избегание опыта близости из боязни “потерять независимость” приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Вопрос, на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Детство и ранние годы

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Дошкольный возраст или возраст игры (3-6 лет)

Дети начинают более активно и более сознательно контактировать со сверстниками, интересоваться различными трудовыми занятиями. Социальный мир требует от ребёнка формирования новых навыков и решения новых для ребёнка задач.

На этом этапе формируется инициативность ребёнка. Родители должны поощрять самостоятельные начинания ребёнка, должны давать ему возможность проявить фантазию, любознательность и творческие способности.

Гиперопека и слишком жёсткие рамки ограничивают поле для фантазии ребёнка, а также формируют у него чувство вины. Дети в такой ситуации становятся пассивными и скованными.

Эриксон предлагает периодизацию в виде таблицы. Что это за таблица?

  • Обозначение периода;
  • Обозначение той социальной группы, которая выдвигает задачи развития и в которой человек совершенствуется (или еще можно увидеть вариант формулировки “радиус значимых отношений”);
  • Задача развития или тот психосоциальный кризис, в котором человек стоит перед выбором;
  • В результате прохождения этого кризиса он обретает или сильные качества личности, или, соответственно, слабые. Заметьте, как психотерапевт, Эриксон никогда не может быть оценочным. Он никогда не говорит про человеческие качества в формате хорошие и плохие.

Качества личности не могут быть хорошими или плохими. Но сильными качествами он называет те, которые помогают человеку решать задачи развития. Слабыми он будет называть те, которые мешают. Если человек приобрел слабые качества личности, следующий выбор ему делать труднее. Но никогда он не говорит о том, что это невозможно. Просто сложнее.

Черты, приобретаемые вследствие разрешения конфликтов, называются добродетелями (“virtues”).

Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.

Хотя Эриксон и привязал свою теорию к хронологическому возрасту, каждая стадия зависит не только от возрастных изменений человека, а также от социальных факторов: учёба в школе и институте, рождение детей, выход на пенсию и т.п.

СтадияВозрастКризисСильная сторона
1Орально-сенсорная (младенчество)до 1 годаБазальное доверие – базальное недовериеНадежда
2Мышечно-анальная (раннее детство)1-3 годаАвтономия – стыд и сомнениеСила воли
3Локомоторно-генитальная (дошкольный возраст)3-6 летИнициативность – винаЦель
4Латентная (школьный возраст)6-12 летТрудолюбие – неполноценностьКомпетентность
5Подростковая (юность)12-20 летЭго-идентичность – ролевое смешениеВерность
6Ранняя зрелость (молодость)20-25 летИнтимность – изоляцияЛюбовь
7Средняя зрелость (зрелость)26-64 годаПродуктивность – застойЗабота
8Поздняя зрелость (старость)60-65 – смертьЭго-интеграция – отчаяниеМудрость

Зрелось (25-65 лет)

Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.

На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.

Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.

Важными вопросами этого этапа являются:

  • Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
  • Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?

На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]