Эго-идентичность: определение, формирование и теория развития

Развитие личности человека проходит в несколько психологических этапов. В каждом из них выделяются свои особенности, каждый этап отмечается специфичным для него конфликтом. Неизменным остается непрерывность развития нашего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста.

В классическом психоанализе по теории психосоциального развития личности, созданной профессором Эриком Эриксоном, принято выделять восемь стадий: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость. Обратим внимание на акценты, отмечаемые в каждой из них.

Что означает «эго»?

Для начала следует разобраться, что такое эго. Чаще всего об этом термине говорится в психоанализе. Эго представляет собой внутреннюю сущность человека, отвечающую за восприятие, запоминание, контакты с социумом и оценивание окружающего мира. Это помогает человеку отделить себя от всего остального, принять себя как самостоятельное и индивидуальное существо.

Эго — это хорошо или плохо?

Человеческое Эго — важный компонент структуры личности. Без него невозможно существование человека как такового. Неважно, мужское Эго или женское, оно помогает воспринимать внешний мир и анализировать его с точки зрения важности для человека. Благодаря внутреннему «Я» каждый индивид адаптируется в мире, находит свое место и призвание, контактирует с окружающими людьми.

О том, хорошо ли иметь собственное Эго или плохо, можно говорить только в ракурсе уровня развития этой субстанции и взятых им на себя доминирующих функций. Если окружающий мир воспринимается только в качестве платформы для удовлетворения собственных потребностей, то можно сказать, что Эго развито на слабом уровне. Высокоразвитое «Я» стремится быть частью мира, поэтому учитывает не только личностные интересы, но и интересы окружающих.

Определения идентичности

В психологии эго-идентичность – это многогранное понятие. Когда говорят о нем, также упоминают понятия идентичности и идентификации. Так, Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко в «Психологическом словаре» предлагают рассматривать следующие определения.

  • Касательно познавательных процессов, это установление тождественности объекта, его узнавание.
  • С точки зрения психоанализа, идентичность представляет собой процесс, выстроенный на основе эмоциональных связей. Благодаря им человек поступает так, словно он та личность, с которой себя сравнивает.
  • В социальной психологии идентификацией является процесс отождествления себя с другим человеком.
  • Это представление себя вымышленным персонажем, благодаря чему происходит более глубокое понимание художественного произведения.
  • Это приписывание какому-либо человеку своих мыслей, мотивов, чувств и черт.
  • Это один из видов психологической защиты, которая заключается в бессознательном уподоблении чему-либо, вызывающему тревогу или страх.
  • Согласно теории «Я-концепции», групповая эго-идентичность – идентичность, при которой человек отождествляет себя с какой-либо социальной группой, большой или малой общностью, принимая ее цели и ценности, считая себя ее членом.
  • Также идентичностью называют свойство психики выражать представление к принадлежности к различным национальным, языковым, расовым, социальным, религиозным, экономическим, политическим, профессиональным и прочим группам, которым присущи те или иные свойства.

Таким образом, можно сформулировать общее определение. В психологии эго-идентичность – это непрерывность и тождественность «Я», целостность личности, которая сохраняется, несмотря на изменения, происходящие в процессе ее развития и роста. То есть человек по мере взросления понимает, что он остается тем же самым, самим собой.

Защитные механизмы Эго

Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:

  • вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
  • проекция — перенесение мыслей и желаний на другого человека;
  • замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
  • рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
  • регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
  • сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
  • реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
  • отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.

Концепция Э. Эриксона

Вообще сам термин «эго-идентичность» ввел в науку немецкий психолог Эрик Эриксон. Он на основе теорий Фрейда разработал свою концепцию, которая имела существенные отличия. Внимание акцентировалось на возрастных периодах.

Согласно Эриксону, задача эго – обеспечить нормальное развитие личности. «Я» способно самосовершенствоваться в течение всей жизни, помогать справляться с внутренними конфликтами и исправлять неправильное формирование психики. Хоть Эриксон и рассматривает эго как отдельную субстанцию, но в то же время считает, что оно неразрывно связано с социальной и соматической частью личности.

Ученый в своей теории особое внимание уделяет периоду детства. Данный промежуток времени дает возможность человеку развиться в умственном плане и получить хороший старт для дальнейшего самосовершенствования. Эриксон считает, что в периоде детства есть существенный недостаток. Это багаж иррациональных страхов, тревог и переживаний, которые непосредственно влияют на качество последующего развития.

Основным понятием в теории является эго-идентичность, проще говоря, целостность личности. Ее формирование начинается от рождения и проходит через всю жизнь, вплоть до смерти человека. Эриксон всего выделяет восемь стадий психосоциального развития. Если человек проходит их успешно, формируется полноценная функциональная личность.

Каждая стадия сопровождается кризисом. Под ним Эриксон понимает момент, возникающий как следствие достижения определенного этапа психологической зрелости и сопутствующих социальных требований, которые выдвигают к индивиду на той или иной фазе становления. Кризис эго-идентичности – это риск ее потерять. Если конфликт будет не разрешен, то эго травмируется, получает вред. Тогда снижаются или даже исчезают тождественность, целостность и вера в собственную социальную роль. Но в кризисе есть и позитивный компонент. Если конфликт разрешается удовлетворительно, то эго получает новое положительное качество, которое гарантирует здоровое формирование личности в будущем.

То есть необходимо, чтобы близкая группа и общество способствовали адекватному прохождению каждого кризиса идентичности. Только тогда человек сможет полноценно перейти к следующим фазам самосовершенствования.

Далее будут отдельно рассмотрены все восемь стадий. Это младенчество, раннее детство, период игры, школьный возраст, юность, ранняя, средняя и поздняя зрелость.

Теории личности

. . .
Теория Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию (Papalia, Olds, 1986; Santrock, 1985). Его идеи нашли применение в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса.

Надо отметить также, что Эриксон проводил широкие психоисторические исследования, посвященные таким известным лицам, как Мартин Лютер, Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу.

Психоистория –

это форма исследования, в котором осуществляется попытка соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами (Crosby, Crosby, 1981; Runyan, 1982).

Характерное для последнего времени повышение интереса персонологов к биографическим и автобиографическим методам изучения личности в значительной степени обязано работам Эриксона по психоистории (Moraitis, Pollack, 1987).

Несмотря на свою популярность, теория Эриксона не вызвала появления впечатляющего количества эмпирических исследований. Отчасти отсутствие систематических исследований, посвященных данной теории, можно объяснить тем фактом, что ее идеи сложны и абстрактны.

Более того, такие понятия, как доверие, верность, психосоциальный мораторий не определены настолько четко, чтобы можно было установить их эмпирическую состоятельность.

Другая трудность обусловлена тем обстоятельством, что валидизация теории Эриксона требует широких лонгитюдных исследований, необходимых для оценки изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всего жизненного цикла. Сбор лонгитюдных данных – дорогостоящая и очень длительная процедура.

В результате всего этого, исследования, посвященные проверке особенностей взаимовлияния психосоциальных стадий, проводятся в настоящее время относительно редко. Наконец, сам Эриксон не проявлял никакого интереса к эмпирической проверке своих положений. Исследования, проводившиеся им самим, основывались на содержательном анализе клинических случаев.

Тем не менее, некоторые концепции психосоциальной теории определенно поддаются точному исследованию.

Например, Эриксон вывел критерии психосоциального здоровья и болезненных состояний для каждого кризисного периода, используя достаточно четко раскрытые поведенческие характеристики, что позволяет напрямую изучать, как разрешение предшествовавшего кризиса проявляется в текущем поведении и установках.

Теория Эриксона еще и потому представляется пригодной для эмпирической проверки, что в ней говорится о социальных индикаторах развития, в противоположность тем теориям, в которых основное внимание уделяется интрапсихическим процессам.

Наконец, Эриксон сделал возможным строго последовательное изучение соответствующих психосоциальных феноменов индивидуального развития, в то время как в других теориях часто отсутствует подобный синтез проблем, обусловленных развитием. Однако до тех пор, пока тщательно спланированные исследования не принесут удовлетворительных результатов, эмпирический статус теории Эриксона будет оставаться неясным.

Хотя Эриксон не видел необходимости в эмпирической проверке своей теории, другие исследователи попытались это сделать. Рассмотрим несколько примеров подобных исследований.

Исследование эго-идентичности

Как отмечалось выше, из всех психосоциальных стадий жизненного цикла Эриксон (Erikson, 1968a) уделял наибольшее внимание подростковому периоду. Сделанный нами обзор показывает, что большинство опубликованных на сегодняшний день исследований посвящены почти исключительно этой фазе.

Марсиа (Marcia, 1966, 1967, 1980) было проведено несколько исследований, посвященных изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков.

На основе работ Эриксона, в них были выделены четыре самостоятельных ориентации, или статуса эго-идентичности

: 1) диффузия идентичности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение идентичности. Эти состояния (как показано в табл.

5-2) описаны с помощью двух самостоятельных параметров, а именно, кризиса и такого обстоятельства, как принятие обязательств в двух основных сферах функционирования: профессиональной деятельности и идеологии (то есть религия и политика).

Термин кризис

относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какую выбрать карьеру и каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни.

Принятие обязательств

предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений. Статус эго-идентичности индивидуума определяется на основе оценки его ответов в ходе стандартизованного интервью, разработанного Марсиа (Marcia, 1966).

Таблица 5-2. Четыре статуса эго-идентичности, описанные Марсиа

Каждый квадрат матрицы заполняется в результате изучения кризиса и процесса принятия обязательств с помощью полуструктурированного интервью, касающегося выбора профессии и идеологии.

Пережит ли кризис
ДаНет
Принято ли решениеДаДостижение идентичностиПредрешенность
НетМораторийДиффузия идентичности

Диффузия идентичности

характеризуется “отягощенностью отсутствием обязательств”. Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты.

Предрешенность –

состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис.

Примером “предрешенной идентичности” может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда.

Статус моратория

на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны.

Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, – пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса. Наконец, статус достижения идентичности

относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

Существование этих четырех статусов эго-идентичности к настоящему времени имеет много эмпирических подтверждений (Bourne, 1978; Marcia, 1980). Кроме того, проведено немало исследований, в которых изучалась связь описанных статусов идентичности с моделями взаимоотношений в семье.

Это направление исследований, подытоженное такими авторами, как Марсиа (Marcia, 1980) и Уотерман (Waterman, 1982), показало, что у индивидуумов с предрешенной эго-идентичностью наблюдаются более теплые отношения с родителями, чем у имеющих другие статусы эго-идентичности.

Субъекты с “предрешенностью” также чаще всех остальных обращаются к своим семьям за советом и поддержкой в ситуациях, когда им необходимо принимать жизненно важные решения. В результате им не приходится так упорно “бороться” за достижение идентичности; им в значительной степени удается избегать критического анализа отдаленных последствий возможных итоговых решений.

Напротив, люди, находящиеся в состоянии моратория, а также достижения идентичности, не имеют обыкновения искать совета у родителей в ответственных случаях. Они выглядят более критичными по отношению к своим родителям, и в их родительских семьях отмечается более высокий уровень конфликтности.

Индивидуумы с диффузной идентичностью сообщают о наличии самой большой дистанции между ними и их родителями. Эти подростки воспринимают своих родителей как безучастных к ним, отвергающих их, и поэтому у них отсутствуют ролевые модели, характерные для подростков с “предрешенностью”.

Значительный интерес вызвало изучение взаимосвязей между статусом идентичности, мотивацией к обучению и успеваемостью у студентов колледжа.

Результаты исследований показывают, что достигшие идентичности считают основными для себя такие дисциплины, как математика, биология, химия и инженерное дело, в то время как студентов с диффузной идентичностью больше привлекают социология, преподавание и физическая культура (Adams, Fitch, 1983; Marcia, Friedman, 1970).

В сходном исследовании (Waterman, Waterman, 1970) было показано, что студенты, определившиеся в своем профессиональном выборе, более позитивно оценивают свою учебу и все, что с ней связано, чем студенты, еще не решившие, чем они будут заниматься по окончании колледжа.

Студенты, достигшие эго-идентичности, получают более высокие оценки по сравнению с остальными (Cross, Allen, 1970). Наконец, в одном исключительно интересном исследовании (Marcia, 1967) обнаружено: студенты с сильной идентичностью не так драматично (по показателям самооценки) переживают неудачные результаты по тем заданиям, которые влияют на академическую успеваемость.

В другом исследовании были изучены связи между статусом эго-идентичности и процессами социального влияния. Так, студенты с диффузной идентичностью продемонстрировали наибольшую конформность под давлением группы сверстников (Adams et al., 1985).

Достигшие идентичности также проявили готовность к конформному поведению в аналогичных ситуациях, но только тогда, когда это вело к достижению определенных целей.

Именно такого рода проявления чуткости к мнению окружающих можно ожидать от человека, уверенного в своей эго-идентичности.

Изучение достижения идентичности и способности к интимности в дальнейшем

Согласно эпигенетической теории психосоциального развития Эриксона, успешное разрешение каждого конфликта позволяет человеку справляться со следующей стадией (и следующим конфликтом), придерживаясь более позитивной ориентации.

А именно, сильное чувство идентичности облегчает созревающей личности развитие способности к интимности. Исследование, проведенное Каном и соавт. (Kahn et al.

, 1985), ставило задачей экспериментальную проверку идеи о том, что приобретение устойчивой идентичности в ранней зрелости с большой вероятностью ведет к достижению интимности в средние годы.

С этой целью ученые в 1963 году изучали идентичность с применением метода самооценки в группах второкурсников и первокурсников художественной школы.

В 1981 году 60% участвовавших в первом исследовании заполняли анкету, содержащую вопросы об их личной, семейной и профессиональной жизни после окончания этого учебного заведения. В качестве показателя интимности был выбран статус супружества. Испытуемым предлагали выбрать одну из следующих категорий: никогда не был женат (не была замужем), женат (замужем), живу отдельно от жены (мужа), разведен (разведена), вдовец (вдова). Второй вопрос касался количества разводов, если они имели место.

Полученные результаты соответствовали теории: была обнаружена сильная связь между достижением эго-идентичности и способностью к интимности в зрелые годы. Однако половые различия перекрывали общую закономерность.

Что касается прогноза формирования интимности (вступление в брак) у мужчин на основе эго-идентичности, то те, у кого была выявлена сильная идентичность в 1963 году, имели гораздо более прочные супружеские отношения спустя 18 лет. Только один из 35 мужчин с высокой идентичностью к 1981 году не был женат.

У женщин, наоборот, брачный статус не зависел от достижения идентичности. Однако у замужних женщин была выявлена тесная взаимосвязь между идентичностью и стабильностью брака. Фактически, более двух третей из числа женщин с низкой идентичностью сообщили о разрыве супружеских отношений в течение этих 18 лет.

Между мужчинами, состоявшими в стабильном и нестабильном браке, различий по параметру идентичности не было получено. Авторы предположили, что пути достижения интимности могут быть разными у обоих полов.

“У мужчин достижение интимности тесно связано с решением: жениться или не жениться. В этом плане достижение идентичности, основанное на традиционных мужских ролевых особенностях, таких как инструментальность, целенаправленность и компетентность, является решающим.

С другой стороны, женщины могут быть связаны социальными предписаниями необходимости выйти замуж, поэтому у них достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение интимности у замужних женщин, видимо, влияет на стабильность супружеских отношений.

Очевидно, идентичность, основанная на умении справляться с тревогой и умении выражать свои чувства открыто, способствует стабильности брака” (Kahn et al., 1985, p. 1321).

В целом, результаты, полученные в этом исследовании, указывают на существование различных моделей формирования идентичности у мужчин и женщин. Полученные различия, в свою очередь, говорят о необходимости создания новых моделей, описывающих именно женский вариант развития (Gilligan, 1982).

Источник: //bookap.info/genpsy/terlich2/gl52.shtm

Младенческий возраст

Формирование эго-идентичности происходит уже во младенчестве. Эта стадия развития условно длится от рождения до одного года. В этот временной отрезок малыш проходит кризис базального доверия-недоверия. Если мама и другое близкое окружение в период младенчества не будут обеспечивать ребенку достаточно внимания, любви и заботы, то у него сформируются такие качества, как подозрительность и боязливость. Причем они будут проявляться и давать о себе знать даже в период взрослости. Если же мать достаточно занимается младенцем и проявляет любовь, то он в последующем станет доверять людям и миру в целом. Окружение будет восприниматься в положительном ключе. Обычно можно говорить о благоприятном прохождении кризиса, если ребенок спокойно переносит исчезновение матери из поля зрения. Потому что он знает, что она снова вернется и позаботится о нем.

То есть во взрослом возрасте человек будет доверять или не доверять социуму точно так же, как доверял или не доверял своей матери во младенчестве. Однако это качество продолжает формироваться и на последующих стадиях. Например, когда ребенок становится свидетелем развода постоянно конфликтующих родителей, приобретенное ранее базальное доверие может быть утеряно.

Как приобрести Эго?

Эго человека рождается вместе с появлением индивида в этот мир. В течение жизни оно может менять направленность, перерождаясь из эгоистичного Я в высшее. Мужское и женское Эго требует к себе внимания всего мира, так как считает себя центром Вселенной. Религии разных народов сходятся во мнении, что перебороть своими силами врожденное эгоистичное Эго практически невозможно. Справиться с ним можно только с помощью сверхъестественной божественной силы. Приобрести высшее Я можно путем постоянных духовных практик, чтения духовной литературы и самосовершенствования.

Раннее детство

Длится от года до трех лет. На данном этапе кризисный момент эго-идентичности проявляется в формировании автономии или же сомнения и стыда.

В раннем детстве у малыша развиваются психические и моторные потребности, которые способствуют самостоятельности. Ребенок учится ходить, осваивать предметную среду и делать все без чьей-либо помощи. Если родители дают такую возможность, предоставляя свободу, то в малыше укрепляется уверенность, что он сам владеет собой, своими побуждениями, мышцами и средой. Так он постепенно становится самостоятельным.

Иногда взрослые спешат и пытаются за ребенка сделать то, с чем бы он сам справился прекрасно без их помощи. В результате у ребенка закрепляются такие качества, как нерешительность и стыдливость. Естественно, они негативно влияют на дальнейшую жизнь. Поэтому родителям важно проявлять терпение и давать возможность малышу сделать что-то самому.

Использование в экономике

Элементы идентичности бренда — его атрибуты (англ. Brand Identify). Например, сигнатура бренда (англ. Brand Signature): символ (англ. Brand Mark), логотип (англ. Brand Logotype), слоган бренда (англ. Brandline или англ. Brand Slogan), поддерживающая бренд графика (англ. Supergraphic).

Идентичность бренда — (англ. Brand Identity). Отличительные особенности бренда, его индивидуальность (англ. Brand Personality). Метафора идентичности бренда — «ДНК» бренда (англ. Brand DNA). Имеет несколько дефиниций: 1) стратегическая концепция персоналии бренда, его внешнее выражение, совокупность его идентификаторов; отражение уникальных для бренда характеристик, которые мотивируют покупателя; играет ключевую роль в процессе узнавания бренда потребителями; формирует его неповторимость; является главным элементом мотивационной вертикали бренд менеджмента, участвующим в формировании модели и имиджа бренда; 2) то, что бренд представляет собой в восприятии потребителей или по замыслу его разработчиков. Существует термин «атрибуты бренда» (англ. Brand Identify или англ. Brand Attributes).

Корпоративная идентичность — (англ. Сorporate Identity), выражается в атрибутах корпоративного стиля (англ. Сorporate style). То же, что и идентичность бренда, только по отношению к корпоративному бренду. Корпоративный бренд связывается с названием компании (и/или его символом), может использоваться для товаров компании. Часто является основой или дополнением для бренда семейства (англ. Family Brand) и индивидуального бренда (англ. Individual Brand); в азиатской модели бренд-менеджмента корпоративный бренд (англ. Сorporate Brand) играет центральную роль: большинство дочерних компаний, продуктов и услуг имеют один бренд, который может меняется, но незначительно. Т.н. монолитный бренд (англ. Monolithic brand) или Дом бренда (англ. Branded House)

В этом случае в рекламе акцентируется внимание не на брендах товаров, а на корпоративном бренде: основное преимущество – фокусирование деятельности на единстве компании и общих корпоративных ценностях, что в свою очередь позволяет оперативно выстраивать глобальную структуру бизнеса, но сопряжено с различными рисками и сложностями при диверсификации производства. В западной модели бренд-менеджмента упор делается на бренды, принадлежащие компании, а корпоративному бренду назначается поддерживающая роль в случае успеха товаров/товарных категорий под самостоятельными брендами (англ. House of Brand)

Современная модель бренд-менеджмента использует комбинированный подход, использующий достоинства азиатской и западной моделей. Также существует понятие корпоративный брендинг (англ. Сorporate branding).

Национальная идентичность — (англ. National Identity, см. Территориальная идентичность). Понятие смежных наук, в бренд-менеджменте связывают с терминами «национальный брендинг», «территориальный брендинг» или «брендинг территорий» (Wally Olins). Обозначает идентичность национального или территориального (регионального, странового и др.) бренда. Подробнее см. «Идентичность бренда», а также национальный или территориальный кобрендинг.

«Возраст игры»

Длится примерно от трех до шести лет. В этот период формирование эго-идентичности может пойти по пути инициативности или же вины.

В дошкольном возрасте дети обычно уже многое делают сами, проявляют предприимчивость и активность, стремятся общаться с широким кругом людей. Если родители это поощряют, не мешают фантазировать и отвечают на бесконечные вопросы ребенка, то он благоприятно проходит кризис идентичности на этом этапе.

Если же взрослые постоянно одергивают малыша, запрещают что-либо спрашивать, выдумывать и устраивать шумные игры, то он начинает ощущать вину, собственную никчемность и одиночество. Впоследствии это может развиться в патологию, закрепив в ребенке пассивность, психопатическое поведение и даже фригидность (или импотенцию). Дети, не преодолевшие кризис на этом этапе, становятся зависимыми, ведомыми, нерешительными. Они не могут за себя постоять и ни к чему не стремятся.

Проблемы мультикультурализма

Сторонники политического либерализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов считали, что права должны быть нейтральными по отношению к гендеру, культуре и т. д., — то есть равенство не должно зависеть от идентичностей. Но дискуссия в нормативной политической теории показала, что такая нейтральность невозможна, и разные исследователи заговорили о том, что мы не можем быть нечувствительными ко многим запросам на признание. Например, в случае американских индейцев, которых притесняли и для которых принятие их как особой группы имеет фундаментальную ценность. Но прогрессивные меры в этой области тоже влекут за собой новые проблемы.

В Канаде в 1971 году приняли акт о мультикультурализме. Выяснилось, что если мы предоставляем индейским замкнутым комьюнити некоторую автономию и возможность самим определять, кто они есть, это совершенно не значит, что такая ситуация породит дальнейшую терпимость и толерантность. В этих сообществах могут не соблюдаться права женщин, эти комьюнити могут оказаться закрытыми по отношению к внешним людям и смешанным бракам.

Когда мы пытаемся сделать прогрессивный жест и приписываем индивидов к какой-то идентичности, наделяем их правами или привилегиями в соответствии с этой идентичностью, мы лишаем их самостоятельности.

Школьный возраст

Этот этап условно приравнивают к возрасту 6-12 лет. На данном отрезке жизненного пути дети начинают учиться, пробовать рукодельничать, что-то конструировать и строить. Часто они фантазируют о различных профессиях.

Здесь благоприятное развитие эго-идентичности предполагает наличие общественного одобрения. Если ребенка хвалить за творчество и активность, то это поможет развить способности и стать трудолюбивым. Если же родители и педагоги не делают этого, то это будет способствовать формированию неполноценности. На данном этапе идентичность школьника можно представить фразой: «Я – то, чему смог научиться».

«Идентичность» в политике и аналитике

В повседневности смысл термина «идентичность» вроде бы не вызывает сомнений: все должны обладать какой-то идентичностью. Однако есть два варианта употребления этого понятия.

Первый — язык политической практики, в котором оно используется где-то с середины 1990-х годов. Когда политики говорят об идентичности, их задача — убедить, что каждая группа, к которой они обращаются, обладает особой общностью и солидарностью, а внутренние различия значения не имеют.

Брубейкер считает, что есть две группы трактовок «идентичности». Одну можно назвать жесткой, или эссенциалистской (от англ. essence — «сущность»): предполагается, что у каждого человека идентичность предопределена, присуща ему изначально как представителю некой группы, даже если он этого не осознает. Мне кажется, в российском политическом языке доминирует именно этот подход.

Вторую группу трактовок Брубейкер называет мягкой, или конструктивистской, — этот язык говорения об идентичности сформировался к 1990-м годам. Согласно таким подходам, человек живет в некотором новом социальном и информационном пространстве, принадлежит многим социальным мирам, и в зависимости от контекста его представление о себе все время трансформируется. Идентичность — это что-то флюидное, гибкое, пластичное, неуловимое — некоторый набор категорий, язык, который не отражает то, что в человеке уже есть, а работает перформативным образом. Человек изначально не думает, что у него есть какая-то идентичность, но, принимая некоторый язык, начинает себя определенным образом осознавать.

stocksnapper

Период юности

Ему соответствует возраст 12-19 лет. Это пора активных физиологических изменений, стремлений найти свою жизненную философию и по-своему смотреть на окружающий мир. Подросток начинает задаваться такими вопросами, как «кто я?», «кем хочу стать?».

Самая полноценная форма эго-идентичности формируется в возрасте 12-19 лет. Также на этом этапе начинает самый глубокий кризис. Если его не удастся преодолеть, то произойдет ролевое смешение. Его можно охарактеризовать неприкаянностью и дезориентацией в самом себе. Поэтому важно помочь подростку создать непротиворечивый и единый образ себя. Ведь именно этот период Эриксон считал самым центральным в развитии социального и психологического благополучия.

Истинное и ложное Эго

Категория истинного и ложного Эга не относится к психологии, а проистекает из учения, описанного в древних индийских книгах — Ведах. В этих рукописях можно обнаружить другое понимание, что такое Эго. Согласно этому учению, ложное Эго – это субстанция, которая помогает человеку воспринимать физический мир и жить в нем. Эта сила вызывает в человеке те желания и побуждения, которые необходимы для выживания и комфорта его самого и близких людей. По этой причине данную субстанцию называют еще эгоизмом.

Истинное Эго выходит за пределы личности и корысти, помогает обращать внимание на окружающий мир, чувствовать его проблемы, помогать людям. Жизнь, в основе которой лежат поступки и мысли, проистекающие от истинного Я, становится светлой и чистой. Побороть эгоизм и жить, следуя за истинным «Я», своими силами невозможно. Основой такой жизни является высшая любовь к Богу.

Ранняя зрелость

Возраст 20-25 лет – своеобразные ворота в новую взрослую жизнь, как говорил сам Эриксон. Как правило, в этот период люди получают профессию, встречаются с противоположным полом, а иногда вступают в брак.

Будет ли на данном этапе провал или положительный исход, непосредственно зависит от успешности прохождения всех предыдущих стадий. Если кризис идентичности будет преодолен, то человек сможет заботиться о другом индивиде, будет любить и уважать его, не опасаясь потерять самого себя. Это ученые называют достижением близости (интимности). При неблагоприятном развитии эго-идентичности на этом этапе человек изолирует себя. Он станет одиноким, ему не о ком заботиться и не с кем разделить жизнь.

Примечания

  1. Ср. также Онто Ин-се в терминологии онтопсихологии
  2. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г.
    Психологический словарь. — 2-е. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с. — ISBN 5-7155-0720-0.
  3. Литвинов Н. Н. Бренд-культура: завоевание расположения клиента (Справочник бренд-менеджера). // Бренд-менеджмент. — 2007. — №5(36) — С. 338–343.
  4. Англо-русский толковый словарь. Маркетинг и торговля. — М.: Экономическая школа, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. — 83 с.
  5. Рудая Е. А. Основы бренд-менеджмента. — М.: Аспект Пресс, 2006.
  6. Литвинов Н. Н. Бренд-стратегия территорий. Алгоритм поиска национальной идентичности (часть 1) // Бренд-менеджмент. — 2010. — №4(53). — С. 244–255.
  7. Речевое общение: Проблемы и перспективы: Сб. науч.-аналитич. обзоров. М., 1983, с. 192—193.

Средняя зрелость

Это очень обширный период, который занимает возрастные рамки от 26 до 64 лет. Здесь сутью кризиса является выбор между самопоглощенностью (инертностью) и продуктивностью (направленностью на человечество). Во втором случае человек устраивается на ту работу или занимается тем, что позволяет заботиться о будущем общества. Если же человек остается инертным, то он сосредотачивается только на себе, на собственном комфорте, удовлетворении своих нужд и потребностей. Казалось бы, для эпохи глобального потребления это должно считаться нормой. Однако выбрав такой полюс, человек зачастую ощущает бессмысленность жизни.

Как усмирить свое Эго?

Борьба с собственным Я является одной из самых трудных задач каждого личности. Если человек имеет Эго, раздутое страстями, злобой, завистью, материальными желаниями, то ему придется долго и тяжело сражаться с этой частью своей личности. Первое, что необходимо для усмирения своего Эго, — это осознание того, что оно является эгоистичным, низшим. Следует понять, к чему оно ведет, распознать все свои стремления, желания, мотивы и побуждения. После этого необходимо выбрать способ, с помощью которого можно будет работать над своим Эго. Для этого можно использовать духовные практики или же психологические программы работы над собой.

Поздняя зрелость

Это последняя стадия развития эго-идентичности по Эриксону. Она длится от 65 лет и до самой смерти. В этом возрасте наступает старость, которая считается самым благоприятным временем для размышлений, подведения итогов, анализа неудач и достижений. Человек может понять, что он не зря прожил жизнь, ему все удалось, и все его устраивает. Такое осознание Эриксон называл чувством целостности эго. Его можно считать благоприятным преодолением кризиса.

Однако некоторые старики из-за подведенных итогов начинают отчаиваться. Их охватывает чувство безнадежности, потому что они не использовали все возможности, не исправили какие-то ошибки. Они приходят к выводу, что их жизнь вообще была бессмысленной. Именно при таком раскладе люди сильно боятся грядущей неизбежной смерти. В таком случае еще не поздно все переосмыслить и сделать что-то действительно нужное и полезное.

Книги про Эго

Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:

  1. З. Фрейд «Я и Оно»
    . В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
  2. А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы»
    . Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
  3. Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл»
    . В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
  4. Э. Гар
    . В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.

Выводы

Эрик Эриксон, развив концепцию Зигмунда Фрейда, разработал свою неповторимую теорию. В ней акцент стоит на формировании сознательной полноценной личности. Также он первым сформулировал определение термина «эго-идентичность». В психологии это целостность личности, которая развивается от рождения до смерти. Принято выделять восемь стадий формирования идентичности, каждая из которых сопровождается определенным кризисом. От успешности их преодоления зависит, будет человек воспринимать себя целостным полноценным индивидом или нет. Главную роль в формировании этого качества играет родительское воспитание. На последующих стадиях развития влияние начинает оказывать окружающая среда.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов

Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства

Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]