Что такое идентичность: определение
Это самоидентификация, способность личности определять свою принадлежность к какой-либо группе. Социальная идентичность важна для развития и становления личности. Без самоопределения мы не можем двигаться вперед, жить среди людей, жить в гармонии с собой. Рассмотрим подробнее понятие и определение.
Идентичность
Понятие идентичности
Что это, согласно Википедии? Это свойство психики в сжатом виде выражать для человека, как он представляет свою принадлежность к разным группам и общностям.
Идентичность в психологии – это осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:
- находить баланс между личным и общественным;
- объединять свой опыт и опыт общества;
- охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире.
Проще говоря, идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя как такого же, как кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д.
Формирование идентичности
Согласно теории Эриксона, формирование обусловлено разрешением возрастных кризисов. Каждое из благополучных разрешений дает новую Эго-силу субъекта. Если конфликт разрешается неблагополучно, то возникают проблемы с самоопределением. Обычно мы называем это «запутался в себе».
Рассмотрим кризисы, о которых говорил Эрик Эриксон:
- До 1 года. Это кризис доверия-недоверия. Сила при благоприятном разрешении кризиса – надежда. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я доверять миру?».
- От 1 до 3 лет. Сопротивление независимости (автономности) и чувства стыда. Сила при благоприятном разрешении – воля. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я управлять своим телом и поведением?».
- От 4 до 6 лет. Противоречие инициативы и чувства вины. Сила при благоприятном разрешении – целеустремленность. Ребенок ищет ответ на вопрос «Могу ли я быть независимым от родителей, самостоятельно открывать и развивать свои возможности».
- От 7 до 12 лет. Кризис трудолюбия и чувства неполноценности. Сила при благоприятном разрешении – уверенность в себе. Ребенок ищет ответ на вопрос «Способен ли я…?».
- От 13 до 19 лет. Кризис эго-идентичности и смешения ролей. Сила при благоприятном разрешении – верность. Подросток (юноша) ищет ответ на вопрос «Кто я, какой я?».
- От 20 до 25 лет. Кризис интимности и изоляции. Сила при благоприятном разрешении – любовь (способность любить). Молодой человек ищет ответ на вопрос «Могу ли я выстраивать близкие отношения?».
- От 26 до 64 лет. Кризис продуктивности и застоя. Сила при благоприятном разрешении – забота. Человек ищет ответ на вопрос «В чем смысл моей жизни? Чего я достиг и чего еще хочу достичь?».
- От 65 до смерти. Кризис целостности и чувства безысходности (отчаяния). Сила при благоприятном разрешении – мудрость. Человек отвечает на вопрос «Был ли смысл в моей жизни? Доволен ли я ей?».
Разрешение конфликта зависит от развития личности на предыдущем этапе и от общего духовного уровня общества, в котором живет субъект.
Структура идентичности
Э. Эриксон выделил четыре элемента в структуре:
- Индивидуальность. Человек осознает, что он и его опыт уникален, он воспринимает себя как отдельную, независимую единицу общества.
- Тождественность, целостность. Человек ощущает осмысленность и слаженность жизни. Он видит и принимает связь между прошлым, настоящим, будущим, между тем, каким он был и каким хочет стать.
- Синтез. Ощущение внутренней гармонии, единство и синтез образов из детства и настоящего.
- Социальная солидарность. Человек разделяет идеи общества и отдельной группы, к которой относит себя. Он ожидает признания, уважения, поддержки со стороны референтной группы. Он рассчитывает, что ее участники оценят его причастность.
Эмпатия
Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток. Подробнее о том, что такое эмпатия, у меня есть отдельная статья.
Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.
В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.
Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе — героический эпос.
Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».
Идентичность и идентификация: в чем разница
Если говорить коротко и простыми словами, то идентификация – это процесс отождествления человеком себя с какой-то группой, подражание ей, стремление соответствовать, а идентичность – результат идентификации, представления человека о себе как участнике какой-либо группы. Иногда, даже довольно часто, эти понятия используют как синонимы. Однако с точки зрения психологии, это неправильно. Как отмечал, Эриксон, идентичность (результат) начинается там, где заканчивается идентификация (процесс).
Символический интеракционизм
Приверженцы этой парадигмы в социологии считают, что человек реагирует не на непосредственные раздражители, а на их образы. Главной символической системой считается язык. «Понимание» членами группы друг друга без слов объясняется тем, что первичной интеракцией является жест и мимика.
Так как человек не может формироваться и развиваться вне социума, он самореализуется в процессе взаимодействий, «интеракций». Личность проявляется только как результат коммуникаций. Обмен представлениями людей о себе и окружающих формирует «первичную группу» с самыми тесными и результативными связями.
Личность находится в постоянной динамике: оценке ситуации, её соотнесения со знакомыми символами и во взаимодействии, или обмене символами.
Типы идентичности
Социальная идентичность – это свойство личности относить себя к какой-либо группе. Группы бывают разными: политическими, этническими, гендерными, культурными и т.д. Соответственно, и социальная идентичность личности бывает разных видов. Рассмотрим это подробнее.
Гендерная идентичность
Не нужно путать с половой и сексуальной идентичностью. Гендер – это система характеристик образа мужчины (маскулинность) и образа женщины (феминность). Это ожидания общества о том, как человек должен себя вести, какими чертами характера обладать, как выглядеть и т.д. Чаще всего гендер соответствует полу, но это не обязательно. Вместе с этим гендер не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации, хотя иногда бывает связан с этим.
Гендерное самоопределение подразумевает выбор социальной роли в обществе. Как правило, это навязывают еще в детстве. Поэтому мальчики выбирают мужской гендер, девочки – женский. Однако в нашем мире не так уж редко встречаются женственные мужчины и мужественные женщины, а также популярен феномен андрогинности. Но все это тема для другой статьи.
Половая идентичность
Пол – это набор психофизиологических характеристик. С полом рождаются. Первое осознание половой принадлежности приходит примерно в 2–3 года.
Сексуальная идентичность
В этом случае речь идет о сексуальной ориентации. Те есть человек относит себя к гетеросексуалистам, гомосексуалистам или бисексуалам. Пик становления этой идентичности приходится на подростковый–юношеский возраст.
Этническая идентичность
Это понимание человеком своих корней и ощущение принадлежности к ним, общности с этнической группой. Этническая идентичность во многом зависит от культуры общества. Проявляется на когнитивном, ценностном и эмоциональном уровне.
Национальная идентичность
Формируется в процессе социализации личности. Зависит от общества, в котором живет человек. Предполагает усвоение языка, жестов, мимики, поведения, характерного для того этноса, в котором живет индивид. Конечно же, вместе с этим вырабатывается менталитет, характерный для этого народа. Из-за активного смешения народностей все чаще наблюдаются проблемы с этническим самоопределением. Эта проблема все чаще приковывает взгляды психологов.
Профессиональная идентичность
Выбор профессии, призвания – одна из самых сложных частей самоопределения. Большинство людей считает, что профессиональное самоопределение происходит только в юности. На самом деле это беспрерывный, пожизненный этап. Смена работы или профессии, повышение навыков, прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации и т.д. – все это входит в систему профессионального самоопределения.
Культурная идентичность
Это принадлежность к культуре какой-либо группы. Человек разделяет ее ценности, нормы, атрибуты. Ярче всего это заметно на примере подростковых субкультур. Эмо, готы, рокеры, вейперы – всех и не перечислишь. В широком смысле идентичность культурная – это отождествление индивидом себя с культурой общества, в котором он живет.
Проблема культурной идентичности – очень сложный вопрос. Так как в структуру культурной идентичности входят другие типы: этническая, гендерная, сексуальная, религиозная. Все они взаимосвязаны, а иногда вступают в противоречие друг с другом.
Идентичность цивилизационная
Это восприятие человеком себя как субъекта конкретной цивилизации. То есть это отношение к конкретному государству, обществу на определенном этапе его развития.
Групповая и Эго-идентичность
Их нужно рассматривать вместе, потому что и формируются они параллельно. С первых дней жизни родители приучают ребенка к социальному взаимодействию, подталкивают его к общению с группой. Первая группа в жизни ребенка – это семья. Потом появляются друзья. Это и есть групповая идентичность: включение в жизнь группы, принятие ее мировоззрения.
В это же время развивается эго-идентичность. Она предполагает ощущение устойчивости, неизменности сущности человека. Вокруг может меняться многое, сам человек растет, взрослеет, но при этом у него остается чувство единства, непрерывности своего Я, принятие своей внешности и внутреннего мира на любом этапе как единства. Эго-идентичность – это в психологии целостность личности («в целом, сейчас я такой же, каким был в детстве, несколько лет назад»).
Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни. Оно проходит через кризисы, которые мы уже рассмотрели в начале статьи. Каждому кризису соответствует одна задача. Ее выдвигает общество. Именно поэтому и принято рассматривать групповую и эго-идентичность вместе.
Великое «эго»
Отношение к личности в советских и западных школах психологии находилось под давлением идеологии. В СССР психология должна была представить доказательства правильности идей коллективизма.
В Европе и Америке психологи были востребованы как частные и корпоративные консультанты. Поэтому личности и её самоидентификации посвящено гораздо больше исследований.
Сформировалось несколько основных направлений:
- Психоанализ.
- Бихевиоризм.
- Когнитивизм.
- Символический интеракционизм.
Существование разных школ и конкуренция между ними отражает сложность проблемы. Человек обращается к психотерапевту и психоаналитику при осознании того, что в его жизни что-то «не так». Утрата самоидентификации служит причиной дискомфорта и стрессов.
Каждый человек индивидуален. Различия в подходах к диагностике и терапии позволяют каждому найти специалиста, методы которого наиболее эффективны в конкретной ситуации.
Потеря идентичности
«Потерял себя», «Не знаю, кто я», «Запутался в себе», «Не знаю куда иду, чего хочу» – такие мысли посещают человека, который утратил идентичность. Человек теряет веру в себя, понимание своего места в мире, целостность своего Я. Утрированный пример потери идентичности – психически больные люди, которые считают себя Наполеонами, Иисусами и т.д. Этот пример относится к патологической крайности, ими разбирается психиатрия. Мы же поговорим о том, с чем работают психологи.
Причины
Причины потери идентичности (личностного кризиса):
- резкие перемены в обществе (например, многие люди столкнулись с этой проблемой, когда развалился СССР);
- серьезные и неблагоприятные изменения в жизни самого человека (увольнение, банкротство, развод, чья-то смерть);
- возрастной кризис, например, кризис среднего возраста.
В общем, причина потери личностной идентичности – стресс. Притом это может быть как неприятное переживание, так и весьма приятное. Например, свадьба, долгожданный переезд в другую страну, рождение ребенка тоже может вызвать потерю идентичности. Это происходит из-за любого сильного психологического потрясения.
Симптомы и признаки
Симптомы потери идентичности:
- частые сомнения типа «Почему я не уйду с этой работы?», «Что я здесь делаю?», «Почему я живу с этим человеком?»;
- постоянные размышление о смысле жизни и предназначении;
- чувство неопределенности;
- фрустрация;
- хроническая тревожность;
- неспособность сформировать систему ценностей и устойчивых убеждений;
- сомнения в правильности своих действий;
- боязнь будущего;
- нерешительность в поступках.
У некоторых людей кризис заметен невооруженным глазом. Они бесцельно проводят время, скитаются, у них нет работы или они часто меняют ее, либо застревают на одной должности (как правило, низкой). Кто-то не может даже получить образование. Кто-то попадает в плохую компанию, кто-то в тюрьму. Но большая часть людей просто существует. Они несчастны, не понимают, чего хотят и что могут, куда им нужно двигаться. В общем, человек в таком состоянии не знает, кто он, а потому не может быть собой и сильно страдает от этого.
Опасность состояния
Чем опасно такое состояние:
- истощение,
- дезадаптация,
- десоциализация,
- изоляция,
- депрессия,
- неврозы,
- суицид,
- зависимости.
Некоторые люди пытаются утешить себя алкоголем, наркотиками или случайными сексуальными связями. Кто-то начинает хвататься за все подряд (любые виды деятельности), но это только усиливает ощущение пустоты и фрустрацию. Другие просто впадают в тоску и запираются дома, выжидая смерти.
Что делать
Вспомните, где вы видели себя в последний раз. Попробуйте вспомнить, когда вы чувствовали себя хорошо. Каким человеком вы были в тот момент, где находились, кто был рядом. Начните с анализа детства и постепенно двигайтесь к настоящему. Вспомните, что вы умели, о чем мечтали, чего хотели. А почему отказались от этого? Может быть, пора снова к этому вернуться? Подумайте, что раньше приносило вам радость, что было смыслом жизни, стимулом. Если вы не можете вернуть именно это, то подумайте, чем можно заменить, что похоже на это.
Таким образом, нужно найти причину (то, что вас подкосило) и работать с этой сферой. Нужно заново пройти все этапы развития, начиная с детства. Лучше обратиться к специалисту. В некоторых случаях бывает достаточно всего одной консультации.
Какие виды подобия существуют
Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.
Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.
Рекомендуем: Что такое альтер эго?
Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.
Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.
Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.
Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.
Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.
Определение понятия
Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.
Методы
Экспериментальные способы исследования в большинстве случаев акцентируют внимание на конкретных аспектах — социальных ролях, гендерной или групповой принадлежности, особенностях личности. Подобные исследования позволяют выявить особенности проживания определенных идентичностей, поиска значимого объекта для идентификации в разных ситуациях и сферах деятельности.
Трудности появляются, когда необходимо изучить не частные характеристики, а составить целостное представление о личности и ее идентичности.
Чтобы исследовать максимально широкий спектр проявлений идентичности, понять с кем, чем и насколько идентифицирует себя человек, применяется несколько диагностических направлений:
- Опросники для выявления уровня отношения к себе и удовлетворенности собой. Они просты в использовании, их легко стандартизировать и валидировать на репрезентативной выборке. Ограничением для получения объективных результатов опроса могут быть когнитивные искажения, связанные с восприятием себя, а также социально желательные ответы.
- Психосемантические методы исследования — в них оценка собственной личности рассматривается через соответствие определенному набору критериев, не всегда социально одобряемых.
- Проективные методики — они дают возможность исследовать идентичность и самосознание.
Примеры
Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:
- по профессии и социальному положению: врач;
- по семейному положению: супруга, мама, дочь;
- по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
- по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
- по хобби: рукодельница;
- по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.
Болевые точки самоидентификации личности
Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.
Стадии
Этапы отождествления со стороны криминалистики:
- Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
- Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
- Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
- Сравнение. Этап отождествления объектов.
Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.