Психологические теории развития личности — Современные теории личности


В XX веке теории личности в психологии развивались одновременно в нескольких направлениях. И сегодня, основные концепции и подходы, несмотря на довольно противоречивые выводы, позволяют составить наиболее полное представление о личности человека.


Дают возможность рассмотреть его психику с разных сторон. Относительность этих теорий можно представить, как различные проекции одного непростого и многопланового предмета.

Психодинамическая и аналитическая теории личности

Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).

В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:

  • ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
  • ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
  • СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.

В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.

Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:

  1. Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
  2. Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
  3. Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.

Структура личности по Фрейду

В теории личности Фрейда структура личности изображается как состоящая из трёх областей: бессознательного {Id), эго, сознательного или самосознательного человека {Эго), и «суперсознательного» или сверхсознательного человека {Супер-Эго)[2] (рис. 26).

По мнению Фрейда, бессознательное состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Первое побуждает человека сохранить и продолжить жизнь, второе — положить ей конец (разрушение)[3]. Эти два инстинкта не осознаются и не признаются человеком как действительно определяющие его поведение, но они существуют и действуют, тем не менее, заставляя человека постоянно искать пути своего полного удовлетворения. Реализуя эти стремления, человек действует, по словам Фрейда, на основе «принципа удовольствия».

Однако, когда человек живет в современном обществе среди других людей, у него нет возможности открыто и в полной мере удовлетворить эти инстинкты, потому что условия жизни в обществе, его моральные и другие нормы ограничивают не только удовлетворение, но даже открытое проявление этих инстинктов в поведении. Человек с детства воспитывается, чтобы сдерживать эти инстинкты, и в конце концов учится этому, изучая правила и нормы культурного поведения в обществе. Соответствующие нормы и связанные с ними формы социального поведения также являются частью его личности, но занимают лишь верхнюю ее часть, «супер-я». Эта структура личности регулирует поведение человека на основе «чувства долга и морали».

Согласно Фрейду, между бессознательным и «супер-эго» существует неразрешимый конфликт, который порождает множество внутриличностных проблем и конфликтов. В определенной степени человеку удается если не решить их, то частично или временно, путем разработки и использования механизмов психологической защиты. Это способы рационального объяснения и оправдания действий человека, которые мотивированы инстинктами, а также способы избавления от чувства страха, которое человек может испытывать из-за осознания того, что своим поведением нарушает социальные нормы, ведет себя аморально. Психологические защитные механизмы являются частью третьей подструктуры личности, «самости», сознания или самосознания. Ниже перечислены некоторые механизмы психологической защиты, которые Фрейд называет и определяет в своей теории.

  1. отказ. Когда реальность кажется человеку неприятной, он закрывает на нее глаза, старается не воспринимать ее, отрицает существование ситуации или преуменьшает угрозу, которую она представляет для него самого. Распространенной формой такого поведения является отказ, отрицание того, что критика несправедлива, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях отрицание может играть положительную роль, например, когда человек серьезно болен и отрицает этот факт (так он находит в себе силы бороться со своей болезнью). Однако чаще всего отрицание мешает людям нормально жить и работать, потому что, не признавая существующей опасности и отказываясь от справедливой критики, они не предпринимают никаких действий для устранения опасности или исправления собственных недостатков.
  2. подавление. В отличие от отрицания, которое в большинстве случаев относится к информации, поступающей к человеку извне, подавление подразумевает блокирование «эго» внутренних импульсов, которые исходят от «суперэго» и указывают человеку на что-то неприятное внутри себя. В этом случае неприятные переживания и неприемлемые для индивида знания о себе как бы подавляются из сферы его сознания, не влияют на его актуальное поведение. Чаще всего подавляются мысли и желания, противоречащие принятым человеком моральным нормам и ценностям.

Гуманистическая и когнитивная теории личности

Гуманистическая теория личности – это теория личности, в соответствии с которой основным источником развития личности является ее врожденное стремление к самоактуализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Классификация современных теорий личности 410 ₽ Реферат Классификация современных теорий личности 260 ₽ Контрольная работа Классификация современных теорий личности 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Гуманистическая теория личности опирается на два направления: «мотивационное» (А. Маслоу) и «клиническое» (К. Роджерс).

В соответствии с теорий К. Роджерса, психика человека включает в себя две ведущие тенденции, заложенные от природы:

  • «самоктуализирующаяся тенденция» — содержит в себе те свойства личности, которые будут развиты в процессе жизнедеятельности;
  • «организмичексий отслеживающий процесс» — это механизм по контролю за развитием личности человека.

В соответствии с теорий личности А.Г. Маслоу, в основе развития личности заложены потребности:

  1. физиологические (еда, питье, сон и т.д.);
  2. потребности в защищенности и безопасности;
  3. потребность в определенном социальном статусе и принадлежности;
  4. самооценка (компетенции, самоуважение, достоинства);
  5. потребности в самоактуализации (красоте, творчестве и т.д.)

Потребности, представляют собой пирамиду (от низменных к высшим). В основе данной пирамиды заложены физические потребности. Только с удовлетворением нижней потребности, индивид может испытать следующую потребность.

Когнитивная теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Келии, в соответствии с которой основным источником развития личности является окружающая его внешняя среда и социум.

Теория личности Дж. Келии опирается на то, что интеллектуальные процессы оказывают значительное влияние на поведение человека и развитие его личности. Особое место отводится и познавательным процессам, которые формируют у каждого человека свою личностную структуру восприятия и понимая окружающего мира и социума.

Концепция развития личности Эриксона

Эриксон полагал, что элементы личности и ее структура складывается постепенно в процессе социального развития и, как следствие, является продуктом такого развития, результатом всего пути индивида.

Эриксон отрицает возможность индивидуальности развития отдельной личности, но при этом, не отрицает индивидуальности как отдельного понятия. Он убежден в том, что для всех субъектов существует общий план их развития и полагает, что само личностное развитие длится на протяжении всей жизни субъектов. Наряду с этим он выделяет определенные стадии развития, каждая из которых решает конкретную дилемму.

Одно из главнейших понятий в концепции Эриксона – это эго-идентичность. Он полагал, что все личностное развитие субъекта целенаправленно на поиск именно этой эго-идентичности. Однако основной акцент ставится в период юности.

«Нормативный кризис идентичности» — является основным моментом в становлении личности в переходном периоде подростков. Кризис тут рассматривается как поворотная, критическая точка развития. В этот период у подростков одинаково обостряются как приумножающийся потенциал, так и уязвимость. Подростковая личность становится перед выбором двух альтернатив, одна из них ведет к негативному поведению, другая к позитивному.

По Эриксону основной задачей перед субъектом в юности становится вырабатывание чувства идентичности, которое идет в противовес неопределенности личностной роли «Я». В этот период подросток должен ответить себе на вопросы: «Направленность моего дальнейшего пути», «Кто я?». Именно в поиске этой самой идентичности подросток определяет важность действий, вырабатывает конкретные оценочные нормы своего и других людей поведения.

Данный процесс неразрывно связан с осознанием собственной компетенции и ценности. Одним из методов решения дилеммы идентичности лежит в примерке различных ролей. Основной опасностью, по мнению Эриксона в процессе идентификации является возможность появления размытости «Я», которая возникает, как следствие одолевающих сомнений в какую сторону направить свой жизненный путь. Следующей причиной опасности процесса самоидентификации является недостаточность материнского внимания. Также частыми причинами таких опасностей может быть несогласованность методов и принципов воспитания у родителей, что создает для ребенка благоприятную атмосферу неопределенности и, как следствие, чувство недоверия.

Идентичность по Эриксону является важным условием психического здоровья индивида. Если идентичность не сложилась, то такая личность будет чувствовать себя потерянной, не найдя своего определенного места в социуме. Согласно Эриксону идентичность — это характеристика зрелости личности.

Основным вкладом Эриксона в концепцию развития считается его теория о стадиях развития личности.

Первая стадия – это младенчество, соответствующая стадии оральной фиксации Фрейда. Основным в этот период является вырабатывания доверия и уверенности. Формирование доверия к социуму целиком зависит от способности со стороны матери передать ребенку чувство постоянства переживаний и узнаваемости.

Следующая стадия – автономность. Ребенок пытается «встать на ноги» и отстраниться от попечителей. Малыш начинает говорить «нет». Если родители стараются поддержать его проявления независимости и защищают от негативного опыта, то формируется здоровое воображение, способности сдерживания себя и уступки своему телу. Основная задача данного периода лежит в выработке баланса между ограничениями и дозволенным, приобретением навыков самоконтроля и самостоятельности.

Следующая стадия– инициатива. В этой стадии появляется установка – «Я — то, что я буду» и вырабатывается установка «Я — то, что я могу». В данном периоде ребенок старается активно познать мир, который его окружает. С помощью игры моделирует различные социальные роли и приобретает обязанности и новые дела. Главным в этой стадии является развитие инициативности. Также происходит идентификация половой принадлежности.

Четвертая стадия. В этой стадии могут развиться такие качества как: трудолюбие или неполноценность. Ребенок учится всему, что может облегчить и подготовить его к взрослой жизни (например, целеустремленности).

Пятая стадия (от 6 до 11 лет) – школьный возраст. Идентичность формулируется в «Я — то, чему я научился». Данный период характеризуется приумножающимися возможностями ребенка к самодисциплине и логическому мышлению, возможностью взаимодействия со сверстниками, согласно установленным правилам. Основной вопрос «Способен ли я?».

Следующая стадия – это стадия идентичности или ролевого беспорядка (11-18лет). Характеризуется переходом от детского возраста к взрослому. Данный период ведет к физиологическим и психологическим изменениям. Основной вопрос «Кто я есть?».

Следующая стадия — это ранняя взрослость. Вопросы в этой стадии обращаются к образу «Я». Характеризуется самозавершенностью и развитием близких взаимоотношений с другими людьми. Основной вопрос – «Могу ли я иметь интимные отношения?».

Седьмая стадия – это взрослость. Приносит более устойчивое ощущение себя. Теперь «Я» выражается в отдаче во взаимоотношениях, как дома, так и на работе и в социуме. Появилась профессия и дети. Основные вопросы: «Какое значение имеет моя жизнь сегодня?», «Что я дальше буду делать в жизни?».

Восьмая стадия – поздняя взрослость или зрелость. Характеризуется принятием своей роли и себя в жизни в глубоком смысле осознания, пониманием своего личностного достоинства. Работа закончилось, появилось время для размышлений и внуков.

Основным направлением в концепции развития личности Эриксона лежало рассмотрение социального приспособления индивида в процессе его взросления и развития.

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]