Методическая разработка на тему «Поведенческие теории личности»

Личность – сложное и многоплановое явление, поэтому современная психология пока не может разработать точного и общепринятого определения данного понятия. Огромное множество теорий и концепций, описывающих природу и механизмы развития личности, объединены исследователями в основные теории личности. В психологии активно разрабатываются несколько теорий личности, среди которых наиболее значительными признаются пять: феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная и психодинамическая.

Феноменологическая теория личности

В русле феноменологического направления подчеркивается идея о том, что личностное поведение может быть охарактеризовано лишь в терминологии ее субъективного восприятия и постижения действительности. То есть данный подход строится на утверждении, что объективно существующая действительность – это реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в определенный момент времени. Другим не менее важным тезисом феноменологического подхода является отрицание фатализма, то есть утверждение, что человек может сам строить свою судьбу, он обладает выбором в принятии решений, касающихся собственной жизни и жизни окружающих. Однако при этом человек должен принимать ответственность за совершаемые действия. В качестве третьего положения феноменологического подхода является признание его сторонниками позитивной природы человека и его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Последовательное истолкование феноменологического подхода представлено в работах американского психолога К. Роджерса, по мнению которого человек – это позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с самим собой и окружающими. Движущей силой развития личности по Роджерсу является стремление к актуализации, то есть желание сохранить и развивать себя, проявляя лучшие качества из заложенных природой.

Действовать рационально или просто действовать

Современная наука доверяет только числам — без числа (желательно рационального) гармонию не измерить. Но чтобы родилась теория, надо договориться об аксиомах, которые станут ее фундаментом. Фундамент классической теории игр — аксиома рационального поведения всех игроков. Это значит, что в каждой игре может существовать величина под названием полезность, а все участники игры мало того что понимают эту полезность одинаково, но и стремятся ее максимизировать.

Математики и экономисты, занимаясь теорией игр и принятия решений, отказываются рассматривать предположение о менее чем рациональном поведении людей. И их легко понять: существует произвольно много частных способов, позволяющих объяснить конкретную причину принятия решения в игре, но лишь один способ — теория рациональности — обладает простотой и общностью, недоступной частным моделям. Жизнь — это, конечно, набор частных случаев, но теория обязана

изучать случай максимально общий. (Пусть даже в каждом частном случае теория не будет абсолютна верна.)

Основной задачей института, в котором автор работал до известной «геополитической катастрофы», была защита воздушного пространства тогдашней родины. Но теоретический отдел в нем был некой Афинской академией, сотрудники которой занимались массой любопытных вещей — от бионики до экономики. Однажды отделу было поручено помочь братской Грузии в решении задачи эффективной перевозки железнодорожных грузов по ее территории — председатель комитета по снабжению и сбыту Грузинской ССР Михаил Галактионович К. тесно дружил с руководством института. Когда многомесячная работа над проектом завершилась и создатели оптимального решения предъявили план, минимизирующий общие затраты на перевозки, вышел полный афронт. «Что это за оптимальность, дорогой,- возмущался Михаил Галактионович.- У тебя же часть грузов минует Тбилиси! Какой я начальник, понимаешь, если не могу сам все контролировать?»

Ах, как он был прав! За пятьдесят лет до этого инцидента один из самых знаменитых экономистов Джон Мейнард Кейнс для объяснения природы и поведения людей предложил термин animal spiri:

людьми двигает не желание максимизировать отвлеченную «полезность», а спонтанное побуждение действовать, а не бездействовать. Догадайся разработчики спросить заказчика, что именно он полагает «полезным», задача могла оказаться много проще и увенчалась бы банкетом в «Арагви».

Диспозициональная теория личности

Диспозициональную теорию личности часто характеризуют как теорию черт, что связано с основным утверждением данного направления: человек обладает определенными предрасположенностями (диспозициями) к конкретным реакциям в различных ситуациях. Данные диспозиции и были названы теоретиками направления чертами личности. Иными словами, человек демонстрирует постоянство в мыслях и совершении действий, на которое не влияют ни обстоятельства, ни предыдущий опыт человека. В соответствии с этим каждая личность является уникальной, ее описание возможно посредством характеризации ее черт. Представителями диспозициональной теории являются Гордон Олпорт, Ганс Айзенк и Раймонд Кэттэлл.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 400 ₽ Реферат Теории личности. Теория К. Г. Юнга 230 ₽ Контрольная работа Теории личности. Теория К. Г. Юнга 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поведенческие теории личности

Иногда данное направление называют теорией научения. Основной тезис поведенческих теорий сводится к следующему: личность являет собой тот опыт, который она приобрела в жизни, то, чему она научилась. Основной источник развития личности – среда (в широком смысле), а к основным элементам личности относятся рефлексы и навыки социализации. Поведенческие теории личности могут быть рассмотрены с точки зрения двух направлений. К первому можно отнести труды известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, изложивших одну из ключевых идей классического бихевиоризма: поведение человека подвержено воздействию внешних обстоятельств и может быть описано посредством формулы: S → R. С точки зрения сторонников второго направления (А. Бандура и Дж. Роттер), регуляция поведения человека производится не столько внешними средовыми факторами, сколько внутренними особенностями и представлениями личности (цель, ожидание, самовосприятие и т. д.).

Когнитивные теории личности

Данный подход активно разрабатывался в трудах американского психолога Дж. Келли, который полагал, что человек – словно исследователь, стремящийся понять, что же с ним происходит, а на основании этого предсказать, что произойдет в дальнейшем. Именно поэтому столь значительное влияние на поведение личности оказывают ее когнитивные и интеллектуальные процессы. Дж. Келли утверждал, что мир воспринимается и интерпретируется человеком с помощью конкретных моделей, которые ученый предлагал называть конструктами. При таком рассмотрении личность является сложно организованной системой важнейших конструктов, в которых отражены ощущения личности и ее интерпретация предшествующего опыта. Поэтому такие взаимоотношения, как дружба и любовь, возможны лишь между людьми, имеющими схожие конструкты.

Слишком умные, или Опять на красный свет

Однажды один из столпов нашего отдела Аркадий Семенович Немировский в процессе поиска решения некоторой задачи с неопределенностью (игра с природой) показал, что оптимальный «игрок», получивший штраф за некоторое действие (скажем, переход дороги на красный сигнал светофора) не должен это действие впоследствии повторять.

Казалось бы, что может быть рациональней? И мы решили — не особо сомневаясь в результатах, ведь среди испытуемых были в основном кандидаты и доктора наук — убедиться в том, что уж наши-то homo sapiens

не подкачают.

Каждому испытуемому предлагалось нажимать одну из четырех кнопок. После нажатия кнопки природа (в лице автора этих строк и Аркадия Немировского) сообщала результат — количество единиц рублей, который испытуемый получил или потерял. Было объявлено, что Природа не злонамеренна и случайными механизмами не балует. Потому стоит испытуемому понять алгоритм, и он за 20 попыток наверняка

выиграет 10 рублей. Из условий эксперимента выбор оптимального решения вытекал однозначно: попробуй все четыре действия, а затем повторяй то, где тебя не штрафуют (а такое было только одно).

Каково же было недоумение исследователей, когда ни один

из испытуемых не выиграл 10 рублей. Почему-то никто не смог побороть искушение вернуться к действию, за которое уже был оштрафован. Из соображений политкорректности исследователи решили, что подопытные слишком умны для столь примитивной рациональности.

Между тем — о чем стало известно много позже — ответ на вопрос, кого полагать более рациональными, взрослых царей природы, их малолетних детей или иных представителей животного царства, давно уже вызывал живой интерес. Эксперименты, напоминавшие «игру Немировского», но только с детьми от 4 до 15 лет, показали: чем испытуемые старше, тем их результаты хуже. Дети старшего возраста, как было написано в одной из западных работ, «too smart for their own good»

. Оказалось, чем испытуемые старше, тем больше их поведенческий опыт и тем чаще, используя сложные гипотезы в простых ситуациях, они попадают впросак. Животные, однажды найдя безопасную дорогу к водопою, не покидают ее без крайней необходимости. Эволюция ясно дала им понять, что ждать милостей от природы не стоит.

Цивилизации — это прежде всего поиск новых решений, но подобную деятельность трудно признать рациональной. «Не будучи нигде, цель может быть везде!» Тем не менее люди, «плывущие, чтоб плыть», раз за разом идут рациональности наперекор. Пока человечеству это сходит с рук.

Психодинамические теории личности

Исходные положения психодинамической теории личности были представлены З. Фрейдом в рамках разработанной им теории «классического психоанализа». С точки зрения З. Фрейда, ключевым движущим фактором развития личности выступают врожденные инстинкты, которые можно группировать в две основные группы: инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Не менее значимыми для становления личности исследователь считал и сексуальные инстинкты, энергия которых была названа им «либидо». Позднее термин «либидо» стал употребляться Фрейдом для описания энергии всех жизненных инстинктов. З. Фрейдом также были предложены три основные структуры личности, включающие:

  • Id (Оно) – источник побудительной энергии, необходимой для обеспечения жизненной активности личности; изначально данная энергия реализуется в сексуальных и агрессивных влечениях, составляющих основополагающую часть Id; ключевой принцип функционирования Id – принцип удовольствия;
  • Ego (Я) – подструктура личности, которая ответственна за принятие решений;
  • Superego (Сверх-Я) – система ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе, с одной стороны, и система наказаний за нарушение данных правил – с другой.

В соответствии с данной системой личность функционирует следующим образом: Ego, учитывая принцип реальности, пытается удовлетворить потребности Id, скоординировав их с требованиями Superego. Ego, Id и Superego пребывают в непрерывной борьбе, конфликты между ними способны приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Однако психодинамическое направление не ограничивается лишь концепцией З. Фрейда. Важным этапом для разработки теории личности стало появление новых сторонников психоаналитического движения, которые критиковали Фрейда и предложили собственные концепции. К этим исследователям относятся А. Адлер и К. Г. Юнг.

По мнению А. Адлера, особое значение имеют целостность, креативность и самоопределяющаяся сущность личности, а движущая сила ее развития – это стремление к превосходству (которое, например, может быть продиктовано компенсацией чувства неполноценности, вызванного событиями детства). Каждый человек обладает особым, лишь ему свойственным стилем жизни, с опорой на который он стремится к достижению поставленных целей. Для понимания человека требуется желание понять его стиль жизни. В концепции Адлера человек предстает не только как нечто цельное само по себе, но и в качестве части гораздо большей целостности: семьи, круга друзей, знакомых, общества, человечества, – принадлежность к которой согласуется с его социальными интересами.

Особую роль в психологии сыграла концепция К. Г. Юнга.

Структура личности. Основные подходы к пониманию структуры личности.

Человек – это основной элемент социальной структуры, без которого не может быть ни социальных взаимодействий, ни социальных общностей, ни социальных институтов.

Проблемы человека и личности являются в системе современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется, у социологии нет монополии ни изучению и интерпретацию данных проблем (различные науки, религия, искусство, художественная литература).

Не касаясь специально проблем человека в искусстве и религии, обратимся к сфере научного знания. Обращаясь к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. И раскрыть богатство понимания вопросов, связанных с «человеком» возможно только на основе целого ряда категорий, таких как, «человек», «индивид» или «индивидуальность», «личность».

Человекотображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно (понятие) включает и биологическую, и социальную характеристики.

Индивид –это отдельный человек, единица человеческого рода, выполняющий характерные признаки целого рода. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других (включая как унаследованные, так и выработанные особенности).

Личностьпредставляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.

Это понятие акцентирует внимание на определённой целостности его внутренних соц-псих. качеств, характеризующих особенности его субъективного отношениях к миру. Именно эта сторона отображена в термине германских и романских языков «persona», т.е. роль, которую индивид должен играть в «социальной драме».

В социологии понятие личности используется в двух значениях:

· Во-первых, личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам (стереотип поведения: коллективизм, деловитость, весёлый нрав и т.п.).

· Во-вторых, личность – это член социальной группы, общества, коллектива, т.е. посредством своей деятельности, включённый в различные виды социальных систем.

Социологические концепции личности — ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.

В работах Ч.Х.Кули (1864-1929),Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение теория зеркального «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Я.Л.Морено (1892-1974),Т.Парсонс (1902-1979),Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.

Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.

В дореволюционной период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915),П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904),который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

В советский период для развития теории личности и её социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петорвский, Б.Д.Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т. Фролов, В.А.Ядов и др.

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей». Социальная структура личности.

Личность можно рассматривать как целостность биологических, психологических и социальных компонентов.

1. Биологический компонент — то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)

2. Психологический компонент —совокупность эмоций, переживаний, волевые устремления, память, способности и пр.

3. Социальный компонент —совокупность субъективных и объективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе их разнообразной деятельности. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является её деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми.

Все эти структурные элементы обнаруживаются в каждой личности, хотя и в разной степени. Каждая личность, так или иначе, участвует в жизни общества, обладает знаниями, чем-то руководствуется. Поэтому социальная структура личности постоянно изменяется. Личность получает новую информацию, новые знания. Эти знания при определённых условиях превращаются в убеждения, а они, в свою очередь определят характер поступков человека.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям — прогресс и регресс — вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности, регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы. Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта, освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену социальной общности

14. Социализация личности. Факторы формирования личности.

Известно, что младенец вступает в мир как биологический организм и его основной заботой в тот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, с целями и намерениями, шаблонами поведения, а так же с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация — специфическая черта человеческого общества. У животных лишь её простейшая форма — обучение. Широко известны случаи, когда человеческих детёнышей воспитывали звери. Когда таких детей находили, выяснялось, что «дети джунглей» не умеют мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. Возвратившись в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу.

Это сложнейший процесс формирования личности, её жизненной позиции на основании влияния (воздействия) на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, СМИ, литературу, искусство. Процесс социализации охватывает все сферы жизнедеятельности человека (личности) – от младенческих игр до труда и отдыха в зрелом и преклонном возрасте.

Социализация представляет противоречивое единство двух определяющих тенденций:

· Унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способностями общения и деятельности, стереотипам массового сознания, и

· Индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего «Я», к выработке оригинальных способов общения и деятельности.

Процесс социализации проходит стадии, которые, как правило, соотносятся с основными жизненными циклами: детство, юность, зрелость, старость. В примерных рамках этих циклов происходит обретение человеком политической, экономической и социальной самостоятельности. В этих же рамках одновременно протекает процесс формирования личности. В начальной стадии социализации (детство, юность) мы имеем дело с индивидом, постепенно осознающим своё социальное «Я», на третей и четвёртых стадиях, при успешном протекании процесса социализации, с личностью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]