Как появилось слово «стереотип» и что оно означало?

Что такое стереотип?

Стереотип — это устоявшаяся в течение длительного времени оценка какого либо объекта или явления, преобладающая в общественном сознании и формирующая предвзятое отношение к данному предмету или явлению.

Склонность создавать стереотипы и верить им свойственна всем людям. Она сформировалась у нас эволюционно, поскольку мозг всегда стремился экономить энергию, затрачиваемую на мыслительную деятельность. Он упрощает картину мира, пытается сделать незнакомые вещи понятными, объясняя их простыми и привычными явлениями.

Стереотипы – это форма накопленного опыта, готовые шаблоны мышления, позволяющие быстро делать выводы и принимать решения. Часть из них заложена в инстинктах на генетическом уровне (например, уверенность, что нужно опасаться людей с определенными особенностями внешности). Но основная часть стереотипов закладывается при воспитании и в процессе общения.

Большинство существующих стереотипов являются неактуальными или бессмысленными. Вместо того чтобы защищать нас от потенциальных опасностей и агрессоров, они заметно искажают реальность, придавая ей негативную окраску.

Эффекты стереотипизации

Эффект последнего впечатления часто проявляется в отношении людей, которых мы хорошо знаем. Согласно этому эффекту, информация, которую мы получили последней, является самой важной. Эта закономерность проявляется и в «прерванных» событиях, например, когда два сообщения разделены большим промежутком времени, последнее сообщение запоминается более четко и ярко.

Несмотря на то, что «эффект последнего впечатления» действует слабее, чем предыдущий закон, он дает нам реальный шанс изменить собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать технику «тайм-аут» — появление в новом образе после определенного отсутствия.

Эффект ореола — это следующий механизм, основанный на стереотипах и участвующий в формировании имиджа. Это явление заключается в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации. Например, когда мы получаем очень тревожную информацию о человеке, например, о его судимости или недостойном поступке, мы формируем доминирующее негативное отношение, которое недооценивает реальные достоинства этого человека. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное качество, то в восприятии других людей они начинают полностью отождествлять себя с этим человеком. Например, положительные качества человека, наделенного властью или богатством, сильно переоцениваются. (Возможно, именно поэтому богатые мужчины так популярны среди молодых красавиц).

Эффект ореола тесно связан с таким элементом имиджа, как репутация.

Другая социальная закономерность называется эффектом новизны. Этот феномен заключается в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, смущает нас, а с другой — привлекает больше внимания и лучше запоминается.

Другое явление, эффект социального контекста, напоминает нам о том, что человек воспринимается гораздо более привлекательным в присутствии позитивной группы или позитивных событий. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», — гласит поговорка, предъявляющая жесткие требования к выбору окружения. Мы можем быть только настолько осторожны, насколько это необходимо для сохранения нашей собственной репутации в этом вопросе. Наша привлекательность также значительно возрастает в глазах других людей, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и духовными вещами.

Эффект бумеранга отражает другое известное народное наблюдение: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к другим так, как они относятся к себе. Если человек ведет себя доброжелательно, уделяя внимание и уважение собеседнику и делая ему комплименты, он, скорее всего, вызовет ответные добрые чувства. Верно и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим».

Эффект повторения — то, что часто повторяется, воспринимается как знакомое, близкое и заслуживающее доверия. Все новое и слишком незнакомое поначалу шокирует и вызывает напряжение и сопротивление. Человеческая тенденция испытывать повторяющиеся идеи или действия является фундаментальной. Многие люди консервативны по своей природе. Они поклоняются одним и тем же богам, чтят древние традиции, учат своих детей следовать заветам предков и берегут семейные реликвии. Большинство из нас также живут в «плену» индивидуальных привычек.

Рассматриваемая закономерность лежит в основе такого явления, как «типирование». Наше сознание сохраняет некоторые обобщенные схемы и использует их в качестве мерила для сравнения и оценки. С точки зрения имиджа, это образы определенных людей или литературных фигур, которые стали узнаваемыми социальными типами. Например: Иуда, Спаситель, Дон Жуан, Снежная королева, Наполеон, «бомба», «новый русский» и так далее.

Все вышеперечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования образа человека. Они активизируются в условиях дефицита информации.

Как появился термин?

Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.

В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.

Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.

Резюме

Думаю, из статьи стало понятно, что стереотипы — это больше опасная, чем полезная штука. Предлагаю нам всем внимательно рассмотреть собственное мнение по основным жизненным вопросам и определить, такое уж ли оно «наше»?

А может это вовсе не наше, а навязанное нам «общественное мнение»? И может оно даже вредно для нас? Может хватит держаться за «стабильную» работу, терпеть злобного начальника и низкую зарплату, а наконец-то решиться и выйти из зоны комфорта и построить свой бизнес, создать пассивный доход, освоить финансовую грамотность, начать путешествовать, стать дауншифтером, вести жизнь в стиле слоу лайф, записать свои цели и мечты и сделать еще много интересных и полезных дел. Полезных для себя, а не для своего работодателя!

Желаю всем мечтать! Желаю вдохновения и уверенности в своих силах!

Алёна Краева

SMARTБЛОГ

Откуда взялись стереотипы?

Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до возникновения цивилизации. Так у первобытного человека присутствовало понимание, что его большой мускулистый собрат опасен, поскольку может забрать его еду, одежду или женщину. И сегодня, спустя десятки тысяч лет, этот первобытный стереотип срабатывает при встрече с незнакомым человеком соответствующей наружности.

Склонность первых людей опасливо относиться к чужакам была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы являемся потомками тех, кто давал чужакам отпор. И сегодня многие люди люди склонны с опаской смотреть на тех, кто выглядит иначе: имеет другой цвет кожи, выкрасил волосы в пестрый цвет или посмел сделать татуировку. Другой – значит опасный! И чем старше человек, тем сильнее он опасается людей, кажущихся ему странными.

Примеры распространенных стереотипов

Чтобы лучше понять, что такое стереотип, рассмотрим наиболее распространенные примеры. Практически все они противоречат реальности (и друг другу), но очень распространены в современном обществе.

Деньги

Богатство – это настоящее счастье. Человек, зарабатывающий мало, априори несчастен. Каждый человек должен усердно взбираться по карьерной лестнице, чтобы занять высокую должность. Иначе он – неудачник. Только хорошо зарабатывая, можно построить крепкую семью с любимым человеком. Без денег счастье невозможно.

Женщины

Женщина должна быть слабой и хрупкой. Если женщина сильная (характером или физически) – с ней что-то не так. Главное для женщины – быть красивой (красота позволяет ей компенсировать нехватку остальных качеств). Практически все женщины легкомысленны и наивны, но достаточно хитры, чтобы захомутать мужчину (влюбив его в себя либо забеременев от него). Не выйти замуж до 30 – самый страшный кошмар для женщины. С разведенной матерью одиночкой нельзя построить счастливых романтических отношений.

Мужчины

Мужчина сильный и не имеет права быть слабым. Всё, что мужчина делает для женщины, он делает ради интимной близости. В семье решения принимает муж. Все мужчины водят машину, пьют пиво и смотрят футбол. Мужчина, открыто демонстрирующий чувства или слабости – неудачник, которого никогда не полюбит женщина. Если мужчина при друзьях выполнит просьбу жены, он – подкаблучник.

Дети

Дети должны радовать родителей и получать хорошие оценки в школе. Если ребенок получил плохую оценку, в этом виноват только он. Если его хорошенько наказать, в следующий раз оценка будет выше. Если ребенка регулярно не наказывать, он вырастет избалованным эгоистом.

Возраст

Подростки всегда конфликтуют с родителями. Молодые люди распутны и занимаются аморальными вещами (взрослые лучше знают, чем им следует заниматься). После 30-летия все переживают кризис среднего возраста. Пожилой человек должен быть мрачным и говорить только о болезнях. Если он жизнерадостен – лучше держаться подальше.

Шаблонная личность

Сначала хотел обозвать ее – социальной. Но социум – не единственный коллектив, навязывающий своим адептам шаблонное восприятие. Таких коллективов может быть сколько угодно, они могут быть любых размеров – от целой страны, до маленькой семьи, исповедующей собственные правила жизни.

Человеку на этапе шаблонного мышления характерна вера, что мир – это «обычное» и в целом более-менее понятное явление. Новой информации, противоречащей этой «вере», шаблонная личность не доверяет, только потому что полагает, будто ее мировоззрение – это и есть окончательная реальность. Об этой иллюзии уже говорилось в статье «Развитие восприятия».

Шаблонная личность толком не замечает реальности, потому что полностью погружена в мир собственных грез о жизни. Это явление еще называют «отождествлением с умом». Шаблонная личность максимально отождествлена с умом, и почти не различает, где фантазии, а где реальность. Шаблонная личность не знает, чего хочет на самом деле, и путает свои устремления с коллективными ожиданиями.

И тем не менее, шаблонная личность может неплохо ориентироваться в социальном мире, потому что его «правила» базируются как раз на условных шаблонах, которым шаблонная личность склонна следовать без «лишних» вопросов. Тема подобных иллюзий на progressman.ru – одна из главных.

Чаще всего шаблонная личность пребывает в непрерывном напряжении, потому что живет в разрез со своим нутром. Вместо того, чтобы соответствовать своему естеству, шаблонная личность всеми силами старается соответствовать коллективным шаблонам. Причем не важно, будь это социальный коллектив, или какая-нибудь секта, шаблонная личность не слышит себя ни тут, ни там, не видит своего пути, а все время пытается подогнать себя под искусственные мерки коллективного мировоззрения, чтобы соответствовать чужим идеалам.

Так происходит, потому что шаблонная личность удовлетворяется своей жизнью, когда ощущает одобрение от коллектива, которому принадлежит. Шаблонная личность верит в шаблоны, потому что без них жизнь кажется пугающе неизвестной.

Плюсы и минусы стереотипного мышления

Люди, привыкшие мыслить стереотипами, могут жить полноценной жизнью, получая даже определенные преимущества от данной особенности. К основным плюсам стереотипного мышления относятся:

  • быстрое принятие решений;
  • меньшее умственное утомление при анализе информации;
  • приобщение к определенной социальной группе.

При этом склонность мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. К основным её минусам относятся:

  • ошибочные решения и неправильные поступки;
  • излишняя доверчивость, неспособность критически мыслить;
  • неумение анализировать и делать выводы самостоятельно;
  • шаблонное мышление мешает развиваться.

Минусов у стереотипного мышления больше, поэтому с ним необходимо бороться, развивая способность критически мыслить и объективно анализировать поступающую информацию.

Как избавиться от стереотипов?

Наиболее эффективный способ борьбы со стереотипами заключается в их критическом переосмыслении. Заметив за собой предвзятое отношение к определенным людям, попытайтесь проанализировать, откуда оно взялось и насколько оправдано. Такой анализ позволит достаточно быстро избавиться от основных стереотипов, связанных с особенностями внешности, одежды, поведения и прочих особенностей.

Хрестоматийным примером стереотипа является утверждение «все блондинки глупые». Однако не существует научных исследований или статистических данных, подтверждающих данное предубеждение. Начните обращать внимание на цвет волос известных личностей, и обнаружите, что среди представительниц интеллектуальных профессий (адвокаты, журналисты, политики, ученые) блондинок достаточно много.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]