Обновлено 24 июля 2021 618 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про довольно-таки разноплановое слово «приоритет», которое используется в юриспруденции, науке, правилах дорожного движения и десятках других жизненных ситуаций.
Что это такое, каково трактование термина в различных областях и примеры его правильного употребления в обиходе. Собственно, об этом и пойдет речь в последующих десяти абзацах.
Примеры
Чтобы лучше понять, что представляет собой расстановка приоритетов, давайте разберем несколько очень простых примеров из жизни:
Пример 1. Человек уезжает на несколько дней в командировку. Через пять минут за ним должно приехать такси и отвезти его в аэропорт. За это время он успеет либо помыть посуду, либо полить цветы. Что важнее?
Приоритетная задача: полить цветы. С посудой за эти дни ничего не случится, а цветы могут погибнуть.
Пример 2. Человек зашел в супермаркет, чтобы купить ребенку молока, а себе — острой приправы к мясу. Внезапно он обнаружил, что денег хватит только на что-то одно. Что лучше купить?
Приоритетная задача: купить молока. Приправа не является чем-то необходимым.
Пример 3. Менеджер по продажам собрался почистить корпоративную почту от спама. В этот момент ему позвонил постоянный клиент и попросил принять заказ. Чем сейчас следует заняться?
Приоритетная задача: принять заказ. Это основная обязанность менеджера.
Пример 4. Молодой человек окончил университет. Он поставил перед собой две краткосрочных цели: найти высокооплачиваемую работу по специальности и собрать денег на первичный взнос по ипотеке. О чем он должен думать в первую очередь?
Приоритетная цель: найти работу. Без этого вторая цель вряд ли осуществима.
Заметим, что все перечисленные выше примеры однозначные и даже немного утрированные: в них сразу понятно, что важно, а что нет.
Однако в реальной жизни приоритеты далеко не всегда можно определить «на глазок». Иногда для этого требуется тщательно проанализировать ситуацию, обдумать последствия и взвесить все возможные за и против.
Также важно понимать, что приоритет какой-либо задачи — это понятие, как правило, субъективное. В одной и той же ситуации для одного человека будет важно «закончить проект по работе», для другого — «пойти на тренировку», а для третьего — «съездить с семьей на пикник». Здесь многое зависит от целей и ценностей человека, его характера и личных качеств.
Значение слова
В первую очередь нужно сказать о том, что данное слово пришло к нам, как и большинство иных слов, с латинского языка. В переводе prior означает «первый, старший». Итак, что такое приоритет, что же означает данное слово?
- Это некое временное первенство в осуществлении определенной деятельности.
- Касательно научных достижений это изобретение, открытие (т. е. приоритет открытия). На дату этого изобретения (число печати сведений об изобретении или дату предоставления информации об этом третьим лицам) определенными органами устанавливается возникновение прав автора.
- В юриспруденции это первенствующее значение определенного нормативно-правового акта.
- Относительно правил дорожного движения приоритет – это право на первоочередный проезд по отношению к иным участникам дорожного движения.
После рассмотрения всех вышеописанных разъяснений стало предельно ясно, как надо понимать данное слово. Однако стоит сказать о том, что чаще всего используется оно в повседневной жизни и означает первоочередность чего-то (или кого-то) по отношению к остальному (остальным).
Для чего нужно расставлять приоритеты
Расстановка приоритетов — это универсальный принцип тайм-менеджмента. Он отлично работает на всех уровнях планирования: от выполнения ежедневных дел, до определения жизненной стратегии.
Вот основные преимущества, которые дает этот принцип:
1. Эффективное использование ресурсов. Наши запасы времени, сил и других ресурсов всегда ограничены. Выполняя свои задачи, мы постепенно устаем, теряем мотивацию и начинаем хуже думать. В сутках у нас только 24 часа, из которых 8 часов приходится на сон. Кроме того, нам постоянно не хватает денег, материалов, инструментов, рабочих рук и т. д.
Расстановка приоритетов позволяет распоряжаться этими ресурсами с максимальной пользой. Мы не растрачиваем их на мелочи, а направляем на выполнение самых важных для нас задач.
2. Улучшение результатов. Стоящие перед нами задачи очень неоднородны: некоторые оказывают большое влияние на нашу жизнь, другие — почти ни на что не влияют. Если мы, например, овладеем новым профессиональным навыком, это благоприятно отразится на нашей карьере. А если мы протрем пыль с тумбочки, то в нашей жизни вряд ли что-то изменится.
Сосредоточившись на тех задачах, которые сильнее всего влияют на нашу жизнь, мы можем добиваться более высоких результатов и быстрее достигать своих целей.
3. Наведение порядка в делах. На современного человека обрушиваются десятки, а иногда и сотни задач. В результате он регулярно испытывает стресс, «утопает» в делах и не знает за что хвататься.
Расстановка приоритетов — это своеобразный фильтр задач. Он отделяет те дела, которые действительно нужно выполнять, от тех дел, которые можно безболезненно отложить или не делать вовсе. Эта «фильтрация» снижает уровень стресса и помогает относиться к своим задачам более спокойно.
4. Достижение гармонии в жизни. Счастье людей во многом зависит от их умения «ходить путями своего сердца». И если они занимаются тем, что им не по душе, то даже самые выдающиеся результаты в этой области не сделают их счастливыми.
Расстановка приоритетов помогает нам сосредоточиться на тех сферах, которые для нас являются самыми важными. Благодаря этому, мы можем получать от жизни именно то, чего действительно хотим.
Критерии приоритетности
Не существует единственно правильного способа расстановки приоритетов: каждая ситуация требует своего подхода. Например, в одном случае логичнее начинать работу с самой срочной задачи, в другом — с самой важной, а в третьем — с самой приятной.
Чаще всего в тайм-менеджменте используются следующие критерии приоритетности:
Важность
В обиходной речи под важностью может подразумеваться все что угодно. Например, «важными» в быту часто называют просто срочные дела («купить сахар») или дела, связанные с эмоциями («сходить на концерт любимой группы»).
Однако в тайм-менеджменте важными обычно считаются те цели и задачи, которые помогают человеку менять свою жизнь в нужном направлении. Отсюда следуют два определения:
1. Важная цель — это цель, которая соответствует главным ценностям человека. Например, цель «создать интернет-магазин» будет важной, если главная ценность человека «материальное благополучие», и менее важной, если его больше заботит «творчество» или «духовное развитие».
Вот еще примеры того, как меняется важность целей в контексте разных ценностей:
Если цель не соответствует ценностям, ее достижение не принесет человеку удовлетворения. Она, конечно же, изменит его жизнь, но изменит совсем не так, как ему хотелось бы.
2. Важная задача — это задача, которая направлена на достижение главных целей или опять же, соответствует главным ценностям.
Например, пусть наша главная цель — «создать интернет-магазин». В контексте этой цели задача «выбрать доменное имя для сайта» будет считаться важной, а «навести порядок в шкафу» — нет. Это не значит, что не нужно вообще наводить порядок в шкафу: просто эта задача не приближает нас к заявленной цели.
Еще примеры:
Важность — это главный критерий приоритетности, поскольку он непосредственно влияет на нашу жизнь.
Срочность
Срочность задачи определяется крайним сроком ее выполнения (дедлайном). Невыполнение задачи к этому сроку приведет к неприятностям, упущенной выгоде или к тому, что задача потеряет актуальность.
Для примера возьмем задачу «написать отчет»:
- Если его нужно сдать через час — это очень срочная задача.
- Если к вечеру — просто срочная.
- Если через три дня — менее срочная.
- Если его можно не писать — не срочная.
Задача может и не иметь конкретного срока, но все равно быть срочной. Например, если у нас сломался холодильник, его нужно отремонтировать как можно скорее (иначе могут испортиться продукты). У таких задач дедлайн как бы уже наступил и чем раньше мы их выполним, тем лучше.
Вот еще примеры:
Критерий срочности может применяться ко всем текущим делам. Особенно он полезен тогда, когда мы активно взаимодействуем с окружающим миром или другими людьми: с клиентами, коллегами, чиновниками и т. д. Расстановка приоритетов по срочности, позволяет нам не «тонуть» в делах и избегать неприятностей.
Срочность и важность используется в матрице Эйзенхауэра — самой популярной технике расстановки приоритетов.
Затраты
Затраты — это количество времени, сил, денег и других ресурсов, необходимых для выполнения задачи или достижения цели. При прочих равных приоритетным будет считаться тот вариант, где эти затраты окажутся самыми низкими.
Например, мы хотим купить книгу. Она продается в двух интернет-магазинах по одинаковой цене — 750 рублей. Но в первом магазине доставка книги в наш регион стоит 350 рублей, а второй магазин доставляет книгу бесплатно. Естественно, нам лучше выбрать второй магазин.
Ожидаемые результаты
Критерий показывает, насколько выгодным будет выполнение той или иной задачи.
Например, мы хотим разместить рекламу своих услуг в социальной сети. Мы нашли три группы с подходящей тематикой, с одинаковой вовлеченностью читателей и одинаковыми ценами на рекламу. Но у первой группы аудитория 20 000 человек, у второй — 30 000, а у третьей — 50 000. Предпочтительнее выбрать третью группу, поскольку кликов по рекламе в ней наверняка будет больше.
Эффективность
Эффективность — это соотношение двух предыдущих критериев: ожидаемого результата и ожидаемых затрат.
Давайте еще раз возьмем пример с рекламой в социальных сетях. На этот раз представим, что у каждой группы своя цена на рекламу. Посчитаем эффективность размещения объявления в каждой группе:
Оценивать свои задачи по эффективности обычно гораздо полезнее, чем просто по затратам или результатам. Этот критерий хорош тем, что помогает достигать целей с минимальными усилиями.
«Приятно / не приятно»
Хотя этот критерий полностью субъективен, он отлично подходит для повышения личной эффективности. Использовать его можно двумя прямо противоположными способами:
Способ 1. Выполнять задачи в порядке их «неприятности». Для чего это нужно? Во-первых, чем раньше мы беремся за неприятную задачу, тем больше у нас сил и решимости для ее выполнения. Во-вторых, неприятные дела — это зачастую самые важные дела, а их неприятность связана с «выходом из зоны комфорта». Такой подход называется «методом лягушки».
Способ 2. Начать с приятного. Если вы не можете заставить себя приступить к работе, выполните ту ее часть, которая вызывает у вас наименьшее сопротивление. Этот подход называется «методом швейцарского сыра».
Экологичность
Экологичность — это соответствие цели или задачи нашим ценностям, моральным принципам или характеру. Если цель не экологична, ее достижение может негативно отразиться на нашем внутреннем состоянии.
Например, если неисправимый интроверт станет владельцем компании, ему придется постоянно общаться с подчиненными, клиентами, деловыми партнерами и т. д. От этого он вряд ли станет более счастливым.
Этот критерий может применяться и для расстановки приоритетов в жизни, и для определения главных целей. Тут все просто: чем экологичнее наш выбор, тем лучше мы себя чувствуем и тем больше мы своей жизнью удовлетворены.
Специфические критерии
К ним относятся те критерии приоритетности, которые имеют очень узкую и конкретную область применения. Они не подходят для оценки обычных целей и задач, а используются лишь в определенных жизненных ситуациях, связанных с выбором: покупкой машины, поиском новой работы, поиском сотрудников и т. д.
Предположим, мы решили снять жилье. На наш выбор могут повлиять следующие факторы:
- Стоимость аренды;
- Площадь квартиры;
- Планировка;
- Расстояние до работы;
- Наличие определенных удобств (балкона, кондиционера);
- Внешний вид дома или района;
- Личность владельца и т. д.
Иногда решающим для нас может быть лишь один из этих критериев (например, цена), а иногда какая-то особая комбинация из различных характеристик. В некоторых случаях удобно использовать специальные техники выбора, например, метод многокритериальной оценки.
Об отношениях
Несколько схожим может оказаться объяснение того, что такое приоритет в отношениях. Так, это также выбор действий, однако который касается второй половинки (девушки или парня). Стоит сказать о том, что часто несовпадение приоритетов и становится причиной распада влюбленных пар. Так, например, для девушки важным будет совместное времяпрепровождение с любимым, парень же на первую ступень в отношениях может поставить материальное благополучие пары, из-за чего просто не сможет много времени проводить с возлюбленной. Вот тут и случается множество конфликтов. А чтобы этого избежать, людям просто надо научиться говорить друг с другом и договариваться.
Методы расстановки приоритетов
В настоящее время существуют десятки (если не сотни) способов расстановки приоритетов. Здесь перечислены лишь те из них, которые чаще всего используются в личном тайм-менеджменте. Для удобства список поделен на две части: в первой части мы рассмотрим методы приоритизации задач, а во второй — методы приоритизации целей и ценностей.
Заметим, что все эти методики носят скорее рекомендательный характер. Окончательное решение по расстановке приоритетов всегда остается за самим человеком.
Приоритизация задач
Описанные здесь техники помогают наводить порядок в текущих делах, эффективно планировать свой день и выявлять первоочередные задачи в различных проектах. Техники расположены в порядке возрастания сложности начиная с наиболее простых.
1. Самая важная задача. Определяем самую важную на данный момент задачу и выполняем ее. Затем определяем следующую самую важную задачу и т. д.
Метод СВЗ — это самый простой и естественный для человека способ расстановки приоритетов, которым многие пользуются интуитивно. Обычно эту технику выполняют мысленно, не делая никаких записей.
Задача
На первый взгляд философское понятие приоритета окружает нас в повседневной жизни. Словосочетание «расставить приоритеты» означает определить для себя или окружающих соблюдаемый далее порядок вещей, выделить главное, ключевое. Существуют приоритеты государственной политики, определяющие ведущее направление развития, например, экономики, образования, сельского хозяйства. Бывают приоритеты отношений, которые касаются взаимодействия между людьми в паре, будут ли они сотрудниками, соратниками, друзьями, или ставят во главу угла ложь и лицемерие. Без приоритетов невозможно существовать в бизнес-среде, в которой лидирующие позиции первого слова или наиболее важных решений отдаются старшим по рангам коллегам, начальникам, более опытным сотрудникам, пожилым, повидавшим жизнь коллегам.
Уметь выделить приоритеты — важная черта как для отдельно взятой личности, так и для государства в целом, именно правильный подход к приоритетам, умение выделить главное определяют успехи в работе, учебе, благосостоянии страны.