Реферат на тему «Эмоциональная и волевая сферы личности»


Общая характеристика

Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.
Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.

Что такое сознание

Определение 1
Сознание – это свойство психики человека, которое отвечает за субъективные переживания тех событий, что происходят во внешней среде или же в теле самого человека.

К вопросу сознания можно подходить как в узком, так и в широком смысле этого понятия. В широком смысле под сознанием понимают отражение действительности в психике человека, не зависимо от того на биологическом, социальном, рациональной или чувственном уровне оно осуществляется. В узком смысле под сознанием понимают функцию мозга, которая занимается тем что отражает в нашей психике события и явления действительности. Сознание связано с речью человека, а также отвечает за целеполагание и планирование.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Вопросом человеческого сознания занимаются такие дисциплины как философия, психология, науки, изучающие искусственный интеллект. Перед учеными сегодня стоит ряд острых вопросов, на которые нет пока однозначного ответа:

  • есть ли сознание у больных, находящихся в коме
  • когда у человека зарождается сознание
  • может ли компьютер достичь сознания

Механизм развития

В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции. Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина. Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.

Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов. В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта. Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.

Особенности наших чувств

  1. Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства — субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания).
  2. Чувства качественно весьма разнообразны. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Грубость, нездоровые интересы сужают эмоциональный мир человека, а его развитию способствуют самовоспитание, общение с коллективом, творческая работа, успехи в труде, спортивно-массовые мероприятия, искусство, литература.
  3. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Человек может быстро переходить от одного чувства к другому (в буквальном смысле «через 2 секунды»).
  4. Пластичность чувств. Одна и та же причина (событие) вызывает разные чувства — кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печалится. Одни и те же чувства могут вызываться разными причинами (полученная отличная оценка и встреча с другом вызывают положительные чувства).
  5. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деятельности внутренних органов: нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.
  6. Чувства находятся в динамическом единстве с практической деятельностью.
    Хорошо продуманная и спланированная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Неорганизованная работа приводит к низким показателям деятельности и минорному настроению. Хорошее настроение — и дело спорится. Плохое настроение — и дело страдает.
  7. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определенные национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.

Классификация

Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:

  1. Депрессия.
    В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
  2. Мания.
    Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
  3. Эйфория.
    В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.

Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:

  1. Эмоциональное уплощение.
    При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
  2. Апатия.
    Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.

При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:

  1. Эмоциональная лабильность.
    При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
  2. Эксплозивность.
    Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
  3. Инертность.
    Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.

Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:

  1. Неадекватность.
    При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
  2. Амбивалентность.
    У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
  3. Эмоциональная напряженность.
    К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».

Структура волевого действия

Волевое (произвольное преднамеренное) действие

включает в себя следующие фазы (рис. 7):

  1. возникновение побуждения и постановку цели (осознание цели и оценка обстановки);
  2. обсуждение и борьбу мотивов (выбор способа действий и деятельности в целом);
  3. принятие решения (особенно трудно в нестандартной или экстремальной ситуации);
  4. исполнение — достижение цели (выполнение задачи);
  5. анализ и оценку результатов и самого процесса деятельности.

Рис. 7. Структура волевого действия

Неволевое действие,

совершаемое без контроля со стороны человека, не нуждается в постоянно осознанном регулировании и включает:

 автоматические действия (отдергивание руки от вредящего раздражителя, поворот головы на резкий звук);

 инстинктивные действия (состоят из ряда простейших автоматических действий);

 приобретенные действия (навыки).

Воля, как один из сложнейших психических процессов, создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность и т.п.) и является очень важным, более или менее устойчивым психическим явлением личности, от которого зависят действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых практических действий и поступков.

Современные психологи рассматривают волю с двух философских позиций:

индетерминизма (идеалистическое направление).

— человек абсолютно свободен и его действия и поступки никем и ничем не ограничены;

— воля является безграничной духовной силой, способной преодолеть любые препятствия;

— воля не зависит от материальных условий жизни.

детерминизма {материалистическое направление)’.

— механизмы волевых действий зависят от образа жизни и характера деятельности человека, материальных условий его жизни, причинно-следственных связей и отношений, в которые он включен;

—.воля возникает и развивается по общественным, а не по биологическим законам.

3.2.3. Волевые качества личности. Перечислим основные из них:

Целеустремленность

— способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т.е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение.

Решительность —

способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным.

Инициативность —

способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков.

Самостоятельность —

способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Если он необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, действует не самостоятельно, не творчески, то у него не развито волевое качество — самостоятельность. Противоположным по значению качеством является
конформизм —
приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п.

Дисциплинированность

— способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает.

Самообладание —

способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны.

Настойчивость —

способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности.

Энергичность —

способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энер­гичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других.

Исполнительность —

способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело.

 Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему «Эмоциональная и волевая регуляция поведения», выполните тест:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]