Реферат на тему «Духовное здоровье — стержень существования человека»


Беседы с батюшкой. Духовное здоровье

Аудио

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря архимандрит Александр (Глоба). – Что такое духовное здоровье и каковы его признаки?
– Прежде чем говорить, что такое духовное здоровье, нужно определиться, что такое духовность. Духовность – это, прежде всего, состояние нашей души, которое может изменяться и является конечной целью нашего существования и бытия в этом мире, которое всегда должно наполняться определенными духовными полноценными, здоровыми формами. Под этим необходимо прежде всего понимать пребывание в Духе Святом, как советует апостол Павел, и жить человеку необходимо не по плоти, но по духу. И те, кто живет по плоти, не должны осуждать тех, кто живет по духу.

Апостол Павел делает определенный акцент на то, что люди, живущие по духу, счастливее, радостнее по своему духовному состоянию, чем живущие по плоти, хотя эти, может быть, эмоциональнее, жизнерадостнее, как кажется со стороны. Но очень часто бывает, что эти люди — духовно несчастные: получая определенные вспышки энергии от эмоций, от того, что дарят радость друг другу (как они думают), они становятся несчастными, исчерпывая запас эмоций, имеющийся у каждого. Эмоции – это не постоянная константа, как бы парадоксально это ни звучало. И они всегда должны зарождаться в духовном человеке через душевные качества, но человек должен при этом быть духовным.

Итак, под духовным здоровьем мы подразумеваем такое пребывание человека, когда он освобожден от страстей, от недугов, ведь страсти это духовные недуги и они порабощают человека, делают его духовно несвободным, озабоченным мелкими вопросами, не имеющими сколько-нибудь важного веса, чтобы человек испытывал радость сейчас. Но эти страсти, эти мелочи имеют огромный вес в Царствии Небесном, потому что любой сейчас сделанный человеком грех, нераскаянный, который мы, может быть, сотворили и забыли или не считаем грехом, помешает нам войти в Царство Небесное. И духовный человек это прекрасно понимает, прибегает к таинствам Церкви и пытается избавиться от забытых грехов – от состояния, которое его делает неродным для Царствия Небесного.

– Можно ли сказать, что духовное здоровье родственно безмятежности?

– Безмятежность – это, конечно, красивое слово, но она может быть свойственна и человеку неверующему. Допустим, человек имеет определенный склад характера, ума, он безмятежен, но в Бога, в Царствие Божие не верит. Но вместе с тем безмятежность – это качество души, и хорошо, когда люди, уповающие на волю Божию, на Божий Промысл, живут и знают, что жизнь человеческая – не конечная точка, есть продолжение – в Царствии Небесном. Для того безмятежность даруется Богом как приложение ко всему остальному. Господь же говорит: Ищите прежде всего Царствия Небесного, и все остальное приложится вам – и деньги, и то, что необходимо для житья – все, что необходимо человеку, чтобы прожить в этом мире, Господь обещает. И как Господь обещает людям, которые действительно в Него верят, – Он все исполняет.

– А какая разница между душевным и духовным здоровьем?

– Душевное здоровье менее совершенно, чем духовное, но оно очень важно: душевно нездоровый человек имеет различные психические отклонения, психиатрические диагнозы, неврозоподобные состояния, которые перетекают затем в органические поражения головного мозга. Когда там происходят очень большие сбои, тогда уже говорят, что человек душевно не здоров. И в клиниках для душевнобольных, где помогают снова обрести радость восприятия мира, радость быть полноценным членом в обществе, люди стараются восстановить свое душевное здоровье.

Душевное здоровье – это все, что связано с нашими эмоциями, и оно для православного человека очень важно, и мы должны его оценивать через призму духовности. Человек получает эмоции, которые могут быть яркими, или наоборот, тусклыми, или вовсе отсутствовать – все это говорит о душевном статусе человека.

Допустим, человек приходит в театр и получает там определенный заряд бодрости, эмоции, эмоциональную нагрузку, получает, как он думает, пищу для размышления, для оценки своей жизнь в свете увиденного. Но все это будет связано с тем, что он получил здесь и сейчас. Польза, конечно, есть, ведь он проходит определенный воспитательный этап. Каждый человек, получая информацию извне, через свое душевное восприятие мира, получает определенный урок, опыт, но верующий, осознающий, что есть Царствие Небесное и у человека есть душа и ответственность перед Богом, все начинает воспринимать через призму именно духовного восприятия – даже душевные явления, что есть в этом мире. И человек верующий, получая какие-то душевные эмоциональные явления, оценивая их через духовную призму, получает для себя очень важный урок, чтобы быть таким членом православного общества, который может дарить свет радости, любви другим людям.

– Способность дарить – это признак духовного здоровья? Какие еще признаки?

– Очень много. Способность любить – это, наверное, самый главный признак: когда человек может жертвовать своим временем, последним куском хлеба, своими вещами. Когда Христос говорит о любви, Он приводит очень много ярких примеров, касающихся нашей повседневной жизни. И все то, что Он говорит о такой любви, невозможно даже записать во все книги; и апостол евангелист Иоанн Богослов ясно об этом говорит, и евангелисты об этом говорят – невозможно записать все, что происходило, о чем говорил Господь Иисус Христос: словами невозможно передать всю полноту Божественной любви.

Господь говорит, чтобы человек стремился к тому состоянию, в котором пребывал Господь Иисус Христос, ведь Он не напрасно вочеловечился, — нужно было показать, что каждая душа человеческая способна измениться и войти в Царствие Небесное по благодатной воле и дару Божественной любви к человеку. И каждый может, с помощью Божией, получить дар Святого Духа, – а это, конечно же, и духовность: у человека, воспринимающего эту информацию, видящего духовные рассуждения, открыты очи для этого видения, открыт ум для духовного рассуждения, открыто сердце для восприятия и переработки духовной информации. Да, информацию надо еще обработать, внедрить в жизнь. И еще необходимы плоды этой духовной информации, нужно понять, как она на человека подействовала, как человек после этого открывается миру, людям, Богу. Так что очень много составляющих ступеней, которые человек должен в себе воспитывать в течение всей своей жизни.

– Что может помешать духовному здоровью?

– Грех, страсть, нелюбовь к Богу, к самому себе, лень, все то, что человеку как бы противно – по свойству греховного плотского человека: хочется понежиться, полежать, не делать, пропустить, не обратить внимания, хочется, чтобы на тебя обращали внимание, любили, восхваляли, восхищались тобой, хочется погордиться, потщеславиться – все плотское, телесное уводит от духовного.

Господь призывает нас скинуть эти «одежды», которые для Царствия Небесного абсолютно неестественны. Господь говорит: «Облекитесь в подобающие одежды». Эмоциональные, греховные одежды – это одежды нищенские, вонючие, грязные, в них невозможно войти даже на порог Царствия Небесного: ангелы Божии выкинут из чертога брачного. А Господь говорит, что именно при помощи одежд – любви, милосердия, открытых духовных, высоких моральных качеств человека, жертвенности мы будем достойны войти в чертоги Отца Небесного на брачный пир Сына. Мы должны помнить об этих духовных заветах – наставлениях, правилах – наследования Царствия Небесного, и тогда жить будет легче.

Но каждый человек должен знать, что опыт, который он получил здесь и сейчас, должен всегда оцениваться через призму духовного видения, духовного восприятия… Человек духовный должен помнить, что грешен, и каяться, прибегать к таинствам Церкви – к Исповеди, Соборованию, Причащению: сжигать эти грехи. Тогда он становится ближе к Богу. В православных, живущих особенной, интенсивной духовной жизнью, можно видеть особенных людей. Посмотрите, допустим, на наших святителей, на нашего Предстоятеля Церкви. Очень часто бывает такое ощущение, что это люди не от мира сего, они как ангелы, они живут не теми потребностями, не теми законами, что есть в мирской, плотской жизни. Живут по-другому, у Престола Божия, и сгорают, как свечи на церковной свещнице. Господь призывает нас жить именно таким образом.

Очень часто священнослужители, особенно еще в царской России и послереволюционной, имевшие особый дух любви к Церкви, говорили: «Надо жить так, чтобы жить – гореть, служить, а не небо коптить». Вот такое и у нас должно быть ревностное служение, чтобы Богу угождать, — а чтобы угождать, надо все перепробовать: здесь такая восточная мудрость, что надо все перепробовать, но перепробовать для угождения Богу, а не чтобы сделаться в очах Божиих рабом неключимым, который достоин только того, чтобы его выгнали. Богу надо угождать: и молитвенным правилом, и определенным ритмом духовной жизни, и все время памятовать о Боге. Человек должен делать все необходимое, чтобы угодить Богу. И когда смотришь на таких людей, то просишь у Него, чтобы Он тебе и каждому даровал этот дух особенного служения и любви к Богу, к Престолу Божию, особенного стремления, чтобы попасть в Царство Небесное, которое Господь обещает каждому, кто будет жить ради него.

– А может ли человек сам адекватно оценить свое духовное здоровье либо нездоровье?

– Человек, – как ему кажется, наверное, – может все. Но если подходить профессионально к этому ответу, то, конечно, у каждого должен быть свой духовный наставник – духовник (который, в свою очередь, также имеет духовного наставника).

Люди у нас очень любят перелагать ответственность за свои мысли, действия на духовного отца, который исповедует и дает какие-то пастырские советы. Но в глазах Божиих это будет выглядеть лукавством: каждый человек должен знать Закон Божий, сердцем чувствовать правду Божию, волю Божию, чтобы спастись. И каждый должен знать, что переложить ответственность за сделанные тобою поступки на другого человека невозможно. Полноценный член православного общества должен помнить об этом.

Есть такое состояние – оно называется олигофреноподобным, – когда человек мало мыслит. Это душевное расстройство, когда он начинает думать, что все сказанное в Священном Писании или святыми отцами, особенно об ответственности каждого человека перед Богом, перед правдой Божией, обойдет его стороной — он как бы избежит этого всего, на авось проскочит. Но Господь оберегает нас от этого, говоря: «В чем Я найду вас, в том и буду судить » (Диалог с Трифоном иудеем 47). Он нас как бы немножко пугает, но, прежде всего, напоминает, что каждый человек должен все время трезвиться: помнить, что придет час, когда предстанешь перед Богом — и что ты будешь говорить, когда Бога увидишь? Ведь тогда откроются особые духовные чувствования, ты увидишь свой грех, увидишь все его коварство, он будет вонять перед тобой так, что дышать будет невозможно. И, самое главное, совесть откроется так, что ты будешь сгорать изнутри от стыда, который тебя стыдит в очах Божиих, – у тебя было заложено именно духовное зерно правды Божией, и ты это зерно всячески затаптывал и творил грех и беззаконие. И Господь говорит, что сгорать человек будет именно от этого своего неизмененного состояния, нераскаянности, нелюбви к Богу, неверия в Царствие Небесное.

Есть такой анекдот, не знаю, к месту будет или нет. Умерли безбожники и приходят к апостолу Павлу: «Можно ли нам попасть на прием к Иисусу Христу?» Он приходит к Иисусу, докладывает, что пришли безбожники, спрашивает, что им сказать. Господь говорит: «Иди скажи, что Меня нет». Вот, чтобы человек не жил этими принципами – ведь если человек творит грех, то думает: «А Бог не заметит, не увидит», а когда человеку надо будет отвечать за свои деяния, когда будет он просить у Бога особого места в селениях праведных, как бы ему не сказали: «Такого места нет, о чем ты просишь?».

Поэтому Священное Писание, святые отцы призывают человека к трезвомыслию, памятованию, чтобы человек, возрастая, совершенствуясь посредством Духа Святого, сделал все, что требуется для вступления в Царствие Небесное.

– Возможно ли по внешности человека судить о его духовном здоровье?

– Это было бы хорошо. Допустим, смотрят на голливудских актеров, актрис и поражаются их красоте, их внешности, формам, а какой толк? Все это было сделано, чтобы возбудить в человеке низменные инстинкты — может быть, половой или какие-то другие, которые оживляли бы в человеке мертвые минуты жизни.

Человек должен бы подумать о Царствии Небесном, о своих грехах, а он живет и богатеет в грехе, в беззаконии, его посещают блудные мысли. Сколько люди начинают тратить средств, времени, своего драгоценнейшего здоровья, чтобы быть похожими на тех или иных людей, но, как правило, это блудники, Бога не знающие. Духовный человек должен об этом думать. Но это одна крайность.

Часто бывает так: смотришь на человека и начинаешь через визуализацию его образа примешивать свои грязные мысли. Допустим, идешь и говоришь человеку: «Вот, ты на меня не посмотрел, наверное, у тебя плохие мысли, ты о чем-то плохом подумал». А человек думает совсем о другом, может быть, даже он молится.

Эмоциональная маска – это прерогатива тех, кто занимается этим профессионально. Актер, конечно, будет на этих чувствованиях играть сердцами и умами людей. Но какое это качество человека – духовное или душевное? Конечно, душевное. Духовный человек может даже ничего не сказать, даже не посмотреть, даже может не иметь глаз, чтобы увидеть, но сердцем, умом почувствует, что сделал что-то не так. Какое-то особое общение у духовных людей. Когда приходишь к духовной личности, к духовному столпу православия, ты начинаешь ощущать это на уровне духовных субстанций, воздействующих на сердце и ум человека. Каким образом? Не знаем, но знаем, что это происходит.

Вот люди приходят к костям святых – Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Александру Свирскому. Казалось бы, кости страшные говорят о смерти. Но в человеке, ожидающем Царствия Небесного, все это говорит об одном: о том, чтобы мы изменились и сделались достойными Царствия Небесного. Так что, взирая на их мощи, конечно, мы не можем сказать, что там есть внешняя красота, но там есть духовная красота, духовное великолепие, духовные крылья (они называются молитва, молитвословие, памятование о Боге), которые даруются каждому человеку, чтобы он воспарял над всем тем, что его окружает.

Грехи, заботы, мирские обязанности и обязательства – над всем этим должно быть духовное, чтобы покрывать это все, уходить от всего, что тянет вниз, закрывает от Бога. Поэтому, когда человеку начинаешь что-то рассказывать, объяснять, духовный все это поймет, а душевный может испугаться. Поэтому у пастырей есть такой предмет, как пастырская психология. Допустим, когда человек подходит к священнику, его необходимо каким-то способом расположить: улыбнуться, когда требуют обстоятельства, может быть, сделать и строгий вид. Необходимо научиться контактировать с живым человеком, который, может быть, приходит в церковь и хочет в ней увидеть все то, что видел в миру.

Поэтому нам, священникам, работающим с приходящими в церковь людьми, необходимо воспользоваться и какими-то психологическими приемами, чтобы оказать какую-то помощь, поддержку, чтобы через умелое общение с человеком, приходящим к Богу, закрепить его волю остаться в церкви и быть рядом с Богом. Поэтому должны быть какие-то приятные черты в общении – я не говорю во внешности, но человек должен быть опрятен, естественен, своим внешним видом говорить, что он — творение Божие и готов в каждом человеке видеть такое же творение, как и он сам. Здесь ответ такой: надо смотреть на все духовными очами.

– Какая существует связь между духовным здоровьем человека и его речью?

– Здесь также будут очень похожие ответы. В Боге все живы, усопшие святые тоже живы, их речи, интонации мы никогда не слышали, но мы знаем, что они прекрасны – ощущаем их духовно.

Есть различия у людей, страдающих какими-то патологиями эмоциональной, душевной сферы, но люди, живущие в Духе Святом, стараются быть менее эмоциональными и больше говорить о Боге, о Царствии Небесном и о том, как туда попасть. Здесь, конечно, мы не можем осуждать тех, кто будет прибегать к определенным приемам, каким они научились в какой-то школе, – все хорошо, когда это делается для Бога. Там исключается личное, непозволительное, о чем даже и говорить не приходится -человек православный, духовный делает то, что входит в церковные рамки, а о том, что в них не входит, даже и подумать не может.

Поэтому речь духовного человека всегда успокаивает, но одновременно она возбуждает в сердце памятование о грехах, о Царствии Небесном, об ответственности. Но это возбуждение всегда приводит к умиротворенности, такой человек знает, что как бы он ни согрешил, Бог его любит. И в обязанности духовного человека входит, чтобы это его внутреннее духовное состояние никогда не покидало его.

Можно человека привести в состояние тревоги, запуганности, так что он может и руки на себя наложить: «Я и тут не нужен, и Богу не нужен, так вообще и жить не надо», а духовный человек всегда будет все использовать во благо души человека, во благо его духа — чтобы дух всегда был бодр и понуждал человека к изменению, преображению, к тому, чтобы тот получил особую красоту в глазах Божиих.

И Господь духовному человеку обещает большую награду за это, Он говорит, что это становится первым шагом к открытию дара Божественной любви. Например, Серафим Саровский. Когда люди приходили к нему, каждый успокаивался, духовно получал радость, из его уст слыша слова: «Христос воскресе, радость моя!». И это было не наигранно, а сейчас порой слышишь эти же слова от человека, даже украшенного сединами, но фальшь очень легко чувствуешь. У Серафима Саровского все было по-другому: человек приходил и получал пластырь на свои душевные раны, лекарство для своего сердца, получал зарядку для своего ума, уходя от Серафима Саровского, он хотел молиться, жить в Боге, для Бога и по Божественным заповедям, чтобы достигнуть Царствия Небесного.

– Почему духовный человек старается сделать свою речь менее эмоциональной?

–Речь – это очень сильный инструмент чтобы заставить другого слышать и исполнять. Это очень сильный инструмент. И духовный человек понимает, что информация, которая преподается человеку посредством речи, должна иметь определенное качество, и оно должно быть духовным, не должно быть чрезмерно эмоциональным, душевным, таким, что уши закладывает, но достаточным, чтобы человек услышал, воспринял, осознал и получил все духовное богатство, нужное для его спасения. Поэтому речь спокойная, доходчивая легче воспринимается, умиротворяет, успокаивает.

Человек все время чего-то ищет, ум человеческий все время хочет что-то узнать, открыть что-то новое. «Желтая пресса» и направлена на эти свойства человеческого ума. Поэтому духовная речь как бы перекрывает все это, становится как бальзам: входит во все мелкие трещинки человеческого сознания и творит там особенную духовную работу, и человек начинает изменяться и делается пригодным для Царства Небесного.

– Справедливо ли утверждение, что духовному здоровью всегда сопутствует радость, а мрачный человек, скорее всего, духовно нездоров?

– С одной стороны, да, ведь если человек здоров физически, душевно, если у него и финансовое, и моральное, и физическое благополучие, то это говорит о духовном здоровье. Но, представьте себе, человек страдает какой-то болезнью, находится в состоянии агонии и в это время молится, при этом у него такое лицо, что с него можно писать картины ада; но такой человек пребывает в духовной радости, живет в надежде. Мы не должны воспринимать состояния человеческой мимики как отображение его внутреннего мира.

Очень часто люди имеют потребность визуализировать, идентифицировать, классифицировать, кто как посмотрел и какой он. Парадоксы человеческого сознания настолько бывают интересные и запутанные, что диву даешься. Допустим, на исповедь пришел молодой человек. У него мочка уха откушена, собака укусила. И на вопрос, как все это было, он ответил: «Я думал, что собака улыбается». Наверное, он хотел чмокнуть ее в щечку, но собачка увернулась и цапнула его за ухо.

Также человек может смотреть и на дикое животное, думая, что оно его любит, улыбается ему, а животное готовится кинуться на него и съесть: как крокодил — вы знаете, что когда он ест, он всегда плачет? Так устроена его анатомия. И когда человек смотрит, как крокодил пожирает свою добычу, он думает, что крокодил горюет, что причинил ущерб, но все это ложные чувствования, душевные. С духовностью и духовным восприятием мира и человека это не имеет ничего общего, поэтому человек должен все это разделять.

Особенно духовный человек должен быть трезвым и смотреть на сердце человека, а не на его глаза, не на его эмоции: есть такие проходимцы, такие лицедеи, что человека обведут вокруг пальца в два счета. Это базовые эмоциональные вещи, которые зарождаются, когда мать ухаживает за ребенком. Мимика для ребенка как-то связывает внутреннее с внешним. Взрослый же все подмечает, изучает, запоминает и может использовать все эти навыки, весь свой негативный и позитивный опыт, чтобы одурачить другого, сделать его несчастным, обмануть, использовать его. Поэтому человек духовный всегда рассуждает.

Святейший Патриарх Кирилл приводит слова из «Дидахе»: «Если хочешь оказать милость, то пусть милость твоя запотеет в ладони», то есть ты должен все обдумать: не сделаешь ли ты этой милостью хуже этому человеку? Это духовное рассуждение. Душевный же человек увидел нищего, открывает: «На тебе все», показывает, где у него что лежит, дает ему ключ от квартиры, где деньги лежат, приходит домой – а там только голые стены… Человек должен иметь духовное рассуждение, должен построить этот план любви, заботы, ответственности — не влюбленности, а именно любви: у нас очень часто путают душевные качества влюбленности с духовным качеством любви.

– Какая существует связь между материальным богатством и духовным здоровьем?

– Она может быть прямой или опосредованной, но, скорее всего, существует. Допустим, человек при рождении унаследовал большое состояние, но как это на нем отразилось или отразится, невозможно судить: человек себя не проявил никаким образом.

Если он свое богатство созидал в течение всей своей жизни через правду, через добро, через умение воспользоваться своим внутренним ресурсом – головным мозгом, получал знания, имеет такую способность, как благодатный дар Духа Святого, то, конечно, это прямое соотношение с положительным духовным состоянием человека.

Если человек обокрал кого-то, убил, завладел его богатством, неправильно распоряжается или расточает его, причиняя людям ущерб, боль, то, конечно, это отрицательное духовное состояние. Оно ассоциируется с отрицательным духовным видением и человеческим бытием – духовность может быть положительная, а может быть отрицательная; связанное с делами тьмы, – это тоже духовное состояние. Ради кого он это делает? Ради князя бесовского, ради тьмы, бесов, ради того, что делает человека недостойным Царствия Небесного.

А есть положительное духовное состояние, когда человек делает ради Царствия Небесного, Господа Иисуса Христа, Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы, святых, предстоящих перед Престолом Божиим и воспевающих Ему вечную хвалебную песнь). Как видите, имеющий богатство, конечно, сам является распорядителем своего сердца, своей души и своего ума.

Наша Православная Церковь имеет такого молитвенника, как иеромонах Серафим Вырицкий. Миллионер, который был купцом, наживал свое богатство честным трудом, при помощи своего ума, способностей и трудолюбия, решил, чтобы это богатство имело пользу в Церкви Христовой. Он жил в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге и спасался, ему Господь даровал особые дары Духа Святого, он был хорошим исповедником, духовником, и люди спасались рядом с этим человеком.

А его современник Степан Лианозов имел нефтяные вышки, добывал нефть, был миллиардером. И когда поменялось политическое устройство государства, он потерял все деньги… Нет чтобы изменить свою жизнь, духовно посмотреть на нее, духовно исправиться, а он застрелился: он имел неразделенную любовь. Человек, обладавший огромнейшим богатством, почти современник Серафима Вырицкого – вот так заканчивает свою жизнь…

Господь нам показывает на примере судеб этих людей, как мы, живущие сейчас, должны ориентироваться, какой вектор для себя выбирать. Помните, в Священном Писании, когда упала Силоамская башня, раздавила 38 человек, Господь говорит: Они что, были грешнее, чем все остальные? Нет. Но это делается, чтобы вы, живущие здесь и сейчас, помнили и знали о том, что Суд Божий непременно будет над каждым человеком».

Господь Сам разберется с душами людей, но это пример для живущих, для большинства населения: Бог рядом с тобой. Это не Бог их убил. Господь дал человеку волю жить и делать ошибки, но сделал человека свободным: если бы Господь связал человека, не давая делать ошибки, у человека не было бы права и возможности получать опыт – это бесценный дар. Есть отрицательный опыт, есть положительный, но это свобода человека, и Господь даровал человечеству это качество. Поэтому это не Господь убил, а люди все делают так, что погибают, болеют. Это все последствия грехопадения человека и человеческого рода.

– Каковы качества духовно здоровой семьи и духовно здорового общества?

– К сожалению, мы не можем измерить духовность человека, нет такого прибора – «духовнометра», но косвенно можно судить о человеке, о его поведении, о его отношении к Богу, религии, Церкви, святым таинствам. Нельзя о человеке сказать, что он верующий, если он причащался один раз в жизни и то не помнит, когда. Нельзя человека называть духовным, если человек не живет духовно. Если он слушает музыку, духовой оркестр, то это не делает из него духовного человека. Если человек живет по правилам и морально-этическое его развитие и состояние высокое, это тоже не говорит о его особенных духовных качествах и дарованиях, потому что это то, что в него заложили, но без ориентира на Царствие Небесное. Можно воспитать очень высокоморального и нравственного безбожника, он будет отрицать Бога, Церковь, таинства, спасение, будет говорить, что человек живет здесь и сейчас, он не творит зла, не убивает, не ворует и делает довольно положительные вещи. Но духовный ли это человек? Нет.

Духовный человек – это тот, кто понимает, что вся его жизнь построена для того, чтобы угодить Богу и попасть в Царствие Небесное, делает все ради Бога, ради слов Христовых, чтобы быть рядом с Тем, Кого человек любит. Ведь Христос говорит: «Если хотите быть со Мной, то будет очень хорошо, потому что вы будете получать такую же радость Божественной любви, которую Я уже сейчас имею по отношению к вам. И когда вы попадете в Царство Небесное, то в вас откроется это ощущение, чувствование». И такой человек верит словам Господа и Спасителя и стремится туда. Поэтому внешние признаки – это молитва. Если человек молится, стремится к молитве, хочет быть с Богом, с молитвой, с церковными таинствами, хочет, чтобы мир преобразился и спасся посредством осмысления через Господа Иисуса Христа, то такой человек духовный, приобщается Святых Христовых Таин, живет в Боге, и Бог живет в нем. А если человек только языком ударяет, если он только, как медь звенящая и кимвал бряцающий, то о духовном не приходится и думать.

– Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.

– Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца и всех святых пребывает со всеми вами!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Уход и лечение в области психического здоровья

В контексте национальных усилий по разработке и осуществлению политики в области психического здоровья крайне важно не только защищать и укреплять психическое благополучие граждан, но также решать проблемы, связанные с потребностями лиц с определенными психическими расстройствами.

В течение минувшего десятилетия значительно улучшилось понимание того, что необходимо делать в отношении растущего бремени психических расстройств. Растет объем информации, свидетельствующей о результативности и эффективности с экономической точки зрения важнейших мероприятий по приоритетным психическим расстройствам в странах с различными уровнями экономического развития. К примерам таких действий, которые являются эффективными с экономической точки зрения, выполнимыми и доступными по стоимости, относятся:

  • лечение депрессии с помощью психотерапии и в случае депрессии средней или тяжелой степени антидепрессантами;
  • лечение психозов антипсихотическими средствами в сочетании с психосоциальной поддержкой;
  • налогообложение алкогольных напитков и ограничение их продажи и рекламы.

Кроме того, существует ряд эффективных мер для предотвращения самоубийств, предотвращения и лечения психических расстройств у детей, предотвращения и лечения деменции, а также лечения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ. В рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) разработаны основанные на фактических данных руководящие принципы для неспециалистов, с помощью которых они смогут выявлять и вести ряд приоритетных расстройств психического здоровья.

Личность

4. Система ценностей и мотивов поведения человека в его отношениях с внешним миром, проявляющаяся в признании общечеловеческих духовных ценностей, активном отношении к миру, активной жизненной позиции, называется компонентом здоровья: 1) недостаточное освещение, недостаточная высота рабочего места, периодические отвлечения от физической работы2) непроветриваемое помещение, плохое освещение, отсутствие перерывов, монотонность работы3) отсутствие физического перерыва, однообразие работы

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для учителей

Жизнь со всеми ее благами может поглотить все наше время. Поклонение – это время, когда мы обращаемся к Богу и только к Нему. Мы перестаем ныть, мы перестаем думать о себе. Это время, когда мы благодарим Его за все, что Он сделал для нас, за Его постоянное присутствие и многое другое. Бывают моменты, когда мы не можем перестать думать о проблеме. Мы повторяем это в своем сознании снова и снова. Такое поведение может стать причиной психических заболеваний. Чтение хорошей книги одновременно отвлекает и открывает новые перспективы. Кроме того, чтение – это упражнение для ума.

Лидерство

Планы определяют будущее, они дают нам мотивацию к действию. Если нет целей, то сегодня будет то же самое, что и вчера, а утро ничем не отличается от ночи. Жизнь превращается в одну монотонную прямую линию. Ставьте цели на каждый день, неделю, год. Цели, которые вы считаете значимыми. Убедитесь, что они реалистичны. Другим примером может быть знаменитое исцеление Ильи Муромца. Более 30 лет он лежал на плите, потому что у него не было сил в ногах. Но когда пришли святые старцы и исцелили его душу, он смог не только встать на ноги, но и пойти на войну, принеся победу над своими врагами. Его богатырская сила и крепость духа принесли ему славу, которая длится по сей день.

Что такое духовность. Почему духовные практики не помогут вам стать духовным человеком

Вот и все, дорогой читатель! Надеюсь, вы смогли найти для себя ответ на вопрос, что такое духовное развитие и как его достичь. Гармонии для вас, чтобы ваше мышление стало более ясным и собранным, и тогда вы обретете внутреннее равновесие, здоровье и глубокие отношения, которые будут способствовать реализации ваших планов и желаний, а также улучшению жизни окружающих вас людей. Не забудьте подписаться на обновления блога. До скорой встречи! 1) это отрасль медицины, занимающаяся изучением условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья2) это регулярное принятие душа, мытье рук и ног3) это способность человека предупреждать возникновение инфекционных заболеваний

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]