Авторитаризм (Авторитарный режим) — что это такое, черты, признаки, виды и формы.

Обновлено 28 сентября : 57 632 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современной политологии принято выделять три политических режима - тоталитаризм (что это?), демократия (это как?) и авторитаризм.

Последний относится к категории недемократических, отличается силовым стилем управления и ограниченным количеством свобод граждан.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к этому режиму - одни ругают за наличие множества ограничений, другие хвалят за порядок.

Давайте подробнее рассмотрим его признаки и особенности, чтобы самостоятельно сделать выводы об авторитаризме.

Что такое АВТОРИТАРИЗМ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами Авторитаризм (Авторитарный режим) – это теория и система правления, обычно связанная с диктатурой, в отличие от демократии, возникшая в ответ на государственные кризисы политического строя (демократический провал, социальную поляризацию, экономический застой и международную нестабильность).

На протяжении почти всего времени существования человечества существовали авторитарные формы правления. Авторитарный режим осуществляет суверенную власть через однопартийное правление и может зависеть от вооруженных сил в поддержании порядка. В своем крайнем контроле над обществом он может превратиться в тоталитарную монополию.

Это принцип, основанный на подчинении авторитету, и противостоит автономии людей в мыслях и действиях. Как форма правления авторитаризм концентрирует власть в руках

  • лидера (культ личности)

или

  • небольшой элиты (элитарная диктатура), которая конституционно не подотчетна народу.

В отличие от тоталитарных систем у авторитарных правительств обычно отсутствует высокоразвитая идеология. Лидеры авторитарных систем часто осуществляют свою власть произвольно и считают себя выше существующего закона. Современные авторитарные системы обычно действуют через единственные доминирующие партии, контролирующие правительство и другие ключевые части общества, включая экономику, средства массовой информации и образование. Обычно они не проводят свободных выборов, которые могли бы заменить их конкурирующей партией. Гражданам сложно или невозможно создавать оппозиционные группы или партии.

Происхождение термина «авторитаризм»

Термин «авторитаризм» введен был в научную практику специалистами Франкфуртской школы.

Первоначально это понятие означало наличие социальных свойств, характерных для массового сознания и политической культуры.

Авторитаризм отражает политическое устройство государства, при котором граждане строго подчиняются ему и его правлению.

Кроме того, авторитаризм можно определить, как свойство личности или социальную установку, отражающую уверенность в необходимости следовать за властью, быть ею преданным, подчиняться во всем.

Таким образом, авторитаризм предполагает обязательное, неукоснительное подчинение лидеру. Авторитаризм, как политический режим, базируется на принципах авторитарности т.е. исключение демократической направленности общественного устройства. Авторитарный политический режим, по своей сути, является диктатурой отдельной личности или группы личностей-олигархов.

Авторитаризм и демократия.

Термин «авторитарные режимы» в самом широком смысле охватывает все формы недемократического правления. По сравнению с демократиями, авторитарный режим не поддерживает

  • институтов и процедур участия,
  • политической конкуренции,
  • основных прав и контроля власти (разделение властей, парламенты, выборы, множественность партий и т. д.), характерных для демократии, и, таким образом, не обладает демократической легитимностью.

Признаки авторитаризма.

Хуан Линц, чье описание авторитаризма в 1964 году является влиятельным, охарактеризовал авторитарные режимы как политические системы по таким качествам:

  • «ограниченный, а не ответственный политический плюрализм» в отличие от принципиально неограниченного плюрализма демократий; то есть ограничения на политические институты и группы (такие, как законодательные органы, политические партии и группы интересов),
  • отсутствие «интенсивной или экстенсивной политической мобилизации» и ограничений для массовой общественности (например, репрессивная тактика против оппонентов и запрет антирежимной деятельности),
  • «формально нечеткая» исполнительная власть, часто изменчивая или расплывчатая.

Особенности авторитарного политического режима

Ниже приведены основные признаки и характеристики авторитарного режима:

  • При такой политике происходит тотальная концентрация власти в руках одного сильного лидера или нескольких тесно связанных органов государства. Причём одновременно с этим происходит отчуждение народа от реальных рычагов власти.
  • Ограничивается, и в принципе, игнорируется принцип разделения властей. Очень часто президент и исполнительные структуры подчиняют себе все остальные органы власти, и как следствие, наделяются судебными и законодательными полномочиями.
  • В иных случаях суд выступает вспомогательным институтом и наравне с ним могут использоваться различные внесудебные органы.
  • Представительные органы власти могут присутствовать при таком режиме, хотя их роль в таком случае существенно ограничена.
  • Сведена к минимуму или отсутствует система действия принципов выборности государственных органов, подконтрольности и подотчетности их населению.
  • Административный и командный метод выступают в качестве главных методов государственного управления, но при этом отсутствует массовый террор.
  • Различные силовые структуры (военные, милиция) обществу неподконтрольны и часто используются в сугубо политических целях.
  • Свободы и права человека и гражданина не обеспечиваются реально, хотя и провозглашаются. При этом сохраняется «полугласноть» и полнейшая цензура, властью допускается частный плюрализм.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Типы авторитарного правления.

Линц выделяет семь типов авторитарного правления:

  1. Бюрократическое-военное управление.
  2. Авторитарный корпоративизм.
  3. Мобилизирующий авторитарный режим.
  4. Постколониальный авторитарный режим.
  5. Расовые и этнические «демократии».
  6. Неполный тоталитарный и дототалитарный режим.
  7. Посттоталитарный авторитарный режим.

Типы авторитарных правительств также включают:

  • абсолютную монархию,
  • военную диктатуру,
  • идеологические режимы.

Примеры авторитарного режима

  • Иран (с его теократическим режимом);
  • Мексика с её бюрократическим авторитаризмом. То есть в этой стране власть находится в руках бюрократов;
  • Аргентина, где в 60 и 70-х годах 20 века тоже был бюрократический авторитаризм;
  • Доминиканская Республика в начале 20 века (при диктатуре Рафаэля Трухильо с 1930 по 1961 год);
  • Саудовская Аравия (с её абсолютной монархией);
  • Ирак (диктатура Садама Хусейна с 1979 по 2003 год);
  • Португалия при диктаторе Антониу Салазаре (1932–1968);
  • СССР после 1953 года (после тоталитаризма Иосифа Сталина);
  • Военная диктатура в Бразилии с 1964 по 1985 год.

Формы авторитарного управления.

Как правило, авторитарное управление принимает следующие формы:

  1. Авторитарная монархия

Самая традиционная политическая система в современном мире – авторитарная монархия. Основа её легитимности обычна и часто связана с мифическими предположениями относительно основания соответствующей династии. Примерами этого типа являются Эфиопия (до 1974 г.) и Саудовская Аравия. Вступление на престол обычно регулируется наследственностью, а открытой политической конкуренции практически нет. Формального разделения властей не существует, структуры власти персоналистичны и подкреплены аристократической идеологией высшего класса. В прежние времена большинство подобных режимов строилось на феодальных аграрных структурах. Сегодня они, как правило, обладают централизованными и абсолютистскими характеристиками.

  1. «Старая» олигархия

Этот тип авторитаризма преобладает в Латинской Америке. Это традиционный авторитарный режим. Такой режим получает поддержку от феодальных или «неофеодальных» сельских структур, а с конца двадцатого века – от слоев городского высшего класса. В крайних формах старой олигархии (например, в Никарагуа до 1979 г.) небольшое количество ведущих семей осуществляет почти исключительный контроль над политической и экономической жизнью страны. В этой системе один лидер может быть относительно легко заменен другим, иногда путем проведения подтасованных выборов, которые не изменяют структуру власти в корне. Политическая деятельность и СМИ обычно контролируются репрессивным аппаратом режима. Другие элементы, составляющие разделение властей, такие как независимая судебная система или федеративная структура, также отсутствуют.

  1. «Новая» олигархия

«Новая» олигархия получает поддержку со стороны доминирующих городских групп в современном контексте. В этом «гегемонистском» режиме не происходит открытой конкуренции за государственные должности. Обычно существует однопартийная структура, которая, однако, носит преимущественно формальный характер и малоэффективна. Вместо этого большое внимание уделяется бюрократии. Общественное мнение и СМИ находятся под контролем, а руководство централизовано и в высшей степени персонализировано. В этом отношении могут существовать некоторые харизматические элементы легитимности. Соответствие устанавливается либо пассивным принятием, либо репрессивными мерами. И социальная база, и «инклюзивность» различаются в этническом и классовом плане. В большинстве случаев относительно широкая этническая база сочетается с более ограниченными классовыми интересами, которые благоприятствуют благополучным группам общества. Примером могут служить такие страны, как Камерун, Тунис и Филиппины (при Фердинанде Маркосе; 1917–1989 гг.).

  1. Полуконкурентный авторитаризм

В Латинской Америке эта система также была основана на традиционно доминирующих классах, но существует больший баланс между сельскими и городскими элементами. Противоборствующие элементы часто институционализируются в «консервативных» и «либеральных» партиях, например, в Чили, Колумбии или Уругвае девятнадцатого века. Активное участие по-прежнему ограничено средними и верхними слоями населения. Полуконкурентные режимы, как правило, следуют установленным конституционным правилам в рамках президентской или парламентской системы. Регулярные передачи власти происходят в установленных рамках. Как правило, они менее репрессивны, чем «олигархические» системы. СМИ также часто пользуются большей свободой.

  1. Социалистический авторитаризм

«Социалистические» режимы обнаруживают другую закономерность. Для них характерны эффективная однопартийная организация, централизованная система управления и идеология, направленная на социальный порядок и «некапиталистическое» и «самостоятельное» развитие. Свобода выражения мнений и плюралистические формы организации ограничиваются. Однако существует множество вариаций. Одна группа (например, Танзания и Гвинея после обретения независимости) пыталась основать свой специфический тип социализма на традициях и культуре своих обществ. Другая группа (например, Алжир, Мозамбик) отстаивала марксистско-ориентированный «научный» бренд социализма. В обеих группах могут существовать некоторые полуконкурентные элементы во внутрипартийной и парламентской сферах. Социалистические режимы следует отличать от их тоталитарных «коммунистических» аналогов хотя бы из-за их в целом «неразвитости» и относительного отсутствия эффективного социального контроля.

  1. Военные режимы

Помимо гражданских режимов, существуют системы, которые контролируются военными правителями, пришедшими к власти в результате государственного переворота после того, как предыдущие гражданские институты потерпели неудачу. В отсутствие значительных уравновешивающих сил монополия военных на физические средства принуждения делает менее эффективные гражданские правительства легкой добычей для вооруженных групп. Социальные основы этих режимов обычно довольно узкие. Некоторые военные правители действуют как временные смотрители и предпринимают искренние попытки вернуть свои страны к гражданскому правлению (как Олусегун Обасанджо в Нигерии в 1980 году). Другие, наоборот, стремятся установить свою власть навсегда.

Можно выделить три подтипа военных авторитарных режимов:

  • личный военный авторитаризм (сосредоточен вокруг «сильного человека» и его ближайших последователей);
  • корпоративный военный авторитаризм (в руководящих рядах вооруженных сил установлена ​​определенная институционализированная передача власти);
  • военный социалистический авторитаризм (устанавливает свою власть на постоянной основе путем создания однопартийной системы).

Черты авторитарного политического режима

Для авторитарного режима характерны следующие черты:

  • власть элиты или главы государства не ограничена законом;
  • народ не принимает участия в управлении государством и не может контролировать деятельность правящей элиты или главы государства;
  • допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии находятся под запретом;
  • власть принимает активное участие только в тех сферах общественной жизни, которые тесно связаны с политикой. Экономика, наука, культура, частная жизнь контролю не подлежат;
  • устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
  • репрессивные меры применяются только к открытым противникам строя.

Таким образом, авторитаризм является более мягким политическим режимом в сравнении с тоталитаризмом. Особенно явственно это прослеживается в отношении власти и общества. Эти отношения выстраиваются по более либеральному пути, упраздняется четко разработанная рабочая идеология. Тем не менее, по отношению к обществу власть использует методы, в больше степени основанные на принуждении, чем на убеждении.

Исторически за авторитарным режимом закрепился облик системы жесткого политического правления, которое постоянно использует принудительные и силовые методы регулирования основных социальных процессов. Поэтому основными политическими институтами в обществе выступают армия, полиция и иные спец.службы.

Таким образом, при авторитаризме блокируются всякие связи с обществом, утрачивается возможность использования поддержки населения для укрепления правящей элиты.

Следовательно, власть, которая, в-первую очередь, опирается на узкий круг правящего слоя, не получает поддержки от населения и ее положение становится шатким.

В таких условиях авторитарный режим трансформируется в тоталитарный или демократический режим, в зависимости от того какими политическими инструментами она будет руководствоваться.

Что такое авторитарное правительство?

Авторитарное правительство – это правительство, которое обладает властью и проводит политику без согласия людей, которыми оно правит.

Оно не избирается народом и обладает абсолютной властью управлять так, как ему заблагорассудится, не консультируясь с людьми, которыми оно правит. Это может быть правительство, в котором один человек действует как абсолютный правитель, или правительство, состоящее из определенной группы людей, например, политическая партия. Авторитарные правительства обычно характеризуются подавлением инакомыслия и контролем над распространением информации. Любые СМИ подвергаются жесткой цензуре. Во многих случаях СМИ используются как инструмент авторитарного правительства, чтобы оно и его политика казались более популярными в глазах населения в целом.

Авторитарные правительства могут прийти к власти силой оружия, в качестве помазанных преемников прежних авторитарных режимов или даже демократическими средствами.

Основные причины распространенности авторитарных режимов в современных обществах

Замечание 1

Авторитарное правление характерно и для современного этапа общественного развития. Оно не всегда присутствует в полном объеме. Иногда, политический режим в стране дополняется элементами авторитаризма.

Существование авторитаризма в современном обществе объясняется следующими причинами:

  1. Ориентация населения на домостроевские концепции, предполагающие опору на государство и его «сильных лидеров»;
  2. Устройство общества придерживается старых, традиционных форм организации, поэтому наличие авторитета является его основой; устойчивый патриархальный тип политической культуры;
  3. Развитие общества, особенно его социально-экономической сферы слабыми темпами. Научный прогресс также не наблюдается, что приводит к отсталости образования;
  4. Подверженность воздействию веры, религиозных учений большинства населения государства. Это приводит к направлению политических воззрений граждан в определенное русло. Церковь используется в качестве института воздействия на сознание граждан и защиты существующего политического режима;
  5. Общество находится в стадии развития, поэтому социальное напряжение является достаточно сильным и ярко выраженным.

Авторитаризм и тоталитаризм: различия.

Тоталитаризм – это авторитаризм, но он выходит за его рамки. В авторитарной системе есть несколько социальных и экономических институтов, неподконтрольных правительству.

  • Авторитарная система хочет полной политической власти, но не выходит за рамки этого.
  • Тоталитарная система правления хочет власти над всем и всеми.

Представители тоталитарных режимов стремятся к власти за пределами государственного правления и начинают вторгаться в личную жизнь идеологию каждого, кто находится под их властью.

Одним из самых известных примеров тоталитарного правителя был Адольф Гитлер. Он вышел за рамки политического правления и искал контроля над тем, во что верят люди, и даже над тем, какой расы, по его мнению, должны быть люди. Еще одно ключевое отличие заключается в том, как они исполняют свое решение. Авторитарный правитель больше ориентирован на индивидуальную власть, тогда как тоталитарный правитель – скорее очаровательный идеолог, который утверждает, что руководствуется интересами народа или государства.

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

АвторитаризмТоталитаризм
Власть заинтересована только в политической жизни и в обороне страны. Власть контролирует не только политику, но ещё и экономику, и общественную и частную жизнь.
Власть не осуществляет особый контроль над политическим мировоззрением граждан. Власть попросту лишает их политических прав, а следовательно, и возможности участвовать в жизни государства. Всегда есть политическая идеология. Это попытка власти влиять на то, о чём и как люди думают.

При тоталитаризме идёт пропаганда какой-то политической идеи. В СССР такой идеей был коммунизм, в Германии при Гитлере — нацизм.

У власти может не быть особого мнения о господствующей нации или расе в стране. Упор делается на политику.Люди или целые нации могут объявляться неугодными. Их преследуют, они подвергаются политическим репрессиям. То есть наказанию, совершение которого осуществляется по приказу лидера страны.
Культ личности лидера государства не играет особой роли. Лидер может не обладать выдающейся харизмой. Его не восславляют и не превозносят.

Читайте подробнее про Тоталитарный режим.

Авторитаризм сегодня.

Авторитаризм и популизм стали широко используемыми терминами, когда к власти пришли такие, как Трамп, Дутерте, Эрдоган и Моди. Повсюду есть опасения, что мы вступаем в новую авторитарную и популистскую эпоху. Бразильский комитет Всемирного социального форума в августе 2021 года, например, заявил, что «рост реакционной и авторитарной мысли в Бразилии, в Латинской Америке и во всем мире ставит всех нас, сторонников нового мира, в рамки солидарности. Социальная справедливость, демократия и мир в состоянии готовности и постоянной мобилизации и требует процесса артикуляции и всемирного единства социальных движений». Исследование, проведенное CIVICUS ранее в 2021 году, показало, что только 3% населения мира проживает в странах, где права на протест, организацию и высказывание мнения уважаются, защищаются и реализуются. Даже Всемирный экономический форум считает, что мы «вступаем в период, который легко узнать как доавторитарный и фашистский».

Страны с авторитарными режимами правления.

Основываясь на избирательном процессе и плюрализме, функционировании правительства, политическом участии, политической культуре и гражданских свободах, наиболее авторитарными режимами в мире сегодня являются:

  1. Северная Корея
  2. Сирия
  3. Чад
  4. Центрально-Африканская Республика
  5. Демократическая Республика Конго
  6. Туркменистан
  7. Экваториальная Гвинея
  8. Таджикистан
  9. Саудовская Аравия
  10. Узбекистан
  11. Гвинея-Бисау
  12. Йемен
  13. Судан
  14. Ливия
  15. Бурунди
  16. Лаос
  17. Эритрея
  18. Иран
  19. Афганистан
  20. Азербайджан
  21. Объединенные Арабские Эмираты
  22. Бахрейн
  23. Джибути
  24. Свазиленд
  25. Оман
  26. Того
  27. Казахстан
  28. Вьетнам
  29. Китай
  30. Беларусь

Авторитаризм

Авторитаризм — это форма государственной власти, которая основана на безусловном или мнимом авторитете (см. Авторитет) правящего субъекта (правителя, вождя, политического лидера, группы, организации) и обусловлена соответствующей формой политического сознания на основе отношения к авторитету вообще и к авторитету власти в частности. Авторитарная власть основывается на традиционном, рациональном или иррациональном, харизматическом авторитете носителя (или носителей) власти, его способности удерживать власть и привлекать сторонников. Как правило, данный субъект обладает широкими или исключительными, а иногда и неограниченными властными полномочиями, выступая в качестве главы государства основным носителем суверенитета верховной власти. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, существенно ограничивает или полностью исключает институты представительной и выборной демократии, политические свободы и гражданское участие в вопросах управления государством. Авторитаризм часто сочетается с диктатурой отдельной личности (или группы, например партократией или олигархией), которая в отдельных случаях трансформируется в наиболее выраженную форму авторитарной власти — автократию, при которой высшая государственная власть принадлежит одному субъекту (см. Автократия).

Общие признаки всех политических режимов, соответствующих принципам авторитарности, сводятся к следующим:

  1. Автократизм (самовластие), то есть концентрация высшей государственной власти в руках одного лица или группы лиц (традиционные абсолютистские монархии в ряде стран Арабского Востока, пожизненное президентство в ряде стран Африки, военные хунты и олигархические режимы в ряде стран Латинской Америки, бывшие коммунистические партократии в ряде стран Восточной Европы).
  2. Монополизация высшей государственной власти наряду с реализацией политики, исключающей политическую конкуренцию, реальную оппозицию и автономию различных политических систем, как представляющих вероятную или реальную угрозу такой монополизации.
  3. Ограничение или имитация демократических институтов и процедур; при этом рекрутирование политической элиты осуществляется посредством кооптации или назначения сверху, а не путём свободных выборов.
  4. Ограничение принципа разделения властей, при котором отмечается выраженное доминирование исполнительных органов власти наряду со снижением роли представительных органов и их замещением авторитарно-бюрократическими институтами, а также неподконтрольность и неподотчётность высшей государственной власти гражданскому обществу.
  5. Опора высшей государственной власти преимущественно на командные, административные и силовые методы, акцент на принуждении; при этом выраженные силовые методы (репрессии) имеют нерегулярный характер и применяются, как правило, лишь в случае необходимости (например, для нейтрализации политических оппонентов или подавления массового недовольства).
  6. Ограниченное вмешательство государства в общественную жизнь; государственное вмешательство действует, как правило, лишь в политической сфере и государственном управлении, не распространяясь (или частично распространяясь) во внеполитические сферы.
  7. Отсутствие гарантий безопасности отдельной личности во взаимоотношениях с властью; при этом права и свободы личности могут провозглашаться, но реально не обеспечиваются.

В научный оборот термин «авторитаризм» был введён теоретиками Франкфуртской школы для характеризации особого типа сознания, отмеченного приверженностью авторитету, которое присуще как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. В работе Т. Адорно и его коллег «Авторитарная личность» (1950), призванной эмпирически обосновать эту концепцию, понятие авторитаризма раскрывается при помощи социально-психологического анализа соответствующего типа личности (авторитарной личности). Согласно их концепции, именно авторитарное сознание, которому присущи такие ценностные установки как некритичность и шаблонность мышления, опора на авторитеты, культ власти и повиновения, боязнь свободы и ответственности, создавало социальную почву и питательную среду всех «фашистских», «фашизоидных» и подобных им политических режимов в XX веке (впоследствии, однако, возобладала точка зрения, основанная на различении авторитарного и тоталитарного типа сознания, с которым связывается появление фашистских тенденций в XX веке. — см. Тоталитаризм). В 1960-е годы указанная теория авторитаризма широко использовалась в леворадикальной социологии и критической публицистике, однако начиная с середины 1970-х годов она подвергается социологической критике (особенно представителями неоконсервативной ориентации). Многие современные исследователи, признавая, что понятие авторитаризма в своё время было важным элементом теоретических построений социальных наук, обращают внимание на необходимость соблюдать осторожность при его применении, особенно в эмпирических исследованиях.

В политической философии авторитаризм рассматривается с точки зрения не столько авторитарного сознания, сколько авторитарной идеологии, определяемой как специфическая форма идеологии порядка, ведущая начало от идеологии Реставрации начала XIX века (Ж. де Место, Л. де Бональд, Р. де ла Тур дю Пин) с её романтическим культом исторического прошлого, национальных героев, с развитой политической мифологией, с акцентом на определяющей роли власти, государства и повиновения. К теоретикам авторитаризма нередко относят Т. Гоббса, как идеолога сильной государственной власти, способной навести порядок и обуздать анархию неограниченной свободы. Среди других видных теоретиков авторитарного типа правления известны: X. Д. Кортес, противник либерализма и социализма, сторонник религиозно-абсолютистской модели; Ф. Ю. Шаль — теоретик монархического варианта авторитаризма; Г. Трейчке — идеолог и теоретик имперского правления Бисмарка. Исторические формы авторитарной идеологии сменялись от реакционных к консервативным, затем к либеральным, позже они пополнились националистическим, профашистским и фашистским вариантами. Во второй половине XX века кризисы отдельных национальных государств вызвали к жизни новые авторитарные режимы смешанного типа, которые во многом утратили идеологическую составляющую.

Ныне в западной политической науке наиболее распространена точка зрения, согласно которой авторитарное правление обычно господствует в сообществах, где либо не развиты политические и правовые институты, либо требуется ускоренное осуществление социально-экономических преобразований в условиях неготовности к ним большинства общества, само общество жёстко стратифицировано, а демократические институты, как правило, слабы и неустойчивы. При этом, длительное существование многочисленных режимов подобного типа в странах Африки исследователи чаще всего объясняют неразвитостью политической культуры и общественных институтов, а в странах Азии — особенностями национальной культуры и веками складывавшихся политических традиций. Так, для конфуцианских государств (Китай, Южная Корея, Вьетнам, Сингапур) характерны культ централизованного государства и традиционно сильного авторитарно-бюрократического аппарата, развитые патерналистские отношения (опека «сверху» при полном подчинении «снизу») и общая дисциплинированность населения. Для мусульманских государств (страны Арабского Востока, Иран, Индонезия, Малайзия) свойственны культ верховной власти, признание её фактически неограниченного права вмешательства в частную и общественную жизнь, устоявшееся убеждение в том, что только сильная (в идеале — неограниченная и неразделённая) и опирающаяся преимущественно на силу власть способна обеспечить общественный порядок. Наряду с этим, в странах исламского мира сложилась своеобразная авторитарно-коллективистская концепция демократии: так, после вполне демократичного избрания в мусульманской общине (умме) руководителя, он получает в свои руки практически неограниченную [диктаторскую] власть, и это воспринимается как норма; впоследствии этот принцип правления утверждается и в масштабах всего государства. В силу указанных причин многие современные конфуцианские и мусульманские государства, соединив передовые индустриальные технологии с традициями национальной культуры, фактически утвердили у себя авторитарную модель. При этом то, что воспринимается в западных обществах как диктатура и произвол, может выглядеть в глазах их населения как «правление лучших и достойных», а произвольное вмешательство в частную сферу и нарушения гражданских прав — как справедливое наказание людей, попирающих моральные, религиозные или иные нормы, безусловно принятые в этих обществах. Поэтому сегодня в целом, хотя и с оговорками, признаётся, что такие ценности, как экономика свободного рынка, права человека, принципы разделения властей и правового государства являются порождениями западной цивилизации и её политической культуры, и их внедрение на неевропейской культурной почве весьма затруднительно.

«Конкурентный авторитаризм»

«Конкурентный авторитаризм» определяется как возникшая новая форма гибридных режимов. Можно утверждать, что эти режимы являются «уменьшенными формами» авторитаризма, поскольку они полагаются на формальные демократические институты как средство получения и осуществления политической власти, но они по-прежнему нарушают основные принципы демократии. Выборы в странах с «конкурентным авторитаризмом» проводятся регулярно и в значительной степени свободны от широко распространенных фальсификаций, но режим по-прежнему имеет право злоупотреблять ресурсами, контролировать СМИ и незаконно запугивать свою оппозицию.

Подобные режимы могут быть более успешными в долгосрочной перспективе из-за недопущения широко разрекламированных нарушений прав в международных новостных агентствах. Таким образом, авторитарный режим или диктатура могут избежать массового внутреннего протеста или даже международного отрицания.

Примером таких авторитарных режимов являются страны Ближнего Востока и, в некоторой степени, Северной Африки. Это единственные регионы в мире, в которых сегодня все еще правят монархи единолично. В арабском мире монархи правят более чем в трети стран Лиги арабских государств, включая Марокко, Саудовскую Аравию, Иорданию, султана Омана, Кувейта, Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.

Все арабские монархи, вместе взятые, управляют примерно сорока миллионами подданных. Остается вопрос, почему и как эти режимы остаются столь устойчивыми к демократизации. В то время как число электоральных демократий почти удвоилось во всем мире с 1972 года, их количество на Ближнем Востоке и в Северной Африке значительно сократилось.

Майкл Л. Росс, профессор политологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, утверждает, что нефть может быть причиной такой стойкости ближневосточных авторитарных режимов. Ближний Восток, несомненно, является одним из самых богатых нефтью регионов, и его богатство ресурсами может быть объяснением того факта, что большинство государств не демократизировались в этом регионе. Но не все авторитарные государства имеют нефтяные ресурсы, поэтому, хотя нефтяные богатства могут объяснить присутствие авторитаризма на Ближнем Востоке, не следует предполагать, что это так везде. Ближний Восток является ярким примером региона, состоящего из государств, которым, несмотря на все волны демократизации, удавалось поддерживать устойчивые авторитарные режимы. Хотя такая устойчивость может иметь различные причинные механизмы в зависимости от того, о какой стране идет речь, общие тенденции нефтяного богатства и наличие принуждения, как правило, объясняют высокий уровень автократического правления.

В личной сфере

Авторитарный подход применяется не только в деловой сфере, но и в воспитании, и даже в общении. Такое общение и тип воспитания имеют те же особенности, что и авторитарное давление в рабочей среде. Характерные особенности:

  • Принятие всех решений единолично.
  • Неприятие ребенка как личности.
  • Жесткость, давление.
  • Метод «кнута и пряника».
  • Принуждение без объяснения причин.
  • Жесткие меры наказания за непослушание.
  • Неспособность искать компромисс.
  • Нежелание выслушать.
  • Равнодушие к чужим эмоциям.

Разумеется, такой родитель, родственник, супруг – не просто тиран, который хочет, чтобы окружающие страдали. Авторитарный стиль общения имеет свои причины, которые могут крыться в страхе одиночества, в детских травмах, в болезненном желании уважения, признания, в неуверенности в себе. Человек убежден, что его методы приведут к хорошим результатам, что он – справедливый и строгий воспитатель, а все другие методы – это попустительство, и оно приведет к беде.

Родители, применяющие авторитарный стиль воспитания, жестко контролируют своего ребенка, вторгаясь во все сферы его личной жизни и принимая за него решения – с кем дружить, где гулять и чем заниматься в свободное время. Они не утруждают себя объяснениями, за что ребенок наказан или почему он должен выполнять то или иное действие, а просто аргументируют: «потому что я так сказал», или «я знаю, как правильно».

В результате у ребенка может попросту атрофироваться способность к анализу, к размышлениям, интеллектуальные способности будут притупляться, он попросту перестанет задавать вопросы, и его успешность в учебе будет снижаться год за годом.

Рекомендуем: Как научиться показывать свою любовь ребенку?

Родители, практикующие авторитарное воспитание, крайне требовательны к своему ребенку, но вместо того, чтобы стимулировать его, они применяют методы угроз, психологического давления, наказаний и принуждения. Игрушки или красивые вещи ребенок непременно должен заслужить тяжелым трудом и большими достижениями, а просто так, из родительской любви, их не дарят.

Ребенок, на которого оказывается авторитарное давление, полностью лишается собственного мнения, инициативы или права принять решение. Все решения принимаются за него, и он попросту не имеет права на какие-либо желания.

Если авторитарный стиль семейного воспитания и имеет свои плюсы, то только в меру, и только в раннем детстве, когда ребенок еще не способен самостоятельно ходить, разговаривать, принимать решения и проявлять себя, другими словами – до тех пор, пока не достигнет четырех-пятилетнего возраста. Но в этом случае родители, принимая все решения за ребенка, оберегают его и заботятся о нем, и это не авторитарный подход, а здоровое, нормальное воспитание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]