Поведение человека в обществе всегда подразумевает под собой соответствие общепринятым нормам, регулирующим общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности человека: политической, экономической, социальной и духовной. Эти социальные нормы представляют собой определенный свод правил поведения людей, за несоблюдение которых следует порицание и осуждение. К нарушителям социальных норм обществом могут быть применены различные меры общественной ответственности, например, в виде порицания со стороны общества.
Что такое девиантное и делинквентное поведение: значение в социологии
Девиантное (отклоняющееся) поведение — это социальное поведение, которое не соответствует уже устоявшимся общественным нормам, принятым определенной группой людей или всем обществом.
Существуют формы данного поведения:
- Пьянство;
- Наркомания;
- Преступность;
- Проституция;
- Самоубийство.
Девиантное поведение включает в себя делинквентность. Главное отличие в том, что делинквентное поведение всегда подразумевает противоправные действия.
Делинквентное поведение — нарушение социальных норм, при котором происходят противоправные действия.
Факторы, формирующие делинквентное поведение:
- Социальные условия.
- Индивидуальные особенности.
- Половой фактор;
- Возрастной фактор;
- Конституциональные особенности;
- Психические отклонения.
Объяснение девиации и делинквентности | Его сущность |
Биологическое | По своей сущности в каждого человека заложен определенный склад ума, который предрасполагает к конкретному типу поведения. |
Психологическое | Девиантность — следствие индивидуальных качеств индивида, его внутренних жизненных установок, целей и мечт, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными. Делинквентный поступок может привести психику к нарушению. |
Социологическое |
|
Виды делинквентного поведения:
- Нанесение телесных увечий и повреждений;
- Кража;
- Угон транспорта;
- Сексуальные извращения.
Виды делинквентного поведения
Основные виды делинквентного поведения – это административные нарушения, дисциплинарный проступок, преступление.
Административные правонарушения – это всё, что нарушает спокойствие граждан и общественный порядок. Это нецензурная лексика в общественных местах, оскорбительное отношение к окружающим, нарушение дорожного движения и другие поступки. Например, это группа подростков, употребляющих алкоголь в парке. Нецензурная лексика, демонстративное поведение, а возможно и мелкое хулиганство. Сюда же относится проституция, распространение порнографии и эксгибиционизм.
К дисциплинарным проступкам относятся нарушения правил поведения в рабочее время. Регулируется трудовым кодексом. Например, прогулы работы без уважительной причины, или нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. А так же нарушение правил охраны, любые нарушения рабочей дисциплины и трудового законодательства.
Giphy
Это уже относится ко взрослым людям, а не подросткам. Это, например, периодически выпивающий водитель. Именно поэтому в службах такси вводят медицинский осмотр перед началом рабочей смены.
Преступление – самый опасный вид делинквентного поведения, несущий вред обществу. Это убийство, воровство, мошенничество, терроризм, вандализм и другие. Наказание определяется Уголовным кодексом. Наказание, в зависимости от тяжести преступления, может быть от общественных работ и штрафов до лишения свободы. Уголовная ответственность касается лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, иногда рассматриваются случаи и четырнадцатилетних.
Само существование Уголовного кодекса говорит о том, что кроме страха наказания делинквентную личность ничего не останавливает. Да и страха наказания бывает недостаточно, иначе тюрьмы были бы без надобности. Но и склонны к делинквентному поведению далеко не все, это определённый тип личности.
Портрет человека с делинквентным поведением, примеры из литературы
Человек с данным типом поведения может быть как мужчиной, так и женщиной. Главное его отличие от остальных — замкнутость, возможна некая угрюмость. Часто бывает так, что преступник внешне красив, чем располагает к себе людей. Он умен, мнителен, может иметь детские травмы.
Нередко в классической литературе можно встретить героев, обладающих делинквентностью, которая отражается на их поступках. Так в своем произведении «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков повествует об Екатерине, убивающей свекра, мужа, племянника, девушку, приглянувшуюся любовнику. В конце она также заканчивает жизнь самоубийством. Это наглядный пример поступков, отклоняющихся от нормы. Ни для кого не секрет, что Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» — еще один представитель делинквентного поведения: он убивает старуху-процентщицу и крадет у нее драгоценности.
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка
Панов Сергей
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка
Человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать»
Ж. Сартр
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный период, представляющий собой время становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Именно в этот период влияние среды ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Девиантное поведение подростков в целом и делинквентное, в частности, является глобальной проблемой современного общества.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент, а сами действия – деликтами. Делинквент (от лат. delinquens — правонарушитель)
— субъект, чье
отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (противоправного и криминального)поведения.
Основными причинами формирования делинквентности являются:
низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
смерть значимого для подростка человека;
ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
детская психотравма;
физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста;
стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
доступность для подростков материалов порнографического характера;
деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
трудности социальной адаптации личности;
агрессивность;
заниженная самооценка у подростка;
низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
большое количество свободного времени у подростка;
низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
попадание подростка в асоциальную группу сверстников;
Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.
Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. До недавнего прошлого проблема делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения. Таким образом, проблема аномального развития личности подростков с противоправным поведением имеет системный характер и должна изучаться в совокупности взаимосвязанных аспектов.
Методы выявления делинквентного поведения у подростков:
Одним из основных принципов работы психолога с делинквентными подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.
• Беседа, наблюдение. Специалист собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения подростка на консультации (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость и прочее)
.
• Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения в сексуальной сфере. Результаты при исследовании могут быть сознательно искажены или изменены подростком. Используются такие инструменты как тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»
.
• Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для выявления проблемы и подбора техник коррекции. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник»
(ПДО,
«Методика многостороннего исследования личности»
(ММИЛ,
«Тест руки»
(Hand-тест, тест К. Томаса
«Реагирование в конфликтных ситуациях»
, опросник
«Уровень агрессивности»
Б. Басса-Дарки,тест А. Ассингера
«Агрессивность в отношениях»
,
«Фрустрационный тест Розенцвейга»
, тест на выявление акцентуаций
личности Леонгарда, модифицированный портретный тест Сонди, и др. При психологическом исследовании важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения.
Коррекция делинквентного поведения у подростков:
Коррекция является комплексной, предполагается участие таких специалистов как психиатр, психолог, социальный педагог, родители. Коррекция поведения подростков с делинквентным поведением основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:
• Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я»
, взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает
подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
• Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
• Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
Прогноз и профилактика:
Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации полного безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.
соавтор статьи Прохоренко О. А. www.maam.ru/users/1422057/
Профилактика делинквентного поведения подростковконсультация по теме
Меры по предупреждению делинквентного поведения подростков
Изменения в социально-экономической сфере в России повлекли за собой изменения и в состоянии всего современного общества. В создавшейся ситуации в особенной защите нуждаются уязвимые группы населения, к которым относятся и несовершеннолетние. Проблема девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из самых актуальных на сегодняшний день.
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях (Е.В.Змановский).
Делинквентное поведение – это одна из форм девиантного поведения, которое не может быть положительным явлением, оно всегда осуждается и наказывается, такое поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.
Началом делинквентного поведения являются прогулы занятий в школе, приобщение к ассоциальной группе сверстников. Далее следует мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми. Но такие действия подростков не могут служить поводом для наказания в соответствии с УК РФ.
Причин делинквентного поведения достаточно много. Наиболее важные из них:
- Макросоциальные: несовершенство законодательства; различные общественные процессы (кризис); уровень раскрываемости преступлений и др.
- Микросоциальные: семейное неблагополучие; негативное социальное окружение; плохие отношения со сверстниками; вредные привычки и др.
- Психологические: наличие наследственных болезней, психопатологий; особенности характера и темперамента личности и др.
Для решения проблемы делинквентного поведения подростка, необходимо понимать какие факторы повлияли на появления у него противоправного деяния, а затем уже можно попробовать устранить или смягчить эти факторы.
Легче помочь ребенку, когда делинквентное поведение только начало проявляться, чем тогда, когда он уже большое количество времени ведет ассоциальный образ жизни.
Огромную роль в предупреждении и смягчении проявления форм делинквентного поведения играют общественные институты: семья, школа, государство.
В школе в систему работы по предупреждению проявления делинквентного поведения у подростков входят профилактические мероприятия. Социально-педагогическая технология, используемая в профилактической работе, представляет собой комплекс мер – организационных, культурно-воспитательных и иных.
Профилактическая деятельность направлена на:
- Формирование мотивации подростка на социально-психологическое и физическое развитие (желание вести здоровый образ жизни).
- Формирование мотивации человека на оказание поддержки своим близким. Ведь люди легче преодолевают преграды, решают свои проблемы, если у них развита сеть социальной поддержки (семья, друзья).
- Формирования мотивации детей группы риска и их семей на изменение своего поведения, своего образа жизни.
Важную роль в работе с девиантными подростками играют общественные организации и движения. В школе с данной группой подростков успешно могут работать:
— Школьная служба примирения.
Активисты ШСП проводят работу с подростками, помогают разрешать конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы является применение медиации. Службы примирения – это инструмент, который помогает решить задачу реагирования на противоправное поведение несовершеннолетнего. Работа медиатора направлена на воспитание ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда.
— Волонтерское движение.
Волонтерское движение в школе – это одна из форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Заповеди волонтеров школы:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
— «Социальная гостиная».
«Социальная гостиная» призвана оказать комплексную социально-психолого-педагогическую поддержку и помощь учащимся, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, воссоздать утраченные эмоциональные связи и позитивное отношение родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям.
Основные направления деятельности:
– организация индивидуальной работы с детьми (поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-педагогической коррекции и социально-юридического сопровождения в сложных жизненных ситуациях);
– помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам, организация воспитательных мероприятий;
– восстановление нарушенных связей со школой развитие навыков общения с взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения;
– профилактика отклонений в поведении;
– восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи;
– вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (систему дополнительного образования);
– оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов;
– оказание экстренной психологической помощи семьям;
– консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики;
– организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.
Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков должна быть во внимании всей общественности. Для дальнейшего развития нашего общества и повышения качества жизни населения необходимо продолжать развивать направления работы по профилактике и борьбе с девиантным и делинквентным поведением подростков, продолжать совершенствовать законодательство в отношении подростков и создавать условия для организации комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo— совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка-»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом СССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних при местных Советах народных депутатов.
Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность — отклонение от принятых норм — понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения — от ранней алкоголизации до суицидных попыток.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины — недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции» Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов [Миньковский Г М., 1965].
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (1932) среди беспризорников 20-х годов в 21—28 % диагностировал психопатию.
Среди обследованных нами 300 подростков мужского пола 14—17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, делинквентное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы делинквентности — хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.
Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентное поведение при психопатиях отмечено нами в 49 %, а при акцентуациях характера — лишь в 29 % (Р < 0,01). Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип психопатии и акцентуации:
Тип психопатии или акцентуации характера | Частота делинквентности (%) |
Неустойчивый | 76 |
Эпилептоидный | 61 |
Истероидный | 52 |
Шизоидный | 44 |
Гипертимный | 36 |
Лабильный | 36 |
Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы, реже у них встречаются делинквентные эквиваленты субдепрессивных фаз [Личко А. Е., 1979]. «При обследовании делинквентных подростков, направляемых в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцентуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный [Вдовиченко А. А., 1976].
Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда отклонение характера от нормы достигает степени психопатии. У неустойчивых, истероидов и гипертимов делинквентность достаточно часто встречается на фоне акцентуации характера.
Каждому типу психопатий и акцентуаций характера присущи определенные особенности делинквентного поведения. У неустойчивых наблюдаются два возрастных пика делинквентности. Один из них совпадает с переходом в 4—5-й классы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программ обучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает на окончание 8-летнего образования и переход к профессиональному обучению. Делинквентность неустойчивых в 90 % сочетается с ранней алкоголизацией.
У гипертимов начало делинквентности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10—12 лет.
Делинквентность истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах. Алкоголизация у истероидов встречалась лишь в 35 %. Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение.
Возрастные особенности начала делинквентности у эпилептоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однако драки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству.
Начало делинквентного поведения у шизоидов в 60 % относилось к более старшему подростковому возрасту — к 15—16 годам. У них часто приходилось сталкиваться с сексуальной делинквентностью (развратные действия, эксгибиционизм, гомосексуальные сношения и др.).
Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могли быть самыми различными при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Кражи неустойчивого подростка — чаще всего путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гипертимного подростка могут носить «престижный характер», т е. предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство. Эпилептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения («холодок») в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются «символические» кражи (присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости» или в целях пополнения собираемой коллекции.