В философии существуют два таких фундаментальных термина — чувственное познание и рациональное познание. Первое понятие являет собой познание сквозь призму известных нам инстинктивных ощущений: слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания.
Вторая форма принятия окружающей действительности осуществляется посредством мышления. Более детально оба примера осязания этого мира мы рассмотрим в этой статье.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание – это комплекс методов для постижения окружающего мира. Традиционно его противопоставляют мышлению, которое вторично. Вид освоения действительности с помощью чувств не опирается на мыслительный анализ свойств каких-либо объектов. Сформировать конкретные образы и получить первичные знания о внешней стороне предметов позволяет анатомо-физиологическая система. Отвечают за это пять главных чувств:
- зрение;
- слух;
- вкус;
- обоняние;
- осязание.
Чувственное познание
Суть
Человек имеет несколько органов чувств: глаза, нос, язык, кожа и уши. Эти органы чувств отвечают за постижение мира позволяют нам следующим образом взаимодействовать с ним:
Зрение, или визуальное восприятие позволяет человеку видеть окружающую реальность. Зрение — основа для образов существующего объекта, которые затем всплывают в сознании человека.
Слух — это восприятие звука. Звуковые колебания через уши поступают в мозг, который определяет, что мы слышим: шум прибоя, или пение птиц, а может быть слова, которые произносит другой человек?
Осязание — или тактильное восприятие. Мы можем чувствовать окружающие объекты, прикасаясь к ним. Например, ты можешь погладить кота и понять, что он мягкий и пушистый.
Обоняние — это запахи. Запахи тоже формировать образы. Например, ты идешь после школы домой — голодный, и когда поднимаешься по лестнице, чувствуешь вкусный запах курочки с картошечкой. И в твоем сознании сразу возникает образ большого блюда с поджаристой курицей и картошкой, рядом стоит холодный квас и нарезан лучок…. М-м-м! Но это всего-лишь образ, созданный твоим обонянием и силой разума.
Вкус. Язык позволяет нам пробовать вещи на вкус. Именно поэтому маленькие дети все тянут в рот — им хочется воспринять объект всеми органами чувств — это инстинкт.
Психология чувственного познания
С точки зрения психологии, познавание – это процесс, который осуществляется в несколько стадий. На первом этапе внешний мир и все предметы в нем буквально «впечатываются» в психику человека. На втором приходит осмысление, то есть формирование понятий и суждений. Заключительный этап «выход» из психики, когда приходит идея, образуется знание, позволяющее интерпретировать исходные чувства.
Чувственное познание присуще только человеку. В животных оно наблюдается в меньшей мере, с его помощью они набирают необходимый опыт. Мышление и чувственное познание людей отличаются от звериных тем, что они биосоциальны. Можно сказать, что познавательные способности эволюционировали и очеловечились. Без рациональности невозможно проникнуть в суть вещей и понять причину явлений. Это стороны единого процесса.
Рациональное познание и его формы
А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.
Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.
К рациональному познанию относится три метода осязания:
- Понятие
характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.
- Суждение
является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.
- Умозаключение
, в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.
Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.
Чувственное познание в философии
Специальная наука гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение), рассматривающая познавание как явление, относится к разделу философии. Есть в ней отдельное течение: сенсуализм (от лат. sensus – восприятие), один из постулатов которого: в разуме не может не быть того, что прежде не возникло бы в чувствах. Самый главный вопрос, волнующий мыслителей: адекватно ли люди оценивают реальность? Известный немецкий философ Иммануил Кант говорил, что постижение всего начинается с опыта – «работы» органов чувств – и выделял в нем несколько ступеней:
- эмоции;
- рассудок;
- ум.
Еще древнегреческие философы полагали, что самой основной и достоверной формой освоения реальности являются ощущения и чувства. Отечественная философская литература, опираясь на труды В.И. Ленина, выделяла их в самостоятельную ступень, низшую по отношению к абстрактному мышлению. Современная наука опровергает старые теории, потому что мышление в эмоциональной и нечувственной форме различаются, но каждое имеет свои преимущества и не может быть по отношению к другому низшим. Способность к чувственному познанию заложена в каждом.
Субъект и объект познания. Познание и практика
Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на осмысление окружающего мира и себя в этом мире. Важной особенностью познавательной деятельности является ее осознанность. Познание — это форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания — это стороны познавательной деятельности. Чтобы определить сущность познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.
Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. В этом случае субъект познания рассматривается как активное начало в познавательном процессе. Объект познания — это то, на что направлена познавательная активность субъекта (в терминологии Канта — «вещь в себе»). Субъектом познания может быть отдельный человек, группа исследователей, в некотором смысле общество выступает как субъект познания по отношению к природе. Объект познания — это очень общее понятие, которое включает в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное человеческое тело до продуктов своей психической жизнедеятельности.
Необходимо различать объект и субъект познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но объекты познания в биологии и медицине — физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в какой-то степени психические процессы, поскольку они относятся к здоровью человека в целом. В социальных науках человек как социальное существо является предметом познания, и каждая из этих наук изучает человека, а значит, и человека, с определенной точки зрения.
Формирование субъекта познания предполагает постановку задачи познания, выбор средств и методов познания.
Развитие учения о субъекте познания принесло с собой необходимость рассматривать знания в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики долгое время разрабатывалась вне доктрины познания. Наиболее подробное развитие связь между познанием и праксисом получила в марксизме. Маркс характеризовал праксис как специфически человеческую, сознательную, целенаправленную, материальную (чувственную, субъективную) деятельность людей по изменению мира.
Таким образом, хотя праксис — это материальная деятельность, она является объективной, в которой материальный и духовный моменты образуют единство. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но он не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.
Типов практики много, они включают в себя материальное производство, социальную практику, которая имеет большое количество своих разновидностей. Социальная практика — это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, моральных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и др. Особым видом практики является техническая деятельность, которая включает в себя в качестве своих элементов конструкторскую и проектную деятельность (проектирование) людей. Инженерная деятельность направлена на преобразование различных устройств, созданных людьми, с помощью которых изменяется окружающая среда. В настоящее время соотношение между различными видами практики существенно меняется, и более важное место занимает ее особый вид — научная практика (научный эксперимент).
Рассмотрение познания в единстве с практикой помогает объяснить, почему познание не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, а представляет собой процесс, обусловленный потребностями практики. Именно требования практики стимулируют познавательную активность. Познание развивается под влиянием практических потребностей социальной жизни и совершенствуется по мере развития социальной практики.
Это положение иллюстрируется тем, что познание формируется на основе всей социальной деятельности людей.
Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается и обрабатывается, а также — приборами и техническими средствами.
Чувственное познание — плюсы и минусы
Если сравнивать рационализм и сенсуализм, можно найти их плюсы и минусы. Эмоции и ощущения играют первостепенную роль в знакомстве с внешним миром, к тому же данный вид познания человек получает сам и быстро. Но чувственный способ познания мира ограничен и имеет свои недостатки:
- есть пределы данного процесса;
- имеются погрешности;
- оно субъективно;
- отражает лишь признаки различных объектов;
- сознание людей намного сложнее и шире, чем набор впечатлений;
- нельзя свести содержание интеллекта к образам и ощущениям.
Виды чувственного познания
Чувственное познание мира осуществляется с помощью сенсорной системы. На каждый анализатор влияет вся система в целом. Формируют несколько типов восприятия:
- с помощью слуха;
- зрения;
- тактильного контакта;
- обоняния;
- вкусовых рецепторов;
- вестибулярного аппарата.
Некоторые утверждают, что и интуиция – это чувственное познание. Однако она стоит в стороне от рационализма и сенсуализма и является способностью постижения истины в результате «озарения». Интуиция не опирается на ощущения и логические доказательства. Можно назвать ее своеобразной формой двух вещей – одновременно рационального и нерационального суждения.
Отличия между чувственным и рациональным познанием
В чем разница между чувственным и рациональным мышлением? В этом поможет разобраться следующая таблица:
Рациональное и инстинктивное осязание значительно отличаются между собой по признакам и механизму задействования нервной системы. Но они являются единым целым, так как без одной формы познания не может существовать другой.
Отдельно философы выделяют такой способ познания как интуиция. Это понятие можно назвать мистическим, так как человеку при помощи интуиции знания приходят в голову внезапно без обоснованных доказательств.
Роль чувственного познания
Без сенсорных органов человек не способен к постижению реальности. Только благодаря своим анализаторам он держит связь с внешним миром. Процессы чувственного познания задействуются, когда есть необходимость получить информацию о явлении, хотя она будет поверхностной, неполной. Если же индивид утратил часть средств к созерцанию (ослеп, оглох и т.д.), произойдет компенсация, то есть другие органы начнут работать в увеличенном темпе, режиме. Особенно несовершенство человеческого организма и важность биологических сенсоров заметны, когда недостатки врожденные.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
- Обыденное предполагает ежедневное приобретение элементарной информации об устройстве мира. Можно назвать это получением житейского опыта: проживание и осмысление.
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
- Научное познание опирается на логику, изучая причинно-следственные связи. Ученые выдвигают гипотезы (что это?), которые в процессе исследования подтверждают или опровергают.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность. - Мифологическое – это когда-то было неотъемлемой частью первобытного общества. Древние люди не несли ни за что никакой ответственности, скидывая ее на силы природы. Например, если сорвавшись со скалы погибал человек, то это не потому, что последний был неосторожен и не рассчитал свои физические силы, а потому что его забрало одно из божественных существ, которых в то время было придумано множество.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные). - Религиозное – направлено на изучение отношений с богом. Интересно, что последний здесь играет роль и субъекта, и объекта. Религиозное сознание воспринимает действительность как божий промысел, нацеленный на хорошие мысли, поступки и находится в ожидании обратной связи свыше.
- Художественное познание и творчество – это способ отражения реальности через символы и образы. Оно безгранично, не поддается анализу и доказательности. Является продуктом мыслительной деятельности, основанной на представлениях творца.
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть. - Философское познание занимается определением роли человека, поиском смысла жизни через призму категорий добра и зла. Философия пытается изучить суть человеческого бытия, ответить на «вечные» вопросы, касающиеся существования. Кто мы такие, зачем живем, для чего создан мир, что есть истина и т.п.
- Самопознание – исследование собственных состояний: настроения, мыслей, мыслей и поступков. Это анализ своей личности, приводящий к осознанию своих потребностей, целей и мотивов, что помогает человеку быть уверенным в себе и своих силах, не зависеть от толпы и ее стереотипов.
Признаки чувственного познания
Пользоваться чувственным познанием умеют и люди, и животные. Но есть важный элемент, присущий лишь разумным существам: способность представить то, что не видел собственными глазами. Специфика чувственного познания людей в том, что они формируют образы, исходя из рассказов других. Поэтому можно говорить об огромной роли языка в осуществлении познавательного процесса с помощью сенсорных органов. Главный признак сенсуалистического восприятия – непосредственное отражение окружающей действительности.
Понятие и характеристика
Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.
Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.
Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.
Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.
Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.
По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.
Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.
Методы чувственного познания
Наборов операций и приемов, благодаря которым осуществляется познавание, существует множество. Все методы делятся на два типа: эмпирические и теоретические. Благодаря особенности чувственного познания, большинство теоретических (или научных) приемов, таких, как анализ, дедукция, аналогия и пр. к нему не применимы. Создавать впечатление об объектах возможно лишь с помощью следующих действий:
- Наблюдение – то есть восприятие явлений, не осуществляя вмешательство в них.
- Измерение – определение отношения измеряемого предмета к эталонному.
- Сравнение – выявление сходств и различий.
- Эксперимент – помещение предметов и явлений в управляемые условия и изучение их.
Эссе на тему «Специфика и формы чувственного познания»
Эссе на тему: «Специфика и формы чувственного познания»
Данная тема является актуальной, на мой взгляд, так как познание представляет собой систему методов достижения знаний об объективном мире. Знание – единство чувственного и рационального познаний, поэтому они тесно взаимосвязаны между собой.
Познание объективного мира через чувственное познание (или его еще называют сенситивным познанием) происходит с помощью органов чувств и дает конкретное знание о предмете и его свойствах. Чувственное познание состоит из следующих форм: ощущение, восприятие и представление.
В настоящее время изучение специалистами чувственного познания является важной проблемой, поскольку чувственное познание представляет знание о конкретных свойствах и предметах действительности. И ученые рассматривают данный феномен с точки зрения достоверности информации, обманчивости чувств и применение таких знаний на практике.
Для того чтобы разобраться во всех нюансах чувственного познания, необходимо рассмотреть подробно данное понятие, выявить специфику и рассмотреть формы чувственного познания.
Чувственное познание – одна из самых фундаментальных и простых форм познания. Оно начинается с ощущений, которые возникают при помощи определенных воздействий объективного мира на органы чувств человека. Различают пять главных видов ощущений воздействия на органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. Главным среди данных видов – это зрение, так как оно представляет наибольшую часть чувственной информации. Человек может не осознавать конкретных ощущений, поскольку они являются примером мельчайших атомов чувственного опыта человека. В сознании людей проявляется синтез ощущений в восприятии.
Восприятие характеризуется не отдельными ощущениями, а устойчивыми свойствами, которые сохраняют предметы. Главное свойство восприятия – его предметный характер, который показывает, что человек воспринимает не конкретное ощущение, а предмет как единое целое. Тем самым, можно увидеть работу сознания на уровне восприятия не только органами чувств, но и разумом.
В философии выделяют два вида познания – чувственное и рациональное. Чувственное познание, как было сказано выше, связано с работоспособностью человеческих органов чувств. а рациональное познание – это деятельность разума человека, т.е. его абстрактное и понятийное мышление.
Рассмотрим формы чувственного познания:
1. Ощущение – процесс в психике, который состоит в запоминании каких-либо свойств предмета или явления объективного мира во время его прямого воздействия на органы чувств человека.
Ощущение рассматривается как начальный элемент чувственного познания. С позиции информационной способности выделяют на первое место зрение и осязание, далее слух, обоняние и вкус. Ощущение – это субъективное отражение предмета, поскольку оно преломляет действие предмета с помощью человеческое сознание. К примеру, боль от ожога (огонь не имеет боли).
Ощущение отражает связь субъекта с объективным миром, и оно зависит от организма человека и его органов чувств. Однако, несмотря на двойственность зависимости от объекта и субъекта, на практике у человека выработалось действие оценивать и ежедневно использовать объективную информацию о предмете, которые приходят из ощущений.
Хотя человек с помощью органов чувств ощущает пространственный цвет, запах, форму, вкус, и в то же время органы чувств способны синтезировать ощущения, превращая их в восприятие, которое обладает неким свойством: через восприятие предмет в сознании человека предстает в целостной форме, то есть в виде независимой, объективной от сознания целостности. Именно восприятие в ощущении приобретает качество субъективного изображения объективного мира.
2. Восприятие – общее отражение предметов и явлений при прямом воздействии на органы чувств человека через сознание. Наиболее главные факторы восприятия: предметность, целостность и структурность.
Восприятие существует как вид синтеза разнообразия проявлений предмета, неразрывно связанных с другими факторами практической и познавательной деятельности. К примеру, человек не может напрямую ощутить некоторую часть дома, но его восприятие синтезирует образ дома в целом и те части, которые он не ощущает. Благодаря огромной работе механизмов восприятия в сознании человека (в его памяти) удерживается целый образ предмета, даже тогда, когда предмета нет рядом с человеком. В данном случае начинает функционировать сложная форма чувственного познания – представление.
3. Представление – образы предметов воздействующих на органы чувств человека и сохранившиеся в его памяти. Отличительной особенностью представления от ощущения и восприятия – это то, что органы чувств человека могут быть не задействованы напрямую с предметом.
Различают представление воображения и памяти, также известны визуальные и осязательные (важную роль представляют у слепых людей) представления, обонятельные, слуховые и другие виды представлений. Представление относится к конкретному предмету, но может представлять и общую картину, при этом их общее далеко не одинаково, а наоборот различно.
В философии представление характеризуется двумя отношениями. Первое – это яркая характеристика специфического сознания человека, так как считалось, что представление в отличие от ощущения и восприятия, которые относятся субъектом к внешнему миру, представление же – это особое образование, которое обладает собственным содержанием, где предмет соответствует, или не соответствует действительности. В данном понимании представление – это некое подобие картин, которые размещены в человеческом сознании. Человек имеет прямой доступ к этим картинам, и может их смотреть через «внутренний взор» – это и есть интроспекция.
Второе, представление в философии рассматривалось как получение знаний о субъективном мире. Д. Беркли, Д. Локк, Э. Мах, Д. Юм и другие философы считали, что благодаря представлению обеспечивается возможность мышления. По их мнению, все знания и их содержание представлено в ощущении и восприятии.
Какова структура чувственного познания? Все чувственное познание является непосредственным характером. Чувственные образы возникают ввиду того, что предмет и его свойства воздействуют напрямую на нервную систему и органы чувств человека. Чувственное познание – это проход, через который человек контактирует с объективным миром. С точки зрения, диалектического материализма формы чувственного познания – это субъективные изображения объективного мира, то есть их смысл объективен, так как устанавливается внешним воздействием, а не сознанием субъекта.
Раскроем понятие «субъективного изображения», которое означает, что способы восприятия ощущений зависят от того, как устроена нервная система человека. К примеру, человек не может воспринять магнитные волны и радио, в отличие от животных. Орел прозорливее человека, дальнозоркий, но человек замечает предметы и видит больше, чем орел. У собаки тонкое обоняние, но она не может различить и один запах и тысячи тех запахов, которые различны человеку. Субъективность изображения основывается на взаимодействии двух форм материи ощущения, которые отражаются в нервной системе человека. Например, вкус сладкого или соленого по отношению к языку, а не к воде, запах цветов по отношению к обонянию.
Но, существует теория в истории философии, согласно которой человеческие восприятия, ощущения – это не изображения, не копии, а всего лишь условные символы, знаки, иероглифы, которые не имеют общего фактора с предметами и их свойствами. Эту концепцию сформировал немецкий физиолог Г. Гельмгольц, опирающийся на концепцию немецкого естествоиспытателя (физиолога) И. Мюллера. Исходя, из теории Мюллера особенность ощущений складывается не природой вещей и предметов, а своеобразной структурой органов чувств человека, представляющую каждым индивидом замкнутую систему (закон о специфической энергии органов чувств). К примеру, ощущение яркой вспышки возникает как от воздействия яркого света, так и от сильного удара в глаз, то есть человеческие органы чувств по теории Мюллера не дают никакого абсолютно представления о качестве явления или предмета.
С точки зрения, диалектического материализма данная теория является подобием агностицизма, так как знаки, символы допустимы (возможны) в отношении несуществующих вещей, то есть к домовым, лешим и т.д.
Но, все, же представляют ли человеку его органы чувств адекватную картину действительности? Еще Л. Фейербах отметил, что человеку дано столько органов чувств, сколько необходимо для правильного познания объективного мира. Если бы чувства человека не имели отражение объективного мира таким, каким он им предстает, то человек, как и любое животное не смогли бы приспособиться к окружающему миру, то есть выжить. К тому же, данное возникновение с точки зрения сомнения представляет правильность отражения действительности, иначе человечество не усомнилось в данном факторе.
Рассмотрим, что дает человеку чувственное познание: знание конкретных свойств, признаком предметов, внешних связей между человеком и предметом, то есть чувственное познание дает человеку знание конкретного, единичного и видимого. Знание существенного, общего, абстрактного и закономерного передается через рациональное познание (разум). Естественно, при изучении конкретного предмета человек получает представление о совокупности единичных предметов тоже. Следовательно, факт общих связей и общего представляется и чувственным познанием. Но, выделение этого общего и отделение его от конкретного, частного и единичного может только разум.
Значение и роль чувственного познания определили такие школы, как рационалистическая школа (Кант, Декарт, Гегель, Лейбниц и Спиноза) – они основывались на рациональном познании, при этом, не отрицая значение чувственного познания в качестве связующего фактора разума с объективным миром. Другая школа – эмпирическая (Локк, Гоббс) считали, что чувственное познание – это и есть главный и возможно единственный источник знаний.
Таким образом, можно подвести итог, что чувственное познание – это специфически человеческий характер, то есть исторически-социальный. Безусловно, что человек в чувственном познании занимает важное место во взаимодействии с предметом и органами чувств. Но, человек не может обнаружить в реальной познавательной деятельности чувство познания в обособленном (чистом) виде, – вне окружающего мира, вне общения с людьми, с которыми он связан.
Функционирование органов чувств является необходимым элементом познания, без которого сложно любое восприятие. Пока все органы чувств человека функционируют в нормальном ритме, человек может замечать их роль, но эта роль заметна лишь при повреждении. Например, глухонемые люди могут быть полноценными людьми, развив способности познания и рационального мышления внутри своего организма, разума. А дети-маугли, наоборот, теряют способность к познанию. Это значит, что человек и его чувственно-практическая деятельность соединена с чувственным познанием, что является исторически-социальным явлением.
В человеческом восприятии существует еще один важный элемент, который присущ только ему. Человек способен представить наглядно не только увиденное глазами, но и большая его часть включает картины из описаний его жизни. То есть индивидуальный опыт человека может быть до конкретной степени заменен итогами опытов его предшественников. На сегодняшний день с развитием технологий данная способность стала неограниченной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 289 с.
- Алексеев П.В.Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991. – 370 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994. – 385 с.
- Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии, 2008. №8. – С. 72 – 80.
- Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – 234 с.
- Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М.,1994. – 428 с.
- Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – M.: Юристъ. 2004. – 421 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат,1987. – С. 291.
- Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 294 с.
6