Сущность и основные характеристики межличностного восприятия


20.1. Межличностное восприятие и понимание

Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличност­ному взаимодействию используется системный подход, элементами которого явля­ются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия (рис. 20-1).

В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что пред­полагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблю­дательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении чело­века малозаметные, но существенные для его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темпе­рамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личност­ных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифициру­ют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют раз­личные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые име­ют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят­ся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические харак­теристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, руки и др. Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, по­тоотделение и т. д. Функциональные особенности включают осанку, позу и походку. Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жес­ты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 20-2).

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социаль­ное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из ху­дожественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенно­сти, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирую­щийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих); механизм стереотипизации (отнесе­ние воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей); меха­низм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этниче­ским образом жизни воспринимающего).

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различ­ные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпре­тации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием дан­ного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм кау­зальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и при­чин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии друго­го человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межлично­стного познания (от простых к сложным).

В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по раз­личным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состоя­ния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъ­екта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность вос­принимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. favor

— благосклонность).

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Социальная перцепция: эффекты, феномены и виды

Стоит разобрать более узкую область этого понятия. Социальная перцепция – это процесс познания, который достигается путем создания представления о себе, о других членах общества. Говоря кратко, это способ познания себя индивидом. Понятие социальной перцепции было предложено в 1947 году Дж. Брунером.

Принято различать следующие эффекты социальной перцепции:

  • стереотипизация – сформированный образ, штамп.
  • ореол – общее мнение о индивиде переносится и на скрытые черты его характера. Если человек обладает уникальными природными данными, общество будет считать его хорошим.
  • новизна – формирование мнения о незнакомце происходит на основе первого впечатления. Часто это мнение бывает ошибочно, потому что первое впечатление складывается исходя из множества факторов, которые не отражают внутренние качества.
  • первичность – при создании образа упор идет на информацию, которую узнали самой первой. Весь последующий опыт формируется исходя из нее.
  • роль – восприятие ролевых функций как черты характера. Например, всех учителей принято воспринимать строгими.
  • присутствие – в присутствии других людей личности свойственно проявлять тот навык, которым она владеет лучше всего.
  • авансирование – приписывание личности черт, которые ей не свойственны и дальнейшее разочарование в ней. Это связано с так называемой верой в людей, хочется думать, что все они хорошие.
  • снисходительность – преувеличение роли положительных качества при отрицании негативных черт характера.
  • гипервзыскательность – личность видит только негативные качества и закрывает глаза на позитивные.
  • физиогномическая редукция – суждение о качествах по внешности.
  • красота – привлекательным людям приписывается больше положительных качеств.
  • ожидание – провоцирование на человека той реакции, которую хотим получить от него.
  • внутригрупповой фаворитизм – свое всегда лучше.
  • презумпция взаимности – индивид думает, что оппонент относится к нему так же, как он к нему.
  • проекции – заключается в приписывании личностью своих положительных качеств человеку, который ей приятен и симпатичен.

Феномены социальной перцепции:

  • предположения о сходстве – личность считает, что «свои» люди должны относиться ко всему так же, как и она. Глубоко в нас заложена потребность в общности, мы хотим, чтобы близкие люди были похожи на нас, думали, как мы.
  • игнорирование информационной ценности не случившегося – принято игнорировать информацию о том, что могло случиться, но в реальности не произошло. Именно поэтому так трудно учиться на чужих ошибках.

Различают следующие виды социального восприятия:

  1. Индивидом самого себя, своей или другой группы.
  2. Участниками группы друг друга или участников другой группы.
  3. Группой своих людей и участников другой группы.
  4. Группой другой группы.

Чтобы понять сущность социальной перцепции, сначала ознакомимся с ее составными частями. Механизмы социальной перцепции представлены следующим:

  1. Социальная стереотипизация – это формирование мнения о человеке, которое основано на его принадлежности к какой-то группе. Приведем в пример известный стереотип: все украинцы пьют горелку. Таким образом, когда личность встречает украинца, у нее появляется штамп по поводу его качеств.
  2. Идентификация – распознавание объекта посредством анализа некоторых известных признаков. Например, встретив человека в школьном кабинете по математике, можно сделать о нем такие выводы: он учитель математики или изучает этот предмет.
  3. Эмпатия – способность понять человека, его внутреннее состояние. Мы охотнее сочувствуем тому, чьи эмоции и переживания близки нам.
  4. Аттракция – познание другого за счет формирования к нему положительного чувства.В процессе влюбленности можно узнать партнера и при этом видеть в нем только положительные качества.
  5. Рефлексия – процесс самопознания путем переосмысления своих качеств.
  6. Каузальная атрибуция – составление образа посредством поступков и эмоций другого человека. С детства родители учат нас, что, если человек делает плохие поступки, он злой.

Педагогическая социальная перцепция

Перцепция в педагогике – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это важный аспект познания, потому что в детстве закладываются моральные нормы. В школе ребенок находится в обществе, учится общаться, анализировать поведение сверстников. Одним из аспектов педагогического восприятия являются установки.

Социальная педагогическая установка – это оценка и реакция учителя определенным образом на учеников или учебные ситуации, которые сформировались на основе прошлого опыта. Они могут быть положительными или отрицательными.

Положительные педагогические установки способны благотворно влиять на процесс обучения. Ученики видят, что учитель доверяет им и верит в них. Это стимулирует их учиться лучше, развивать творческие способности и быть дисциплинированными.

В данном случае применим «эффект Пигмалиона». Это древнегреческий скульптор, который создал прекрасную статую девушки. Она была столь красива, что он влюбился в нее. Его любовь была такой сильной, что смогла оживить статую. Так же и учитель может вдохнуть в учеников желание развиваться и становиться лучше.

Общение как социальная перцепция

Перцепция в общении – это обмен информацией во время взаимодействия с другими членами общества. Чаще всего это происходит в форме диалога, целью которого выступает достижение полного взаимопонимания.

Перцептивное общение – это один из способов построения межличностных отношений, основанный на умении понимать внутренний мир собеседника. Перцептивное общение несет в себе следующий набор функций:

  1. создание почвы, которая позволит лучше понимать других людей;
  2. развитие предпосылок к хорошему взаимопониманию с оппонентом;
  3. наблюдение за тем, чтобы влияние собеседников друг на друга было положительны. .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]