Механизм межличностного восприятия. Восприятие человека человеком. Социальная перцепция

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия – это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толкований:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация – это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Жесты и позы человека

В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии было составление каталогов культурно типичных жестов и поз.

Вот несколько примеров выразительных жестов, которые имеют универсальное значение в европейской культуре:

  • Сцепленные пальцы — стыд, покорность, смирение;
  • Один палец зажат в ладони другой руки — уверенность в себе;
  • Различные «почесывания» головы — нерешительность, неподготовленность.

В последние годы много написано о позах как средстве самовыражения. Подчеркнем лишь, что лучше всего изучен набор поведенческих реакций (поз, жестов), выражающих отношение к партнеру по следующим параметрам: избегание — приближение, открытость — закрытость, доминирование — подчинение. Например, пространственная дистанция общения указывает на близость или формальность контактов. Американский антрополог и психолог Э.

Холл разработал для своей культуры некоторые нормы физической дистанции, соответствующие отношениям разного типа:

  • Интимное расстояние — 0 — 30 см;
  • Личное расстояние — 30 — 120 см;
  • Социальная дистанция — от 120 до 360 см;
  • Общественное расстояние — 360 см и более.

Голос и речь человека

С одной стороны, каждый человек обладает уникальным, неповторимым набором характеристик голоса и речи: Интонация, связанная с объемом и длиной предложений, характерные паузы и междометия в речи…. С другой стороны, многие параметры голоса несут социально значимую информацию, которая помогает «декодировать» их владельца в ситуациях общения.

Громкость голоса отражает степень доминирования человека в пространстве общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими личностными характеристиками, как уверенность в себе, социальная смелость и компетентность.

Паузы — это еще один показатель уверенности. Отсутствие пауз часто интерпретируется как беспокойство, неуверенность в своих словах. Пауза — известное средство управления разговором, манипулирования состоянием человека.

Темп речи связывают с темпераментом (что вполне справедливо), реже чуткий наблюдатель использует его для диагностики физического состояния человека. Важным аспектом общения является совмещение темпа речи собеседников. Замедляя или ускоряя темп собственной речи, можно активно влиять как на ход беседы, так и на состояние собеседника.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Виды и уровни общения.

Выделяют следующие виды общения:

А) Внутриличностное общение

. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т. п.

Б) Межличностное общение

. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение

. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

— Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

Различают следующие уровни (стили) общения:

А) Примитивный уровень

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

Б) Манипулятивный уровень.

Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой — либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т. д.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

… является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих …

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Е) Общение на уровне «контакта масок».

Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т. п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку, во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

7 стр., 3353 слов

Хигир. Как узнать тайные мысли по жестам

… ситу­ации вам более подошли бы жесты открытых рук и рас­стегнутой одежды. Жесты прихорашиваний и ухаживания Исследования, проведенные … при ухаживании, явля­ясь главной «лакмусовой бумагой». Общение с сексуаль­но привлекательным партнером заставляет зрачки непро­извольно … в функционировании все­го аппарата управления важен культурный уровень руководителя, его стиль деятельности, которому дол­жны …

Ж) Светский уровень

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта – идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия – психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая – способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Механизм формирования

Механизмы:

  1. Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
  2. Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
  3. Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
  4. Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
  5. Рефлексия. Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого – радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной. Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной. Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной. Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание – переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм – это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.

Эгоцентризм бывает:

  1. Познавательным. Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Моральным. Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
  3. Коммуникативным. Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.

Перцептивный компонент

Он помогает корректно интерпретировать облик и поведение личности при взаимодействии с ней. Без него наши представления об окружающих были бы поверхностными и неэффективными.

Благодаря перцепции от нашего сознания не ускользают реальные помыслы, амбиции, переживания. Однако она может проявляться в полной мере, только если человек не является заложником стереотипов и ограничивающих убеждений. Они не дают объективно анализировать собеседника и заранее создают определенный образ в голове, который зачастую далек от действительности.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Необходимо не торопиться с выводами и позволить себе сформировать достоверную оценку. Чтобы составить истинно верную картинку об оппоненте, нужно пообщаться с ним продолжительное время, получить как можно больше информации, наблюдая за его поведением в различных ситуациях.

Наверняка случалось, что вы встречали человека, с которым были знакомы в прошлом, и замечали, как сильно он изменился. Появляется возможность отринуть уже сформированное восприятие его личности и принять те характеристики, которые он имеет в настоящий момент.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой – познание самого себя через это. Таким образом, чем шире круг общения индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции – процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Законы и факторы

Типы факторов:

  • внешние;
  • внутренние.

Внутренние:

  1. Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
  2. Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
  3. Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
  4. Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
  5. Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.

Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям – неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

  1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
  2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
  3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

Задайте вопрос

При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

  • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
  • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
  • отсутствие интереса к предмету разговора;
  • отличия в точке зрения;
  • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
  • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
  • языковые или диалектические различия;
  • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
  • отличающиеся культурные нормы;
  • разница в миропонимании и мировоззрении.

Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

  • В плоскости какого социального события он происходит?
  • Это формальное или неформальное общение?
  • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
  • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

  1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
  2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
  3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

Наладить контакт поможет и трансакционный анализ. Это способ организации коммуникативного взаимодействия, основанный на регулировании позиций оппонентов. Личность каждого человека включает в себя три роли: родителя (говорит о том, что нужно делать), взрослого (гармонично сочетает желание и необходимость) и ребенка (опирается исключительно на эмоциональное «хотение»). Чтобы результативно общаться с людьми, нужно добиться того, чтобы эти категории совпадали. В противном случае есть риск невозможности правильно воспринять сказанное.

Разобравшись в контексте и выбрав подходящую манеру ведения беседы, вы можете направить разговор в нужное русло.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Эффект первичности. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Глава 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.

Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются по одному шаблону. Человек представляет себе Мать добродетельной и ласковой, Отца — суровым, но справедливым, собственное тело — крепким и неповрежденным. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности…

Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса является одной из причин, по которой его всячески избегают. Когда умирает любимый человек, требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно, оно приводит к усталости и потере веса. Люди в состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психические образы…

Э. Берн.

«Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Сущность социальной перцепции • Механизмы социальной перцепции • Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты восприятия • Особенности формирования социальных установок

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепциизаключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В большинстве источников перцепция

трактуется как процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации.
Социальная перцепция
— восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. (Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990). Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как
межличностное
восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия — человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия — человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие — это интерпретация.

Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Выделяют механизмы социальной перцепции— способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия —

постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек — человек» требует развития данного механизма перцепции.

Аттракция

особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса: качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие — отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

Механизм каузальной атрибуции

связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле — это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т.Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.

Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификациякак социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.

«…Мне знаком восьмилетний мальчуган, чья способность верно угадывать в игре «чет и нечет» снискала ему всеобщее восхищение. Это очень простая игра: один из играющих зажимает в кулаке несколько камешков и спрашивает у другого, четное ли их количество он держит или нечетное. Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает камешек, если же неправильно, то проигрывает камешек. Мальчик, о котором я упомянул, обыграл всех своих школьных товарищей. Разумеется, он строил свои догадки на каких-то принципах, и эти последние заключались лишь в том, что он внимательно следил за своим противником и правильно оценивал степень его хитрости. Например, его заведомо глупый противник поднимает кулак и спрашивает: «Чет или нечет?» Наш школьник отвечает «нечет» и проигрывает. Однако в следующей попытке он выигрывает, потому что говорит себе: «Этот дурак взял в прошлый раз четное количество камешков и, конечно, думает, что отлично схитрит, если теперь возьмет нечетное количество. Поэтому я опять скажу «нечет!» Он говорит «нечет!» и выигрывает. С противником чуть поумнее он рассуждал бы так: «Этот мальчик заметил, что я сейчас сказал «нечет», и теперь он сначала захочет изменить четное число камешков на нечетное, но тут же спохватится, что это слишком просто, и оставит их количество прежним. Поэтому я скажу «чет!» Он говорит «чет!» и выигрывает. Вот ход логических рассуждений маленького мальчика, которого его товарищи окрестили «счастливчиком». Но, в сущности говоря, что это такое? Всего только, — ответил я, — уменье полностью отождествить свой интеллект с интеллектом противника.

Вот именно, — сказал Дюпен. — А когда я спросил у мальчика, каким способом он достигает столь полного отождествления, обеспечивающего ему постоянный успех, он ответил следующее: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу в его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением…» (По Э.

Рассказы. — М., 1980. — С. 334). Как видим, данный отрывок иллюстрирует действие механизмов идентификации и эмпатии в познании мальчиком своего сверстника с целью победы в игре. Механизм идентификации в данном случае явно преобладает над эмпатией, которая здесь также имеет место.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.

Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией.

Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так. в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны — на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я».

Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Итак, имидж личности —это ее воспринимаемый и передаваемый образ.Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление

о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т.е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно сделать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общепринятыми обычаями, либо утверждает собственное
Я,
пренебрегая социальными нормами. Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров — специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный — включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности

и
эффект недавности).
При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация. Кроме того, большое значение производит
эффект
положительного или отрицательного
ореола.
Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации. Допустим, учительница, которая первый раз пришла в данный класс, но слышала весьма похвальные отзывы других учителей об учебных успехах Н. и знает, что Н. круглая отличница, будет предрасположена относиться к данной ученице соответствующим образом. Особенно, если Н. будет активна на первом уроке. В дальнейшем, даже когда Н. будет не совсем готова к уроку, учительница может весьма лояльно относиться к ее учебной деятельности. То же самое может происходить и с учениками, которые имеют отрицательный имидж у педагогов.

А.С.Макаренко, будучи руководителем колонии для несовершеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. Его расчет понятен: он не хотел формировать негативных установок у воспитателей, поскольку они, создавая экспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определенного поведения у воспитанников. Следует заметить, что А.С.Макаренко был одним из наиболее успешных социальных педагогов мира, который в жестких условиях экономического кризиса и тоталитарного политического режима создал уникальную воспитательную систему, способную обеспечить условия для развития и саморазвития колонистов.

Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных — стереотипы.

В широком смысле, стереотип — это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д. Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя поведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальная установка

— предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.
Особенности формирования социальных установоксвязаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу «увеличительного стекла» при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу «искажающего зеркала». В любом случае установка является своеобразным фильтром доверия или недоверия по отношению к поступающей информации. Один из ведущих отечественных исследователей социальной установки — Д.Н.Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности
человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

На смысловом

уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида.
Целевые
установки связаны обычно с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К.Левиным и более основательно изучен в исследованиях его ученицы — Б.В.Зейгарник (эффект Зейгарник). На
операциональном
уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации. Она способствует восприятию и интерпретации обстоятельств прежде всего на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Ж.Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, фиксиро-ванностью. Изменить их крайне трудно.

В процессе восприятия и интерпретации другого человека не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутниками социальной перцепции.

Вопросы по теме

В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

Какую роль в социальной перцепции играет образ?

Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения? Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

Что общего и каковы различия между эмпатией иидентификацией как механизмами социальной перцепции?

Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет? (См. главу «Социальное развитие человека».)

Задания для самостоятельной работы

На основе анализа содержания идеи Э.Берна, приведенной в эпиграфе к главе, объясните, каким образом социальная перцепция обусловлена чувствами воспринимающего человека? Подумайте, как это связано с социальным контролем?

Самостоятельно сформулируйте три определения социальной перцепции в зависимости от ее типа. (См. Перцепция социальная в «Основных понятиях курса».)

Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируйте причины разрыва.

Используя определение установки социальной в разделе «Основные понятия курса», проанализируйте компоненты и функции социальной установки.

Литература

Баранова В. А.

Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр.- 1994. -№ 2.

Битянова М. Р.

Социальная психология. — М, 1994.

Бодалев А.А.

Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1993.

Бодалев А.А.

Личность и общение. — М., 1995.

Годфруа Ж.

Что такое психология. — М., 1992. — Т. 2.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А.

Психология: Словарь-справочник. -Минск, 1998.

Дьячкова Э.К.

Имиджелогия для руководителя. — Новосибирск, 1998.

Келли Г.

Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М., 1984.

Кроль Л. П., Михайлова Л. А.

Человек — оркестр: микроструктура общения -М, 1993.

Узнадзе Д. Н.

Экспериментальные основы теории установки. — Тбилиси 1966.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]