Социальная активность человека — что это такое и каковы ее проявления?


Понятие

Что такое социальная активность?

В общем смысле деятельность — это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.

Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.

К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.

Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.

Выделяют такие цели социальной деятельности:

  • удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей;
  • построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления;
  • преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы;
  • психологическое развитие и самореализация человека.

В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.

Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны — исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.

Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.

К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.

Трактовка


Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:

  1. Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
  2. Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
  3. Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.

Проявления

Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность — это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:

  • отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира;
  • отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом;
  • отношение к событиям и явлениям;
  • отношение к самому себе.

Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.

Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум — поступком.

Внутренние изменения — предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.

И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.

Пример роста социальной активности

Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.

Структура и составляющие

В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном — в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.

Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:

  1. Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы — самовыражение, самореализация, социальная значимость.
  2. Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
  3. Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.

Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.

Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.

Оценка социальной активности


Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.
В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.

Виды и формы

Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.

Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.

Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:

  • материально-преобразовательная — направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира;
  • научно-познавательная — заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания;
  • художественно-эстетическая — удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей;
  • ценностная — приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей;
  • коммуникативная — отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума;
  • здравоохранительная — направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.

Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.

Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:

  1. Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
  2. Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
  3. Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.
    Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание.
  4. Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.
  5. Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп — культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.
  6. Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании — общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.

В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.

На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.

Пассивная и активная личность

Пассивная и активная личность Солоинк Логик.

Несколько случайных текстов из книги.

4.1164.

Если ваш поезд ушёл, а вы остались и плачете – это говорит о вашей пассивной жизненной позиции. Вы ищете, кто бы Вас спас, ищете помощь извне, не желая измениться и начать действовать самостоятельно. Зачем вам поезд? Идите пешком. Решайте свои проблемы самостоятельно.

9.1303.

Нельзя сказать, что активная позиция в жизни лучше или хуже позиции пассивной. Получать удовольствие можно и так, и так. Сам выбирай, как тебе больше нравится. Причём заметь, одно другому ведь не мешает.

9.2415.

Машина, которая активно работает, ломается реже, чем та, что долго простаивает без дела, ржавея.

9.4122. Мнимое чувство вины.

Если вас хотят сделать виноватым, активно сомневайтесь.

9.4155.

Отношения бывают активные и пассивные. В пассивном состоянии человек ждёт милости от природы, а в активном — сам кузнец своего счастья.

10.8172.

Залюбленность порождает ощущение пассивности. Пассивность порождает мнительность и страх. Страх ослабляет тебя и ставит в зависимую позицию.

10.8174.

Любить это активная позиция, принимать любовь – пассивная. Пассивность порождает страх, зависимость, слабость и пороки. Скажу честно, опасное это дело, когда тебя любят, гораздо выгоднее – когда любишь ты сам.

10.8177.

Ожидание это пассивная позиция, порождающая страх. Страх превращает реальность в иллюзию, резко сокращая шансы чего-либо дождаться. Просите и вам дано будет. Просить это активная позиция, активность это любовь и вера. Любовь, вот что создаёт реальность.

10.8178.

Активность это любовь. Любовь это движение, которое порождает жизнь и радость. Пока ты активен, в тебе есть любовь, пассивность любовь убивает.

10.8187.

Чтобы победить страх, повысить самооценку, стать мужественным и успешным, следует занять активную позицию. Слушай свою интуицию и поступай, как она велит. Твоё Я это твоя интуиция, доверие к самому себе повышает самооценку. Реализуя желания интуиции, ты начинаешь действовать и занимаешь активную позицию. Активность есть мужество, убивающее страх.

10.8197.

Схема «выиграл-выиграл» в отношениях предполагает соединение несоединимого, когда обе стороны находятся в активной позиции. Мужчина активно предлагает варианты, а женщина активно из них выбирает те, что ей больше нравятся.

10.8221. Активная жизненная позиция.

Их проблема в том, что они вечно ждут спасителя. Им кажется, что кто-то придёт и спасёт их. Ожидание это пассивность, порождающая страх. Страх это ложь. Поэтому спасителя либо просто нет, либо приходит фальшивый. Нужно занять активную позицию. Нужно придумать своего спасителя, нужно самому стать спасителем.

10.8304.

Активность это ситуация, когда ты понимаешь и контролируешь ситуацию. Пассивность – когда не контролируешь и не понимаешь. Понимать – значит контролировать.

10.8352.

Когда ты знаешь, что делаешь это активная позиция, а значит, вера и сила. Когда не знаешь, что делаешь, — это пассивная, а значит, неуверенность и страх.

10.8491.

Активность бывает разной, например, можно активно проигнорировать то, на что не считаешь нужным обращать внимания.

10.12444.

Активное внимание переходит в пассивную стадию, когда находит интересную информацию, энергию или красоту.

10.12445.

Необходимым фактором удержания пассивного внимания является развитие предмета внимания. Необходим поток информации.

10.12473.

Физическая активность, сопровождающая акт внимания, способствует большей ясности мышления.

10.12835.

Пассивность и иллюзии порождает страх. Активность и общение порождают уверенность и бодрость.

10.12837.

Общение с людьми это активная позиция, убивающая страх, а значит, порождающая радость.

10.12843.

Пассивность делает людей обидчивыми. Пассивность делает людей горделивыми, а гордыня делает их обидчивыми, вспыльчивыми и негативно ко всему относящимися.

10.13184.

Доминантная идея пропускает всю активность мозга через себя. Выделяя из хаоса реальности всё, что нужно именно ей.

10.13760. Паранойя в бомбоубежище.

Тебе кажется, стены защищают тебя от врагов и страха, но это заблуждение. За стенами ты начинаешь надеяться на стены и бояться, что они не смогут тебя защитить. Ты начинаешь надеяться на других, а не на себя. Ты занимаешь пассивную позицию, которая порождает страх и гордыню.

10.21024.

Обиды не прощай, потому что, прощая обиды, ты становишься пассивной личностью и впадаешь в хронический страх. В пассивной позиции человек теряет способность к росту, теряет мужество, переполняется страхами и трусостью, становится глупым и несамостоятельным.

10.22289.

В доминантно-зависимых отношениях зависимая сторона интуитивно будет саботировать всё, что связано с работой и ростом, ибо подсознание знает, что доминанта с доминантой не уживутся.

10.22291.

Доминантный нарциссический мужчина стремится превратить зависимую жену в самого себя. Однако если он в этом преуспеет, она в нём неизбежно разочаруется. Нарциссический мужчина по умолчанию страдает комплексом несоответствия себя своему идеалу.

Уровни и критерии

Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.

Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.

Так, любой результат может быть:

  • созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного;
  • консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия;
  • разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.

Консервативный результат — больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.

Мнения исследователей


Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого – социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле. Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами – активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека. То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.
Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.

Что она нам дает?

Когда образ жизни становится активным, риск заболеть вышеперечисленными недугами снижается до минимума или сводится к нулю. Человек становится счастливым. Динамичность и постоянная занятость блокируют формирование плохих мыслей и депрессивное состояние. Улучшается работа мозга и в целом самочувствие. Как видим, мы получаем только плюсы. Рассмотрим некоторые практические рекомендации, как стать активным по жизни.

Как стать социально активным человеком?

В него невозможно превратиться за один или несколько дней. Это внутреннее состояние, жизненная позиция. Только неравнодушный, с обостренным чувством справедливости, не желающий мириться с правонарушениями, стремящийся помогать другим людям человек считается активистом.

Он должен иметь опыт общественной деятельности, обладать системным мышлением и стратегическим видением. Разумный подход к делу, хорошее настроение, широкий кругозор и эрудиция, здоровая самооценка, чувство юмора и другие положительные качества должны быть ему присущи.

Но, к сожалению, в реальном мире есть «нездоровые» активисты, которые любят находиться в центре внимания. Они, как правило, демонстративны, истеричны, не приносят пользу обществу, а лишь провоцируют склоки, бунты и свары. К ним также относятся неудачники, которые самоутверждаются за счет других.

Несправедливо порой отношение к «здоровым» активистам. Потому что они нарушают комфортную зону, спокойствие других, не всегда удобны. И часто к ним относятся как к причудливым людям, с непониманием, раздражением и даже агрессией. Ведь они оголяют факты несправедливости, и поневоле человек начинает сомневаться в правильности своей жизни, стыдиться собственной инертности и бездействия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]