Как противостоять абьюзеру: 11 способов справиться с психологическим давлением

Абьюз от партнера подразумевает некое психологическое давление на волевой компонент своего визави. В этой статье мы осветим тему сугубо эмоционального насилия, хотя нередко грань между эмоциональным и физическим крайне зыбкая и может растворяться, когда партнер переступает черту.

Абьюзерами в психологии принято обобщенно называть людей с определенными характеристиками психики, а именно людей властных, склонных подавлять волю партнера через прямые способы — унижение, оскорбления, обвинения, и косвенные — демонстративное игнорирование, уход, манипуляции.

Уйти от абьюзера и разорвать отношения

Конечно, самый эффективный способ — это выйти из отношений с таким человеком и более в них не возвращаться. Но ведь некоторые «жертвы» обаятельных нарциссов «подсаживаются» на эмоциональную иглу, и уйти самостоятельно не в состоянии, застревая в таких отношениях надолго, а то и навсегда. Некоторые больше боятся развода, переживают о том, как будут растить ребенка, боятся, что нарушат стереотип о том, что у «приличной женщины» обязательно должен быть муж. Некоторые просто не знают, как закончить отношения с абьюзером — в таких случаях лучше обратиться к психологу за помощью.

Как по нотам

Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.

До: страх

Как это выглядит

Запугивания. Фраза «Нет незаменимых людей». Намеки на то, что вы вот-вот провалитесь, а цена ошибки высока. Красноречивая демонстрация того, что вряд ли на какой-то другой работе вас смогут терпеть. Ну если только вас понизить в должности… Хотя нет… Всё равно не получится.

Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.

Ре: чувство долга

Как это выглядит

Срочная тревога, аврал, сообщение в мессенджер посреди отпуска и фразы вроде «Если не мы, то кто?». Тут начальник волен самоустраниться, а «мы»… то есть вы делаете работу, которая в данный момент больше похожа на подвиг Александра Матросова. Это особенно ответственное задание, с которым не сможет справиться никто на свете. И только вы, только сейчас (ничего, что уже три часа ночи) героически прикрываете амбразуру.

Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.

Ми: вина

Как это выглядит

Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.

Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.

Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.

Испытывается на людях с патологическим ощущением собственной виновности, на тех, которые вместо того, чтобы сказать: «Я не потерплю комментариев о моей собаке» — или, деловито закатав рукава: «Ок, мог ошибиться, где исправить?» — впадают в панику и рвут на себе волосы.

Фа: самолюбие

Как это выглядит

Есть подчиненные, готовые свернуть горы, стоит дать им понять, что вы ждете от них чего-то особенного, что они — да-да — избранники судьбы, у них особая роль и особое положение. С такими ребятами можно чередовать лесть и разочарованный вид. Например, человек собрался уйти из офиса в семь часов вечера, а начальник неодобрительно покачивает головой: «Ну-ну, вот именно от вас я такого не ожидал…» И всё — пристыженный работник снова включает компьютер, чтобы не посрамить земли русск… то есть своего славного реноме.

Удары по самолюбию особенно болезненны для людей, которые стремятся к высоким результатами, мечтают о достижениях и хотят быть лучшими. Проигрыш они воспринимают не как игру случая, а как личное оскорбление, что дает возможность топтаться на обостренном чувстве самости… «Помните, голубчик, в прошлом году завалили тендер…»

Соль: любопытство

Как это выглядит

Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…

Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.

На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.

Работает на людях с исследовательской жилкой, которые попадают впросак: сначала босс покупает их лояльность информацией, а потом прикидывается глупцом и вносит элементы путаницы: «На самом деле всё было не так… Ваша командировка планировалась не в январе и не в Калугу…»

Ля: жалость

Как это выглядит

Волк изображает овечку. Игра в жертву задумана таким образом, чтобы пробудить в работнике сочувствие и ощущение вины: «Если вы мне не поможете, я даже не знаю, что делать…», «Никому нет дела до моих проблем». Тактика «бедный я» может быть очень мощной, вплоть до угрозы наложить на себя руки. Но в итоге все страдальцы разъезжаются по домам, а жалостливый сотрудник коротает ночь над отчетом.

Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.

Си: сексуальные провокации

Как это выглядит

Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.

Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.

При этом ответ «нет», который бормочет жертва, не принимается за ответ, а агрессор проявляет редкое упорство. Еще один распространенный прием: дать понять, что сотрудник обязан своему шефу, ведь он так помог его карьере, а как он может повлиять на нее в дальнейшем — о-го-го!

Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.

Обсудить проблему

Пробовать говорить о своих невысказанных негативных чувствах, делая акцент на своем неприятии недопустимого поведения и высказываний мужчины. Говорить следует не в обвинительной манере, а из Я-позиции, например, «я чувствую себя униженной, когда слышу от тебя подобные слова». Это, по крайней мере, позволит донести в миролюбивой манере свои чувства до партнера и, если он не лишен напрочь эмпатии (и он — не ядерный психопат), а просто травмированный в свое время человек, он обязан услышать.

Кода: что может сделать жертва манипуляций

Адвокат, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин говорит, что на закон в этом случае рассчитывать трудно. Скажем, если речь идет о сексуальных домогательствах, то скорее имеет смысл взывать к общественному порицанию, а не к юристам. Подобные споры пока не перевели в статус трудовых деликтов, и с точки зрения закона это не нарушение.

А если, например, начальство вынуждает вас работать во внеурочное время, то, по словам Романа, «это ваша добрая воля». Отказ выполнить какую-то работу в воскресенье не может быть основанием для увольнения. Если начальник сатанеет, юрист рекомендует написать жалобу в Государственную инспекцию труда, и эта институция будет разбираться с нарушениями. «Но могу сказать, что в России в отличие от иностранных юрисдикций это не распространено», — печально заключает Роман.

А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:

«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.

В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.

Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.

Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.

Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.

Проанализируйте притязания начальства: у босса есть право оценивать результаты работы, премировать вас или снять финансовую компенсацию.

Но если человек позволяет себе личные выпады, то он проявляет себя как токсичный руководитель. В любом случае поведение начальства — не финал истории. Именно от вас зависит, как на это отреагировать. Пока вы в зоне манипуляции, значит, мяч на вашей стороне поля и вы должны дать правильный ответ».

Таким ответом станет выражение вашего несогласия играть по правилам манипулятора. И главным здесь будет умение говорить нет. Не извиняясь, не страдая, не впадая в чувство вины, не находя сто тысяч оправданий. «Нет, мне это не подходит», «Нет, я не готов», «Нет, я не терплю такого тона по отношению к себе». Этот полезный навык позволит не вестись ни на лесть, ни на агрессию, ни на иные приемы нападающего.

Способы подавления

Нарциссы, социопаты и психопаты часто используют эти методы, чтобы влиять на окружающих:

  1. «Не было такого», «С ума сошел?» – с помощью этих фраз подавляющая личность пытается подорвать ваше чувство реальности.
  2. Проекция. Это признак подавления, при котором обидчик не хочет признавать свои отрицательные качества. Выражается в таких ситуациях: лживый человек обвиняет свою подругу во лжи, завистливая жена говорит, что муж часто завидует другим и подобное.
  3. Бессмысленный спор. Вступая в разговор с нарциссом, нужно быть готовым к худшему, потому что уже спустя 10 минут он превратится в неадекватный спор, который затронет все аспекты жизни.
  4. Голословные утверждения и обобщения. Нарциссы не обращают внимания на аргументы, мнения различных авторов. Только их точка зрения может быть правильной. Во время спора для них свойственно вешать ярлык на собеседника.
  5. Резкая смена уйти. Это предпринимается для того, чтобы уйти от ответственности.
  6. Оскорбления, скрытые и явные угрозы. Они могут проявляться в виде «невинных» шуток.
  7. Клевета и преследование.
  8. Любовь и обесценивание. Сначала человек клянется в любви и верности. Когда жертва клюнула, начинается ее унижение, травля.
  9. Пристыжение. «Как Вам не стыдно обниматься на людях» – говорит человек, который явно завидует отношениям.
  10. Контроль. Подавляющие личности стремятся контролировать все, чтобы ничто не смогло нарушить их желаемое положение дел.

Виды подавления

Моральное подавление

Оно направлено на принижение достоинств человека. Например, обидчик говорит о комплексах, внешности жертвы, старается вызвать чувство вины. Сунь Дзы писал: «Чтобы подчинить врага своей воле — бей по слабым местам».

Психологическое подавление

Этот вид воздействия сопровождается физическими истязаниями. Сначала жертву бьют, толкают, а затем уже применяется психологическое насилие. Оно часто связано с такими словами: «Не хочешь по хорошему – будет по плохому», после которых начинается запугивание.

Психологическое давление: защита от манипуляций в нескольких приемах

Преодолеть психологическое давление бывает намного проще, чем вовремя защититься от него. Ведь распознать это явление порой очень непросто, манипулятор может выбирать самые изощренные типы и виды действий.

Но если есть хотя бы подозрение на такие действия, то нужно воспользоваться приемами защиты от психологического давления.

Прямолинейность

Можно прямо в лицо собеседнику заявить, что он ведет себя слишком напористо и агрессивно, такое поведение не позволяет все взвесить и сделать выбор. Некоторые манипуляторы отступают, когда встречают отпор, но с остальными приходится пользоваться другими приемами.

Закрытые позы

Скрещенные руки или ноги, подбородок, опущенный вниз, — все это снижает градус психологического давления. Такие позы на уровне подсознания дают партнеру сигнал, что вы не готовы к сотрудничеству и восприятию информации.

Мысленные барьеры

Иногда большую уверенность в себе и своих силах придают обычные мысли и образы. Достаточно представить, что между вами и манипулятором есть непреодолимый барьер: невидимая стена, глубокий ров, огненная преграда, непробиваемый купол или скафандр.

Отвлечение внимания

Чтобы сбить с толку оппонента, можно отвлекать его различными способами: кашлем, зеванием, постукиванием по столу, перелистыванием страниц, поправлением одежды или волос. Любая двигательная активность привлечет к себе взгляд, но важно, чтобы она выглядела естественно и не повторялась слишком часто.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]