Практикум по психологическим играм с детьми и подростками


Снежный ком

Эта одна из самых популярных психологических игр на знакомство. Любой человек, попадая в незнакомое окружение, немного теряется и начинает стесняться. Особенно часто это случается у подростков. Чтобы снять этот психологический барьер и помочь людям нормально общаться, можно сыграть в веселую игру под названием «Снежный ком». В чем ее суть? Люди становятся в круг. Ведущий озвучивает свое имя. Человек, который стоит справа от ведущего, повторяет ранее услышанное имя и произносит свое. Следующий стоящий должен проговорить уже три имени. Такая игра может и не помочь быстро запомнить имена всех присутствующих, но она точно поможет тронуться льду, и люди начнут чувствовать себя более раскованно. А именно это от такой быстрой терапии и требуется.

Обратные вопросы

Психологические игры – это возможность получить полезные знания в простой форме. Техника обратных вопросов помогает человеку выиграть время перед тем, как его собеседник начнет загонять своего оппонента в тупик. А также эта техника поможет человеку уходить от неприятных ему вопросов или перескакивать на более знакомые темы. Как же можно преобразовать такой психологический тренинг в игру? Просто. Следует разбить участников на две команды. Ведущий вызывает одного человека. И теперь все люди из противоположной команды начинают задавать вопросы. Они могут быть как на какую-то заданную тему, так и произвольными. Задача человека — ответить на вопрос вопросом. Ведущий записывает, сколько ответов у участника получится дать за минуту. Когда время истекло, выходит человек из другой команды, и соответственно вопросы уже задаются ему. Итоги подводятся тогда, когда все люди из команд выступили. Эта психологическая игра для взрослых подходит так же, как и для подростков. Никогда не поздно улучшить свои ораторские и коммуникабельные способности.

Дорога жизни

Подросткам всегда сложно рассказывать о себе. И чтобы им как-то помочь это сделать, можно провести психологическую игру. Название у нее соответствующее: «Дорога жизни». Смысл игры заключается в том, что каждому участнику выдается карандаш и лист бумаги. За 10 минут человек должен нарисовать дорогу и затем нанести на нее отметки, которые будут изображать главные моменты и события в жизни человека. Причем сюда можно включить все – от самого первого воспоминания до всех медалей и грамот, которые были получены в последний год обучения. Люди на таких картах рисуют самое приятное и лестное. А затем с этой дорогой жизни нужно будет выступить перед другими. Нужно рассказать окружающим обо всех пометках с листка. Это сделать психологически просто, ведь человек любит выставлять себя в приятном свете.

У подобной игры можно сделать и еще один уровень. Здесь нужно будет на обратной стороне листка нарисовать еще одну дорогу и опять сделать отметки. На них следует написать то, чего вы хотите добиться и в какой последовательности. Это будет своеобразный план вашей жизни, маршрут местности, который может оказаться неточным. Но ведь лучше иметь какую-то карту, чем не иметь никакой.

Самые популярные и эффективные игры и их польза

1

Треугольник Карпмана-Берна

Треугольник Карпмана-Берна – это, если быть точным, даже не совсем игра. Точнее игра, но неосознанная. Игра, в которую играют люди, не имея ни малейшего представления о том, что стали её участниками. Но, в силу того, что это явление существует, о нём необходимо упомянуть.

Этот треугольник представляет собой упрощённую модель психологических манипуляций, которые имеют место быть почти во всех областях жизни человека: семье, дружбе, любви, работе, бизнесе и т.д. Данная взаимосвязь ролей, которые возникают в процессе человеческих отношений, была описана американским психотерапевтом Стивеном Карпманом, продолжающим идеи своего учителя – американского психолога Эрика Берна. Эта взаимосвязь, при условии, если она развивается по «схеме» данного треугольника, сама по себе деструктивна и влияет на людей, участвующих в этом треугольнике, исключительно отрицательно.

Т.к. это треугольник, у него есть три стороны: человек, выступающий в роли жертвы («Жертва»), человек, оказывающий давление («Агрессор») и человек, вмешивающийся в ситуацию и желающий помочь («Спаситель»).

Обычно получается так: между двумя людьми возникает проблема или сложная жизненная ситуация. Таким образом, появляется «Агрессор» и «Жертва». «Жертва», ищущая решение проблемы, обращается к третьей стороне – человеку, который и становится «Спасителем». «Спаситель» в силу своей доброты, осведомлённости или каких-либо других причин решается помочь и что-то советует. «Жертва» следует совету и ведёт себя соответственно совету «Спасителя». В итоге, совет приводит только к ухудшению ситуации и крайним уже оказывается «Спаситель» — он становится «Жертвой», «Жертва» — «Агрессором» и т.д. Время от времени каждый из нас играет роль одной из сторон треугольника Карпмана-Берна. Сам же треугольник нередко становится причиной больших ссор, неприятностей, бед и т.д.

Чтобы подробно познакомиться с треугольником Карпмана-Берна, узнать его особенности и увидеть наглядные примеры, соотносимые с нашей повседневной жизнью, можете заглянуть в Википедию.

Теперь же мы переходим непосредственно к играм, имеющим очень серьезный психологический аспект. Эти игры намеренно организуются людьми как с целью победить/выиграть, так и с целью оказать определённое влияние на личность человека. Организация и участие в этих играх дают человеку возможность глубже вникнуть в суть его взаимоотношений с самим собой и окружающими его людьми. Первой игрой, которую нам стоит рассмотреть как психологическую, является игра «Мафия»

2

«Мафия»

«Мафия» — это словесная ролевая игра, созданная в 1986 году студентом МГУ Дмитрием Давыдовым. Играть в неё рекомендуется людям от 13 лет. Оптимальное количество игроков: от 8 до 16. В процессе моделируется борьба меньшей организованной группы с большей неорганизованной. По сюжету, уставшие от деятельности мафии жители города решают посадить в тюрьму всех представителей криминального мира. В ответ на это, бандиты объявляют войну горожанам.

В начале ведущий раздаёт участникам по одной карте, определяющей их принадлежность к мафии или горожанам. Игра проходит «днём» и «ночью». Ночью активна мафия, днём – горожане. В процессе чередования времени суток мафиози и жители города ведут каждый свою деятельность, в ходе которой игроков в каждой команде становится всё меньше. Информация о событиях направляет все дальнейшие действия участников. Игра считается законченной, когда полностью побеждает одна из команд, т.е. когда либо «убиты» все горожане, либо «посажены» все бандиты. Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Игра «Мафия», прежде всего, основана на общении: обсуждениях, спорах, установлении контактов и т.д., что максимально приближает её к реальной жизни. Ведь в игре используются и проявляются все черты и свойства человеческой личности. Психологический аспект игры таков, что для успешного взаимодействия с другими человек должен стараться применять и развивать свои актёрские способности, дар убеждения, лидерство, дедукцию. «Мафия» прекрасно развивает аналитическое мышление, интуицию, логику, память, сообразительность, театральность, социальное влияние, командное взаимодействие и многие другие важные в жизни качества. Основной психологизм этой игры состоит в том, какая же команда всё-таки одержит победу. Ведь одна команда – это мафиози, которые знают друг друга, но ни в коем случае не настроены на то, чтобы играть в убыток себе и, к тому же, имеют возможность ликвидировать горожан. А вторая команда – это мирные жители, незнакомые друг с другом, которые могут действовать наиболее эффективно, лишь взаимодействуя с мафией. «Мафия» таит в себе огромный потенциал и приносит огромное удовольствие в интеллектуальном и эстетическом плане.

Детали игры «Мафия», её правила, стратегические и тактические особенности и множество другой касающейся неё подробной и интересной информации, вы найдёте в Википедии.

3

«Покер»

«Покер» — это всемирно известная карточная игра. Её цель – выиграть ставки, собрав для этого самую выгодную комбинацию из четырёх или пяти карт или сделав так, чтобы все участники прекратили своё участие. Все карты в игре либо полностью, либо частично закрыты. Особенности правил могут быть разными – это зависит от разновидности покера. Но для всех видов общим является наличие торговли и игровых комбинаций.

Для игры в покер используются колоды по 32, 36 или 54 карты. Оптимальное количество игроков: от 2 до 10 за одним столом. Самой высокой картой является туз, затем король, дама и т.д. Иногда младшей картой может быть туз – в зависимости от карточной комбинации. Разные виды покера состоят из разного количества улиц – раундов торговли. Каждая улица начинается с новой раздачи. Как только карты розданы, любой игрок может сделать ставку или покинуть игру. Побеждает тот, чья комбинация из пяти карт окажется самой лучшей, или же тот, кто сможет вытеснить других игроков и останется один до того момента, когда карты будут вскрыты.

Психологический аспект покера является очень важным, т.к. играет серьёзную роль в тактике и стратегии игры. Ходы, совершаемые игроками, основываются, в большей степени, на их навыках, привычках и представлениях. Таким образом, стили игроков базируются на определённой психологической основе и являются отражением желаний и опасений людей, понимание которых даёт одним игрокам преимущества над другими. Также стиль игрока является отличным отображением черт его характера. Ведь любая личностная характеристика, как известно, влияет на поведение человека и, следовательно, и на его поведение в игре и те решения, которые он принимает в тех или иных условиях игры. Конечно, покер – это азартная игра, в которую играют на деньги. И не имея игровых навыков, человек рискует оказаться в незавидной ситуации. Но если играть в покер без ставок ради тренировки, например, с друзьями, то он будет отличным способом развития и оттачивания таких качеств, как интуиция, логическое мышление, умение «читать» людей и маскировать свои намерения, психологическая устойчивость, выдержка, хитрость, внимательность, память и многих других. Нельзя не отметить, что игра в покер, помимо всего прочего, развивает, самоконтроль, тактическое и стратегическое мышление, а также способность осознавать мотивы других людей. А эти качества так часто оказываются нам нужны в нашей повседневной жизни.

Подробности игры «Покер», правила, стратегии и другие интересные детали можно найти в Википедии.

4

«Диксит»

«Диксит» — это ассоциативная настольная игра. Состоит из 84 иллюстрированных карт. Играть в неё могут от 3 до 6 человек. В начале каждый игрок получает по 6 карт. Все ходят по очереди. Одного из участников игры объявляют Рассказчиком. Он берёт одну карту и кладёт перед собой так, чтобы не было видно картинки. Затем он должен описать её словом, фразой, звуком, мимикой или жестом, который у него ассоциируется с картинкой. Другие карту не видят, но среди своих карт ищут наиболее подходящую под описание Рассказчика, и так же выкладывают на стол картинкой вниз. После этого все эти карты перемешиваются и выкладываются в ряд, а игроки с помощью жетонов с номерами должны угадать карту, которую изначально описывал Рассказчик. Далее игроки вскрывают все карты, подсчитывают очки. Тот игрок, который угадал карту, двигает вперёд свою фишку. Когда все карты закончатся, игра будет окончена. Побеждает тот, у кого больше всех очков.

Игра «Диксит» обладает рядом особенностей, одна из которых состоит в том, что ассоциации не должны быть не сильно простыми, не сильно сложными, т.к. тогда карту будет очень легко либо очень сложно угадать. Сама же игра является прекрасным средством для развития аналитического и ассоциативного мышления, интуиции, фантазии, сообразительности и других качеств. Во время игры участники учатся чувствовать других людей, понимать их без слов и таким же образом объяснять. Можно сказать, что, помимо всего прочего, формируются и навыки эффективного невербального общения. Игра очень интересна и всегда проходит в позитивной дружеской обстановке.

Узнать больше об игре «Диксит» и некоторых её особенностях вы можете в Википедии.

5

«Имаджинариум»

«Имаджинариум» — аналог игры «Диксит». В ней так же нужно подбирать ассоциации к картинкам разной смысловой нагрузки. Правила игры такие же, как в «Диксит»: один игрок (Рассказчик) выбирает карту и описывает её при помощи ассоциаций. Остальные игроки выбирают одну наиболее подходящую карту из числа своих, и кладут на стол рисунком вниз. После все карты перемешиваются и игроки начинают поочередно их угадывать.

Игра «Имаджинариум» ни чем не уступает своему прообразу и исключительно благотворно влияет на развитие многих качеств человеческой личности, а именно: развивает интеллект, аналитическое мышление, интуицию, воображение, фантазию. Игра активизирует творческие способности, умение интуитивно понимать других, всячески способствует улучшению коммуникативных способностей и повышению эффективности общения.

Познакомиться с более подробным описанием игры «Имаджинариум» можно на сайте Мосигры.

6

«Активити»

«Активити» — это коллективная ассоциативная игра, в которой нужно объяснять слова, записанные на карточках. Всего в игре 440 карточек с шестью заданиями на каждой. Стандартный набор рассчитан на людей от 12 лет. Но существуют варианты «Для детей» и «Для малышей». Минимальное количество игроков – двое. Максимальное – практически не ограничено. Объяснять слова можно с помощью мимики, рисунков или слов-синонимов. Чтобы объяснить, что загадано, у вас есть всего одна минута. Есть задания индивидуальные, а есть общие. Игроки должны передвигать фишки по игровой карте. Побеждает та команда, которая первой дойдёт до финиша. В процессе также можно выбирать более сложные или более простые задания. За более сложное задание даётся больше очков.

Игра «Активити» прекрасно подходит для отдыха и весёлого времяпрепровождения и отлично поднимает настроение. «Активити» развивает стратегическое мышление, сообразительность, фантазию, умение работать в команде, интуицию, аналитические способности. Игра способствует раскрытию потенциала и даёт возможность каждому человеку проявить себя с совершенно разных сторон. А множество тактических возможностей и вариантов поведения в ещё большей степени способствуют этому. И дети, и взрослые получат от этой игры массу удовольствия и положительных эмоций.

Прочитать более подробное описание игры «Активити» можно на сайте Мосигры.

7

«Монополия»

«Монополия» — одна из самых известных в мире развивающих настольных игр. Жанр игры: экономическая стратегия. Минимальное количество игроков: двое. Суть игры заключается в том, что добиться экономической стабильности для себя и банкротства для других игроков, используя стартовый капитал. Начальная сумма у каждого игрока одинакова. Игроки по очереди совершают ходы по игровому полю, бросая кубик. Побеждает тот, кто заработал больше всех денег. Игра заканчивается, когда кто-то окончательно разоряется или когда банкомат перестаёт выдавать денежные банкноты и карточки удачи.

Игра «Монополия» уже на протяжении многих лет сохранят свою популярность среди огромного количества людей. Во-первых, она прекрасно поднимает настроение и дарит множество положительных эмоций. Во-вторых, игра формирует культуру общения, благодаря тесному взаимодействию участников друг с другом. В-третьих, в процессе игры развиваются задатки предпринимательства и финансовой грамотности, совершенствуются математические знания, логическое и стратегическое мышление, чувство тактики. Не маловажным является и то, что игра «Монополия» тренирует память, развивает внимание, а также раскрывает лидерские задатки, самостоятельность, ответственность и стремление человека самому быть хозяином своей жизни. В дополнение к этому, вырабатываются такие качества, как умение ждать, терпение, усидчивость, спокойствие.

Узнать больше информации об игре «Монополия» можно в Википедии.

Что будет, если…

Психологические игры для подростков бывают разными. Одни из них помогают познакомиться с ровесниками, другие помогают наладить общение, а третьи развивают человека как личность. Игра «Что будет, если…» именно из таких, философских. Она заставляет подростков подумать над теми жизненными вопросами, над которыми они еще не задумывались в силу возраста. А ведь принять решение все равно придется, и лучше сделать это обдуманно, чем потом разрешать проблемы в спешке и на ходу. Так какие же правила игры? Ребята делятся на две команды. Ведущий по очереди задает сложные вопросы командам, и каждый из участников по очереди дает ответы. Соответственно, выигравшей командой считается та, которая соберет наибольшее количество очков. Какие здесь можно задавать вопросы? Вот образцы:

  • Что ты будешь делать, если случится наводнение?
  • Что будет, если люди перестанут работать на нелюбимой работе?
  • Что будет, если человек всегда будет говорить правду?
  • Что ты будешь делать, если родители разведутся?
  • Что будет, если люди научатся читать мысли?
  • Что будет, если люди смогут летать?
  • Что будет, если животные научатся разговаривать?

Какой смысл в психологических играх?

Игры, направленные на психическую деятельность, дают много возможностей по совершенствованию себя и своего окружения. Но даже откинув абстрактную пользу – они просто интересны и позволяют весело провести время в компании, не требуя специальных навыков или материалов.

Пристальное внимание на подобные мероприятия следует обратить родителям и педагогам, чья занятость связана с развитием высших психических процессов детей и подростков. Да, мозг человека способен развиваться в течение всей жизни, однако в более молодом возрасте тренировки даются гораздо проще, что сулит в будущем успех в решении разнопрофильных задач.

Итак, какую пользу можно извлечь, играя в психологические игры?

Развивать социальные навыки и организаторские способности: взаимодействовать с членами команды придется постоянно – это неотъемлемая часть игрового процесса.

Корреляция здесь прямая – позитивное и активное проявление каждого из участников принесет не только приятные эмоции, но и вполне измеримые результаты.

А если есть реальная возможность возложить на себя роль организатора, то пренебрегать подобным шансом не стоит, отказ от полезной практики губителен для личностного роста. Пусть даже у вас отсутствует должный опыт, и вы будете допускать некоторые ошибки: тормозить или путаться. Не переживайте, это совсем не страшно, ведь все действия происходят в игровой форме, группа всегда постарается вас понять и поддержит в затруднительном положении.

Тренировать мозг. В первую очередь это касается памяти, речи, мышления, восприятия, воли, внимания, чувств и эмоций.

Приятно провести время: взрослым после дня, насыщенного событиями и проектами, отнюдь не обязательно садиться в позу лотоса и погружаться в беспробудную медитацию. Психологические игры являются действенным средством релаксации, это замечательная альтернатива неактивному отдыху.

Возможность разобраться в круге своего общения и сблизиться с приятными людьми: на протяжении игры можно наблюдать раскол масок на лицах знакомых, коллег, друзей. Это может проявляться по-разному: одни продемонстрируют невероятную волю, стремление, лидерство и умение трудиться в команде, другие же могут вывернуть свои негативные качества наружу, типа стеснения, страха, праздности и эгоцентризма. Именно поэтому рекомендуется вводить психологические игры в жизнь коллектива (семейного, рабочего, товарищеского) – это нескучный и действенный способ поспособствовать сплочению группы.

Мафия

Одна из самых популярных психологических игр для детей – это «Мафия». Правила ее очень просты. Есть мирные жители, а есть мафия. Задача мафии — убить мирных жителей, задача мирных жителей – вычислить мафию. У этой игры есть различные вариации. В нее можно включать и другие роли, если позволяет количество игроков. Например, комиссар и доктор – это те персонажи, которые создают в мафии дополнительную динамику. Эта психологическая настольная игра давно уже стала неотъемлемой частью практически любой вечеринки. И это очень хорошо. Дети учатся наблюдательности, начинают лучше узнавать друг друга и смотрят на то, как их товарищи врут. Это поможет в жизни. Ребята смогут распознавать ложь и быстро выводить человека на чистую воду. А главное — они научатся красиво и четко выражать свои мысли, а еще смогут лучше понимать окружающих людей, причем даже малознакомых.

Прятки в темноте

Все люди любят игры. И даже вырастая, не каждый человек теряет в себе ребенка. Поэтому психологические игры для подростков могут быть образованы из всем известных забав. Например, можно модернизировать прятки и сделать из них прятки в темноте. Как проводить такую игру? Всем детям завязывают глаза и раскручивают их. А теперь подростки должны ходить по комнате, натыкаться друг на друга и угадывать на ощупь, кто стоит перед ними. Причем голос использовать можно только в том случае, когда оглашается имя. Человек, которого отгадали, выбывает. Поэтому, если подросток имеет слишком специфическую внешность, ему будет проще убежать, и это правилами не запрещено. Игра помогает детям раскрепоститься, улучшить свое образное мышление и стать более открытыми.

Тренинговые упражнения для дошколят

Чтобы внимание детишек не рассеивалось, игры для тренингов дошкольников должны быть недолгими. Лучше за одно занятие провести 3-4 разные игры. Каждая из них должна быть направлена на достижение определенной цели.

Тренинг-игра «Дракоша, кусающий свой хвостик»

Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.

На время проведения игры желательно включить веселую музыку. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.

Тренинг-игра «Я твой друг»

Очень хорошее упражнение для тренинга детей дошкольного возраста – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.

В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив малышам встать в круг, воспитатель может рассказать, как к ним в группу залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.

Тренинг «Какая ты, Клякса?»

Очень часто детские тренинги содержат элементы художественного творчества. Например, с помощью постановки клякс на бумаге можно не только развивать воображение детей, но и снимать агрессию и страхи.

Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Малыш выбирает себе краску, какую он хочет. (Кстати, психологи нередко по такому выбору могут сделать заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).

А потом, набрав ее на кисточку, надо брызнуть на подготовленную бумагу. Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?

Психологическое упражнение на самоконтроль

Очень важны психологические тренинги для детей, которые учат их сдерживать негативные эмоции. Дошкольникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми.

Перестановка

Психологические игры для детей бывают направлены не только на улучшение коммуникативных способностей или на раскрепощение личности. С помощью развлечений можно улучшить интеллектуальные способности ребенка. А также можно развить бдительность, интуицию и внимательность. Но это случится только при условии, что подросток пойдет на контакт и будет вкладываться в игру с энтузиазмом. Польза от такого рода развлечений будет даже в том случае, если ребенок станет безучастно сидеть на стуле и внимательно наблюдать. Но одно дело понять головой, а другое дело участвовать, непосредственно общаться со сверстниками и учиться находить со всеми общий язык.

Психологические игры и упражнения могут улучшить память. И самый простой способ это сделать — задействовать ребят и превратить скучные упражнения в увлекательную игру. Выбираются два человека: один будет ведущим, а другой участником. Участник выходит из комнаты, а в это время его товарищи из своих тел строят композицию. Затем человек входит. Его задача – запомнить за две минуты расположение всех людей. Теперь участник выходит, и ведущий меняет трех членов композиции местами. Задача человека, чью память испытывают таким изощренным способом, — определить, какие перемены произошли, и вернуть всех людей на их первоначальные места.

Сборник ролевых игр

СЦЕНАРИЙ сюжетно — ролевой игры для старшеклассников «Карьера +»

Ведущий. Добрый день, дорогие участники, гости и зрители нашей необычной встречи! Почему необычной – спросите вы. Да потому, что сегодня наши лидеры попробуют примерить на себя необычные роли – роли успешных руководителей.

Ведущий: Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашел себя, нашел именно ту область, где он может достичь успеха. Путь к жизненному успеху начинается в школе.

Ведущий: Именно в старших классах закладываются первые кирпичики в фундамент профессиональной карьеры человека. Почему бы уже сейчас не поставить себе цель стать профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства?

Ведущий: И пусть у нас сегодня только игра под названием «Карьера +», но она нас может многому научить, научить работать над собой, ставить цели и искать пути их достижения.

Ведущий: Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдет в образ современного руководителя. Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал. Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу участников занять свои места Цель стать руководителем сегодня перед собой поставили:

Участник под № 1 – Артемьев Дмитрий- ведущий хирург

Участница под № 2 – Пелькина Виктория- главный режиссер киностудии

Участница под № 3 – Курмаева Анастасия — топ-менеджер по персоналу Участница под № 4- Кравец Ксения — директор гимназии

Участница под №5 — Белякова Виктория — заведующая педиатрическим отделением

Участник под № 6 – Стрельников Дмитрий — председатель совета директоров коммерческого банка

Ведущий. А сейчас я с удовольствием представляю вам нашу экспертную группу которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков. Каждый ее участник – образец современного руководителя, профессионал в своем деле.

Итак, в составе нашей экспертной группы: 1. Светлана Николаевна Кирпичева – методист муниципального учреждения «Методический кабинет» 2.Бирюкова Светлана Владимировна – директор Дома детского творчества «Гармония, 3. Любовь Викторовна Назарова- директор Центра детского творчества «Светлячок» 4. Оксана Александровна Абапова – директор Станции юных техников.

Ведущий.Ну вот мы и познакомились с нашей уважаемой экспертной группой, а теперь познакомимся поближе с нашими участниками. Первый этап нашей игры (домашнее задание)назовем так: «Визитная карточка участника» Слово участнику под № 1- Артемьеву Дмитрию под№2 — Пелькиной Виктории под№3 — Курмаевой Анастасии под№ 4 — Кравец Ксении, под№5 — Беляковой Виктории, под№6 — Стрельникову Дмитрию ( выступления участников 3-5мин.) Ведущий. Все участники добавили штрихи к своему портрету руководителя, экспертная группа постаралась это оценить и мы переходим к первому заданию. Ведущий. Представьте, что вас пригласили в телестудию на передачу «Каков он современный руководитель?» Вам предстоит принять участие в дискуссии по заданной теме. Вам необходимо проявить общую культуру и эрудицию и принять активное участие в обсуждении проблемы.

Вопрос Артемьеву Дмитрию: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя?

Вопрос Стрельникову Дмитрию: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины?

Вопрос Пелькиной Виктории: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать?

Вопрос Курмаевой Анастасии: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность?

Вопрос Кравец Ксении: Какого стиля руководства вы придерживаетесь?

Вопрос Беляковой Виктории: назовите плюсы и минусы руководящей должности.

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными? Пожалуйста, вам слово_______

Ведущиий: Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

Ведущий: Следующее задание игрокам. Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя. Составьте график работы на день.

Ведущий: Пока наши участники составляют «График работы на день», мы попробуем сформулировать основные правила делового этикета. Для начала выясним, что такое деловой этикет. Предлагаю ответить зрителям___________

Ведущий. Деловой этикет — правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды.

Ведущий: Итак для того чтобы сформулировать первое правило, я попрошу вас ответить на вопрос: Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения? Ведущий: Из всего вышесказанного вытекает Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах — это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений.

Ведущий: А представьте, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решил поискать более выгодные условия. Ведущий: Какое правило делового этикета он нарушил?

Ведущий. Совершенно верно это и есть наше второе правило: Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман. Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает нелегко. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию.

Ведущий. Переходим к третьему правилу: Соблюдение норм служебной субординации. Как вы это понимаете? В чем суть данного правила?

(зрители отвечают) Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей. Ведущий: А сейчас такая ситуация: в престижную фирму пришел человек устроиться на работу. Открыв его трудовую книжку руководитель видит, что этот человек очень часто меняет место работы. Как вы думаете, примут ли этого человека на работу?

Ведущий: Какое правило вытекает отсюда?

Ведущий. Итак следующее правило это — Преданность сотрудников своему учреждению.

Ведущий: Теперь представьте, в солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит?

Ведущий: В итоге из всего вышесказанного мы можем сформулировать пятое правило — Соблюдение норм поведения и внешнего вида.

Ведущий: В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно.

Ведущий: И следующий вопрос для обсуждения. Каждый из вас знает, что в наше время большую роль в экономике любого предприятия и страны в целом играет конкуренция.

Ведущий: Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность. Как вы думаете, что оно обозначает?

Ведущий: Для того чтобы понять давайте с вами определим, что такое конкуренция – это взаимоотношение, активное соревнование, борьба за существование.

Ведущий: Понятие деструктивная – это нарушение, разрушение нормальных структур чего –либо. Что должно лежать в основе конкурентной борьбы?

Ведущий.Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу.

Ведущий: А теперь давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители.

Ведущий: И снова нашим участникам предстоит выполнить практическое задание.

Провести:

1.Хирургу Артемьеву Дмитрию визит к пациенту .

2. Режиссеру Пелькиной Виктории – кастинг на главную роль

3. Интервью топ-менеджера Гаспрома Курмаевой Анастасии 1каналу

4. Директору гимназии Кравец Ксении составить благодарственное письмо спонсору.

5. Заведующей педиатрическим отделением Беляковой Виктории провести увольнение сотрудника в связи с сокращением штата.

6. Прием иностранного гостя в коммерческом банке председателем совета директоров Стрельниковым Дмитрием без переводчика.

Ведущий: Просим участников выполнить задание

Слово нашим экспертам.

Вопрос к участникам и зрителям. Ведущий. Кто может пояснить смысл выражения «корпоративная культура»?

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет из себя взаимосвязь следующих компонентов: моральные ценности; цели труда; особенности деловых отношений; психологический климат в коллективе; удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом; наличие перспективы роста работников и системы поощрения; уровень стабильности — текучести кадров. Ведущий: Я предлагаю нашим участникам составить 5 правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения. У вас 5 минут. Ведущий: Пока наши участники составляют свод правил, мы продолжим разговор об особенностях делового этикета.

Ведущий: Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров. Начнем с внешних атрибутов.

Ведущий: Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол?

Ведущий: А знаете ли вы почему деловые встречи чаше всего проводятся за круглом столом?

Ведущий.Круглый стол — символ союза и объединения. При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы. На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но и уровень культуры человека.

Ведущий: Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина?

Ведущий.Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку. Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам. Ведущий: Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки. Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу.

Ведущий.А если вы оказались на таком мероприятии, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него.

Ведущий: Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границы разумного» даже при наличии делового конфликта.

Ведущий Деловой этикет — это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир.

Ведущий: А теперь послушаем наших участников.

Ведущий: Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники.

Артемьев Дмитрий, Пелькина Виктория, Курмаева Анастасия, Кравец Ксения, Белякова Виктория, Стрельников Дмитрий Ведущий: Предоставим слово экспертам.

Ведущий. Ну и последнее испытание. Ежедневно руководителю приходится оказываться в нестандартной ситуации, в которой его спасают находчивость, сообразительность и чувство юмора. И вам мы предлагаем ответить на вопросы гостей и зрителей. (вопросы-ответы) Может быть, у зрителей есть вопросы к гостям? (вопросы-ответы) Ведущий.Ну что ж, подведем итоги. «Тяжела ты, шапка Мономаха», -наверняка подумали сегодня наши игроки, примерившие на себя роли руководителей. Тяжела, но не неподъемна. И все вы сегодня показали нам и свои способности, и творческий потенциал. А потому я предоставляю слово нашим экспертам для приятной миссии — подведение итогов. (награждение)

Ведущий: Наша встреча подошла к концу, а с ней и заканчивается сюжетно-ролевая игра «Карьера +». В память о нашей встрече разрешите вручить деловые папки нашим участникам. Пусть наша игра станет первой ступенью карьерного роста будущих руководителей. Ведущий: До свидания, до новых встреч!

Можно ли доверять

Психологические игры и упражнения могут быть направлены на улучшения отношений в коллективе. Подростки станут лучше общаться, если смогут доверять друг другу. Но доверие – ценный подарок, и кому попало человек не будет его раздавать. Поэтому нужно сделать так, чтобы дети смогли доверять. И как известно, доверие возможно только в совокупности с периодическими проверками. Так вот, вы можете провести своеобразную психологическую игру-хоррор. Что же детям нужно сделать? Членов группы следует разделить попарно. Теперь можно выстроить детей в две шеренги, одни должны стать за спинами других. А теперь, поочередно, подростки, стоящие в первом ряду, должны падать на руки сзади стоящим. Сделать это психологически очень сложно. Поэтому ведущий должен внимательно смотреть, чтобы не мухлевали ни первые, ни вторые. Падающий должен быть полностью расслаблен, и ему следует сказать, чтобы он не сгибал колени. А вот второй человек должен быть сосредоточен и готов поймать впереди стоящего. Когда первая шеренга вся упадет, подростки меняются местами. Теперь падают те, кто ловил, а ловят те, кто падал.

Детские психологические тренинги: некоторые правила

Конечно, вы можете выработать свои собственные законы и правила для каждой конкретной группы детей, но советуем обязательно включить туда следующие пункты:

  • конфиденциальность;
  • право на личное мнение;
  • искреннее общение;
  • умение слушать = уважение к выступающему.

Надеемся, что эти простые и интересные упражнения для тренинга помогут реализовать поставленные вами воспитательные и обучающие задачи, добиться высоких результатов в личностном развитии ваших воспитанников.

Конфликтная ситуация

Думаете провести психологическую ролевую игру? Обратите внимание на конфликтные вопросы. В чем польза от данных заданий? Очень редко человек может быстро сориентироваться в необычной ситуации. Мысли сбиваются, люди начинают паниковать и как результат – совершают необдуманные поступки. А вот если человек сможет проиграть странные и непонятные ситуации у себя в голове, ему будет проще сориентироваться в жизни. Именно для этого и были придуманы трансформационные психологические игры. Не бойтесь проводить их с подростками. Разберем на примере «Конфликтных ситуаций». Эта игра довольно простая. Выходят два добровольца. Ведущий задает любую ситуацию, например, как ты себя поведешь, если твой одноклассник ударит тебя рюкзаком по голове. Один из добровольцев станет жертвой, а другой нападающим. Теперь задача игроков — без ссоры и оскорблений выйти из этого положения. Но такие игры можно проводить не только с подростками. Взрослые не реже сталкиваются со сложными жизненными ситуациями. Заранее их предугадывая и решая, человек себя будет чувствовать более уверенно.

Равносторонний треугольник

Интересные детские психологические игры можно проводить, чтобы сплотить коллектив и научить ребят работать в команде. Дело в том, что большинство детей – эгоисты. Они привыкли быть центром вселенной. И им очень трудно осознать, что это не так. Поэтому чем раньше научить ребенка делиться и сотрудничать с ровесниками, тем лучше. А делать это проще всего в форме игры. Для этой цели отлично подойдет забава под названием «Равносторонний треугольник». Как в нее играть? Детям завязывают глаза и их запускают в комнату. Помещение пустое, за исключением лежащей на полу ленты. Лента довольно длинная, а ее концы связаны друг с другом. Получается такое большое замкнутое кольцо. Задача детей — растянуть ленту в треугольник. Каждый из ребят должен походить по комнате и найти на полу лежащий материал. Когда все дети возьмут в руки ленту, им нужно будет скооперироваться и выстроиться так, чтобы образовать равносторонний треугольник. А как же это сделать? Ребята должны ориентироваться на голос. Или же можно назначить одного человека, который должен шагами измерить расстояние от одного угла треугольника до другого. Но подсказывать эту идею детям нельзя. Они должны догадаться сами.

Треугольник Карпмана

Еще важно сказать несколько слов о треугольнике Карпмана, который был продолжателем идей Эрика Берна. Он рассказывает тоже об игре, только подсознательной, в которой описывается связь трех главных проблем в отношениях между людьми.

По этой точке зрения все роли, которые лежат в основе человеческих игр, могут быть сведены к трем основным – Спасатель, Жертва преследования и Преследователь виноватых. Эти роли объединились в треугольник, который символизирует их неразрывную связь и смену друг друга.

«Три роли в этой игре – жертва, преследователь и спасатель – в действительности представляют собой упрощение реальной жизни. Каждый человек видит себя щедрым спасателем неблагодарной или благодарной жертвы, преследователем неверных и жертвой злых преследователей. Погружение в любую из этих ролей способствует тому, что человек начинает игнорировать реальность, подобно актеру, который знает, что проживает вымышленную жизнь, но продолжает «верить» в ее подлинность для создания хорошего спектакля».

Как много мы знаем друг о друге

Эту психологическую игру на сплочение нужно проводить с ребятами, которые уже знают что-то друг о друге. Отлично подойдет забава для проведения ее на классном часу в школе. Подростки часто разбиваются на маленькие компании и общаются по 4-5 человек. И чтобы сделать эти небольшие группки сплоченными, можно провести викторину. Преподаватель, который будет выступать в роли ведущего, должен заготовить по 5 вопросов относительно каждого ученика. А затем следует разбить детей на команды. Делить ребят следует по принципу: кто с кем не общается, тот и попадает в одну команду. А теперь следует провести викторину. Ответ на каждый вопрос команда придумывает сообща. Таким образом, у детей будет шанс сблизиться и побольше узнать о своих одноклассниках. Причем информация, которая будет усвоена таким образом, отложится в памяти намного лучше, чем если бы каждый человек просто делал краткий обзор о себе. Такую викторину можно проводить не только для того, чтобы познакомиться. Вопросы можно задавать из различных областей знаний. Главное — на каждую такую викторину перемешивать ребят в командах. Благодаря этому подростки будут иметь возможность поближе познакомиться со своими одноклассниками.

Психологические тренинги для школьников младших классов

Психологические упражнения для тренингов детей младшего школьного возраста должны прорабатывать их основные внутренние проблемы и учить в будущем справляться с ними самостоятельно.

В психологический тренинг для детей 7-9 лет следует включать:

  • актерские техники;
  • упражнения на релаксацию;
  • различные диагностические методики;
  • арт-терапию;
  • сюжетно-ролевые игры.

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

«Барометр настроения»

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

«Что я люблю делать»

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.

«Мне нравится…»

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

«Река»

Нужно поставить детей в одну колонну. С этого момента они становятся большой рекой, которая может разливаться на два так называемых рукава – две небольшие речки. Чтобы показать, как эта река разливается, ведущий ставит в начале речки двух ребят – лидеров – и разводит их в разные стороны. Ребята за ними должны встать за одним из лидеров, затем за другим – по очереди. Важно учесть желание каждого лидера. Так дети учатся образовывать подгруппы.

«Царевна Несмеяна»

На стул, поставленный перед детьми, садится один из них. Теперь он становится «царевной Несмеяной», которой необходимо поднять настроение и заставить ее улыбнуться. Для этого ребята по очереди говорят «царевне» о ее достоинствах – о красоте глаз, умении хорошо петь и так далее.

«Поддержка»

Дети встают в так называемый волшебный круг. Один из них оказывается в его центре. Нужно держать спину прямой, ноги свести вместе. Окружающие его ребята поднимают руки примерно на уровень груди. Расстояние между ними и стоящим в центре не должно быть большим, ведь он начинает падать в любую сторону, а ребята должны его ловить. Эта игра основывается на доверии – умении его проявлять (падение) и оправдывать (дети должны успеть поймать и аккуратно поставить на место).

«Доброе тепло»

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза.

Крокодил

Все любят пантомимы. Да, многим больше нравится их отгадывать, чем показывать. Социально-психологическая игра «Крокодил» помогает подросткам раскрепоститься, а также весело скоротать свободное время. Благодаря тому, что приходится выступать перед большим скоплением незнакомого народа, ребенок будет приобретать навыки работы с публикой, а также навыки актерского мастерства. Ведь показать пантомиму довольно сложно. Тем более, что подростки уже не дети, и они могут загадывать своим друзьям такие сложные слова, как атомная электростанция. Показать это понятие без того, чтобы не применить фантазию, просто невозможно. В «Крокодила» можно играть по-разному. Например, все присутствующие могут разбиться на две команды и отгадывать пантомимы на время. А можно играть, когда каждый человек отвечает за себя сам. Во втором случае очки считать не нужно. В первом варианте интереснее будет играть, когда ведущий будет подсчитывать баллы. Обязательно перед началом игры следует озвучить правила. Показывая пантомимы, нельзя использовать голос, а также нельзя показывать пальцем на предметы, находящиеся в комнате.

Переписываем сказки

Эту психологическую игру-тренинг можно проводить с подростками, чтобы разбудить в них творческое начало, а также для того, чтобы развить воображение. Все мы знаем классические сказки. Но мало кто задумывается, что у большей части народных сказаний и легенд далеко не счастливый конец. Но ведь всегда приятнее читать историю, которая закончилась хеппи-эндом. Особенно если она нетривиальная. Вот можно и провести интересную игру по написанию таких историй. Заодно ее можно совместить с тренингом по самоопределению. Например, следует выдать детям задание, написать профессию, которую человек выбирает для себя в будущем. А поставьте перед детьми задачу: следует написать история про Красную Шапочку, но при этом сделать так, чтобы главная героиня была пожарным, врачом или инженером. Причем напрямую упоминаться профессия не должна. Ведь написанную сказку еще нужно будет прочитать перед сверстниками, и они должны будут догадаться о профессии вашей мечты. Можно специально делать ответвления, например, если ребенок не решил, кем он хочет стать — поваром или же технологом. От этого сказка сможет стать только более колоритной.

Созависимые в треугольнике Карпмана

Здесь важно уточнить терминологию. Когда человек находится в позиции жертвы, он понимает, что от него не зависит ровным счетом ничего, и что он не может выбирать свое поведение в зависимости от ситуации. «Ну а что я могу сделать? Это все они!» В такой интерпретации становится очевидным, что все роли в треугольнике Карпмана – это три вида позиции жертвы.

Если подруга вам жалуется на жизнь, то тут все понятно – она находится в позиции жертвы. Преследователь также является разновидностью жертвы. Но почему? Если вы увидите того, кто требует, допекает, кричит и обзывает жертву, и спросите у него, зачем он это делает, то ответ, как правило, в таком случае вы получите примерно следующий: «Он сам обзывается, что мне делать?» («Он подводит нас всех всегда», «Он постоянно опаздывает», «Он не варит кашу» и т.д.). Когда Преследователь не понимает, что можно действовать иначе, он занимает позицию жертвы.

Тут очень уместно вспомнить выражение Перлза «собака сверху и собака снизу». «Собака сверху» подразумевает ситуацию, когда человек громко ругается, орет, то есть он кусается. «Собака снизу» — это ситуация, когда страдающая жертва кусает людей своей грустью, тоской, она воет с такой силой, что всем становится очень больно от этого.

Если вы попробуете поговорить со Спасателем на тему того, зачем и почему он этим занимается и стоит ли вообще это делать, то на вас может вылиться ненависть: «Человека преследуют, обижают, ему плохо, он страдает!» Спасатель также является заложником, он, находясь в роли Спасателя, превратился в жертву.

Решение данеток

Наверное, каждый хотел бы почувствовать себя детективом. Но выбирают эту сложную профессию далеко не все. Но вот занять свой досуг раскрытием вымышленного убийства может каждый. Есть и такие психологические задачки. Они проверяют склад ума человека, его логику и темперамент. Название они носят данетки. В чем же суть таких загадок? Человек рассказывает вам о вымышленном преступлении или, вообще, о какой-либо ситуации. Теперь ваша задача — найти ответ. Но вопросы следует строить так, чтобы ведущий мог ответить на них только «да» или «нет». В такие игры интересно играть как двум подросткам, так и большой компании. Во втором случае задача ведущего будет состоять не только в том, чтобы отвечать на вопросы, но и в том, чтобы усмирять расшумевшуюся публику.

Вот пример одной из загадок: в пустыне нашли человека, в руках у него обломанная спичка. Что произошло? Как же будет выглядеть игра? Приблизительно такие вопросы возникают в голове: человека убили? Спичка имеет отношение к делу? Умерший не мог найти выход из пустыни? Труп в пустыне был найден только один? Ответ на эту загадку такой: люди летели на воздушном шаре, его купол прорвало, и летевшие скинули весь балласт, но этого оказалось недостаточно. Люди вытянули жребий на спичках, и тот, кто вытянул обломанную, выпрыгнул из шара.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]