Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления расстройств психики зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить психическое расстройство того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский психоз. Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

Психические расстройства и психозы у детей диагностируют не так часто как у взрослых мужчин и женщин. Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

  1. Задержка развития навыков и интеллекта. Эта особенность проявляется в большинстве случаев. Но бывают болезни, например, аутизм, во время которых ребенок имеет яркие и продвинутые способности в какой-то сфере деятельности. Специалисты утверждают, что на ранних стадиях психические расстройства у детей сложно отличить от простой задержки развития, а значит и распознать нарушение в психике невозможно.
  2. Проблемы с социальной приспособленностью.
  3. Нарушение межличностных отношений.
  4. Возвышенное и особенное отношение к невоодушевленным предметам.
  5. Поддержка однообразия, не восприятие изменений в жизни.

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Как заметить, что у ребенка психологическая травма?

Общим критерием для диагностики психологической травмы является резкое изменение в поведении и эмоциональном состоянии ребенка. Например, ребенок был жизнерадостным, активным и вдруг стал подавленным, замкнутым, не хочет ничего делать.

Эмоциональные симптомы:

  • страхи;
  • тревожность;
  • тики или навязчивые действия;
  • частая смена настроения;
  • подавленность, замкнутость;
  • ярость, раздражительность;
  • снижение концентрации внимания.

Физические симптомы:

  • нарушения сна (трудности засыпания, кошмары);
  • энурез, энкопрез;
  • потеря аппетита или наоборот переедание;
  • пугливость, суетливость;
  • психосоматические явления (например, постоянные простуды или жалобы на боли в животе, головные боли);
  • повышенная утомляемость;
  • мышечное напряжение;
  • возврат к более ранним проявлениям (например, ребёнок уже освоил сюжетно-ролевую игру и стал вдруг играть, просто манипулируя игровыми предметами – подолгу катать машинку, разбрасывать игрушки по комнате, не используя их в едином сюжете и т.п.).

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом (олигофрения и(иже) с ней);
  • органические поражения мозга;
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать галлюцинации или бредовое расстройство;
  • нейроинфекции.

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие церебральной недостаточности, которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие нейроинфекции;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Как помочь ребенку?

В общении с ребёнком очень важна открытость – ему важно чувствовать, что вы в любом случае его любите, постараетесь его понять, поддержать и поможете ему, готовы вместе с ним разобраться и решить все его трудности. Скажите ему, что это нормально переживать из-за травматичного события, что его реакции нормальные. Что его вины в этом нет, что так иногда бывает.

Часто родители не готовы обсуждать болезненную тему или боятся напоминать ребенку о травмирующем событии, чтобы его еще больше не ранить.

Но тогда ребенок остаётся один на один со своими переживаниями, а отсутствие объективной информации о событии он заполняет сам своими фантазиями, в которых чаще всего обвиняет себя в случившемся.

Восстановление после стрессового воздействия требует времени, и каждый это делает в своём ритме и своим способом. Не нужно торопить ребенка или себя скорее прожить и избавиться от всех симптомов и последствий. Процесс исцеления невозможно ускорить усилием воли.

Возникшую проблему не нужно откладывать «на потом» — обратитесь за консультацией к специалисту.

В процессе психологического лечения происходит: проработка травматичных воспоминаний, обучение регуляции сильных эмоций, реконструкция нарушенных отношений, восстановление способности доверять людям, обучение навыкам более конструктивного общения.

Так же специалист определит необходимость детско-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с психическими расстройствами грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными
    – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • эндогенными
    – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • реактивными
    , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • острыми
    – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является аффективное расстройство. В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

  • депрессивные;
  • маниакальные;
  • шизоаффективные;
  • органические.

Детские травмы психология

Детские травмы — психология последствия. Взрослые, которые подверглись воздействию детской психологической душевной травмы, более подвержены депрессии. К сожалению, данное заболевание не всегда воспринимают так серьёзно, как следовало бы. Однако это реальная проблема психического здоровья с множеством разрушительных последствий. Вопреки некоторым заблуждениям, страдающие депрессией, не способны просто «преодолеть её» или «собраться».

От таких указаний, больному обычно только хуже. Дело в том, что большинство тех, кто находится в состоянии депрессии видят себя и окружающий мир, совсем не так, как здоровые. Это особое состояние ума, обусловленное сбоем в химическом составе мозга, и оно действительно может быть частым последствием детской травмы, так как в неблагополучном детстве мозг ребёнка постоянно заливали огромные дозы кортизола (нейромедиатор стресса). Нельзя недооценивать это состояние или принижать его. Последствием затяжной депрессии может быть даже суицид.

Вот одни из наиболее распространённых симптомов депрессии:

  • бессонница,
  • отсутствие энергии,
  • чувство безысходности,
  • постоянная печаль,
  • тревога,
  • отсутствие аппетита,
  • плохая концентрация,
  • суицидальные мысли/действия

В большинстве случаев люди, страдающие вышеупомянутыми симптомами, склонны изолировать себя от общества, пренебрегать заботой о себе, отталкивать других. Попытки установить контакт с депрессивным человеком скорее всего потерпит неудачу; это может быть очень неприятно и больно для друзей и родственников, которые искренне хотят помочь, но натыкаются на серьёзное сопротивление.

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • галлюцинации – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • бред – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • снижение ясности сознания, сложность ориентации в пространстве;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, раздражительность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в аутистическом поведении малыша. Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, тревога;
  • агрессивность, конфликтность;
  • негативизм, противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

  • попытках суицида или само повреждения;
  • беспричинном страхе, который сопровождается сердцебиением и быстрым дыханием;
  • желании навредить кому-то, жестокости по отношении к окружающим;
  • отказе от принятия пищи, приеме таблеток-слабительных, сильном стремление похудеть;
  • повышенном чувстве тревоги, которое мешает жить;
  • неспособности к усидчивости;
  • принятии наркотиков или алкоголя;
  • постоянных перепадах настроения;
  • плохом поведении.

Шкрябина О.Н., Клюшова О.В.,

педагоги-психологи

ГБУ АО «

ПТСР у детей: индикаторы и стратегии помощи

ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство, которое возникает на фоне воздействия внешних психотравмирующих событий. ПТСР — это болезненная реакция психики, возникающая в результате истощения нервной системы в результате пережитого насилия, унижения, пребывания в постоянном страхе человека за свою жизнь или жизнь близких людей.

Детские реакции на травму опосредуются возрастом и уровнем развития ребенка. При кратковременных травмах, чем меньше ребенок, тем больше его реакция на травму зависит от того, как реагируют на травматическое событие его родители. Если родители хорошо справляются с ситуацией, то у большинства маленьких детей не развиваются длительные симптомы травмы. При травмах, которые начинаются в маленьком возрасте и продолжаются на протяжении длительного времени, развитие ребенка может искажаться. Таким образом, возраст может быть как утяжеляющим, так и защитным фактором. Некоторые травмы, например, сексуальное насилие, особенно тяжело переживаются подростками.

Реакции на одно и то же травматическое событие у детей одного возраста могут быть различными: один ребенок может оказаться подавленным и испуганным, другой – начать агрессивно себя вести, третий сосредоточиться на заботе о других. Во многом эти реакции определяются тем, как ребенок или подросток понимает, что произошло и какие последствия это имеет для него лично, насколько он чувствует поддержку со стороны, как он относится к себе, характерологических особенностей ребенка и его привычных форм реагирования на трудности. Травматические события влияют на все сферы функционирования ребенка: на его представление о мире и о себе, эмоциональность и поведение.

Рассмотрим более подробно индикаторы психологического состояния детей, переживших травмирующие события [7]:

1. Чувство незащищенности и беспомощности. Пребывание в позиции жертвы субъективно переживается как беспомощность и неспособность изменить существующие обстоятельства, управлять своей жизнью. Дети воспринимают мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. С чувством незащищенности тесно связана тревога и недоверие к будущему, ожидание чего-то «плохого». Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

3. Стыд, низкая самооценка и чувство вины. Из-за ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство ущемленного достоинства. Низкая самооценка детей проявляется в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Дети испытывают и чувство вины: они считают себя виновными за то, что остались живы, тогда как сверстники погибли во время военного конфликта. Можно предположить, что такого рода чувство носит защитный характер и служит уменьшению тревоги.

4. Гнев, агрессивность. У травмированных детей фрустрированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Фрустрация этих потребностей, естественно, вызывает ответный гнев и повышение уровня агрессии. Как правило, не находя источника, вызывающего агрессию, дети начинают подбирать наиболее удобную «мишень» (другого человека или животного) для реализации своих агрессивных чувств.

5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности. Травмированный ребенок стремится к уединению, глубоко погружаясь в воспоминания, связанные с травмой. Как правило, этот период связан с некоторым снижением контактности и потребности в общении, даже если ребенок ранее был социально активным.

6. Невыплаканное горе. Невыплаканное горе и печаль — важнейшие характеристики травмы, всегда связанной с чувством потери — будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувства стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс. Но если взрослый человек потенциально все же может высказать и выразить горе, то ребенок находится в более тяжелом положении — у него еще не в полной мере развиты мышление и речь, чтобы он мог словами передать свои переживания. Часто единственным доступным ребенку способом выражения эмоций оказывается плач, но и в этом окружающие могут его «заблокировать»: «Ты уже взрослый и не плачь…», «Ты же такая смелая девочка…» и т. д. У ребенка остается два выхода — или переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгородиться от окружающих и замкнуться в себе, или прибегнуть к реакциям протеста — гневу, агрессии, регрессивному поведению и др.

7. Травматические игры и повторяющиеся действия. Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок чаще всего олицетворяет самого себя.Травматическая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:

— Прежде всего, обыкновенная игра сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием и настолько приближается к сюжету травмы, что вызывает тревогу и страх.

— Обычная подражательная игра является целесообразным поведением и служит развитию и социализации ребенка, для этого включает в себя широкий диапазон ролей (мама, папа, врач, воин и др.). Чем больше ролей «примеряет» к себе ребенок, тем больше он развивается. В противоположность этому, травматическая игра нецелесообразна. Она повторяется с характерной для навязчивости непреклонностью и монотонностью — не подвержена импровизации, в точности повторяет сюжет травмы. Ребенок здесь играет самого себя и отягощается отрицательными эмоциями. Обычно имитационная игра имеет место в интервале от 3 до 12 лет. Что касается травматической игры, она может продолжаться и в последующие годы, а у взрослых видоизменяется в травматическую деятельность. Например, при наличии у человека творческих способностей это может воплотиться в сюжетах художественной продукции.

8. Деформация картины мира. Травма искажает картину мира человека. Ребенок с еще не сформировавшейся системой убеждений стоит перед опасностью образования у него под воздействием травмы изначально деформированной картины мира. Часто мир представляется как источник зловещих событий, враждебный, преследующий, и сам человек в нем — незащищенный, беспомощный, жертва. Такая картина мира лишает человека свободы выбора, блокирует его жизненные силы. Подобные тенденции часто выражаются в творчестве детей.

9. Проблемы внимания, памяти, обучения. Невыплаканный травматический опыт — психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для человека, тем более ребенка, эта актуализация — довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции, на обуздание болезненных эмоций. Это, естественно, накладывает отпечаток на познавательную активность — внимание становится рассеянным, возникают трудности сосредоточения, снижается объем памяти, может возникать «вязкость» мышления.

10. Различного рода страхи. Страх выполняет защитную функцию и, следовательно, имеет целесообразный характер. На разных возрастных этапах ребенку свойственны различные «нормальные страхи». В отличие от «нормальных страхов», возникшие в результате травмы невротические страхи, с одной стороны, имеют сверхсильную (паническую) интенсивность, с другой — они длительны во времени и поэтому деструктивны по своему характеру. У детей часто встречают страхи, «унаследованные» от родителей.

11. Травматические сновидения и нарушения сна. Травматические повторяющиеся сновидения — один из признаков «неизжитого», все еще непреодоленного травматического опыта. Травматические сны различаются тем, сколько точно они отражают травмирующее событие. Сновидение может воспроизводить случившееся полностью или же с изменениями, а возможно и не точно. Но в любом случае травматический сон вызывает тягостные эмоции (выкрики, бормотание, плач, вскакивание с постели, хождение во время сна). Часто наутро ребенок не помнит, что ему приснилось. Кошмарные сны и связанные с ними реакции могут быть присущи и нетравмированным детям, но при повторяющемся характере и продолжительности это следует считать признаком травмы.Психосоматические нарушения. У травмированного ребенка можно встретить такие психосоматические нарушения, как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Потому в процессе психосоциальной реабилитации важно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.

Появление данных симптомов (даже одного-двух) является очень тревожным признаком. Подобные проявления требуют не только точной психологической диагностики, но и психотерапевтической помощи ребенку, т. к. многие симптомы, имея способность «закрепляться» в детском возрасте, затем оказывают влияние на всю жизнь человека, формируя деструктивные психологические защиты.

Многие авторы считают, что реабилитация детей и подростков, с ПТСР, должна реализовываться в рамках комплексно-целевой программы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей (биопсихосоциального подхода), включать следующие основные этапы: диагностический (наличие скрининг-оценки);

экстренной медико-психологической помощи,

комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации (в индивидуальной и групповой форме),

мониторинг психологического и психического состояния, психообразование пациента и родителей, против рецидивную терапию,

обучение социальным навыкам [1].

А.Л. Венгер рекомендует, включать в психотерапевтический процесс членов семьи, родственников, друзей и проводить групповой дебрифинг и психообразование. Он отмечает, что только мультимодальный подход, т.е. использование арт-терапии, игровой терапии, релаксационных техник, поведенческих техник направленных на от реагирование агрессии. Зонирование реабилитационного пространства (зона сюжетно-ролевой игры, конструктивной деятельности, спортивных занятий, отреагирования агрессии, творческой деятельности) эффективно при лечении детей и подростков с ПТСР [3]. В отечественной клинической психологии активно разрабатываются формы экспресс-коррекции острой симптоматики психотравмы, состоящей из:

1. стабилизации психического состояния, восстановление нервно-психического состояния;

2. обеспечение стабильной социальной активности;

3. обучение навыкам преодоления поведенческих и эмоциональных проблем (страхи, тревожные руминации, негативные автоматические мысли, флешбек-эффекты);

4. коррекция нарушения коммуникативных навыков [4].

Показано, что большое значение в улучшении психического состояния детей и подростков с ПТСР могут оказать группы поддержки ребенку в горе и травматической ситуации. Цель работы группы — поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. Дети получают возможность анализировать свой собственный случай, свои реакции на травматическую ситуацию и то, каким образом это влияет на их психическое состояние. В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя, пережитой травмы и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания [1].

Л. Шнейдер при оказании психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии рекомендует использовать следующие техники: информирование, метафору (аналогии), установление логических взаимосвязей, проведение логического обоснования, самораскрытие, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, работа с убеждениями, эмоциональное заражение, отреагирование неконструктивных эмоций, релаксацию, переоценку,, ролевое проигрывание, внутренние переговоры и др [9]. Однако изолированное использование эти техник вне понимания психотерапевтических мишеней, построения концептуализации (когнитивной модели расстройства) признается неэффективным лечением.

Основные мишени помощи при ПТСР:

1. Игро-терапия и арт-терапия. А.Л. Венгер и Е.И. Морозова рекомендуют с младшими детьми проводить терапию преимущественно с использованием методов игровой терапии, а со старшими – арт-терапии [2]. Каждое занятие в арт-терапии и игро-терапии детей с ПТСР рекомендуется строить по алгори: сначала постепенно включать детей в деятельность, ее интенсивность повышать по типу градиента, доходить до некоторого максимума, а затем снижать. Занятие заканчивать спокойной деятельностью (например, рисованием) или техниками релаксации (дыхание, мышечные упражнения). Обязательным является включение в реабилитационный процесс детей свободной игры и свободной художественной деятельности как в индивидуальной, так и групповой форме [5].

2. Психосинтез при работе с детьми и подростками с ПТСР. Это направление терапии направлено использование образных техник для обучения навыкам совладания с травматическим опытом, проблемной ситуацией. Используется процесс визуализации образа, который включает в себя обучение детей и подростков техникам релаксации (дыхательные и мышечные техники), так и воспроизведение ситуаций, в которых ребенок оказывается в сложны и опасных обстоятельствах и может успешно с ними справиться с помощью дыхательных техник и воображения.

3. Когнитивно-поведенческая терапия при работе с детьми и подростками с ПТСР. При психотерапевтической работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста во всем мире стандартом является когнитивно-поведенческая психотерапия, ориентированная на работу с психологической травмой [6]. Когнитивно-поведенческая психотерапия — это кратковременная психокоррекционная работа, которая включает в себя 12-18 сеансов от 20-30 минут до 50-90 минут в зависимости от возрастных особенностей ребенка, потребности в психотерапевтической помощи, степени психологического состояния ребенка. Используются наглядные схемы, игрушки (особенно полезны игрушки бибабо), активно используется интерактивная доска для рисунков, планшетный компьютер с установленной программой (Triangle of Life). Занятия проводится индивидуально. Включают в себя занятия с ребенком и родителем (опекуном), или совместные занятие с ребенком и родителем вместе. Каждый сеанс предназначен для построения терапевтических отношений, а также психообразования, обучения навыкам эффективного совладания с напряжением, организации безопасной среды для решения и переработки травматического опыта.

4. Гештальт-терапия. Направлена на помощь ребенку в осознании того, что с ним происходит «здесь и сейчас» [1]. Для детей с ПТСР и особенно для жертв насилия данное осознание особенно актуально. Большинство гештальт-техник рекомендуется для работы с детьми 5-12 лет. Ключевым моментом в терапии является принятие ответственности (использовать «я» вместо «мы» или «вы») за свои мысли, чувства и поведение. Замена «не могу» на «не хочу» («почему» на «что» и «как»; «я должен» на «я хочу») чтобы понять какую долю ответственности ребенок в случившемся берет на себя, эффективно при работе с личностными диссоциациями детей, возникшими в результате травмы.

Используемая литература:

1. Брязгунов И.П. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. Медпрактика-М, 2008. 144 с.

2. Венгер А.Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Консультативная психология и психотерапия. 2006. № 1.

3. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии. Владимир: Транзит-ИКС, 2009. 150 с.

4. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD): состояние проблемы, психодиагностика и психологическая помощь. СПб.: Речь, 2012. 448 с.

5. Мелёхин А.И. Игровая когнитивно-поведенческая терапия// Современное содержание дошкольного образования: вариативность, инициатива, устойчивое развитие. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2021. C. 68-71.

6. Пушкарев А.Л. Особенности коррекции посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий. Мн.: 1997. 40 с.

7. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 304 с.

8. Цуциева Ж.Ч. Феноменология, психодиагностика и психологическая коррекция посттраматических стрессовых расстройств у детей — жертв тер­рористического акта: особенности, психодиагностика и коррекция// Вестник психотерапии. 2009. № 32 (37). С.84-90.

9. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога. URL: https://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200901812 (Дата обращения: 15.09.16)

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Привязанность и ее нарушение

Ребенок нуждается в поддержке двух процессов, которые развиваются параллельно:

  1. формирование привязанности,
  2. сепарация.

Формирование привязанности особо важно в первые годы жизни ребенка. Это период, когда мать и дитя крепко связаны — как физически, так и эмоционально. Без такой связи ребенку не адаптироваться в большом мире. Он ориентируется на родителей и подстраивается под те условия, которые они ему создают. Вырабатываемое в это время умение принимать то, что есть, — залог его выживания.

В период формирования привязанности родитель идеализирован: он бог, самый могущественный и самый лучший! А любые грехи родителей малыш связывает с собой: их развод он может объяснять собственными неуспехами в школе, а болезнь матери связывать с тем, что очень плохо себя вел.

Классик мировой психотерапии Дженей Уайнхолд выделяет такие потребности первых лет жизни, удовлетворение которых формирует привязанность:

  • чувствовать, что родитель рядом, слышит и откликается, когда ребенку это необходимо;
  • получать здоровое и сбалансированное питание;
  • получать любовь, тактильный контакт, ласку, узнать, что такое нежность и уважение;
  • получать постоянную системную заботу, не нуждаться ни в чем необходимом;
  • научиться контролировать сильные эмоции;
  • научиться доверять родителям и другим воспитателям.

Удовлетворение этих потребностей закладывает в основу личности здоровое чувство доверия. В будущем такой человек воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое.

Если же мать в этот период не оказывает должной заботы и с ребенком происходит то, что он еще не способен пережить самостоятельно, это может привести к нарушению привязанности.

Человека, у которого формирование привязанности прошло не очень гладко, во взрослом возрасте могут преследовать подозрительность и сомнения: «Имею ли я право быть?» В отношениях такие люди могут подвергать партнера проверкам на доверие, испытывать тревогу и ревность.

Станислав, 35 лет:

«Моя мама очень хотела девочку и была разочарована, когда родился я. Она никогда от меня это не скрывала. Я был очень ласковым и прилежным ребенком, но всё равно чувствовал отвержение. Фоновое чувство вины меня преследует до сих пор, что бы я ни делал. Сейчас, когда я уже взрослый и у меня есть семья, мне сложно верить, что моя жена меня любит и ценит. Головой я знаю это и вижу подтверждение ее любви, но где-то в глубине души сидит ощущение, что это всё обман, меня нельзя любить».

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Общение взрослого с ребенком.

Если взрослый говорит что-то отрицательное или серьезное, ребенок приписывает вину себе, а не проблемам взрослого. Дети испытывают боль так же, как взрослые, когда становятся участниками серьезных событий, таких как смерть члена семьи или тяжелая болезнь, или насилия в отношении их.

Дети склонны испытывать беспокойство и эмоции, такие как гнев, чувство вины, грусть, недостаток и чувство бессилия. Способность детей испытывать такую ​​боль обычно недооценивается, вероятно, из-за того, что они выражают себя иначе, чем взрослые. Кроме того, в нашей культуре мы склонны защищать детей от боли и страданий.

Рекомендации родителям

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Фантазии и мысли детей.

Независимо от непосредственного участия в мероприятии, дети осознают и чувствуют, когда происходит что-то серьезное. Если вы молчали или расплывчаты по поводу события, вы оставляете ребенка наедине со своими мыслями, с его воображением, с его вопросами без ответов и со всей неопределенностью, которую это создает. Если информация не указана, мы оставляем ребенка к его фантазиям, которые обычно хуже реальности.

Отрицательные фантазии могут вызывать чувство тревоги и ужаса, впоследствии проявляются как физическая или психическая уязвимость.

Дети, пережившие травматические события, в будущем могут столкнуться со многими проблемами. Они могут начинаться от короткой спонтанной реакции, выраженной в виде стресса к более сложному синдрому, определяемому как комплексное посттравматическое расстройство.

Не любые тяжелые события приводят к травме

Что делать, чтобы исцелить травму? Сначала понять, при каких условиях она случается. Ведь в нашей жизни миллион стрессов, шоковых ситуаций, но травма не всегда происходит. Более того, реально травмоопасных ситуаций в жизни много, но не все люди выходят из них сломанными. Почему? Есть три фактора, которые должны совпасть, чтобы случилась травма.

  1. Бессилие.
  2. Беспомощность.
  3. Потеря активности.

Давайте разберем несколько примеров.

Когда мы чувствуем бессилие

Многие из нас в детстве смотрели фильм «Белый Бим Черное ухо». Он так построен, что во время просмотра фильма вы привязываетесь к образу этой собаки. Потом, когда с собакой происходит трагедия, вы очень хотите что-то изменить, но совершенно не можете, потому что это кино.

Однако для вашей психики это не имеет значения. Чувства есть чувства. И в этот момент вы проживаете ужаснейшее бессилие. Травма не случится, если с вашими чувствами вам поможет справиться взрослый или друг или если вы нафантазируете себе другую концовку или то, как надо поступать с авторами такого кино.

Переживаем беспомощность

Вот девочка потеряла во дворе свою новую дорогую куклу. Мама сказала дочери: «Иди на улицу, ищи и, если не найдешь, можешь домой не возвращаться!».

Девочка обыскала весь двор. Кукла не находится. Она уже чувствует бессилие, но все еще предпринимает какие-то попытки, чтобы найти куклу. И вдруг к ней подходит соседка и говорит: «Зайка, почему ты плачешь? Что случилось?».

Представляете, насколько легче девочке становится в этот момент? Потому что в ситуацию добавилась помощь другого человека.

Если же никого не появится к тому моменту, как девочка перестанет искать куклу и сядет на скамеечку просто ждать своей ужасной участи (остаться жить на улице), то это будет травмой. Даже если мама выйдет и девочку заберет домой и все вроде бы будет хорошо, тот ужас, который запечатлелся в теле и психике ребенка, останется навсегда. Она всегда этот опыт будет носить в себе.

Методы психологической помощи ребенку при психотравме

Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:

  1. Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
  2. Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
  3. Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
  4. Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
  5. Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.

Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.

Как же с этим быть?

Работать с травмой можно только через принятие. Через идею о том, что она никогда у вас не исчезнет, но ее можно полечить и научиться с ней жить.

Это как если вы ломали ногу и ваша кость срослась — всегда есть след. Чем сложнее был перелом и чем менее профессионально вас лечили, тем больше вероятность каких-то последствий в будущем. Но каким бы небольшим ни был перелом, какие бы хорошие доктора с вами ни работали, след все равно будет всегда.

И тогда вам нужно про свою травму знать больше, чем знает любой психотерапевт, потому что это вам с ней жить. Вам нужно изучить ее, пристально и чисто на нее посмотреть и принять, как часть себя.

Например, зная, что у вас есть травма самооценки, вам нельзя просить людей вас покритиковать, потому что для вас это всегда будет болезненно. Или если критика вам нужна, то нужно знать, куда вы дальше пойдете успокаиваться и каким образом будете на ранку дуть.

Если у вас травма ранней потери, вам нужно научиться замечать, как вы заранее отталкиваете людей, как вы первая всех бросаете, потому что близость для вас — это риск новой потери. Отмечайте, как вы ругаетесь с мужем, если он уходит посидеть с друзьями, потому что для вас это откликается тем опытом.

После физического насилия и особенно насилия сексуального вам жизненно важно все время понимать, хотите ли вы в данный момент объятий, можно ли сейчас человеку до вас дотрагиваться. Вы можете придумать, что ваш секс будет только тогда, когда вы его предложили.

Реклама

Жизненные сценарии

Известный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях», которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку, когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным”.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]