«Меня никто не понимает»: советы экспертов, как найти общий язык с подростками


Сколько длится подростковый возраст?

Условно подростковый период начинается в 10 – 13 лет и длится до 21 года. Он подразделяется на три этапа. Ранний — «самый невыносимый», по словам психотерапевта. У детей появляются новые запросы, они уже «немаленькие», но не понимают, как с этим быть. Мальчики становятся похожими на неандертальцев, неловких, неуклюжих. Они грубят и хотят, чтобы их оставили в покое. Девочки, в свою очередь, начинают бояться и всего стесняться, в том числе себя самих.
Второй этап начинается с 16 лет и протекает легче. Подросток уже ощущает реальность, но пытается подстроить ее под себя. Третий этап, она же молодость. По словам Локтионовой, только в этот период подросток примиряется с реальной жизнью и начинает нести ответственность за свои поступки.

Видимое расстройство поведения

Психические больные, будучи в состоянии острого психоза, могут неправильно воспринимать окружающую обстановку, или не воспринимать ее вообще. Они могут действовать исключительно под влиянием звучащих у них внутри «голосов» или бредовых идей, просто сметая со своего пути все, что мешает реализации их планов. Оказаться на пути у подобного больного может быть смертельно опасно.

Поведение человека может не соответствовать принятым нормам и по ряду других причин, начиная с алкогольного, медикаментозного или наркотического опьянения и заканчивая острой аффективной реакцией.

Люди, которые в течение многих лет ведут себя агрессивно, странно или вычурно, как правило, имеют либо тяжелую личностную патологию, либо тяжелое психическое расстройство, изменяющее восприятие мира, мышление и (или) поведение. И это тот случай, когда наличие психических проблем очевидно. Однако дело обстоит так далеко не всегда.

Что происходит в голове у подростков?

Ключ к пониманию подростка кроется в изменениях, которые происходят у него в голове. Биологически мозг состоит из нижнего отдела и внешнего — коры головного мозга. У младшего школьника они в балансе. В подростковом возрасте в подкорковых слоях начинается «извержение вулкана». Был ровный ландшафт, а потом поднимается «магма», новые структуры. Подкорковые центры начинают оттягивать на себя все внимание, потому что они начинают обслуживать созревающую гормональную систему.

«Сложность подросткового возраста в том, что большие полушария перестраиваются, они словно закрыты на ремонт. Логика, аргументы, убеждения, причинно-следственные связи — подросткам это всё не понятно. Они живут на эмоциональном уровне», — рассказала психотерапевт.

Для остальных групп лиц, ведущих себя неадекватно

существует седующее правило. Если человек ведет себя так, что можно заподозрить у него наличие психического расстройства, психиатрическую помощь без его согласия ему можно оказать только тогда, когда его действия представляют непосредственную опасность для себя или окружающих. Это записано в статье 23 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании». В остальных случаях помощь оказывается только по решению суда. Заявление в суд подает врач психиатр (участковый), который ведет прием в диспансере, или врач приемного покоя больницы, если больного привезли туда.

Таким образом, правильные действия в отношении лица, предположительно страдающего психическим расстройством, следующие:

  1. Обеспечить собственную безопасность
  2. Вызвать сотрудников полиции, если лицо нарушает общественный порядок или чьи-либо права
  3. Подать письменное заявление в психиатрический диспансер по месту жительства больного

В завершение хочется отметить, что чье-либо странное поведение никогда не означает обязательный вызов врача психиатра или госпитализацию в психиатрическую больницу. Возможно, человек перенес психическую травму, серьезный стресс или эмоциональный шок; может быть, у него сдали нервы, он обижен, рассержен, раздосадован или унижен. Подобное состояние называется «острая аффективная реакция». Со временем это состояние может самостоятельно пройти: человек сам найдет выход из ситуации. Неадекватное поведение может быть обусловлено тем, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и его неадекватное поведение связано с этим. И это тоже пройдет без посторонней помощи без освидетельствования и госпитализации.

И еще очень важная мысль, которую хочется высказать. Пожалуйса, помните, что в любом случае за собственную безопасность отвечаете только вы сами. Постарайтесь в первую очередь обеспечить эту безопасность для себя. Не пытайтесь оказывать помощь лицам, не являющимся беспомощными. Особенно если вас об этом не просят. Если вы очень хотите оказать помощь психическому больному, вызовите к нему специалиста. И тогда все будет в порядке.

Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.

Почему подростки так остро реагируют на критику?

Из-за изменений, которые происходят в голове у подростков, оголяются эмоциональные болевые центры. Локтионова привела в пример сравнение, которое подобрала Франсуаза Дольто. По словам французского психоаналитика, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, и ему надо вырастить новый. В этот момент его подстерегают всевозможные опасности.

«Подростки должны выжить в этот непростой период, как омары. Поэтому семья должна стать тем безопасным местом, где он сможет пережить это время, не боясь “хищников” и нарастив этот новый “хитиновый покров”, то есть дождаться формирования больших полушарий головного мозга», — посоветовала психотерапевт.

Продолжая тему сравнения подростков и омаров, она сказала, что любого тинейджера поджидает боль, он точно получит «ожоги». Психотерапевт вспомнила, что раньше для подростков существовал обряд инициации.

«Мальчики должны были бороться с болью, но при этом всегда был наставник, который знал, как этот процесс должен происходить и в чем его польза для подростка», — сказала Локтионова.

Важно понимать, для чего вы как родитель причиняете боль. Например, зачем вы просите ребенка отложить мобильник? Если для того, чтобы традиционно поужинать в это время всей семьей, то это хорошая идея.

Cамопознание = видопознание

Постигая себя посредством изучения системно-векторной психологии, узнавая структуру собственной психики, механизмы желаний и этапы их развития, звуковик впервые приоткрывает завесу скрытого бессознательного. Самое желанное и лакомое! Но только теперь, погружаясь в себя, звуковик неожиданно встречает там совсем не себя, не Васю, а свой вид.

Впервые в жизни он становится способен оправдывать сердцем не одного себя, а все человечество, способен ощущать психическое другого в себе как свое собственное.

Распознавая других по векторам, понимая их психику, он не ощущает неприязни, он видит других в себе, он чувствует весь вид в одном человеке.

Понимая других, он начинает понимать себя.

Понимая других, он не требует от них понимать его.

Понимая других, он находит смысл жизни, чувствует матрицу, видит полную картинку мира сквозь пространство и время.

Он наполняется!

И вот именно это состояние постижения, глубокого и полного понимания существования вида, способов мировосприятия, мироощущения и миропонимания людей с разными векторами, живущих и выполняющих общую задачу, дает звуковику невыразимое ощущение радости от получения ответов на незаданные вопросы. Проблема «меня никто не понимает» растворяется в океане его собственного прозрения.

Теперь он знает, почему его считали странным, почему ему так сложно вставать по утрам, но легко работать за полночь, почему мама всегда кричала, но так и не докричалась до него, что тяготило его всю жизнь и не отпускало ни на минуту. Системно для него становится понятно, какая пара ему подходит, какой вид деятельности наиболее близок его психике, какие зацепки и якоря родом из детства долгие годы давали о себе знать, откуда брались в его голове мысли о смерти. И поразительно: почему он раньше так не любил этих удивительных существ — людей. Ведь раньше он не знал, о чем с ними можно говорить, как вести себя, чтобы снова не показаться странным, да и зачем это было делать — не было такого желания.

Что изменилось? Намерение.

Раньше сразу выстраивалась защитная стена, сейчас барьер не нужен. Нет неприязни, нет опасений, нет подозрений. Только удивление и восхищение этим миром, людьми, обществом — это же просто уникальная самоорганизующаяся система, живущая по четким законам развития коллективного психического. От каменного топора до космического корабля, от случки до чувственного секса и любви, от «как выжить мне во что бы то ни стало» до «как выжить всему человечеству».

Понимать эти законы, наблюдать их в жизни, быть частью этого процесса и осознавать важность собственного вклада в общее будущее — вот звуковое наслаждение. Новый вызов для абстрактного интеллекта, новый поиск ответов, но только имеющий теперь конкретное направление, вектор приложения мыслей, цель, хорошо освещенный путь

Следующий виток развития человечества зависит от звуковика, грядущая новая фаза развития может наступить только в условиях более развитого, чем сегодня, звукового вектора. Пока звуковик концентрируется на себе, утопая в эгоцентризме и подменяя реальность виртуальными играми, наркотическим дурманом и продолжает жаловаться, что никто его не понимает, даже не пытаясь понять кого-либо другого, мы будем топтаться на месте. Сила желания будет расти с каждым новым поколением, а наполнить ее будет нечем.

Природа сама толкает звуковой вектор к развитию — через страдания, плохие состояния, депрессию, социопатию, наркоманию и прочее. Но страдания — это ошибочный путь. Реализация свойств приносит наслаждение. Только в позитивном состоянии удовлетворенное желание способно рождать новое — удвоенное, усиленное — а значит, и предопределять дальнейший поиск, дальнейшую работу, более сложную реализацию, дающую более сильное наслаждение.

Только счастливый человек способен к развитию.

Страдать или развиваться, ждать понимания от других или начать понимать весь мир – выбор теперь за вами.

Корректор: Галина Ржанникова

Как родителям общаться с подростками, избегая советов?

На период подросткового возраста у ребенка родитель должен стать покорным слушателем, если ребенок идет на контакт. Подростку нужно, чтобы к нему проявили сочувствие, эмпатию. Не нужно с ходу ничего объяснять, не нужно рассказывать, как все происходило в подростковом возрасте у самого родителя.

«Можно сказать: “Я приблизительно понимаю тебя. Может, это похоже на (называете случай из вашей молодости)?” Если ребенок согласен, тогда можно вспомнить случай и сказать: “Мне было так плохо, но мне помогло то-то и то-то. С тобой сейчас то же самое?”», — привела пример психотерапевт.

Будьте готовы к сопротивлению

Даже если чувства и правда закончились, партнёр может сразу в этом не признаться. Во‑первых, ему и самому нужно время, чтобы всё осознать и принять. Во‑вторых, он может бояться вас ранить, поэтому начнёт всё отрицать: «Нет, ты всё не так понимаешь, я тебя очень люблю!» Холодность, закрытость и отстранённость человек может объяснить усталостью или другими причинами.

Тут крайне важно не спорить и не превращать разговор в сражение. Вы не можете заглянуть в сердце и голову другого человека и узнать, что там на самом деле происходит. Поэтому сейчас ваша основная задача — донести до партнёра, что вы очень обеспокоены.

Как помочь подростку, который не просит помощи?

«Я часто встречаюсь с родительской растерянностью. Вроде их не просят о помощи, даже, наоборот, говорят: “Уйди, не трогай меня”», — сказала психотерапевт.

Татьяна Лазарева это подтвердила. По ее словам, каждый из трех детей в подростковом возрасте частенько говорил: «Мама, хватит!» Локтионова объяснила смысл этой фразы из уст тинейджера.

«Всё, что происходит снаружи, напрямую, без обработки большими полушариями действует на эмоциональный болевой центр подростка. Любой косой взгляд, любое осуждение бьют в этот центр. Если в вашей фразе подросток услышит кусочек морали, то ребенок идентифицирует это как отчуждение. Тогда ребенок говорит: “Мама, хватит”. Но говорит он это не маме, а той боли, которую он в данный момент переживает», — сказала психотерапевт.

Двойное сосредоточение

Тишина и уединение дают звуковику возможность сосредоточиться, именно такие условия оптимальны для работы звуковой мысли.

Анальному звуковику аналитический тип мышления позволяет систематизировать информацию по мере поступления. Он все «раскладывает по полочкам», чтобы в нужный момент воспользоваться необходимыми данными, глубоко погружается в предмет изучения, старается учесть все детали и сделать аргументированные выводы.

Феноменальная память, присущая только представителю анального вектора, дает возможность хранить в уме большие массивы информации, запоминать и воссоздавать последовательность мыслей, формировать причинно-следственные связи и сопоставлять между собой самые разнообразные данные.

Абстрактное мышление звуковика и систематизированный аналитический подход обладателя анального вектора создают практически идеальную базу для применения данных свойств в науке. Перфекционизм носителя анального вектора, его стремление довести любое дело до конца в сочетании со звуковым поиском ответов, потребностью понять, осознать и докопаться до самой сути, до причин и истоков — те свойства, которые присущи самым гениальным ученым, осмелившимся выдвинуть самые смелые гипотезы и предоставить самые убедительные доказательства своей правоты, таким как Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Петр Капица и многие другие гении науки.

Подростки допоздна не спят и тяжело встают. Почему?

Подростковый период — это непростое время не только для головного мозга, но и для всего тела. Поэтому подросток часто может чувствовать себя как выжатый лимон в конце дня.

«Тело меняется, его трясет. Внутри происходят такие землетрясения. Кости растут, сосуды за ними не успевают, а нервные пути не успевают за сосудами. Поэтому очень важен режим дня и режим физических нагрузок», — отметила психотерапевт.

Ложиться рано не любит ни один подросток. Тем более ближе к ночи, когда уроки сделаны, начинается самое активное общение в соцсетях. В этом вопросе родителям надо установить рамки и попросить ребенка лечь в конкретное время.

«Можно сказать: “У тебя еще есть пять минут. Напиши самые важные слова. Закончи общение с самыми важными людьми”. Таким образом мы даем ориентир и просим вовремя лечь спать», — пояснила Локтионова.

Оказывается, именно с 22.00 до 1.00 в организме подростка происходит процесс миелинизации. Это формирование оболочки вокруг отростков нервных клеток.

«У подростков режим сна реально нарушен. Они вообще не хотят спать. Но это так не потому, что их соцсети будоражат. Причина в том, что мозг еще не замиелинизирован, нет потребности формировать эти оболочки. Поэтому наша задача — помочь ребенку сформировать привычку рано ложиться», — сказала психотерапевт.

В идеале тинейджер должен спать 10 – 11 часов. Очевидно, что в школьные дни не всегда есть такая возможность: дети допоздна делают домашку, а вставать нужно рано, чтобы без пробок добраться на занятия. В этом случае хотя бы в выходные подросток должен спать столько, сколько захочет, отметила Локтионова.

Проанализируйте ситуацию

Попробуйте отделить ваши чувства и страхи от фактов. Что на самом деле произошло? Что в поведении партнёра указывает на то, что он к вам остыл? Есть ли какие‑то реальные признаки?

Скажем, он объективно проводит с вами меньше времени: раньше вы каждый вечер общались после работы и по пятницам смотрели вместе сериалы, а теперь это сошло на нет. Или партнёр перестал обнимать вас и проявлять сексуальный интерес. Или стал раздражаться и грубить, чего раньше не было. Или часто пропадает где‑то, не объясняя причин, прячет телефон, когда вы заходите в комнату.

Такой анализ поможет разобраться, действительно ли есть тревожные звоночки или вам просто показалось. К тому же конкретные факты пригодятся вам при разговоре с партнёром.

Как оттащить ребенка от гаджетов?

Единственный вариант, как заставить подростка отложить гаджет, — предложить ему более увлекательное занятие. Важно осознавать, что дети постоянно видят в руках родителей телефоны и не понимают, когда взрослые просят их убрать. Зачем?

«Я могу забирать гаджеты у детей только если в состоянии что-то предложить взамен. Просто так сказать Антонине: „Тося, положи телефон, выйди из Instagram? Я говорила, конечно, но это не работает. Можно сколько угодно говорить. Это то же, что ты забираешь у него жизнь. Все равно, что она скажет: „Мама, ты сейчас с балкона спрыгни“. Ну как это? Это его жизнь, а ты это отбираешь», — рассказала Лазарева о том, как пыталась решить вопрос с гаджетами со своей 13-летней дочерью.

Но если ребенок нарушает какие-то семейные традиции (например, не идет ужинать со всей семьей), а вместо этого сидит в телефоне, надо проявить жесткость. Важно объяснить, что есть незыблемые правила, как и то, что солнце ежедневно всходит и заходит, объяснила психотерапевт. Точно так же ровно в 18.00 вся семья садится ужинать и без телефонов обсуждает прошедший день, например. Важны нормы, которые повторяются изо дня в день, поскольку они дают опору, отметила Локтионова.

Психотерапевт напомнила, что подростки всегда в штыки воспринимают родительские требования. Она объяснила, как именно нужно просить тинейджера о чем-то, чтобы повысить шансы на согласие.

«Знаете, как отличить, просите вы или требуете? Очень просто! Если вы внутри требуете и только делаете вид, что просите, то когда ребенок откажет, вы разозлитесь и скажете: “Ну тебя ни о чем нельзя просить”. А если вы просите, то допускаете возможность отказа. Тогда вы подумаете: “Отказался? Ну ладно, в следующий раз, может, согласится”», — сказала психотерапевт.

Возьмите паузу

Да, это очень непросто. Но если вы на эмоциях выскажете партнёру свои подозрения, то хорошо не будет ни вам, ни ему. Вдруг интуиция вас подводит и у человека есть другие причины для отстранённости: проблемы на работе, усталость, плохое настроение? Сил на проявления любви и заботы может просто не быть.

В этих случаях претензии точно не укрепят отношения. Так что лучше выдохнуть и хотя бы пару дней ничего не предпринимать. Занять себя работой или, наоборот, отдыхом: встретиться с друзьями, погулять, съездить в небольшое путешествие. Позвольте эмоциям немного остыть, это поможет посмотреть на происходящее более трезво.

Сейчас читают

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]